Сочинение по творчеству поэтов начала XX века 1 час
А. А. Блок (6 часов)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы»(возможен выбор других стихотворений).
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Письменный анализ поэтического текста
И. А. Бунин (5 часов)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо надо мной...», «Слово» (возможен выбор других стихотворений).
Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционныетемы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки»(произведения обязательны для изучения).
Рассказы о любви : «Темные аллеи»
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. " Исследование национального характера. "Вечные темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
Сочинение (домашнее) по творчеству И. А. Бунина.
А. И. Куприн (3 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет», «Олеся»(возможен выбор другого произведения).
Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерствопсихологического анализа.
Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
Сочинение (домашнее)
М. Горький (7 часов)
Жизнь и творчество.
«Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Три правды в пьесе. Проблема счастья. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.