Литературная игра по произведениям К. Чуковского
Тур «Кто есть кто»
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит (доктор), Бармалей (разбойник, людоед), Федора (бабушка), Каракула (акула), Мойдодыр (умывальник), Тотоша (крокодильчик), Цокотуха (муха), Барабек (обжора), Закаляка (выдуманное и нарисованное девочкой животное).
Тур «Вспомни сказку»
- Вспомни, какими словами оканчиваются строчки, и назови сказку.
Только вдруг из-за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает... (воробей).
А в Африке, а в Африке
На черной Лимпопо
Сидит и плачет в Африке
Печальный ... (гиппопо).
Я - Великий Умывальник
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок ... (командир).
Вдруг из подворотни -
Страшный великан,
Рыжий и усатый ... (таракан).
В Африке разбойник,
В Африке злодей
В Африке ужасный ... (бармалей).
Веселится народ –
Муха замуж идет
За лихого, удалого
Молодого ... (комара).
Тур «Он рычит, и кричат, и усами шевелит»
- Отгадай, о ком Чуковский написал эти стихотворные строки.
Крылышками помахала,
Стало море потухать —
И потухло. (Бабочка)
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной. (Мочалка)
Побежало по кустам,
По березовым листам. (Краденое солнце)
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она каблучками. (Ежа)
А когда управится,
Сядет у ворот –
Сказочку расскажет,
Песенку споет. (Курица)
Скушал сорок человек
И корову, и быка,
И кривого мясника. (Барабек)
Тур «Конкурс знатоков»
— Разгадай кроссворд по произведениям Чуковского, ты узнаешь, как называется первая сказка Чуковского. (Ответы. По горизонтали: Каракула, Таракан, Цокотуха, Кокоша, Мойдодыр, Медведь, Лимпопо, «Телефон». По вертикали: «Крокодил».)
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: К. Чуковский Глава из повести «Серебряный герб»
Цели:формирование навыков свободного высказывания по предложенным вопросам, составления характеристики героев; развитие речи, фантазии; воспитание чувства дружбы, товарищества.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Сообщение темы и целей урока
4. Чтение и анализ главы из повести «Серебряный герб»
Выразительное чтение главы учащимися «цепочкой».
Ответы учащихся на вопросы в учебнике, выборочное чтение.
Составление характеристики Тимоши.
Составьте словесный портрет Тимоши:
1) какие черты характера присущи мальчику? Подтвердите примерами из текста. (Застенчивый, пугливый, добрый, замечательный рассказчик, фантазёр.)
2) каким Тимоша представлял в рассказах своего отца?
3) о чём любил рассказывать мальчик?
Составление характеристики автора по вопросам, предложенным учителем:
1) как познакомились Корней и Тимоша?
2) как вы понимаете выражение «снисходительный слушатель»? (Нестрогий, терпеливый.)
3) как характеризует Корнея отношение к Тимоше?
4) как вели себя ребята в каламашке?
5) почему только в каламашке Корней и Тимоша могли говорить обо всём?
6) что объединило мальчиков в дружбе?
Составление плана рассказа.
Вместе с учителем четвероклассники составляют план рассказа, который будет вестись от имени Тимоши. Он может быть примерно таким:
1. Встреча Тимоши с Корнеем в первом классе.
2. Речь Тимоши.
3. Снисходительный слушатель.
4. Рассказы Тимоши.
5. Отец мальчика.
6. Встречи в каламашке.
7. Дружба в третьем классе.
8. Мальчики в пятом классе.
Пересказ текста (от имени Тимоши по записанному на доске плану).
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:прочитать главу из повести; подготовить рассказ о своём друге (подруге): описать его внешность и черты характера с примерами из школьной жизни.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
Цели:знакомство учащихся с биографией писателя; развитие памяти, воображения, мышления; расширение словарного запаса; воспитание высоких нравственных принципов.
Организационный момент