Проведите операцию отрицания понятий, укажите несколько примеров понятий, которые войдут в объем их дополнений. В скобках указан универсум
Контрольная работа по логике
По теме «Понятие».
Вариант 3.
1. Привести примеры понятий, находящихся в следующих отношениях:
2. Изобразите в одной схеме следующие четверки понятий:
A — рыба
B — щука
C — хищная рыба
D — морская рыба
Продолжить операцию обобщения.
Пример: Орден Андрея Первозванного - орден – награда
а)Государственный военно-исторический музей А.В.Суворова... б)князь А.Меншиков; в) Крепость Ниеншанц; г) Полтавская битва; д) Б.К.Растрелли.
4. Указать по возможности большее число понятий, равнообъемных следующему: автор романа «Евгений Онегин»
Пример: понятия, равнообъемные понятию "город, основанный в 1703 году Петром Первым" — "Петроград", "Питер", "Северная столица" и т.д.
Проведите операцию отрицания понятий, укажите несколько примеров понятий, которые войдут в объем их дополнений. В скобках указан универсум.
а) хищник (живые существа)
б) прямоугольник (геометрические фигуры)
в) тупоугольный треугольник (треугольники)
г) суббота (дни недели)
6. Установите, какие правила нарушены в следующих определениях:
а) Собака — друг человека;
б) Собака — животное, используемое человеком для охоты;
в) Окружность есть совокупность точек равноудаленных от центра
г) Кит — это великолепное животное, испускающее красивые фонтаны.
7. Определите, какие из следующих понятий являются относительными, а какие – безотносительными:
деление
соратник
8. Определите, произведена ли операция ограничения понятия:
среднее учебное заведение – гимназия
автомобиль – руль
9. Укажите общее понятие для понятий "Юго-восточная Азия" и "Средняя Азия".
регион Азии
Азия
10. Можно ли рассматривать второе понятие в следующих парах как результат обобщения первого?
чашка – чайный сервиз
институт – вуз
11. Определите, произведено ли последовательное многоступенчатое ограничение в обоих случаях?
Украина – Киевская область – Киев
факультет университета – гуманитарный факультет университета – исторический факультет МГУ
12. Определите, какие из следующих понятий являются логически пустыми, а какие – лишь фактически пустыми:
мост через Атлантический океан
тупоугольный равносторонний треугольник
13. Определите, какие из следующих понятий являются единичными, а какие – общими:
демократия
имя существительное
январь
крупнейшая библиотека России
14. Определите, какие из следующих понятий являются положительными, а какие – отрицательными.
противоядие
несобирательное понятие
15. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:
гласная буква, буква, буква А, буква Б, знак
–
16. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:
офицер, моряк, спортсмен, капитан, рядовой, военный
17. Являются ли совместимыми понятия «компьютер» и «диск»?
18. Установите объем и содержание понятия «объем».
19. Дайте определение понятию «определение».
20. Произведите деление понятия «понятие».