Принципы и цели государственного регулирования в СКСиТ. Гос. регулирование тур деятельности в РФ

– это деятельное проявление гос. активности, устанавливающее посредством правовых норм благоприятные правовые, организационные и экономические условия для участников общественных отношений в сфере туризма. Принципы гос. регулирования:1. содействие тур деятельности и создание благоприятных условий для ее развития. Государство в лице уполномоченных органов (Министерство экономического развития и торговли РФ – в Москве, а в Екатеринбурге – Министерство по ф.к., спорту и туризму Свердловской области) оказывает всестороннее содействие туризму.2. определение и поддержание государством приоритетных направлений тур деятельности (это внутренний, въездной, социальный, самодеятельный туризм). Например, УФМС – открытие виз иностранцам.3. формирование представления о РФ, как о стране благоприятной для туризма (иностранные филиалы).4. осуществление поддержки и защиты рос. туристов, туроператоров и турагентов (право обратиться в суд). Цели гос. регулирования:1. обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.2. охрана окружающей природной среды.3. развитие тур. индустрии4. создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование, оздоровление туристов. Способы гос.регулирования тур. деятельности: - Правовые(создание нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере тур. индустрии; защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности; установление правил въезда в РФ и выезда из РФ и пребывание на территории РФ; налоговое и таможенное регулирование).- Организационные(содействие кадровому обеспечению тур. деятельности; содействие участию рос. туристов, туроператоров и турагентов в международной тур. программе).- Экономические(содействие в продвижении турпродукта на внутреннем и мировом туррынке; прямые бюджетные ассигнования на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма; развитие научных исследований в тур. индустрии). Источники правового регулирования:Конституция РФ (гарантирует единство экономического пространства, перемещение услуг, свободу экономического пространства; П.1 СТ.24."каждый, кто законно находится на территории РФ имеет право свободного передвигаться и выбирать место своего прибивания"; П2.СТ.24."каждый м/т свободно выезжать за пределы РФ, а также гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ"; СТ.37."каждый имеет право на отдых"). законы РФ или федеральные законы. Закон- это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и обладающий после конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Основной закон в туриндустрии ФЗ "Об основах ТД в РФ" от 03.12.1996. определяет принципы гос политики, направленной на установление правовых основ единого тур рынка в РФ. А также регулирует отношения граждан при реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет прядок рационального использования тур ресурсов в РФ.

ТД регулируется и другими ФЗ: гражданский кодекс РФ 9часть 1, 2); ФЗ О порядке въезда в РФ, выезда из РФ"; ФЗ "О государственной границе";ФЗ "О сертификации продукции и услуг"; "О защите прав потребителей"; "Об охране окружающей среды"; "О страховании"; "О валютном регулировании и контроле"; "О международных договорах"; "О рекламе". Указы президента РФ( Являются подзаконными актами и не должны противоречить конституции РФ и ФЗ. Например, указ президента "О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ"). постановления правительства РФ( Не должны противоречить Конституции, ФЗ, указам президента. В 2002: "О лицензировании ТО и ТА деятельности" Утвердило следующие положения: положения о лицензировании ТА и ТО деятельности). акты центральных органов исполнительной власти РФ( Центральными органами являются министерства, ведомства, госкомитет. Они издают инструкции и постановления, кот не должны противоречить Конституции, ФЗ, указам президента, постановлениям правительства РФ). Нормативные акты, принимаемые на уровне субъектов РФ ( республиканские законы, акты президентов республик, областей, автономных округов, автономных областей и городов Москва и С-Пб). Нормативные акты органов местного самоуправления и соответствующих местных администраций, т.е. локальные нормативные акты (на местах). Постановление главы города Екатеринбурга "О создании управления санаторно-курортных и оздоровительных предприятий Свердловской области". Нормативные акты бывшего СССР, если они не противоречат законодательству РФ

66. Туризм как интегративный социально-культурный хозяйственный комплекс.

Туризм– это совок-ть связей, отнош-й и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания в местах , отличных от их пмж и не связанных с труд.деят-ю.

Туризм -времен.выезды или пут-я граждан РФ, иност.граждан и лиц без граж-ва с пмж в лечебно-оздор., рекреацион., познават., деловых и иных целях без занятия оплачиваемой деят-ю в стране/месте времен.пребывания. Менее 24 часов - экскурсия, от 24 часов до 1 года без права осуществления трудовой деятельности - туризм.

1. Гостиничные предприятия:

Ключевая функция любого предприятия – предоставление ночлега. Гостиничные услуги – комплекс услуг, предоставляемых клиентам учреждений гостеприимства. Подразделяются на основные и дополнительные. В числе обязательных гостиничных услуг, согласно Правилам предоставления гостиничных услуг, входят услуги проживания и питания. Особенность гостиничных услуг в том, что их можно оценить только после предоставления, их нельзя сохранять или консервировать. Поэтому оказание услуг по предоставлению питания – это не основная функция, Питание – как отрасль входит в гостиничную услугу, но может быть и отдельной услугой.

Типы гостиниц: курортные, транзитные, целевые, городская, кемпинг, мотель- на дороге, ботель- на берегу, хостес-общеж-е.

Койко-место- площадь со спальным местом.

Номер- помещение, состоящее из одного или нескольких мест проживания и помещение, оборудованное по опред.категориям.

2. Классификация предприятий питания: Питание может организовываться в отеле или отдельно. Ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. Ключевая функция: удовлетворение биологических потребностей человека к пище, питание предоставляется в готовом виде и вне дома. Типы питания: BB, HB,FB,RO,AL.

3.Транспортный сегмент – отрасль, занятая осуществлением перевозки пассажиров и грузов. Делится по видам транспорта: автомобили; ж/дорожный; воздушный; водный, который включает в себя речной и морской; авиационный (рейсы и Чартер – договор м/у владельцами транспортного ср-ва (теплохода, самолета, автобуса) и фрахтователем (нанимателем) на аренду всего транспортного средства или его части на определенный рейс или срок.); автобусный.

4. Туроператоры и турагенты. Турагентская деятельность – «деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем» (з-н «об основах туристской деятельности в РФ» от 3.12.1996 г. Приложение №1). Включает 2 вида деятельности: продвижение и реализацию туристского продукта, суть которых сводится к функции посредством между туроператором и туристом – конечным потребителем туристского продукта.

Туроператорская деятельность – «деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем» (з-н). Туроператорская деятельность включает 3 вида деятельности: формирование, продвижение и реализацию туристского продукта.

Туро-ры м.б. инициативными- это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или с туристскими организациями. и рецептивными- это туроператоры на приеме, то есть комплектующие туры и программы обслуживания туристов с использованием прямых договоров с поставщиками услуг.

Схемы связи: 1) агент может действовать от имени оператора- названный принципал. 2) Агент продает туры от своего имени, ответ-ть несет агент, но передает оператору- неназванный принципал. 3) агент может дополнять пакет своими услугами, ответ-ть несет агент- нераскрытый принципал.

Оператор-турист

Оператор- агентство-турист

Оператор-предст-во-агентство-турист

Оператор-агентсво-пред-во-турист

Оператор-агентство-субагенты-турист

5. Экскурсионное обслуживание

Экскурсия- изучение действительности, через аудио- визуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности при помощи экскурсовода.

Виды: обзорные, паломнические, экологические, этнографические (быт, культура).

Досуговые предприятия

1. Гостиничные предприятия

Ключевая функция любого предприятия – предоставление ночлега. Гостиничные услуги – комплекс услуг, предоставляемых клиентам учреждений гостеприимства. Подразделяются на основные и дополнительные. В числе обязательных гостиничных услуг, согласно Правилам предоставления гостиничных услуг, входят услуги проживания и питания. Чаще всего отели предлагают своим гостям воспользоваться услугами предприятий питания (бара, ресторана, кафе, фитобара), продуктов, сувенирного магазинов, торговых автоматов. Провести свободное время на дискотеке, в казино, ночном клубе, зале игровых автоматов, зале видеоигр, бильярдной. Для любителей активного отдыха отели предлагают услуги сауны, массажной, бассейнами (открытыми, закрытыми, детскими), спортзалы, детские площадки, мини-гольф, тренажерный зал, пляж, волейбол, а также оборудование для водного и подводного видов спорта. К услугам деловых людей предоставляются: зал совещаний, концертный зал, бизнес центр, факс, телефонная связь. Особенность гостиничных услуг в том, что их можно оценить только после предоставления, их нельзя сохранять или консервировать. Поэтому оказание услуг по предоставлению питания – это не основная функция, Питание – как отрасль входит в гостиничную услугу, но может быть и отдельной услугой.

2. Классификация предприятий питания: Ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. Ключевая функция: удовлетворение биологических потребностей человека к пище, питание предоставляется в готовом виде и вне дома.

3.Транспортный сегмент – отрасль, занятая осуществлением перевозки пассажиров и грузов. Делится по видам транспорта: автомобили; ж/дорожный; воздушный; водный, который включает в себя речной и морской; авиационный (рейсы и Чартер – договор м/у владельцами транспортного ср-ва (теплохода, самолета, автобуса) и фрахтователем (нанимателем) на аренду всего транспортного средства или его части на определенный рейс или срок.); автобусный.

4. Туроператоры и турагенты как субъекты туристской деятельности. Туристская деятельность – «туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий» (з-н), т.е специфическая разновидность сервисной, и в частности социокультурной, деятельности, нацеленная с одной стороны, на реализацию людьми своих потребностей в активном отдыхе и в туристских путешествиях, с другой – на организацию этих путешествий и предоставление потребителям в связи с этим множества предметов, продуктов и услуг разнообразного типа, вида и качества. Субъектом туристской деятельности могут выступать также органы государственной и муниципальной власти, осуществляемые политику в области туризма.

Турагентская деятельность – «деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем» (з-н «об основах туристской деятельности в РФ» от 3.12.1996 г. Приложение №1). Включает 2 вида деятельности: продвижение и реализацию туристского продукта, суть которых сводится к функции посредством между туроператором и туристом – конечным потребителем туристского продукта.

Туроператорская деятельность – «деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем» (з-н). Туроператорская деятельность включает 3 вида деятельности: формирование, продвижение и реализацию туристского продукта.

5. Индустрия развлечений

В настоящее время наряду с экономической природой все более отчетливо обнаруживает себя социокультурная сущность туризма: туризм осознается как одна из функциональных сфер культуры, элемент и средство культуры, фактор влияния на культуру. Социально-культурная природа туризма обнаруживает себя в том, что туризм рассматривается как социокультурная деятельность, способствующая развитию всех аспектов, связанных с культурой. Туризм воздействует на человека, формируя в нем навыки и умения общения, потребления культурных ценностей. Его можно рассматривать как одну из форм культурологического образования, так как он способствует изучению культур, традиций различных народов и взаимопониманию между ними.

Необходимо создавать туристкие зоны- реконструкция траспортных сети, реконструкция и рестоврация к показу достопримечательностей, создание пешеходных зон, рекламо-инф насыщение зон, развитие телекоммуник. И тур инфраструктуры.

67. Планирование потребности в персонале и подбор персонала в СКС и Т.

- это процесс определения количества потенциальных сотрудников необходимых для эффективной деятельности организации. Планирование персонала состоит в том, чтобы в нужное время предприятие имело в распоряжении необходимую рабочую силу соответствующую потребностям количества и качества производимого товара/услуги.

Включает в себя следующие этапы:

1.обнаружение потребности в персонале;

2.поиск персонала;

3. планирование применения персонала;

4. планирование развития персонала;

5. планирование высвобождения персонала.

Подбор персонала - рассматривается как функция управления и начинается с выбора критериев оценки личности и работы с претендентами. Критерии включают: характеристика профессиональных навыков; нормы поведения. Подбор персонала зависит от внешних и внутренних факторов и при его осуществлении требования к кандидату на имеющуюся вакансию, чтобы привлечь подходящих квалифицированных работников для последующей оценки и приема на работу. Для правильного подбора персонала важно установить виды работ и подобрать людей имеющих нужную, для качественного выполнения обязанностей, квалификацию. Процедура подбора персонала предполагает использование внутреннего и внешнего рынков рабочей силы: анализ резюме, очная встреча.

Внутренний поиск базируется на системе развития кадров, те перевода работника на более высокую должность.

"+" возможность сплочения, незначительные расходы, знание производства, знание сотрудников и их возможностей, быстрое замещение должности.

"-" уменьшение уровня выбора, большие расходы на повышение квалификации, разочарование среди коллег.

Внешний рынок

"+" большая возможность выбора, новые импульсы для предприятия, поступающий приносит опыт и знания другого предприятия.

"-" большие расходы при наборе, отрицательное воздействие на климат, затрачивается время на испытательный срок, нет знаний производства, замещение должности требует большой затраты времени.

Оценка персонала предполагает установление соответствия деловых и личностных качеств претендентов требованиям должности. Методы оценки персонала:

1) прогностические методы. Используются при анализе анкетных данных, письменных и устных характеристик, мнений и отзывов руководителей, коллег по работе, а также личные беседы и психологические тесты.

2) практические методы, определяют пригодность работника к выполнению служебных обязанностей на основе его практической работе.

3) имитационные методы, когда претенденту предлагается решить конкретные задачи, после чего происходит оценка свойств и качеств личности.

Система оценки включает следующие критерии:

1. количество труда (оценивается результативность, интенсивность труда и количество затрат времени)

2. качество труда (доля ошибок)

3. отношение к труду (определение инициативности, возможность выдержать большие нагрузки, приспособляемость)

4. тщательность в работе (отношение к средствам производства, оптимальное использование сырья и материала)

5. готовность к сотрудничеству внутри предприятия.

Развитие персонала- это комплекс мероприятий направленных на повышение уровня знаний и их желания трудиться. Главными элементами развития персонала явл профессиональное обучение, кот происходит на рабочем месте. Переподготовка дает общие знание, выходящие за рамки узкопрофессиональных и происходит во вне предприятия. Профессиональное обучение делиться на:

1) первичное;

2) повышение квалификации;

3) дополнительное образование.

Профессиональное развитие работников д/о иметь систему на основе кот разрабатывается кот включает:

1. информационное мероприятия о новшествах вводимых на предприятии.

2. занятия по стандартам предприятия

3. тренинги (психологические и профессиональные)

4. занятия по безопасности.

5. перекрестные тренировки, программы обмена

6. индивидуальные мероприятия.

Наши рекомендации