Формирование законодательной базы для успешной деятельности музеев-заповедников
Для музеев-заповедников в силу их комплексности и особенностей формирования и развития законодательная база оказалась совершенно не разработанной. Музеи-заповедники как учреждения культуры музейного профиля законодательно не установлены. Урегулирование правоотношений на территориях музеев-заповедников между различными субъектами деятельности с учётом приоритетов сохранения и развития историко-культурных территорий не нашло отражения ни в одном из законодательных актов.
Разработка настоящей стратегии предполагает необходимость формирования новой законодательной базы, соответствующей нынешнему этапу социально-экономического развития страны. Это должно обеспечить, с одной стороны, дальнейшее развитие действующих в настоящее время музеев-заповедников, а также создание перспективной системы достопримечательных мест и организуемых на их базе историко-культурных заповедников и вновь создаваемых музеев-заповедников.
Для этого необходимо:
– принятие нормативных правовых актов, необходимых для отнесения к охраняемым объектам культурного наследия достопримечательных мест («Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации» и «Положение о государственной историко-культурной экспертизе»);
– принятие нормативного правового акта «Порядок организации историко-культурного заповедника федерального значения, его границы и режим его содержания», определенного Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 г.).
Принятие указанных нормативных правовых актов позволит создать базу для организации особо охраняемых историко-культурных территорий с последующим учреждением на этих территориях музеев-заповедников.
Для введения в правовое поле таких учреждений культуры, как музеи-заповедники, необходимо внести изменения в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Это позволит отнести деятельность музея-заповедника, обеспечивающую сохранность, восстановление, изучение и публичное представление целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционной исторической (культурной и природной) среде, к музейной деятельности.
Для обеспечения сохранности границ действующих музеев-заповедников и режимов содержания их территории необходимо принять соответствующие нормативные правовые акты об отнесении территории существующих музеев-заповедников к историко-культурным заповедникам, об установлении их границ, режимов содержания, охраны и использования, обеспечивающих сохранение целостных историко-культурных и природных комплексов.
Подобно существующей практике в сфере охраны природного наследия необходимо создание системы особо охраняемых историко-культурных территорий как важной составляющей охраны культурного наследия. В рамках этой системы историко-культурные заповедники и музеи-заповедники в отношении друг к другу следовало бы рассматривать как различные организационно-правовые формы особо охраняемых историко-культурных территорий.
Историко-культурные заповедники целесообразно определить как территории с особым правовым режимом содержания, на которых обеспечивается сохранение, изучение и публичное представление достопримечательного места с расположенными на данной территории памятниками и ансамблями, составляющими целостный историко-культурный и природный комплекс. В состав историко-культурного заповедника могут входить зоны охраны объектов наследия, иные объекты недвижимости, включая лесные и сельскохозяйственные угодья, поселения, водные объекты. Таким образом, историко-культурный заповедник может рассматриваться как особо охраняемая историко-культурная территория. Музей-заповедник следует рассматривать как организационно-правовую форму учреждения, обеспечивающего сохранение и использование наследия историко-культурного заповедника (историко-культурной территории).
В целях обеспечения деятельности по формированию системы достопримечательных мест и историко-культурных заповедников следует рекомендовать субъектам Российской Федерации включить имеющиеся на их территории достопримечательные места в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Одновременно следует внести соответствующие поправки в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», позволяющие отнести историко-культурные заповедники и территории действующих музеев-заповедников к особо охраняемым природным территориям. Существование и специфика достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников должно быть отражено в Земельном кодексе Российской Федерации, Лесном кодексе Российской Федерации, Водном кодексе Российской Федерации и Градостроительном кодексе Российской Федерации. Суть поправок, вносимых в эти кодексы, должна заключаться в регулировании деятельности, обеспечивающей охрану и использование достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и территории музеев-заповедников. Особое внимание в этих законодательных актах должно быть уделено реализации комплексного подхода к охране объектов культурного наследия, к сохранению целостной историко-культурной и природной среды.
Необходимо учитывать комплексную деятельность музеев-заповедников по обеспечению сохранности находящихся в их ведении объектов культурного наследия. Эта деятельность включает ремонтно-реставрационные, природоохранные, лесохозяйственные, мелиорационные и другие работы, необходимые для восстановления исторического облика территории музеев-заповедников, а также производственную деятельность по возрождению традиционного усадебного хозяйства, бытовавшего в усадебных комплексах (садовое, парковое, прудовое хозяйство, коневодство, пчеловодство и пр.), возрождение традиционных промыслов в местах их бытования, осуществление экскурсионного и туристского обслуживания и др.
Эти виды деятельности должны рассматриваться как основные для музея-заповедника, направленные на сохранение культурного наследия. Затраты на их осуществление должны также включаться в финансирование основной деятельности (подобно тому, как финансируются реставрационные работы на движимых и недвижимых объектах культурного наследия, находящихся на балансе и в оперативном управлении музея-заповедника).
Для повышения контроля за состоянием расположенных на территории музеев-заповедников объектов культурного и природного наследия, для нормативного правового урегулирования взаимоотношений администраций музеев-заповедников и хозяйствующих субъектов на территории музеев-заповедников необходима тесная взаимосвязь с федеральными органами исполнительной власти по охране объектов культурного наследия и окружающей природной среды. Целесообразно в этой сфере наделить администрации музеев-заповедников теми же правами, которые предоставлены государственным природным заповедникам и национальным паркам. Представляется целесообразным урегулировать этот вопрос в рамках деятельности Правительственной комиссии по административной реформе.
В связи с необходимостью законодательного и нормативно-правового урегулирования туристской деятельности на территории музеев-заповедников необходимо внести соответствующие поправки в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
В то же время сами музеи-заповедники требуют значительных материальных вложений как в период их создания, так и для осуществления ими своих функций. Эта помощь необходима для формирования штатов музейных работников и первоначального материального обеспечения музея-заповедника как организации культуры, для проведения реставрационных работ на объектах наследия, охранных мероприятий, проведения научных исследований. Государственная поддержка важна также для привлечения малого и среднего бизнеса, создания социальной и производственной инфраструктуры музеев-заповедников.
Государственная поддержка может осуществляться прямо или косвенно. Прямое финансирование должно обеспечиваться за счет средств, предусматриваемых в бюджетах всей уровней. Необходимо предусмотреть в бюджетах всех уровней целевые средства на поддержание и развитие деятельности существующих музеев-заповедников и создание новых. Объем финансирования должен осуществляться на основании программ развития музеев-заповедников и на базе федеральных и региональных планов формирования общероссийской сети музеев-заповедников.
В федеральном бюджете на 2006 год заложено выделение 800 млн. руб. на содержание федеральной сети музеев-заповедников. Эти средства не в полной мере учитывают перспективные планы их развития, обеспечение современным оборудованием, необходимые реставрационные мероприятия, затраты на проведение землеустройства территорий музеев-заповедников и пр. В перспективе необходимо, по меньшей мере, двукратное увеличение выделяемых на эти цели средств.
Целесообразно предусмотреть федеральные целевые средства на дальнейшее развитие сети музеев-заповедников в различных регионах страны (проведение научных обоснований и разработка концепций создания новых объектов, помощь в проведении первоочередных реставрационных работ, финансирование первоначальных мероприятий). Без осуществления федеральной поддержки создания музеев-заповедников их формирование в различных регионах страны будет затруднено.
С учётом сложности современной социально-экономической ситуации и, принимая во внимание необходимость одновременного решения ряда социальных проблем и программ, необходимо расширять возможности финансирования музеев-заповедников за счет внебюджетных источников.
Специальное внимание надо уделить вопросам получения музеями-заповедниками налоговых льгот, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Следует законодательно утвердить, что деятельность музея-заповедника по сохранению и возрождению культурных ландшафтов, сельскохозяйственные работы, направленные на возрождение традиционного природопользования и исторических форм ведения сельского хозяйства в границах музея-заповедника, а также производственная деятельность по возрождению исторических промыслов и производств, присущих данной территории, должны учитываться в рамках основной деятельности музея-заповедника и не учитываться как предпринимательская. Важно подчеркнуть, что возрождение ландшафтных особенностей, традиционного природопользования, исторического хозяйства для музеев-заповедников является неотъемлемой задачей сохранения культурного наследия наряду с реставрацией архитектурных памятников и сохранением мемориальных деталей внутреннего убранства или самого исторического места.
Необходимо внедрение прямых экономических механизмов, способствующих активной помощи физических и юридических лиц, участвующих в сохранении и реставрации объектов культурного наследия. В первую очередь следует внести в налоговое законодательство иную шкалу налогообложения (как это существует во многих странах мира) на инвестиции, связанные с реставрационными работами, с деятельностью по возрождению традиционных промыслов и производств, на дарения и пожертвования учреждениям культуры, в том числе музеям-заповедникам.
Важным механизмом расширения сети музеев-заповедников в различных регионах страны может стать разработка механизма кредитования на первоочередные мероприятия по созданию музеев-заповедников (в рамках целевого финансирования, либо венчурных фондов, либо иного механизма). Размер этого кредита может быть рассчитан, исходя из примерного стандартного набора мероприятий по созданию музея-заповедника: первоначальных реставрационных работ, формированию небольшого штата сотрудников, проведения научных исследований и разработки концепции развития, материальному обеспечению деятельности музея-заповедника. Предварительные расчеты показывают, что размер этого кредита на двух-, трехлетний период первоначального становления может составлять 3,5-5 млн. руб. Следует разработать порядок предоставления подобного целевого кредита под государственные гарантии для регионов или муниципалитетов, которые намерены реализовать планы создания музеев-заповедников. Возможен вариант возврата кредита, при котором сумма погашения будет сокращаться при достижении музеем-заповедником определенных целевых показателей (например, посещаемости).
Возможно выделение средств на сохранение и восстановление объектов наследия за счет отчислений от доходов туристских фирм (как в целом по стране, так и в субъектах федерации). Сотрудничество со сферой туризма является главным механизмом превращения культурно-просветительного потенциала музеев-заповедников в экономический ресурс.
Действующее законодательство позволяет иметь музеям-заповедникам дополнительные источники финансирования за счет собственной деятельности. Являясь некоммерческими организациями, они могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если она соответствует уставным задачам и целям сохранения культурного наследия. К их числу должны относиться средства, получаемые:
– от реализации платных услуг в сфере культурно-просветительской, издательской, научной, туристской и рекреационной деятельности, а также в сфере возрождения исторических видов хозяйствования и природопользования, традиционных промыслов;
– суммы административных штрафов и других платежей, взыскиваемых администрацией музея-заповедника с нарушителей культуроохранного и природоохранного законодательства;
– средства, получаемые в качестве арендной платы от юридических или физических лиц за использование недвижимых объектов культурного наследия или земельных участков в целях обеспечения культурно-просветительных, туристско-рекреационных программ музея-заповедника и программ по возрождению традиционного хозяйства и природопользования.
При расширении сети музеев-заповедников в стране и в процессе формирования значительного их разнообразия необходимо создание методических центров историко-культурного заповедного дела. Такие центры должны отразить специфику охраны наследия, осуществление заповедных работ, а также деятельности по использованию наследия в каждом из типов охраняемых культурных территорий (это должны быть, например, методические программы сохранения археологического наследия и археологических ландшафтов, программы работ по выявлению и сохранению полей исторических сражений, методики выделения зон охраны усадебных комплексов и территорий исторических поселений и пр.). Подобные центры могут быть созданы на базе научных учреждений или на базе ведущих музеев-заповедников в рамках того или иного типа (поле исторического сражения, музей-усадьба, исторический город, этнографический музей-заповедник и пр.).
В реализации стратегии формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации выделяются два основных этапа.
На первом этапе (в период до 2012 года) предполагается:
- сформировать необходимую законодательную базу, отвечающую потребностям деятельности музеев-заповедников в современных социально-экономических условиях. Для этого следует внести изменения в федеральное законодательство, позволяющее ввести в правовое поле музеи-заповедники как учреждения культуры, и принять нормативные правовые акты, позволяющие создать базу для организации особо охраняемых историко-культурных территорий с последующим учреждением на этих территориях музеев-заповедников;
- решить вопросы по определению территории, установлению границ, определению режимов содержания земель музеев-заповедников и обеспечению их сохранности;
- сформировать систему мероприятий на всех уровнях государственной власти и в рамках муниципального самоуправления по экономической поддержке существующей сети музеев-заповедников и созданию новых учреждений;
- создать примерно 50 новых музеев-заповедников в различных субъектах Российской Федерации на базе сформированных ранее предложений и проведённых научных и проектных обоснований.
На втором этапе (до 2015 года) предполагается:
- создать систему историко-культурных заповедников и музеев-заповедников во всех субъектах Российской Федерации;
- обеспечить должное разнообразие типов музеев-заповедников, отвечающее потенциалу культурного наследия народов Российской Федерации;
- способствовать развитию музеев-заповедников в центры культурного, туристского и социально-экономического развития российских регионов.
Реализация намеченной стратегии приведет к укреплению уже существующей системы музеев-заповедников и ее дальнейшему развитию. Предполагается к 2015 году увеличение сети этих учреждений примерно в 2,5 раза и ее распространение на все субъекты Российской Федерации. Развитие системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в перспективе явится основой формирования сети особо охраняемых историко-культурных территорий, обеспечивающих комплексную охрану и эффективное использование объектов культурного наследия Российской Федерации (подобно существующей практике в сфере охраны природного наследия). Эта политика должна рассматриваться как важная составляющая в рамках реализации задачи обеспечения устойчивого развития страны.
Музеи-заповедники станут основой «культурного каркаса», своеобразными социально-культурными опорными центрами, которые смогут решать вопросы как эффективной охраны наследия, так и социального обслуживания местного населения. Эти опорные центры призваны улучшить ситуацию в сфере культуры, обеспечить реальную преемственность народной культуры; они будут способствовать сохранению многообразия проявления местных традиций, развитию самобытности различных территорий. Музеи-заповедники способны взять на себя методические функции по развитию культуры и охраны наследия соседних сельских регионов, способствовать развитию образования, решения социальных проблем.
В приложениях 1-6 на основании предложений регионов, рекомендаций учёных и специалистов, занимающихся проектированием в сфере культуры, предлагается перечень перспективных территорий для образования историко-культурных заповедников и музеев-заповедников различных видов.
Создание музеев-заповедников в различных регионах страны позволит и существенно увеличить поток культурно-познавательного туризма, привлечь зарубежных туристов к посещению нашей страны. В целом за счет создания новых предпосылок для туристских путешествий в связи с формированием сети музеев-заповедников ожидается увеличение объемов внутреннего туризма в 1,8-2,1 раза.
Музеи-заповедники смогут обеспечить занятость до 40 тыс. человек в своей сфере, будут созданы предпосылки для формирования примерно 200 тыс. рабочих мест в других учреждений сферы обслуживания и материального производства. Развитие сети музеев-заповедников создаст возможность активизации экономической деятельности примерно в 150 малых и средних городах и в сельских районах, которые в настоящее время находятся в депрессивном состоянии.
Общей задачей стратегии является сохранение историко-культурного наследия Российской Федерации как уникального феномена общемирового значения. Культурное наследие должно рассматриваться как фундаментальная категория, как основа развития личности и формирования новых поколений, оно должно стать источником духовного развития и знаний о русской культуре не только для будущих поколений россиян, но и для всего мирового сообщества.
Очень важно понять, что сохранение и использование культурного наследия это важнейший ресурс социального и экономического развития. Для многих регионов страны, для небольших исторических поселений именно культурное наследие может стать своеобразной отраслью специализации, которая окажет стимулирующее воздействие на их экономику, будет способствовать активному развитию хозяйства и повышения уровня жизни.
Реализация данной стратегии откроет перед российскими регионами новые социальные и экономические перспективы, поможет дальнейшему развитию сферы культуры и образования, развитию инфраструктурного комплекса исторических городов и поселений, позволит создать новые интересные возможности развития туризма, будет способствовать трудоустройству, общему улучшению среды и уровня жизни. В целом, осуществление данной стратегии позволит России играть достойную роль в системе историко-культурных регионов мира.