Bishop Lamont (Бишоп Лэмонт)
Пол Эдвардс
КАК ЧИТАТЬ РЭП
Оглавление
Интервью с автором.... 7
от переводчика.. 12
Предисловие... 14
Введение... 15
Часть I Содержание.. 17
1 Тематика... 18
Жизненная тематика.. 19
Вымышленные сюжеты... 21
Неоднозначная тематика.. 22
Сознательный рэп.. 25
Клубная/Развлекательная тематика.. 28
2 Способ изложения... 30
Бахвальство/Баттловая форма.. 31
Концептуальная форма.. 34
Повествовательная форма.. 36
Абстрактная форма.. 38
Юмористическая форма.. 39
3 Выразительные средства.. 41
Образность.. 42
Сравнения, метафоры и аналогии.. 43
Сленг.. 45
Игра слов.. 47
Панчлайны... 48
Часть II Флоу... 50
4 Что такое флоу... 51
Схема флоу.. 53
Доли и такты... 54
Слоги и ударения.. 56
Согласованность с битом... 57
Цезура.. 58
Нерегулярные такты... 59
Важность схемы флоу.. 59
Дополнительные примеры... 61
5 Рифма... 64
Полная рифма.. 65
Ассонанс (рифмование гласных) 66
Аллитерация и консонанс.. 67
Составные (многосложные) рифмы... 68
Сочинение рифм... 71
6 Строфика... 73
Схемы рифмовки.. 75
Добавочные рифмы... 79
Число рифм в такте.. 79
Расстановка рифм... 81
7 Ритмика... 85
Сочинение ритмов.. 86
Схема ритмического рисунка.. 88
Примеры ритмических рисунков.. 90
Цезура.. 96
Часть III Композиция... 99
8 Процесс сочинения... 100
Сбор информации.. 101
Способы фиксации текста.. 104
Места для сочинения.. 112
Удобное время.. 115
Временные затраты... 116
Сочинение за один присест и по частям... 119
Постоянство метода.. 121
9 Биты и фристайл... 122
Сочинение под бит и без него.. 122
Выбор битов.. 126
Чтение рэпа и продюсирование.. 128
Фристайл.. 131
10 Организация, редактура и выбор текста... 134
Организация трека.. 134
Редактирование текста.. 142
Выбор текста.. 144
Выбор сингла.. 146
11 Сочинение в соавторстве.. 150
Работа в группе.. 151
Гостевые куплеты и разовое сотрудничество.. 156
Фантомное авторство.. 159
Участие продюсера.. 162
Часть IV Подача... 166
12 Вокальные приёмы.... 167
Дыхание.. 167
Дикция.. 170
Манера.. 172
Забота о голосе.. 179
13 Работа в студии... 181
Чтение с листа и заучивание.. 182
Репетиция текста.. 185
Организация дыхания.. 186
Черновой вокал.. 187
Число тейков.. 188
Запись тейками.. 189
Бэки и адлибы... 193
Дальнейшая редактура текста.. 193
Советы продюсера.. 195
14 Живое выступление.. 197
Уверенность и артистизм... 199
Работа с микрофоном и аппаратура.. 200
Работа с аудиторией.. 200
Спонтанность, импровизация и фристайл.. 204
Дополнительная программа.. 205
Работа с напарником, диджеем или группой 206
Заимствование опыта.. 206
Репетиции.. 207
Эпилог.. 211
Интервью с автором
провёл pj smith
Имя Пола Эдвардса вы вряд ли когда-либо слышали, и взглянув на него, вы не опознаете в нём того, кто имеет отношение к искусству рифмовки, однако раздробив более сотни интервью с наиболее влиятельными эмси наших дней, подземными чтецами и отцами-основателями рэпа, на золотые песчинки информации, он сумел составить книгу, от которой любой поклонник хип хопа, будь то амбициозный начинающий “мастер церемоний” или просто пытливый читатель, получит несомненное удовольствие. Как она называется? Конечно же “Как читать рэп”.
Пол Эдвардс (фото Ben Smith PR)
Пол, каков твой багаж, как возникла идея выпустить такую книгу?
Я давно слушаю хип хоп, но за изучение хип хопа и его текстов я впервые серьёзно взялся в университете – я делал степень бакалавра по английскому языку, читал множество книг о хип хопе и в итоге на третьем году обучения написал диссертацию о текстах в рэпе, с этого всё началось.
Все недоумевали “что за чушь, никто не позволит тебе изучать хип хоп тексты в качестве темы для учёной степени!”, но к счастью у меня были профессора, которые сами по большому счёту любили музыку, они-то и позволили мне этим заняться.
Тогда я поступил в магистратуру и всецело на полтора года погрузился в изучение текстов, а по окончании решил продолжить изучение рэпа, опрашивая эмси и написав о нём книгу.
За три года интервью у меня накопилось их более сотни, объёмом более полумиллиона слов!
Я обратился к литературному агенту, она стала предлагать книгу издательствам, так мы нашли Chicago Review Press, которые выпустили тонны отличных книг о негритянской культуре таких авторов как H. Rap Brown и Assata Shakur. Им книга понравилась и они согласились её издать.
Каким было твое знакомство с хип хоп музыкой? Чем она тебя заинтересовала?
Много хип хопа у меня было на слуху в конце 80-х, мои родители вообще большие меломаны, так что я многое слышал пока взрослел. Думаю, что серьёзно я увлёкся хип хопом году в 1990-м, и слежу за ним до сих пор. Разумеется для своего исследования я должен был прослушать много олдскула и музыки времён золотой эры, а также вникнуть во временной контекст, в котором эта музыка создавалась.
Меня всегда привлекали биты и рифмы, я люблю когда под жирный грязный засэмплированный бит дико техничный эмси вытворяет свою акробатику с флоу и темами. Это не значит, что я плохо отношусь к клубному стилю, потому что считаю у всего есть своя ниша, но я люблю слышать какой-нибудь новый бешеный флоу, подачу, тематику или способ её изложения.
В книге представлен такой широкий спектр рэпперов и их точек зрения на искусство рифмовки. Как выглядел процесс обработки всей этой информации?
Вначале я составил длинный список всех тех, кого бы я хотел опросить, а потом занялся организацией встреч с каждым из них. Несомненно я хотел заполучить таких классиков жанра как Public Enemy и Kool G Rap наряду с такими более молодыми артистами как Clipse и Royce Da 5’9”, а также объединить подземку и мэйнстрим, всех, начиная от Immortal Technique и заканчивая Will-I-Am.
С накоплением информации, которой они делились, возникали новые вопросы и идеи, и книга составлялась в процессе. Самым болезненным занятием было принимать решение о том, что исключить, потому что интервью насчитывали полмиллиона слов, буквально, содержали столько историй, как решить что лишнее?
Были ли такие, кто отказался участвовать, когда ты к ним обратился? И у тех, кто согласился, было ли трудно получить информацию конкретно о том, как они формулируют свои идеи и какие техники используют?
Не помню никого, кто бы тупо отказал, типа “Меня в этой книге не будет”, но до некоторых, особенно популярных артистов, приходилось пробиваться через посредников, которые то не отвечали, то отвечали, что артист в студии или на гастролях, или ещё что-нибудь. На самом деле я был удивлён, что мне удалось заполучить так много людей, потому что ведь никто не был обязан давать мне интервью.
Большинство эмси, особенно известные лирики такие как Crooked I, Kool G Rap, Tech N9ne и R.A. The Rugged Ma дали мне развёрнутые интервью и поделились кучей ценной информации. Мне кажется, чем более они были увлечены своим ремеслом, тем больше они готовы были мне о нём рассказать. Никто не отказывался раскрывать секреты, к тому же я думаю, что через полчаса ответов на вопросы они всё равно бы проговорились, ха-ха. Сложно было только в тех случаях, когда чьи-то ответы были слишком туманными, но у меня в запасе было конкретных вопросов достаточно для того, чтобы они могли сформулировать свои методы.
Книга разбита на четыре части: содержание, флоу, сочинение, подача и каждая содержит главы. Какие ты бы выделил два элемента, обязательных для эмси, чтобы он тебе нравился? Как ты думаешь, существуют ли эмси, которые в равной мере владеют всеми элементами эмсиинга?
Лично я фанат флоу и подачи, потому что у меня музыка стоит на первом месте, так что если эмси ватный, мне будет трудно вслушаться в содержание. Как говорили некоторые эмси “пусть твоя читка хоть рак вылечивает, если она звучит хреново, всем на неё плевать”. При этом, если флоу уже присутствует, то содержетельность, игра слов несомненно поднимают рэп на более высокий уровень, но для меня флоу и подача – главное, если ты читаешь мимо бита и запинаешься, такой рэп никуда не годится.
Я думаю, что большинство эмси заточены либо на флоу, либо на содержание, или на одних треках читают с фантастическим флоу, а на других выделяют смысловое наполнение. Думаю есть множество людей отлично владеющих и тем, и другим, но я не считаю, что для того, чтобы называться классным эмси нужно обязательно быть мастером обоих аспектов. Точно так же можно быть великолепным блюзовым гитаристом, но не уметь играть на классической гитаре – это не значит, что ты никудышный гитарист, просто у тебя узкая специализация.
Показалось ли тебе, что отдельные элементы жанра, раскрытые в книге, считаются более важными в определённых регионах? (напр. не придавали ли рэпперы с Восточного побережья фристайлу большее значение, чем рэпперы с Юга)
Я не заметил такой тенденции на региональном уровне, но эмси, делающие упор на содержательности и политической сознательности акцентировали важность содержания, эмси, отличающиеся хорошей подачей, говорили, что важно то, как ты владеешь голосом, эмси с виртуозным флоу говорили то же самое о флоу. Я думаю, что в каждом регионе хватает эмси всех типов, поэтому мне кажется, что в этом смысле невозможно сделать обобщение.
Что ты надеешься читатели книги извлекут для себя из неё?
Я надеюсь, что они получат более отчётливое представление о том, из чего это искусство складывается, а заодно и более обширные знания о различных артистах и стилях. А если они пожелают научиться читать рэп, то надеюсь они запасутся терпением и посвятят этому времени достаточно для того, чтобы научиться делать это хорошо, точно так же как если бы они учились игре на фортепиано. Надеюсь, что они обогатят свои знания о хип хопе и станут больше уважать эмси.
Во вступлении несколько эмси подчеркнули необходимость знать артистов прежних поколений, таких как Big Daddy Kane и Rakim. Как ты считаешь, достаточно ли знакомо новое поколение артистов с плеядой более ранних артистов и считаешь ли ты, что это действительно необходимо для того, чтобы стать хорошим рэппером?
Я думаю, что многие молодые эмси знают имена легендарных личностей, не знаю посвятили ли они время изучению их творчества, уважают ли его, и научились ли у них чему-либо. Я считаю, что иметь прочный базис и знать пионеров жанра важно. Думаю, что можно отличить эмси, который изучал творчество Kool G Rap, Rakim, Big Daddy Kane, Melle Mel и всех их современников, от эмси который услышал пару хитов по радио и строит свой стиль на ограниченном наборе техник.
Думаю, что обращение к музыке пионеров – это также отличный способ обучения, потому что ты прослеживаешь развитие их техники от альбома к альбому, которая в то время прогрессировала очень быстро, что позволяет с большей лёгкостью выделить элементы, которые ты хотел бы включить в свой стиль. Кроме этого я считаю, что полезно знать предшественников, сначала это Kool G Rap, потом Big Pun (RIP), затем Eminem, у которых можно услышать заимствования техник Kool G Rap, которые они тем не менее адаптировали под себя, и из которых развили свои стили. Я думаю, наблюдая как эмси развивали свои стили, можно развить свой собственный.
Не думаешь ли ты, что некоторым людям, стремящимся сделать рэп своей карьерой, не хватает понимания различных аспектов, из которых складывается мастерство рэппера? Думаешь ли ты, что твоя книга сможет пробудить их сознательность?
Да, я думаю, что одна из самых пагубных тенденций, поразивших хип хоп это представление о том, что быть только эмси уже недостаточно, нужно быть барыгой, бизнесменом, и это оказывает влияние на то, как люди сейчас оценивают эмси. Часто можно услышать “я считаю, что его альбом гавно, но я уважаю его хасл”, можно подумать они с ним в доле. Я не считаю, что все должны быть супер-лириками и хардкором, делать клубняк и музыку для развлечения это абсолютно нормально, если только ты любишь свой жанр и вкладываешь в него всю свою душу. Кажется однако, что некоторые артисты сегодня стремятся нивелировать артистический аспект и превратить жанр в корпоративный бизнес.
Надеюсь, что книга вдохновит читателей и нынешних артистов гордиться тем, что они делают, постоянно шлифовать мастерство, уважать искусство, и заниматься им ради создания качественной музыки, а не только потому, что на нём можно по-быстрому подняться. Надеюсь, что книга станет также полезным учебником для детворы, которая, увидев нескольких рэпперов по ТВ, хочет читать рэп, но при этом только их и слушает, вместо того, чтобы идти дальше. Думаю, что книга познакомит их с необъятным разнообразием эмси, собранных в одном месте, с разнообразием их техник, что послужит им благодатной почвой для творческого роста.
Сейчас, когда ты завершил эту работу, каковы твои дальнейшие планы? Готовятся ли проекты, основанные на той же концепции?
Я очень хотел бы написать ещё одну книгу о рэпе, я обязательно выпущу ещё одну, посвящённую хип хопу, но пока не определился какую. В данный момент я поглощён раскруткой “Как читать рэп”. Многие издатели с опаской относятся к книгам о хип хопе, потому что многие из них слишком академичны и не находят интереса у широкой аудитории, поэтому когда выпускаешь книгу о хип хопе ставки очень высоки.
Я бы даже сказал, что объём работы, которую проделываешь для своей книги напрямую влияет на всех остальных хип хоп авторов, потому что если твоя работа проваливается, всем им приходится работать в несколько раз интенсивнее, чтобы пробить публикацию своих книг. Так что, постаравшись для своей книги, я бы хотел облегчить задачу всем будущим авторам книг о хип хопе!
Теперь когда ты уже написал книгу о хип хопе, можем ли мы ожидать от тебя выпуска альбома?
Я читаю рэп ради прикола с друзьями, но у меня нет планов выпустить альбом!
В книге я постарался, чтобы ни одна техника, ни одна точка зрения не исходила от меня, там только та информация, которой со мной поделились профессиональные эмси. Я считаю важным отметить, что от эмсиинга можно многое получить, даже не строя грандиозных планов выпускать свою музыку, совершенно нормально заниматься этим просто ради удовольствия, самовыражения и упражнений в творчестве.
Если же ты намерен пойти дальше, то все эмси, внесшие вклад в книгу, дают тебе все необходимые для этого инструменты и материал для изучения, но я не считаю, что для того, чтобы получить пользу от книги нужно обязательно быть настроенным на профессиональную рэп карьеру.
Хотя если Primo, Pete Rock, Large Professor, DJ Quik, и Dr. Dre подкинут мне парочку битов, а Kool G Rap, Big Daddy Kane, Clipse и Pharoahe Monch согласятся бесплатно записать со мной совместки, я пожалуй подумаю о выпуске альбома!
Раз я уже беседую с человеком, проведшим такую громадную исследовательскую работу, я не могу не спросить… какой величайший рэп трек всех времён? и величайший рэп альбом?
Это такой сложный вопрос, потому что у разных треков разные цели, и существует так много критериев для их оценки – если величайший в точки зрения его вклада в развитие жанра, то это наверное что-то из Мелли Мела, Ракима или Кул Джи Рэпа, потому что эти люди заложили основы, все пользуются их приёмами.
Но если величайший с точки зрения охвата аудитории, то это должно быть что-то из Тупака, Эминема или Джэй-зи, потому что они донесли свою музыку до такого количества людей, и столько людей любят их музыку. Потом, если судить по виртуозности текста и флоу, это будет что-то из Фэрроу Манча или Тек Найна, потому что эти ребята мастера самой механики эмсиинга. Если оценивать по смысловому наполнению и содержательности, то это пожалуй треки Коммона или Паблик Энеми, которые вкладывают в свои работы много смысла.
Альбомы – это вообще отдельная история, потому что существуют альбомы, признанные классическими благодаря нескольким революционным трекам на них, но которые при этом содержат много заурядных треков. А есть такие, которые просто великолепны от начала до конца, но которые не отличаются никакими новшествами.
Так что, считай это моим способом уклониться от ответа! Но если хочешь получить более вразумительный ответ, я могу назвать парочку моих любимых: “Children’s Story” Слик Рика (001) один из моих любимых треков благодаря отличному содержанию, флоу и подаче, и “It Takes A Nation…” Public Enemy – будет одним из моих любимых альбомов, благодаря его новаторству.
Источник
Www.howtorapbook.com
“How To Rap: The Art And Science Of The Hip-Hop MC” by Paul Edwards
от переводчика
Как совершенно справедливо отметил критик Dana Gioia, чья цитата приведена в статье Википедии, посвящённой этой книге: “How To Rap” знаменует наступление для хип хопа культурной зрелости… книга является первым всеобъемлющим трактатом по этой новейшей литературной форме.”
Книга представляет собой бесценный источник информации для самих рэпперов, в первую очередь неамериканских, о том, каким видят их ремесло их коллеги, носители традиции эмсиинга в США.
Работа уже переведена на японский и корейский языки, пришёл черёд появиться ей и в переводе на русский.
Во время чтения следует обратить внимание на то, что некоторые замечания и наблюдения, высказываемые артистами о положении дел в хип хопе в целом, утратили актуальность, так как были сделаны в период сбора материала для книги где-то в первой половине-середине нулевых.
Текст изобилует упоминаниями треков, поэтому для аудио-иллюстрации они включены в плейлист книги. Их поиск облегчит трёхзначный порядковый номер, приведённый в скобках сразу после их упоминания в тексте.
Плэйлист состоит из чуть более 193 треков. Весь плэйлист можно скачать по адресу:
http://www.4shared.com/folder/exckU60N/How_To_Rap_playlist.html
(пароль: 5аян)
Для закачки с 4shared.com требуется вход в систему. Чтобы избавить тех из вас, у кого нет учётной записи на 4shared.com, от необходимости регистрироваться и позволить скачать плейлист, была создана коллективная учётная запись:
логин: [email protected]
пароль: howtorap
Убедительная просьба не злоупотреблять этой учётной записью и пользоваться ей только в целях закачки архивов плэйлиста. Спасибо.
Кроме того плэйлист можно прослушать в потоке по адресу:
http://www.divshare.com/playlist/970715-2ee
“Как читать рэп: искусство и наука хип хоп эмсиинга”
Предисловие
Учиться читать рэп я начал с того, что смотрел как это делают старшие пацаны в парке. Мне было наверное лет 9-10 когда я впервые услышал хип хоп в парках и на районах. Я видел как диджей скрэтчил на патефонах, а пацаны на микрофоне подогревали атмосферу тусовки в качестве конферансье (master of ceremony), от чего аббревиатура МС и происходит, просто не давали народу расслабиться. Тогда меня как ребёнка всё это завораживало. Я стал повторять то, что произносили старшие, это было моё первое соприкосновение с процессом освоения навыков чтения рэпа.
В тот период, будучи рэппером, ты должен был быть на высоте в том, что касается текстов, вот почему тот период дал таких рэпперов как Big Daddy Kane, KRS-One, Rakim, Chuck D… Эти ребята задевали, проникали в самую душу. Они демонстрировали феноменальные способности и мастерство.
Я – ученик таких как Grandmaster Caz, Melle Mel, Kool Moe Dee, Silver Fox из Fantasy 3 и многих других, поэтому когда люди слушали меня, они, по сути дела, слушали всех этих рэпперов, потому что [Kool] G Rap – это их продолжение. Эти пацаны вдохновили меня читать так, как я читаю, да и просто вызвали во мне желание выделяться на общем фоне, и быть не только оригинальным, но и лучшим в своём деле.
Поэтому я думаю, что нужно изучать творчество людей, признанных легендарными, великолепных лириков – изучать его и учиться у них, изучать историю. Чтобы читать рэп нужно иметь понятие о том, что значит быть виртуозным эмси – это нужно слышать, это нужно чувствовать.
Kool G Rap (Кул Джи Рэп)
Kool G Rap – легендарный эмси, чей замысловатый стиль и яркие образы уличной жизни оказали влияние на целое поколение рэпперов. Для Эминема, выразившего почёт G Rap в своей речи на церемонии Грэмми, Джэй-зи, упоминающего G Rap в своём треке “Encore” (002) (“hearing me rap is like hearing G Rap in his prime” – “слушать как я читаю рэп, всё равно что слушать Джи Рэпа на пике его карьеры” ) и для большинства рэпперов, давших интервью для настоящей книги, статус Джи Рэпа как одного из наиболее влиятельных и техничных эмси всех времён остаётся неоспоримым.
Введение
Не переставай обучаться, чтение – отличный способ накопления информации – и никогда не думай, что ты самый лучший. Всегда найдётся то, чему ты можешь поучиться у других.
- MURS –
“Как читать рэп” обучает искусству и науке эмсиинга словами и текстами одних из самых влиятельных и уважаемых эмси всех времён со всех оттенков хип хоп спектра. Более сотни эмси были опрошены исключительно для настоящей книги, включая как пионеров, так и современных эмси, как мэйнстрим так и подземных рэпперов (полный список приведён в конце книги). Были привлечены как можно более разноплановые артисты, дабы они поделились своими индивидуальными сильными сторонами, объясняя всё от написания вдумчивых политических текстов до сочинения хитовых припевов. Все техники, методы и советы исходят непостредственно от самих артистов, так что вы можете научится читать рэп тем же способом, каким учились они все, а именно – на примере других рэпперов. Как говорит Tech N9ne: “Изучай эмси, наблюдай за тем, что они делают, а потом привноси свою индивидуальность – так начинали все.” Все артисты, опрошенные для “Как читать рэп”, рассказывали схожие истории о том, как они научились этому делу, слушая других эмси, анализируя их работы и непрестанно расширяя диапазон своих умений.
Rah Digga (Ра Дигга)
Я училась на KRS-One, Rakim… Kool G Rap из Juice Crew как бы задал для меня стандарт в том, что считать крутым куплетом, крутой рифмовкой, так что я просто ему подражала. Я как бы анализировала их стили, например, Kool G Rap применяет множество метафор и аналогий, и просто стремилась делать то же самое.
Ответы опрошенных артистов шаг за шагом будут вести вас по ступенькам искусства, разъясняя различные элементы ремесла. “How to Rap” разбита на главы согласно основополагающим элементам эмсиинга: “Содержание”, “Флоу”, “Сочинение” и “Подача”. Исследуя эти ключевые элементы по отдельности вы можете сосредоточиться на каждом из них и в совершенстве их освоить.
Bishop Lamont (Бишоп Лэмонт)
Если ты хочешь стать великим, тем, кого будут помнить, нужно стать мастером, то есть освоить все аспекты ремесла и все стили. Взять Тупака, он освоил все элементы, все аспекты, все музыкальные полюса. Точно так же и Бигги.
“How to Rap” также предлагает ценный взгляд на историю эмсиинга, знакомя читателя со многими знаковыми личностями в хип хопе, с их музыкой, их влияниями, и значительными стилями внутри самого жанра. Знакомство с его историей поможет вам стать великолепным эмси, построив своё мастерство на фундаменте из десятилетий творчества и изобретательности эмси других поколений.
Myka 9 из Freestyle Fellowship отмечает, что “современные эмси строят своё творчество на уже заложенном фундаменте”, а Guerilla Black добавляет: “Обучайтесь, наблюдайте за тем, что происходит вокруг – это вас многому научит. Что отличает Эминема, это то, что он слушал абсолютно всё, благодаря чему и стал одним из величайших эмси.”