Понятие материального производства в философии
Важнейшим признаком человеческого общества является материальное производство,те создание необходимых для потребления людьми предметов, которые в готовом виде в природе не встречаются: пища, одежда, жилье и др. Все, что есть в обществе, создано, в конечном счете, в результате этого производства, труда в раз личных формах его проявления. Человек по природе своей труженик и созидатель. Животные в самом лучшем случае собирают, тогда как люди умеют производить Жизнь без труда, по словам И,А.Ильина, «позорна и несчастна», и каждому здоровому человеку труд «нужен как воздух», как «радость и молитва».
В социальной философии для характеристики человека как производителя применяется целый ряд понятий. Так, под производствомобщественной жизнипонимается создание людьми всех форм своей совместной жизни. Производятся вещи и иные материальные ценности как необходимые средства жизни, общественные связи и отношения, институты общества, знания и информация, формы общественного сознания. В ходе этого процесса имеет место и производство самого человека, еслипонимать под этим его рождение и социализацию (обретение социальных качеств), поддержание нормального физического здоровья. По мере производства общественной жизни человек формируется как индивид и личность, как субъект (деятель) исторического процесса.
Что касается непосредственно материального производства, то оно играет в общественной жизни особую роль. Как было сказано выше, оно подразумевает создание разнообразных предметов и вещей, необходимых человеку для потребления и иных нужд. Без него невозможна общественная жизнь в более или менее приемлемых формах. Умирание этого производства равнозначно и умиранию общества как организма, возврату человека в доцивилизованное (варварское) состояние. Это производство особо важное значение имеет для современного человека, который обладает богатым спектром потребностей, как материальных, так и духовных.
Сущность материального производства осознавалась уже в античной философии. Так, Демокрит замечал, что материальное производство возникло под воздействием нужды в создании людьми нормальных условий для своего существования. Он писал, что путем подражания люди научились от пауков ткачеству и штопке, от ласточки — постройке домов, а певчие птицы — лебедь и соловей — научили людей пению.
Г.Гегель отмечал, что непосредственного материала, который бы не нужно было обрабатывать, в природе очень мало. Даже воздух человеку приходится осваивать, так как его нужно нагревать. Выделившись когда-то из животного состояния, человек был тем самым (чтобы жить по-человечески) обречен на то, чтобы активно вмешиваться в природные процессы с помощью орудий труда. Трудовая деятельность стала основным способом его существования и своеобразной «визитной карточкой» в этом мире. К.Маркс подчеркивал, что материальное производство «~. это такое историческое дело, такое основное условие всякой истории, которое (ныне так же, как и тысячу лет тому назад) должно выполняться ежедневно и ежечасно - уже для одного того, чтобы люди могли жить».
Материальное производство осуществляется человеком в ходе труда,который представляет собой целесообраз ную деятельность с помощью специальных орудий для преобразования природы всвоих целях.Труд есть необходимое условие человеческой жизни, «отец» всех создаваемых в обществе богатств. Кроме этого, преобразуя внешнюю природу, человек изменяет и самого себя — строение своего тела, органы чувств, мыслительные и иные способности. Отмечая этот факт/Г.Гегель характеризовал труд в качестве педагога человечества. Наряду с этим, история труда есть также и один из «ключей» для исследования исторического процесса, поскольку формы и масштабы, характер материального производства всегда оказывали большое воздействие на различные стороны общественной жизни. Труд — это способ удовлетворения человеческих потребностей, естественная форма существования и развития социального организма. Напротив, антитрудвоплощает в себе негативные процессы социальной дезорганизации, деградации и разложения, ведущие к распаду общества. Антитруд есть зло, вечный спутник человеческой истории.
По мере становления и усложнения общества усложняется и сам труд, его характер, формы и средства. В частности, возникло разделение труда,т.е. распределение между людьми тех или иных функций и условий их выполнения. Сложились труд аграрный и промышленный, управленческая и исполнительская, военная деятельность. Соответственно этим сферам общественного труда появились и различные социальные группы — земледельцы и рабочие, бюрократия, военные. Поскольку рамки деятельности всегда ограничены набором тех или иных функций, то и люди как члены тех или иных социальных групп стали ограниченнымилюдьми, лишившись возможности всестороннегоразвития всехсвоих сущностных сил. В социальной философии это явление называется «расщеплением» личности, односторонностью ее развития. По сути своей, речь идет о проблеме полноты самовыражениячеловека и его свободе, т.е. выхода за пределы узких рамок своего социально или же чисто профессионального статуса.
Вместе с тем разделение труда имеет и позитивную сторону. Не следует забывать, что распределение трудовых функций между социальными группами делало труд более производительным. Более того, это давало обществу возможность содержать те социальные группы, которые занимались сложными видами умственного труда — наукой, искусством, управлением. Все это создавало потенциал для прогресса общества, накопления в нем культуры.
Для исследования материального производства социальная философия применяет также и понятие способа производства материальных благ. Способ производства— это органическое единство производительных сил и производственных отношений. Данное понятие как бы отвечает на вопросы о том, чеми какобрабатывается природа, какимобразом взаимодействуют люди в ходе материального производства.
Структура способа производства включает в себя прежде всего производительные силы,т.е. все то, с помощью чего преобразовывается внешняя природа. Особое место среди них занимают орудия труда.Они представляют собой специальные инструменты для обработки природы человеком (лопата, сверло, отбойный молоток и многое другое). Эти орудия олицетворяют собой уровень развития экономического и инженерного мышления людей. Исторические эпохи отличаются, в частности, не только тем, чтопроизводится (например, одежда производилась людьми практически всегда), но и тем, каксоздается вещь, какимиорудиями труда. Между деревянной сохой древнего земледельца и набором орудий труда современного крестьянина лежат многие сотни лет упорного человеческого творчества.
Техникавозникла на основе орудий труда и представляет собой систему искусственных органов, на которые человек перекладывает те или иные свои функции (например, зерносушилка, автомобиль, кухонный комбайн и пр.). Современная техника являет собой огромный мир, наделивший человека колоссальной энергией и неисчерпаемыми возможностями. Она дает человеку все больше и больше власти над силами природы и пространством. Впрочем, власть человека отнюдь не становится в связи с этим безграничной.Из-за своей сложности и неподго товленности человека мир техники в наше время все чаще и чаще выходит из-под контроля своего творца и повели теля. Тогда наступают так называемые техногенные (промышленные) катастрофы. Они ставят под угрозу существование и природы, и самого человека (аварии на АЭС, в промышленности, на транспорте).
Предметы трудаесть то, на что направлена трудовая деятельность человека. Естественным предметом труда является сама природа, ее земля, вода и недра. Человек научился создавать и искусственные предметы труда, например, кожи, волокна, пластмассы. В ходе обработки они также обретают формы и свойства, необходимые человеку. Так, из искусственных материалов шьют одежду, а из пластмассы делают посуду и мебель.
Орудия, предметы труда и техника, взятые вместе, составляют средства производства.Их можно называть также и вещнымкомпонентом способа материального производства.
Особое место в структуре способа производства занимает сам человек.Его основная функция (миссия) состоит в том, чтобы воскрешать средства производства из «мертвого» состояния и приводить их в движение. Орудия труда и техника как бы удлиняют руки человека и расширяют диапазон его действий. Во все исторические эпохи трудящиеся были главной «несущей конструкцией» общества. Они создавали не только предметы первой необходимости для всех людей, но и формировали все важнейшие элементы материальной культуры. Человек как труженик есть главная производительная сила любого общества и его основное достояние. Люди в качестве участников труда составляют личностныйкомпонент способа производства.
В XX в. активно заявила о себе как о мощной производительной силе наука,как система точного знания. Она стала необходимым условием разработки новых технологий, создания орудий труда и техники. По сути дела, наука в наше время — это непосредственнаяпроизводительная сила, глубинный источник прогресса общества и цивилизованного существования человека.
История общества представляет собой историю взаимодействиячеловека и средств производства. В ходе этого он не только изменяет и совершенствует их (например, модифицирует автомобиль, ЭВМ и др.) ради большего удобства и эффективности. Одновременно человек пробуждает и совершенствует дремлющие в себе сущностные силы — способности, знания и навыки. Можно поэтому сказать, что история материального производства это история саморазвития человека и обретения им свободы путем творчества.Данный тезис является одной из возможных формул истории человечества как процесса развертывания народов и форм человеческой деятельности .
Очень важным объективным критерием (показателем) развития производительных сил является конечно же производительность труда,т.е. количество создаваемой вединицу времени продукции. Этот показатель фиксирует прогресс всех элементов производительных сил, их совершенство и согласованность. Однако нельзя не замечать того, что стоит за всем этим. А за производительностью общественного труда стоит живой и ищущий, мечтающий и действующий, творящийчеловек. Следовательно, мерой и показателем развития производительных сил общества является прежде всего сам человек, его способности, мышление, душа и мораль. Следуя этому тезису, мыисповедуем тем самым гуманистическое измерениеисторического процесса Мы рассматриваем историю общества в ее человеческом наполнении, а не как некую бездушную схему, общечеловечный процесс. На самом деле история — это деятельность человека, который имеет собственные цели и реализует их посредством трудовой и иной деятельности.
Способ производства, структуру которого мы раскрываеми характеризуем, включает в себя также и производственные отношения.Под ними понимаются связи и зависимости между участникамитрудовой деятельности, естественным образом складывающиеся в ходе материально о производства. Они пронизывают все поры и клеточкиэкономического организма и чем-то напоминают густую сеть дорог, которые связывают территорию страныв единое целое. Производственные отношения образно можно сравнить и с гигантской скорлупой, внутри которой протекает процесс общественного труда. Данное понятие указывает на то, каклюди связаны и взаимодействуют друг с другом в рамках совместного труда, каков характерэтих связей. Назовем и охарактеризуем основные элементы этих отношений.
Отношения собственностиуказывают на то, в чьих руках находятся орудия и предметы труда: индивида, отдельной социальной группы или же государства. Это есть также и отношения в связи с использованием средств производства и распоряжениями. В зависимости от характера отношений собственности все люди делятся на имущих (собственников) и неимущих. Например, в античном мире практически вся собственность находилась в руках земледельческой аристократии. Она владела также и рабами, рассматривая их в качестве «говорящих» орудий труда.
Отношенияв ходе производствавозникают в связи с конкретным местом (функцией) участников совместного труда, иногда эти отношения называют еще технологическими. Это, например, отношения между начальником и подчиненными и т.д.
Отношения по поводу распределения иприсвоения произведенного продукта означают, как и в каких пропорциях участники совместного труда получают свою долю в этом продукте.
Отношения в связи с обменом произведенным продуктом складываются и осуществляются между различными социальными группами (крестьяне- рабочие), территориями страны (центр —регионы) и т.д. Одним из элементов отношений является рынок как система отношений между производителями и потребителя ми.
История материального производства представляет собой процесс постоянного совершенствования и усложнения производственных отношений. Для сравнения можно взять, например, производственные отношения внутри малочисленной и компактной первобытной общины и сложнейшие производственные отношения в современном индустриальном обществе. Эти отношения всегда имеют конкретно-исторический характер. К.Маркс в своем основном экономическом произведении «Капитал» сделал глубокий анализ различных исторических форм производственных отношений. По его мнению, в первобытном обществе существовали отношения личной зависимости отвида от своего рода и племени. В условиях классического капитализма на смену им пришла личная независимостьиндивида, сопряженная с вещнойзависимостью в связи с возникновением разветвленной системы рыночных отношений. Здесь человек стал «пленником» произведенных им же вещей и общественных отношений. Маркс мечтал о том, что при коммунизме будет иметь место свободная индивидуальность,овладевшая как природными, так и социальными процессами. Автор «Капитала» проводил мысль о том, что проблема производственных отношений есть, с точки зрения философии, проблема свободы или несвободы индивида, универсального или же уродливого, одностороннего развития им своих сущностных сил и задатков. Данная проблема имеет, следовательно, ярко выраженный гуманистический аспект.
Основой производственных отношений и их ядром являются отношения собственности. Они определяют характер труда(свободный или несвободный) и взаимоотношений(человечные или же бесчеловечные) между его участниками. Например, в первобытном обществе простая коллективная собственность на средства производства обусловила то состояние общественных отношений, которые Ф.Энгельс характеризовал как «первобытный коммунизм» с его отношениями и духом равенства и взаимопомощи, авторитетом старших и силой традиций. Напротив, частная собственность в эпоху первоначального накопления капитала (XV—XVI вв.) породила уже систему грубого индивидуализма, или же «дикого капитализма» с присущими ему духом торгашества, погони за максимальной прибылью, прагматизмом.
Тезис об особой роли отношений собственности можно проиллюстрировать и на нашей отечественной истории после 1917 г: Известно, что в советский период основным собственником средств производства являлось государство. Оно контролировало из центра весь производственный процесс, вплоть до мелочей. В итоге сложи лась административно-командная система управления всей общественной жизнью с ее духом регламентации и даже прямого диктата. Сформировался так называемый «государственный») («бюрократический») социализм как состояние несвободы индивида и его зависимости от государства. Основным пороком этого общества было тотальное (полное) отчуждение человека от собственности, труда и его результатов, от участия в управлении производством.
Одним из проявлений такой практики стало возникновение определенного типа работника,не желающего и не умеющего работать, поскольку у него нет ни стимулов к труду, ни побуждающей к нему конкуренции на рынке. Сформировалась и соответствующая психология, выраженная в известных ходячих афоризмах типа «что бы ни делать — лишь бы ничего не делать», «работа не волк — в лес не убежит» и т.п. Происходящие в современном российском обществе социально-экономические преобразования по сути своей направлены на то, чтобы сделать производственные отношения более справедливыми и гуманными, социально и экономически эффективными. Однако надо иметь в виду всю сложность и длительность этого процесса, негативное влияние на него ряда исторических традиций и других обстоятельств.
Завершая раскрытие первого вопроса темы, следует заметить и то, что в социальной философии материальное производство рассматривается также и с точки зрения его активного воздействия на всюсистему общественных отношений — социальных, политических, правовых и иных. Эта связь очевидна и бесспорна, если посмотреть на весь целостный исторический процесс. В одних философских течениях и школах (например, в философском идеализме) эта связь недооценивается или же совсем игнорируется. В других (например, в марксизме) это воздействие подчеркивается, и материальное производство рассматривается как одна из важнейших детерминант (причин) человеческой истории. К.Марксом об этом сказано весьма однозначно: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Разумеется, этот тезис никоим образом не должен нацеливать на игнорирование огромной роли в общественной жизни других ее факторов — личностного, политического, духовного и природного.