Тема 9. Принципы организации внеурочной работы

Внеурочная работа ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В осуществлении внеурочной деятельности можно выделить два направления: расширение исторических знаний, приобретаемых на уроках; получение новых знаний краеведческого характера.

1. Выберите направление внеклассной работы.

2. Определите формы (массовая, групповая, индивидуальная).

3. Составьте план кружковой работы.

4. Подготовьте план недели по истории в школе (викторины и конкурсы, олимпиаду, исторический вечер, рубрики исторической газеты).

Литература

1. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира — М — 1996.

2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира — М — 1988.

3. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе — М — 1971.

4. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе — М — 1988.

5. Грозберг Г.П. Исторические игры на уроках в 5 классе // Преподавание истории в школе — 1990 — № 4.

6. Короткова М.В. Проблемные игры на уроках истории средних веков // Преподавание истории в школе — 1991 — № 4.

7. Короткова М.В. Формирование образных представлений учащихся в курсе истории древнего мира // Преподавание истории древнего мира //


Раздел Х. Учебно-методическое обеспечение.

Литература

1. Аверьянова Г.Д. Проблема организации содержания и методов обучения в русской гимназии. —М — 1973.

2. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г.Колоскова. — М. — 1984.

3. Алибекова Г.З. Ориентация и отбор школьников на педагогические профессии в США. — М. — 1991.

4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе — М. — 1985.

5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М. — 1982.

6. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. — М — 1984.

7. Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе. — 1997 — № 8.

8.Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. — М. — 1986.

9. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Рабочая тетрадь по обществознанию: 8-9 кл. — М — 2000.

10.Брандт М.Ю., Лященко Л.М. Введение в историю. — М. — 1994.

11. Бругименский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. — М. —1983.

12. Бутузов И.Д. Дифференцированный подход в обучении истории. — Новгород. — 1972.

13. Бухвалов В.А. Технологии работы учителя-мастера. — М — 1995.

14. Бущик Л.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. — М. — 1961.

15. Вагин А.А. Методика обучения истории в средней школе. — М. — 1972.

16. Вагин А.А. Методика обучения истории. — М. — 1972.

17. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе — М — 1968.

18. Введение в обществознание: Учебное пособие для 8-9 кл. / А.И.Матвеев, Л.Ф.Иванова, Л.Н.Боголюбов и др. /Под.ред. Л.Н.Боголюбова. — М — 1997.

19. Вендровская Р.Б. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. — М. — 1961.

20. Ворожейкина Н.И., Соловьев В.М., Студеникин М.Т. Рассказы по родной истории: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. — М — 1998.

21. Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории» — М — 1998.

22. Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т. Рабочая тетрадь к «Рассказам по родной истории» — М — 1999.

23. Временные требования к образовательному минимуму содержания основного общего образования // Преподавание истории в школе — 1998 — № 7.

24. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России. — М. — 1997.

25. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. —М. — 2000.

26. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. — М. — 1999.

27. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России. — М. — 1997.

28. Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. Введение в политологию: учебное пособие для 10-11 кл. — М — 1997.

29. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины ХIХ в. — Л — 1954.

30. Герасимов Г.А., Герасимова Г.Г. Оборудование уроков истории самостоятельными наглядными пособиями. Пособие для учителей. — М. — 1962.

31. Герцов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы — Минск — 1989.

32. Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. — М. — 1996.

33. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. — М — 1988.

34. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: пособие для учителя. — М. — 1985.

35. Гора П.В. Методические и средства наглядного обучения истории в средней школе. — М — 1971.

36. Гора П.В. Повышение качества обучения истории в средней школе. — М. — 1988.

37. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М — 1988.

38. Горяйнов С.Т. Задачник по истории России. — Ростов-на-Дону — 1997.

39. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы. — Ч.1. — Общество — История — Цивилизация. — М — 1997.

40. Гречно П.К. Обществознание для поступающих в вузы. — Ч.2. — Общество: основные сферы бытия. — М — 1997.

41. Грибов В.С. Американский учебник о нашей истории // Преподавание истории в школе. — 1989 — № 6.

42. Грибов В.С. Научно-методическое обеспечение курса Новой истории//Преподавание истории в школе. — 1997. — № 4.

43. Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории. — М — 1987.

44. Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника — к творческому замыслу урока. — М — 1990.

45. Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника — к творческому замыслу урока. — М — 1990.

46. Грозберг Г.П. Исторические игры на уроках в 5 кл. //Преподавание истории в школе — 1990. — № 4.

47. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии — М — 1996.

48.Гулыга А.В. Искусство истории. — М. — 1980.

49. Гулыга А.В. Искусство истории. — М. — 1980.

50. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М. — 1986.

51. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории? — М — 1969.

52. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. — М.— 1966. — С.5-9.

53. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах: познавательная активность учащихся и эффективность обучения. — М — 1966.

54. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. — М — 1987.

55. Данилов А.А., Косулина Л.Т. история России ХХ в.: примерное тематическое планирование курса для IХ класса // Преподавание истории в школе. — 1995. — № 6.

56. Докладная записка С.М.Соловьева в совет Московского университета о преподавании истории в гимназиях // Преподавание истории в школе. — 1998. — № 4.

57.Егоров В.К. История в нашей жизни. — М. — 1990.

58. Зайчарник Б.В. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. — М. — 1976.

59. Зуев Д.Д. Школьный учебник. — М — 1983.

60. Ильинская И.Я. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. — М — 1985.

61. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей — М. — 1997.

62. История России с древнейших времен до наших дней. Программа учебного курса для старших классов // Преподавание истории в школе. — 1996 — № 1.

63. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М. — 1981.

64. Казаков М.И. Над картой былых сражений. — М. — 1965.

65. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М — 1994.

66. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах. Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. — М — 1998.

67. Ковальченко И.Д., Бородкин Л.И. Современные методы изучения исторических источников с использованием ЭВМ. — М — 1987.

68. Колосков А.Г. Развитие школьного исторического образования в СССР // Преподавание истории в школе. — 1988 — № 2.

69. Комплект программ по истории с древнейших времен до наших дней. — М. — 1998.

70. Комплект программ по истории с древнейших времен до наших дней. — М — 2000.

71. Комплект программ по истории. — М — 1998, 2000.

72. Константинов И.А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища (с конца ХIХ в. по 1917 г.) — М— 1956.

73. Концепция исторического образования в средней школе // Преподавание истории в школе — 1989. — № 6.

74. Короткова М.В. О новых методических подходах в современных школьных учебниках истории / Научные труды МПГУ. — М — 1996.

75. Короткова М.В. Проблемные игры на уроках истории Средних веков // Преподавание истории в школе. — 1994. — № 4.

76.Короткова М.В. Противоречивые проблемы преподавания истории // Преподавание истории в школе. — 1997. — № 1.

77. Короткова М.В. Формирование образных представлений учащихся в курсе истории Древнего мира // Преподавание истории Древнего мира // Преподавание истории в школе. — 1990. — № 5.

78. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. — М — 1993.

79. Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий. — М — 1989.

80. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. — М — 1998.

81. Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах.

82.Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания уроков истории в 5-11 классах. — М. — 1990.

83.Кревер Г.А. Эмпирический и теоретический путь познания при обучении истории // Преподавание истории в школе. — 1973. — № 5.

84. Кудрявцев А.Е. Этапы исторического образования в трудовой школе // Преподавание истории в школе. — 1990 — № 2.

85. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы — М — 1991.

86. Кузьмин В.А. Политологический блок уроков в обществоведческом курсе // Преподавание истории в школе. — 1997. — № 1.

87. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе — 1989 — № 4.

88. Лейбенгруб П.С. О повторении на уроках истории СССР в VII-Х классах. — М

89. Лернер И.Я. Задания для самостоятельной работы по истории СССР. 8 класс. Пособие для учителя. — М — 1988.

90. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М — 1974.

91.Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М. — 1980.

92. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. — М. — 1984.

93. Линденберг К. Обучение истории. — М. — 1997.

94. Малахов Н.В. Межпредметные связи в формировании картографических знаний учащихся. — М. — 1982.

95. Маркова А.К. Мотивация учения, и ее воспитание у школьников. — М. — 1983.

96. Материал к концепции школьного исторического образования // Преподавание истории в школе. — 1989.

97. Матюшин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М — 1972.

98. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М — 1977.

99. Методика обучения истории в средней школе / под ред. Н.Г.Дайри. — М — 1978 — Ч.1 — Гл. 1.

100. Методика обучения истории в средней школе / Под ред. Ф.П.Коровкина. — М. — 1978 — Ч.1.

101. Методика обучения истории Древнего мира и Средних веков в V-VI классах / по ред. Ф.П.Коровкина, Н.И.Запорожец. — М — 1970.

102. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие для студентов пед. ин-ов. — М. — 1986.

103. Методика преподавания истории в средней школе. — М — 1986.

104. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие для студентов пед. ин-ов. — М — 1986. — С.6-13.

105. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие для студентов пед.институтов / Под ред. С.А.Ежова и др. — М — 1986.

106. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы / Под. ред Л.Н.Боголюбова. — М — 2000.

107. Методы обучения в современной школе / Под ред. Н.И.Кудряшева. — М. — 1983.

108. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М — 1979.

109. Мурзаев В.С. Рисунки на классной доске в преподавании истории. — М — 1960.

110. Никандров Н.Д. Школьное дело в США: перспектива 2000 г. // Советская педагогика — 1991 — № 11.

111. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. — М. — 1978.

112. О преподавании истории СССР периода 60-х – начала 80-х гг.: из опыта учителей Ленинграда // Преподавание истории в школе. — 1988 — № 4.

113. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. — М — 1989.

114. Онищук В.А. Урок в современной школе. — М — 1981.

115. Пасман Т.Б. Контрольные тексты // Преподавание истории в школе. — 1996 — № 7.

116. Петрова Л.В. Нетрадиционные формы уроков истории // Преподавание истории в школе — 1987. — № 4.

117. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шандрикова. — М. — 1990.

118. Полторак Д.М., Аппарович Н.И., Думин С.В. Методика использования средств обучения в преподавании истории. — М. — 1987.

119. Примерное планирование курсов истории и предметов образовательной области «Общественные дисциплины». — М. — 1996.

120. Программно-методические материалы: история V-IХ кл./ Сост. Т.И.Тюляева — М. — 1998.

121. Программы для общеобразовательных учреждений. История. — М. — 1997.

122. Программы по истории для средней школы (5-11 классы). — М. —1991.

123. Работа с картой на уроках истории / сот. Г.И.Самсонова. — Якутск — 1981.

124. Радька А.З. Психология усвоения истории учащимися. — М. — 1961.

125. Ротерштейн В.М. Различные формы урока истории в старших классах // Преподавание истории в школе. — 1988 — № 4.

126. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М — 1998.

127. Смагина Г.Н. Из истории преподавания русской истории в ХVIII в. // Преподавание истории в школе. — 1990 — № 4.

128. Современные учебники истории основной школы. 5-9 классы.

129. Современный мир. /Под ред. В.И.Купцова. — М — 1997.

130. Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. — М — 1974.

131. Справочник преподавателя общественных дисциплин /авторы-составители Е.Е.Вяземский, Т.И.Тюляева. — М. — 1998.

132. Степанищев А.Т. История России в вопросах, задачах, графиках. — М — 1995.

133. Стражев А.И. Методика преподавания истории в школе. — М — 1964.

134. Стрелова О.Ю. Формулировка темы урока: нераскрытые возможности // Преподавание истории в школе — 1997 — № 3.

135. Студеникин М.Т. Отечественная методика обучения истории в последней трети ХIХ в. // Научные труды МПГУ. Серия:социально-исторические науки. — М — 1995.

136. Студеникин М.Т. Планирование курса «Рассказы по родной истории» // Преподавание истории в школе — 1998. — № 4.

137. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М — 1988

138. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся — М — 1983.

139. Троицкий Ю.Л. Нужен ли школьнику учебник истории? // История — 1997. — № 25.

140. Фадеева Д.А. Варианты планирования курса истории Средних веков // Преподавание истории в школе. — 1993. — № 5.

141. Федро Марк. Как рассказывают историю детям в разных странах мира? — М. — 1992.

142. Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. — М — 1979.

143. Человек и общество / Под ред. Л.Н.Боголюбова и А. И А.Ю.Лазебниковой. — М — 1997.

144. Человек и общество Кн 1-3. / Под ред. В.И.Купцова — М — 1993.

145. Чернова М. Модульный урок // История — 1995. — № 27.

146. Шаханов А.Н. Вопросы среднего исторического образования в творческом наследии С.М.Соловьева // Преподавание истории в школе. — 1989 — № 6.

147. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. — М — 1991.

148. Шехтер Стивен Л. Работа с печатными материалами // Основы государства и права — 1998 — № 6.

149. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе — М — 1979.

150. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М — 1988.

151. Эдиджер М. О преподавании истории // Преподавание истории в школе. — 1991. — № 5.

152. Якиманская И.С. Знание и мышление школьников. — М — 1982.

153. Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М — 1979.

154. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. — М — 1985.

Ясенко Г.М. работа с исторической картой в восьмилетней школе: пособие для учителей. — М. — 1962.

Наши рекомендации