II. Историческая справка. Слово учителя

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп— временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).

Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.

Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же помещику с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.

Литература того времени имела бурный характер. Сами за себя говорят произведения, написанные в то время — это и «Что делать?» Чернышевского, и «Отцы и дети» Тургенева, а также произведения Лескова, Писемского и других русских писателей.

Как же воспринял Н. А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н. Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! — говорил Некрасов. — Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его».

III. Сообщение о жанре, композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

«Кому на Руси жить хорошо» нельзя назвать поэмой в обычном смысле, но это также и не роман в стихах, это — скорее всего народная эпопея, впитавшая в себя наследие древнерусского былинного эпоса. Герои «Кому на Руси жить хорошо» наделены исконно русскими чертами характеров, они переживают народное горе и народное счастье.

Начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — с знаменательными названиями губернии, уезда, волости, деревень — приковывает внимание читателя, прежде всего, к бедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье как материальном благополучии.

Поспорив, семь крестьян отправляются в дорогу по России в поисках счастливого человека. Отправимся и мы с ними.

Образ широкой дороженьки и открывает первую главу поэмы.

IV. Выразительное чтение начала главы «Поп». Беседа

— Какими художественными средствами пользуется Некрасов, рисуя деревенский пейзаж?

— В чем особенности авторской речи в поэме?

(Противопоставления: широкая дороженька, но песчана и глуха; хороша весенняя природа, но невесело глядеть на поля с бедными всходами. Возникают с первых строк тревожные мысли о народной судьбе, которая переходит в предчувствие надвигающейся беды и неблагополучия. Не случайно картина заканчивается горьким риторическим вопросом: «Какое счастье тут?..»

Авторская речь сливается с крестьянской («Недаром в зиму долгую...») просторечные формы, характерные для народной поэзии — дороженька, березками, копеечка; глава начинается — далеко протянулася; повторы — стоят деревни старые, стоят деревни новые...; краткие прилагательные — нарядны, песчаны, глуха; приемы сказок — обращение к избам как к живому существу; устойчивые синтаксические формы — «как им легко ли, трудно ли...»; малые фольклорные жанры — загадки — «пришла весна — сказался снег...», поговорки — «солдаты шилом бреются...». Авторская речь близка к крестьянской и по интонации, и по синтаксическому строю).

Связь с народным творчеством и живой крестьянской речью придаст стихам подлинно народное звучание, делает поэму близкой и доступной пониманию не только интеллигента, но и слушателя-крестьянина.

— Какую роль играет в поэме описание деревень, природы?

(Авторское описание природы, сел, деревень, через которые идут странники (пейзаж из 2 главы) дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина («жаль бедного крестьянина»). В воображении читателя возникает образ земли, лишенной жизни, - «зелени ни травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным», «как мертвец без савана», «чернехонько», «печальна и нага». Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя. С особой силой звучит этот мотив и в описании деревни Клин — «селенья незавидного»:

Что ни изба — с подпоркою,

Как нищий с костылем;

А с крыш солома скормлена

Скоту. Стоят, как остовы,

Убогие дома.

Ненастной, поздней осенью

Так смотрят гнезда галочьи,

Когда галчата вылетят

И ветер придорожные

Березы обнажит...

То же самое в описании «богатого», «торгового» села Кузьминского с его грязью, училищем, «пустым, забитым наглухо», избой «в одно окошечко, с изображеньем фельдшера», «лавками», питейными заведениями.)

Вывод.

Все описания — убедительное свидетельство того, что в «жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, невежество, мрак». В то же время описания дают представления о духовных богатствах крестьянской души, о талантливости народа, умеющего подобрать меткие эпитеты, сравнения, органически связанные с деревенским бытом. Возникает живая картина, помогающая остро почувствовать, как бедна, бесправна и в то же время талантлива крестьянская Русь. Самый облик крестьян, а еще более — их рассказы, убеждают, что счастье мужицкое — «дырявое с заплатами», «горбатое с мозолями», что и после реформы жизнь крестьянина-труженика лучше не стала.

Перед нами проходят крестьяне разного возраста и положения, из разных мест — питерский каменотес, чей облик и слова вызывают мысль о нравственной и физической красоте человека, любящего труд и умеющего трудиться, белорусский крестьянин, деревенская старуха. Эти географические приметы раздвигают границы действия до широких пределов.

V. Чтение и анализ глав «Крестьянка», «Демушка», «Трудный год».

Задание.

Рассказать о жизни Матрены Тимофеевны.

(Подневольное положение женщины в семье, вечные унижения, деспотизм семейных отношений, постоянная разлука с мужем, вынужденного уходить на заработки, страдания матери, потерявшей сына-первенца, материальная нужда: пожары, падеж скота, неурожаи; угроза остаться солдаткой — самым бесправным и несчастным человеком. Вся история жизни Матрены Тимофеевны доказывает справедливость ее слов:

Не дело между бабами

Счастливую искать!..)

— Какие фольклорные жанры используются в рассказе Матрены Тимофеевны о жизни? Почему к ним обращается Некрасов?

(Фольклорные жанры — песни, плачи, причитания — усиливают эмоциональное впечатление, помогают выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны. Песни, которые поет Матрена Тимофеевна, воспринимаются как общеизвестные, повсеместные. Их знают и хором подхватывают странники-правдоискатели. Голос Матрены Тимофеевны — это голос самого народа. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни — это и рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины — матери, которая в пореформенную эпоху осталась столь же угнетенной и бесправной, это и до 1861 года.)

VI. Выводы:

Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» продиктован самой жизнью, тем значение, которое приобретал в пореформенную пору крестьянский вопрос.

Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний европейской части России, на которые распространялось действие Манифеста 19 февраля, было охвачено крестьянскими бунтами. Однако вожди революционной демократии несколько преувеличивали возможности народа, так он не был подготовлен к сознательным действиям.

Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но повлиять на их политическое самосознание.

Народная жизнь Некрасовым изображена глазами самого народа

VII. Домашнее задание:

1. Подготовить биографию Н.С. Лескова.

2. Читать повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник».

Тема 2.10.

Н.С. Лесков. Биографические сведения. Повесть «Очарованный странник» (или др. повесть по выбору). Особенности повествовательной манеры. Идеи христианского мировоззрения у писателя.

Цели:

1. Знакомство с биографией и творчеством писателя.

2. Раскрыть смысл названия повести; особенности изображения русского национального характера.

Метод: Лекция с элементами беседы

Словарная работа:

· повесть — эпическое произведение, раскрывающее ряд эпизодов из жизни ведущего героя, характер которого раскрывается полно и разносторонне.

· очарованный — околдованный.

· странник — человек, странствующий пешком, на богомолье.

· праведник — 1. Верующий человек, живущий праведной жизнью.

2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали.

Ход урока

I. Оформление тетрадей:

Лесков как бы поставил целью себе одобрить, воодушевить Русь

и начал создавать для России иконостас ее святых и праведников

Его «праведники — маленькие великие люди».

М. Горький

План.

1. Биографическая справка.

2. «Леди Макбет Мценского уезда» (1865 г.).

3. «Очарованный странник» (1873 г.).

II. Слово учителя.

Творчество Н. С. Лескова одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе ХIХ века.

В его судьбе отразился такой образ праведника земли русской, который дан в «Очарованном страннике», «Левше» и в других произведениях.

Творческая манера Н. С. Лескова необычайна, неповторима и самобытна, а язык неожиданный и странный, резко выделяет писателя среди других художников ХIХ века.

В произведениях Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая парадоксы русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.

Так, что же этот человек, откуда он «черпал» материалы для своих произведений?

III. Биографическая справка (знакомит подготовленный ученик). Лесков — прозаик, публицист. Родился в семье мелкого чиновника, выходца из духовенства. Учился в Орловской гимназии, но курса не закончил. Служил в Орловской палате уголовного суда, Киевской казенной палате. В 26 лет Лесков оставляет государственную службу и переходит на частную — в коммерческую компанию А. Я. Шкотта. По делам фирмы он «изъездил Россию в самых разнообразных направлениях».

Служба дает обильный материал для творчества. С 1861 года статьи Лескова появляются в газете «Русская речь», чьим сотрудником он становится. Значительная часть ранних произведений написана в жанре творческого очерка, который в 60-е годы пользовался большой популярностью у писателей-разночинцев.

Лесков остро чувствовал экономическую, культурную отсталость России по сравнению с западноевропейскими странами. В начале 60-х годов он был уверен, что с отменой крепостного права Россия быстро пойдет по пути прогресса. Но наблюдения над по реформенной действительностью показали, как мало произошло изменений к лучшему в жизни страны. Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в его творчестве.

Творчество Лескова в 60-е годы отличается большим разнообразием по жанру. Писатель пробует свои силы в художественном очерке, рассказе, повести, романе, пишет единственную пьесу «Расточитель».

Все произведения писателя пропитаны фольклорными мотивами. В них звучат лирические, обрядовые песни, пословицы, заговоры... Сюжет многие из них проникнуты сказочными былинными мотивами, включает народные суеверия, предания.

Яркой особенностью творческой манеры Лескова являются документальность изображения. «Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле», — признавался он. Его особенно интересовало отражение характерных черт времени в судьбах рядовых людей. Многие его герои имеют реальных прототипов («Кадетский монастырь», «Владычный суд», «Человек на часах»).

Лесков на всего его творческого пути отличается непрерывными жанровыми поисками. Особенности его писательского дарования, жизненного опыта и мировоззрения наиболее ярко проявились в малых жанрах: по существу Лесков был первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не в крупных эпических произведениях, а в рассказах и повестях.

IV. Слово учителя.

Имя Н. С. Лескова известно всем русским читателем по рассказу «Левша», который сумел подковать изготовленную английскими мастерами блоху.

Герои писателя необычны, неожиданны и самобытны, как и его творческая манера. К ним нельзя подходить с обычными представлениями и критериями. Лескова привлекают бунтари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои, то есть все те, кто пытается вырваться из серой, будничной жизни, сохраняя в душе неповторимые черты русского национального характера.

Создавая народные характеры, Лесков невольно обращается к живой русской речи, которая наиболее ярко запечатлена в фольклорной традиции — в былине, легенде, сказке, поговорках, при- сказках. («Бог простит», — это нам не впервые такой снег на голову» — «Левша»).

Многие герои готовы принести себя в жертву во имя счастья других. Это и «Очарованный странник», «Запечатленный ангел».

Особое место в творчестве писателя занимает тема женской судьбы, как правило трагичной («Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница»).

В произведениях Н. С. Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и поиски истины. Замечая противоречия русской действительности, писатель верил в будущее России, потому что непредсказуемый сильный русский характер таил в себе силы неиссякаемые. Всей душой любит Лесков родину, и любит ее такой, какова она есть.

Название произведения «Очарованный странник» на первый взгляд кажется загадочным, почти недоступным пониманию. Звучит оно поэтично и печально, чувствуется в нем какая-то тайна, тоска и одиночество, слышится в его звуках тихая, плачущая, отдаленная музыка, похожая на песню цыганки Груши, героини повести.

V. Беседа. Вопрос к классу:

— А кто он странник?

(Странник — это человек, не имеющий крова, идущий по всем дорогам жизни, стремящийся к чему-то и не находящий покоя).

— А что же такое очарованный странник?

(Может, это странник, на которого снизошло очарование, который остановился на перепутье и задумался о том, куда же он все-таки идет и что его ожидает, каково его предназначение в этой противоречивой жизни).

— Очарованный странник в повести, кто он? Расскажите о нем. Каков его жизненный путь?

(Флягин Иван Северьяныч, он же Иван Голован, отец Измаля, — господин Флягин — бывший конэсер, монах в «малом постриге», «очарованный странник», путешествующий в Соловецкий монастырь.

Родился Флягин в «крепостном звании», «из дворовых людей графа К. из Орловской губернии». Родитель его «кучер Северьян, и хотя приходился он не из самых первых кучеров ... но, однако, шестериком правил» ... родительница Ивана умерла после родов оттого, что он «произошел на свет с необыкновенно большою головою», за что получил прозвище Голован. Она хотела, чтобы сына отдали в монахи.

От отца и других кучеров Флягин «постиг тайну познания в животном» и возлюбил коня. Иван в одиннадцать лет справлялся с должностью форейтеров: «как по тогдашнему приличию для дворянских форейтеров требовалось: самый пронзительный, звонкий и до того продолжительный, что ... мог ... завести и полчаса этак звенеть». Скоро он так освоился и стал «форейторское озорство» выказывать: Какого-нибудь встречного мужика кнутом по рубахе вытянуть». От его озорства погибает под лошадьми монах, которого Флягин засек кнутом. Этот монах, с бабьим лицом часто приходит к нему во сне и предсказывает знамение. Однако в молодости Флягин беспечно относится к удивительному видению и знамению.

Теперь, когда Ивану Северьянычу идет пятьдесят третий год, он иначе относится к словам умершего монаха о том, что сын он «молитвенный», «обещанный». «Отец Измаил» понимает, что знамение сбылось и говорит об этом: «Всю свою жизнь я погибал, и никак не мог погибнуть».

Флягин незаметно включается в разговор пассажиров о самоубийцах, и его первая «дивная история» о «Пашке — прегорчающем пьянице», который «ведает и исправляет дела самоубийц после их смерти», заинтересовала их. На просьбу попутчиков рассказать историю своей жизни Флягин откликается охотно, но предупреждает их, что всей моей обширной протекшей жизненности даже обнять не могу».)

— Расскажите несколько историй из жизни Ивана Северьяныча.

VI. Слово учителя.

Флягин исповедует «повествование своего минувшего» открыто, старается говорить спокойно, обстоятельно без утайки. Он считает себя человеком «не из начитанных», но все его рассказы глубоки и самобытны. Речь его постоянно меняется, сохраняя колорит той среды, в которой ему приходится вращаться. Герой повествует о своих приключениях добродушно и бесстрастно, порой с нотой сожаления. Слушатели долгое время воспринимали его приключения как сказку, и только история Груши меняет их мнение. Лесков замечает, что путешественники «впервые заподозрили справедливость его рассказа и хранили довольно долгое молчание».

— Особую прелесть повести и необычность герою придают многочисленные мифологические эпизоды, элементы. Какие именно?

(Явление монаха, дух цыганки, магнетизер, бесы в монастыре.)

VII. Лекция учителя.

«Изображение русского национального характера в повести Лескова «Очарованный странник» (по лекции учителя учащиеся составляют краткий конспект или тезисы).

Уже в названии произведения «Очарованный странник» зашифрован определенный смысл. Считается, что странничество — важный элемент русского национального самосознания.

Безграничны просторы русской земли, и человек хочет их повидать. Странники, калеки, прохожие, бродячие, проповедники проходят эти пространства, благословляя их. При этом у них нет на земле своего дома, ходят в поисках царства Божия.

Мечущаяся душа главного героя повести Ивана Северьяныча Флягина также ищет царства Божия. Для героя этот высший идеал открывается в одном из его видений: «... взмело песок тучею, и нет ничего, только где-то тонко колокол тихо звенит, и весь как алою зарею облитый большой белый монастырь по вершине показывается, а по стенам крылатые ангелы с золотыми кольями ходят...».

Монастырь — место, где собирается горстка праведников, отгородившихся от внешнего мира.

В конце повести Иван Флягин действительно приходит в монастырь. Повиновение, покой и послушание его жизнь теперь, и это ему нравится. Но странствие героя в монастырь — случайная прихоть судьбы. Уже в самом начале герою известно, что он — «молит венный сын», то есть выпрошенный у Бога и предназначенный по обету монастырю от рождения. Поэтому он «многое даже не своею волею делал», а «по родительскому обещанию».

Предначертание влияет на жизнь героя, а его исполнение превращается в сюжет произведения.

Причиной окончательного прихода героя в монастырь становится его замечательная русская душа. С первых же страниц повести Иван Северьяныч представлен как человек простодушный, откровенный, добрый и бесстрашный. Нет ничего, что бы не умел Иван Северьяныч, даже поляк, к которому он пошел работать нянькой говорит: «Ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится».

Да, присмотреть за трудным ребенком, вылечить ли его, усмирить ли нрав дикой лошади, совершить ли побег из плена — нет ни чего недоступного для русского человека Ивана Флягина.

Характеристика Ивана Северьяныча как человека истинно русского усиливается и в сравнении с русским былинным богатырем: «... он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца...». Предназначение же былинного богатыря — совершение патриотического и христианского подвига. Одним из определений героя повести становится — «богатырь-черноризец» и это должно еще раз подчеркнуть его характеристику как национального героя. Но герой Лескова не просто странник и богатырь. Он «очарованный странник» и его «очарованный богатырь», то есть околдованный, находится во власти мифологических сил.

«Околдованность» составляет вторую сторону образа героя, которая соотносится с его национальным характером, как соотносится в самой повести две линии — национальное и мифологическое.

Действие мифологического элемента в повести определяется заклятием, наложенным на Ивана Северьяныча призраком убитого монаха: «А вот, — говорит, — тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы!..»

Иван Северьяныч в последующем не мог избавиться от этого заклятья, так как это наказание за совершенный трех убийства. Пред сказанье стало судьбой героя: «... и оттого пошел он от одной стражбы к другой, все более и более претерпевая, но нигде не погиб..»

Судьба идет по стонам: «какое-то событие, трагическая развязка (гибель), странствие и все повторяется, но только следующее испытание хуже, страшнее предыдущего. Например, состязание в избиении плетью друг друга с азиатом за право получения скакуна — смерть азиата — плен в десять лет в степи, пьянство в трактире, встреча с цыганкой Грушей — ее смерть от рук Ивана Флягина — служба в армии на Кавказе пятнадцать лет.

Яркому, красочному, полусказочному миру в повести под стать герой — человек цельной натуры, богато одаренный, щедрый души, настоящий богатырь, талантливый русский человек, беглый крепостник Иван Северьяныч, прошедший через страшные испытания, много раз находившийся на краю гибели символизирует физическую и нравственную стойкость русского народа, постепенный рост его духовных сил и развитие самосознания.

У Флягина особое отношение к душе. Размышляя, он задается вопросом: почему «у меня самоничтожный дух и сколько я через него претерплю, а я ничего не усовершаюсь». Три ночи он просит у Бога «другой — более соответственный дух» и ожидает иного в душе совершения. Наконец, обретая дар пророчества, он понимает, что прощен Богом, и теперь ему «за народ очень помереть хочется». Иван Северьяныч верит в свое дальнейшее предназначение — идти воевать, умереть за народ. Перед смертью он «на богомолье в Соловки к Зосиме Савватию благословился поэтому и путешествует вместе с пассажирами, которым исповедуется.

Как и Левша, герой одноименной повести Лескова в последние минуты жизни думает об Отечестве (Англичане не чистят ружье кирпичом, а смазывают маслом), так и в конце повести в Иване Флягине открылся дар предвестника, пророка: Он постоянно говорит о новой и скорой войне, за что его снова наказывают. Флягин снова странствует. Теперь он верит прорицанию монаха «с бабьим лицом» и чувствует приближение смерти. Это замечают слушатели «... очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность».

Лесков заканчивает повествование многозначительным замечанием: «а просвещение его остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Так Н. С. Лесков в своей повести «Очарованный странник» через образ русского крепостного человека Ивана Флягина показал крепостному нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность всегда прийти на помощь слабому, любовь к своему народу, родине, природе. Это основные черты русского национального характера.

VIII. Домашнее задание.

1. Познакомиться с биографией М.Е. Салтыкова – Щедрина.

2. Читать 1-5 главы «Истории одного города».

Тема 2.11.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. Обзор «Истории одного города». Анализ отдельных глав.

Цель урока: познакомить с этапами биографии и творчества писателя; раскрыть особенности художественного мира как писателя сатирика; дать общее представление о романе «История одного города»..

Методы: сообщение, составление кратких конспектов.

Оборудование: портрет писателя.

Ход урока

I. Оформление тетради.

Живость боли и непрерывное ее ощущение

служили источником живых образов.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется

привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть

и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни.

Н. М. Сеченов

План.

1. Этапы биографии и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина.

2. Традиции русской литературы в творчестве писателя.

3. Гипербола и гротеск в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина.

4. «Эзопов язык» в произведениях писателя.

II. Слово учителя.

М. Е. Салтыков-Щедрин — писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А. С. Грибоедовым и Н. В. Гоголем. Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.

Наследие Салтыкова-Щедрина мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве — это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остается в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

Вот и мы сегодня попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого удивительного писателя.

III. Сообщение учащегося «Этапы биографии и творчества Салтыкова-Щедрина».

15 (27) января 1826 г. в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил, однако через тридцать лет, в 1856 г., он появился на свет еще раз, но уже как литератор Салтыков-Щедрин. Тридцать лет, разделяющие эти даты, многое определили в жизни и судьбе русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Именно под этим именем он и вошел в историю русской литературы.

«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем...» - вспоминал писатель.

Свое детство, картины жизни и быта усадьбы, отношения в семье он позже воссоздаст в «Пошехонской стороне» и в «Господах Головлевых».

Большое влияние на будущего писателя оказал Белинский. Позднее Салтыков-Щедрин говорил о Белинском: «Он учил мыслить, наполняя сердца наши скорбью и негодованием и вместе с тем, указывая цель для наших стремлений».

В 1844 г. Салтыков-Щедрин был выпущен из Лицея и направлен в канцелярию военного министерства. Тогда же он примыкает к одному из кружков, заседания которого проходили на квартире Михаила Буташевича-Петрашевского. Благодаря способностям и трудолюбию Щедрин постоянно «повышается в должностях», а также не мешает его литературной работе. Друг за другом в 1847 и 1848 годы выходят две его первые повести. Одна из них — «Запутанное дело» — появилось под псевдонимом «Н. Щедрин».

Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным? В мемуарах сына писателя можно найти одну из версий: «Дело обстояло так. Ему, когда он еще состоял на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать груды своей фамилией». Но не только настоящая фамилия автора — чиновника, под которой было опубликовано первое произведение, вызвала гнев начальства. В дневнике чиновника для особых поручений при военном министерстве и одновременно писателя Н. В. Кукольникова читаем: «Неприятная история. Приказано арестовать чиновника» «за какое-то сочинение, напечатанное без ведома начальства». Этим чиновником и был М. Е. Салтыков, который, по высочайшему повелению, за публикацию повести «Запутанное дело» был сослан на Вятку.

«Вятский плен» был спасением: так, после разгрома кружка Петрашевского, Салтыков-Щедрин хотя и был привлечен к допросу по делу, наказания за участие в работе кружка не последовало. Там же, в Вятке, он встретил и свою будущую жену Лизу Болтину.

В 1855 г. указом императора Александра I чиновнику Салтыкову было дозволено «проживать и служить, где пожелает». 1848 по 1856 г. в литературной деятельности был перерыв, И хотя в 1856 г. выходят «Губернские очерки», принесшие писателю поистине признание и славу, он продолжает служить сначала в Министерстве внутренних дел, а потом вице-губернатором в Рязани и Твери. Недолгий период службы вице-губернатором оставил значительный след в жизни провинциальных российских городов. «Я не дам в обиду мужика! » — эти слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще службы царю и отечеству. Современники писателя отмечали, что на службе он был в высшей степени правдив и человечен. Серьезный до суровости с равными, был очень мягок и деликатен с низшими.

Однако против многих злоупотреблений он оказался бессилен и в 1862 г. оставил должность, решив посвятить все свое время литературному труду.

По приезде в Петербург он вошел в состав редакции журнала «Современник», активно сотрудничал в тот период, когда журнал подвергался настоящим преследованиям со стороны правительства. С 1864 по 1868 г. вновь служит чиновником из-за материальных затруднений. Действительный статский советник 1868 г. уходит в отставку, на этот раз навсегда. «Я — писатель, в этом мое призвание», — говорил Щедрин. В том же году он становится членом редакции и активным сотрудником журнала «Отечественные записки», который выпускает Н. А. Некрасов вместо запрещенного журнала «Современник». 1877 г. после смерти Некрасова он возглавит журнал, на страницах которого будут публиковаться пьесы А. Н. Островского, роман «Подросток» Ф. М. Достоевского, рассказы и повести В. М. Гаршина, Д. Н. Мамина-Сибиряка и многих других.

Весной 1884 г., после неоднократных предупреждений журнал «Отечественные записки» был закрыт. Писатель признавался одному из современников: «До сих пор не могу опомниться, что меня лишили ежемесячной беседы с читателем...» Однако интенсивная творческая деятельность продолжается, и писатель говорит с читателем со страниц «чужих» журналов.

Подводя итоги своей жизни, осенью 1887 г. Салтыков-Щедрин написал: «В 1868 г. совсем оставил службу и исключительно отдался литературе. Написал 22 названия книг...» Действительно, на одной литературе сосредоточились его помыслы и интересы, ради нее он пожертвовал очень многим, о ней как истинный писатель земли русской думал в последние минуты своей жизни.

IV. Сообщение учащегося «Традиции русских сатириков в творчестве Щедрина».

В своем творчестве Салтыков-Щедрин продолжал и развивал традиции русских сатириков Фонвизина и Гоголя. Вслед за ними, он использует смех как острейшее оружие. Это «оружие» очень сильное, говорил сатирик, «ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех».

Вспомните, как мастерски пользовался оружием смеха создатель «Недоросля», выступая против крепостного права. Рисуя пороки современного общества, Фонвизин показывал одновременно их смешную и страшную, трагическую сторону. Это сочетание смешного и трагического — одна из характерных черт и сатиры Щедрина.

Однако Фонвизин верил, что возможно установить справедливые отношения между классами в рамках существующего общественного строя. Например в конце «Недоросля» порок наказан, справедливость восстановлена и добродетель торжествует. Беспощадная же сатира Салтыкова — Щедрина не знает благополучных концов.

Тесные преемственные связи соединяют Щедрина с Гоголем. Как и Гоголь, Салтыков-Щедрин создает широкие обобщения, образы-типы. Как за образами помещиков и чиновников губернского города вставала вся Россия «мертвых душ», так и за щедринскими «органчиками», «иудушками», «пескарями» вставали образы российских правителей, бюрократов, трусливых обывателей. Непримиримое отношение сатирика ко всей государственной системе России того времени определило и общий настрой его произведений. «Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей, — утверждал Чернышевский, - картины нашего быта не рисовались красками более мрачными. Никто... не карал наших общественных язв с большей беспощадностью». Это углубление и заострение критической направленности русского реализма — характерная черта щедринской сатиры. Не столько слезы слышатся сквозь смех в его сатирических произведениях, сколько гнев, жгучая ненависть. В результате ни один из русских писателей не подвергался таким цензурным гонениям, как Салтыков-Щедрин. Перечисляя недуги, от которых он страдает, писатель однажды пошутил, назвав среди них «цензурные сердцебиения».

V. Своеобразие «Истории одного города».

Эпиграф

«История одного города — в сущности

сатирическая история русского общества.

И. С. Тургенев

Трудные для России шестидесятые годы 19 века оказались наиболее плодотворными для М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В течение десяти лет (1858 по 1868 год), исключая два с половиной года (с 1862 по 1864), Салтыков служил вице-губернатором в Твери и Рязани. Государственная служба не помешала писателю увидеть правду и служить ей все годы. Писатель был человеком справедливым, честным, неподкупным, требовательным, принципиальным, боролся со злоупотреблениями чиновников и помещиков, поэтому отношения с «высшим обществом» у него не сложились.

Горький опыт вятской ссылки, во время которой молодой Салтыков боролся со взяточничеством, злоупотреблениями власти, стал настоящей школой жизни. Провинциальная жизнь дала писателю огромный материал для создания этого романа.

Ведь именно в северном городе Салтыков защищал крестьян, так как он видел, что в провинции существует не действие. А произвол полицейской власти, совершенно убежденной, что не она существует для народа, а народ для нее.

«Губернские очерки» были первым сатирическим произведением и подготовили появление сатирического романа — обозрение «История одного города».

В 1868 г. Салтыков-Щедрин оставляет государственную службу. Накопленные впечатления нашли отражение в этом необычном произведении, резко отличающемся от ряда созданных в эти годы произведений русских писателей, да и самого Салтыкова-Щедрина. Образ города Глупова как воплощения самодержавно-помещичьего строя возник у писателя еще в очерках начала 60-х годов.

В январе 1869 года сатирик создает первые главы «Опись градоначальникам», «Органчик», которые печатаются в первом номере журнала «Отечественные записки». В 1870 году Салтыков продолжает работу над романом и публикует в журнале «Отечественные записки» в 1-4, 9 номерах. В этом же году роман вышел отдельным изданием под названием «История одного города».

Этот роман вызвал много толкований и негодований, что заставило Салтыкова ответить на статью публициста Суворина, под названием «Историческая сатира», напечатанной в журнале «Вестник Европы». Суворин, не вникая в глубину замысла и суть художественного своеобразия произведения, обвинил писателя в глумлении над русским народом и искажении фактов русской истории. После появления этой статьи прежний интерес читающей публики несколько угас. Но это произведение нашло своих читателей: спустя полвека М. Горький говорил: «Необходимо знать историю города Глупова, — это наша русская история и вообще невозможно понять историю России во второй половине 19 века без помощи Щедрина — самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости...»

III. Сообщение учащегося. Жанровые особенности романа «История одного города».

Салтыков — Щедрин занимает в русской литературе особое место. Искусство сатиры требует смелого, бескомпромиссного подвига писателя, решившего посвятить свою жизнь беспощадному развенчиванию зла.

Смелый взгляд писателя позволил иначе смотреть на мир. Щедрин освоил и крупные, и малые сатирические жанры: роман с интересным сюжетом и глубоко прочувствованными образами, фельетон, сказку, драматическое произведение, рассказ, пародию. Писатель ввел в мировую литературу сатирическую хронику. Важное место в творчестве принадлежит этому роману. «У нас установилось такое понятие о романе, что он без любовной завязки быть не может. Я считаю, мои «Современная идиллия», «Головлевы», «Дневник провинциала» и другие настоящими романами: в них несмотря даже на то, что они составлены как бы из отдельных рассказов, взяты целые периоды нашей жизни», — говорил автор. Один критик в 1881 г писал: «Для будущего историка русского общества, когда он подойдет к переживаемой нами эпохе, не будет более драгоценного клада, как сочинения г-на Салтыкова, в которых он найдет живую и верную критику современного общественного строя». Салтыков во всей истории русской литературы не знает себе равного, когда дело идет о том, чтобы схватить типические черты переживаемого общественного времени, чтобы живо подметить тот или другой новый народившийся тип и осветить его со всею яркостью своего мощного таланта».

Тема России всегда интересовала и притягивала своей неповторимостью русских писателей: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С.Тургенева, Н. А. Некрасова, Н. С. Лескова... Но их Россия была реальной, она жила, страдая и радуясь, любя и ненавидя, прощая и жалея. Россия же Щедрина особенная, ее можно понять, только глубоко задумавшись и проникнув в ее тайны, приблизив ее к себе, и тогда слова сатирика найдут своего читателя.

Понять идею «Истории одного города» невозможно без проникновения в ее художествённую сущность, без глубокого осмысления ее своеобразия и неповторимости. Произведение написано в форме повествования летописца — архивариуса о прошлом города Глупова, но исторические рамки ограничены — с 1731 по 1826 год.

Салтыков-Щедрин не следовал исторической канве развития России, но некоторые события, а также лица, исторически узнаваемые, оказали влияние на сюжет романа и своеобразие художественных образов. История одного города — это не сатира на прошлое, потому что писателя не интересовала чисто историческая тема: он писал о настоящей России. Однако некоторые правители города Глупова напоминают реальных правителей: Павла I — в образе Грустилова, Николая I — в образе Перехват — Залихватского; некоторые градоначальники отождествляются с государственными деятелями: Беневоленский — со Сперанским, Угрюм-Бурчеев — с Аракчеевым. Особенно связь с историческим материалом ощутима в главе «Сказание о шести градоначальницах». Дворцовые перевороты после смерти Петра I «организовывались» в основном женщинами, и некоторые из императриц угадываются в образах «злоехидной Ираидки», «беспутной Клемантинки», «толстомясой немки Щтокфиш», «дуньки-толстопятой», «Матренки-ноздри». Кто конкретно завуалирован — не важно, потому что писателя интересовали не конкретные лица, а их действия, согласно которым осуществлялся произвол власти имущих.

Рассказывая якобы о прошлом России, писатель, тем не менее, говорил о проблемах современного ему общества, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны.

Стилизовав события столетней давности, придан им черты эпохи 18 века, Салтыков-Щедрин выступает в разных ипостасях: сначала он ведет повествование от лица архивариусов, составителей «Глуповского летописца», затем от автора, выполнявшего функции издателя и комме архивных материалов.

Писатель-сатирик к истории обратился для того, чтобы сгладить неизбежное столкновение с цензурой.

Автор в этом произведении сумел соединить сюжеты и мотивы легенд, сказок, других фольклорных произведений и просто доступно донести до читателя антибюрократические идеи в картинах народного быта и повседневных заботах россиян.

Роман начинается с главы «Обращение к читателю», стилизованной под старинный слог, в которой писатель знакомит своих читателей со своей целью: «изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных».

Глава «О корени происхождения глуповцев» написана как пересказ летописи. Начало — подражание «Слову о полку Игореве», перечисление историков 19 века, имеющих прямо противоположные взгляды на исторический процесс. Доисторические времена Глупова кажутся нелепыми и нереальными, так как поступки народов, живших в давние времена, далеки от осознанных поступков.

«Опись градоначальникам» представляет собой комментарий к последующим главам, и, согласно биографическим данным, каждый правитель Глупова уходил из жизни по совершенно нелепой причине: одного заели клопы, другого растерзали собаки, у третьего испортился головной инструмент, пятый пытался понять сенатский указ и умер от натуги и т. д. Каждый образ индивидуален и в то же время типичен. Салтыкова-Щедрина считают новатором в разработке методов сатирической типизации.

Рассказ о деятельности глуповских градоначальников открывает глава «Органчик», повествующая о Брудастом, образ которого олицетворяет основные черты бюрократизма, тупости и ограниченности. «Эзоповский язык» позволяет писателю назвать Брудастого дураком, прохвостом и злобной собакой.

Наипростейший деревянный механизм, с помощью которого Брудастый выкрикивает свои приказы — команды, является преувеличением, образ этого градоначальника, как и остальных фантастичен и гиперболизирован. Но поступки, совершаемые человеком с деревянной головой, почти ничем не отличались от деятельности реальных людей.

«Сказание о шести градоначальницах» — это не только сатира на царствование коронованных особ, но и пародия на многочисленные произведения на историческую тему, появлявшиеся в 60-е годы.

Глава «Известие о Двоекурове» содержит в себе намек на Александра I. Двоекуров сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа. Но биография градоначальника не дошла до современников, которые могли бы разобраться в теории его правления.

В главах «Соломенный город» и «фантастический путешественник» выведен образ Фердыщенко. Знакомство с ним происходит в главе «Голодный город». Бедствия принимают огромные масштабы, а народ безмолвно терпит эти испытания судьбы и не пытается защитить свои интересы. Сатира на мужика приобретает силу негодования автора, не терпящего унижения и притеснения русского народа. Пожары, наводнения, голод все довелось испытать русскому мужику, который еще не умеет отстаивать свои интересы.

Не менее уродливым, фантастичным является образ градоначальника Негодяева, выведенный в главе «Эпоха увольнения от войны». Согласно «Описи», «он размостил вымощенные предместниками его улицы», т. е. пытался скрыть деяния своих предшественников. Градоначальник Михаладзе отменил строгую дисциплину, поддержал изящество манер и ласковое обхождение.

В одном из своих писем, сатирик заметил: «Я могу каждое свое сочинение объяснить, против чего они направлены».

Во вступлении к главе «Поклонение мамоне и покаяние» даются некоторые обобщения и итоги. Речь идет о народе, который живет, несмотря на смертный бой. «Одну из... тяжких исторических эпох, вероятно, переживал Глупов в описываемое летописцем время», — сообщает писатель.

Наши рекомендации