Темы для самостоятельного изучения проблем курса
МОДУЛЬ 1.
· Автор и читатель в литературе эпохи Возрождения
· Интерпретация наследия Шекспира культурой современности;
· Жанр романа в культуре Возрождения.
МОДУЛЬ 2.
- Основные черты литературы барокко. Поэзия Л. де Гонгоры.
- Педро Кальдерон и испанский театр его времени.
- Становление концепции «высокой комедии» в творчестве Мольера.
- Поэзия Джона Донна.
- Драматургия Бена Джонсона.
- Публицистика Джона Мильтона.
- Художественное своеобразие романа Г.Я.Х. Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссимус».
- Лирика Роберта Бернса.
- Русские «робинзонады» (Е. Аннинков. Уединенный Робинзон; С.Н. Глинка. Приключения Робинзона Крузе, или Следствия непослушания и легкомыслия и торжество семейственных добродетелей).
- Баллады и драмы Ф. Шиллера.
- Проблемы взаимодействия литературы и живописи в трактате Г.Э. Лессинга «Лаокоон».
- Роман И.В. Гете «Страдания молодого Вертера».
- Итальянский театр XVIII века (К. Гоцци, К. Гольдони).
- Традиции европейского сентиментализма в русской прозе Н.М. Карамзина.
- Русские путешественники в Европе XVIII века.
МОДУЛЬ 3.
- Поэзия Гельдерлина и немецкий романтизм.
- Драма рока в творчестве Г.Клейста. »).
- Поэтика новеллы Л.Тика «Белокурый Экберт». .
- Художник и действительность в повести В.Вакенродера «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Йозефа Берглингера
- Своеобразие жанра сказки в немецком романтизме: бр.Гримм, В.Гауф.
- Повесть «Удивительные приключения Петера Шлемиля» А.Шамиссо: особенности содержания и формы
- Жанровое своеобразие поэзии У.Блейка.
- Своеобразие раскрытия истории в балладах Р.Саути
- Темы лирики П.Б.Шелли; образ природы в его поэтических произведениях.
- Человек и природа в произведениях Ф.Р.Шатобриана.
- Концепция истории в романе А. де Виньи «Сен-Мар».
- Жанровое своеобразие романа А.Мюссе «Исповедь сына века».
- Картина мира в романе Г.Торо «Уолден, или Жизнь в лесу».
- Р. Эмерсон и поэтика трансцендентализма
Литература для обязательного конспектирования первоисточников при подготовке к практическим занятиям и коллоквиуму
МОДУЛЬ 1.
- Петрарка Ф. Письма к потомкам // Петрарка Ф. Сонеты, избранные кансоны,
- секстины, баллады, мадригалы, автобиографическая проза. М., 1984.
- Боккаччо. Д Авторское послесловие // Боккаччо Д. Декамерон. Любое издание.
- Рабле Ф. Предисловие ко второй книге // Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / пер.
- Н.М.Любимова. Любое издание;
МОДУЛЬ 2.
1. Буало Н.Поэтическое искусство.
2. Лессинг Г.Э.Лаокоон (трактат) // Литературные манифесты западноевропейских
классицистов. М.: МГУ, 1980.
МОДУЛЬ 3.
1. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.
2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001.
3. Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму: статьи о французской и немецкой литературах. СПб.: Филфак. СПбГУ, 2001.
4. История зарубежной литературы: Реализм. Хрестоматия.
Самостоятельная работа к занятиям
МОДУЛЬ 1.
К теме 1 «Литература эпохи Возрождения. Итальянская литература. Итальянский ренессансный театр»
1.Составить глоссарий и выписать из словарей значение следующих специальных терминов:
Возрождение, гуманист, дученто, канцона, кватроченто, новелла, "новый сладостный стиль", пасторела, поэзия Плеяды, Проторенессанс, Ренессанс, Реформация, сонет, треченто, чинквеченто.
2. Изучить теоретические источники, рекомендуемые для подготовки к занятиям, например:
1. Баткин Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
2. Лосев А. Эстетика Возрождения. М., 1982.
3. Изучить и сделать конспект работ Петрарки, Боккаччо (см. список работ для конспектирования).
4. Написать эссе на одну из предлагаемых тем:
§ Проанализируйте феномен «ученой комедии».
§ Как было устроено театральное здание в Италии эпохи Ренессанса?
§ Какие жанры были наиболее популярны в итальянском ренессансном театре и почему?
5 .Сравнить драматургическую традицию Средневековья и Возрождения.
К теме 2 «Северное Возрождение. Немецкая литература. Возрождение во Франции. Возрождение в Испании. Жанр романа в европейской литературе»
1. Сопоставить поэтику итальянского Ренессанса и искусства Северного Возрождения. Результаты изложить в свободной форме (эссе) или составить таблицу.
2. Проанализировать развитие поэтической традиции во Франции 15 - 16 в.в. и сравнить одну из баллад Ф. Вийона со средневековой балладой.
3. Самостоятельная работа над одной из тем (результат представить на собеседовании устно или в виде письменной работы):
· Рыцарский роман в эпоху Возрождения. «Амадис Гальский» и «массовый» рыцарский роман
· Плутовской роман в контексте романной и новеллистической традиции. «Ласарильо с Тормеса»
· Повествовательная позиция и авторская теория романа в «Дон Кихоте» М. Сервантеса.
4. Конспект работы М.М.Бахтина:
· Бахтин М.М. Из предыстории романного слова // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975. - с. 408-446
· Бахтин М.М. К исторической типологии романа // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. Москва: «ИСКУССТВО», 1979. С. 188-198.
К теме 3 «Испанский ренессансный театр. Английская литература. Творчество Шекспира»
1. Творческая работа на одну из предложенных тем:
· Проанализируйте тип драматурга эпохи Возрождения на примере жизни и творчества Лопе де Вега.
· Сравните театральные жанры итальянского и испанского театра эпохи Возрождения.
2. Дополнить глоссарий и выписать из словарей значение следующих специальных терминов и понятий:
Английский петраркизм, галантная проза, интерлюдия, историческая хроника, мелодрама, спенсерова строфа, утопия,«чувствительная» драма.
3. Творческая работа на тему: «Интерпретация наследия Шекспира культурой современности»
4. Реферирование одной из работ:
· Блум Х. Шекспир как центр канона: (Глава из книги "Западный канон") /Пер. с англ. Т.Казачинской //Иностранная литература. - 1998. - №12. - С.194-213.
· Оден У.Х. Лекции о Шекспире /У.Х.Оден; Пер. с англ. М.Дадяна //Новая юность. - 2003. - №3 (60). -С.163-192.
МОДУЛЬ 2
К теме 1 «Классицизм и барокко: эстетика и поэтика»
- Сделайте краткий конспект «Поэтического искусства» Н. Буало.
- Составьте мини-словарь по эстетике классицизма (10-15 понятий). См.: Литературные манифесты западноевропейских классицистов.
- Подготовьте конспект одного из авторских предисловий классицистов к собственным произведениям. См. книгу: Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: МГУ, 1980.
- Составьте в алфавитном порядке именной указатель персонажей «Потерянного рая» Джона Мильтона (основные и второстепенные действующие лица).
- В виде схемы обозначьте основные координаты мироздания по Д. Мильтону.
- Составьте мини-словарь по эстетике барокко (10-15 понятий).
- Дайте обоснование гипотезе о наличии «русской» темы в драме П. Кальдерона «Жизнь есть сон».
К теме 2 «Просветительская проза XVIII века»
- Составьте именной указатель к повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм».
- Сравните речевые характеристики племянника Рамо и Философа (Д.Дидро. Племянник Рамо).
- Сделайте конспект одного из памфлетов Дж. Свифта (Сказка о бочке. Письма суконщика. Скромное предложение).
- Подготовить письменную творческую работу «Размышления современного Робинзона» (объем 1-2 стр).
- Подготовиться к собеседованию на тему: Особенности просветительской прозы XVIII века.
К теме 3 «Художественный универсализм И.В. Гете и литературный контекст эпохи»
- Познакомьтесь с историей разработки сюжета о Фаусте в западноевропейской литературе (предшественники И.В. Гете).
- Составьте пространственный кондуит (путеводитель) по трагедии «Фауст»: отметьте перемещение Фауста в художественном пространстве трагедии.
- Подготовка и участие в Гетевской викторине (вопросы на знание текста трагедии).
- Составьте глоссарий по просветительской литературе (10-15 терминов).
- Творческое задание. Напишите письмо в духе сентиментальной литературы (стилизация или пародия). Объем: 1-2 стр. В качестве образца смотрите роман И.В. Гете «Страдания молодого Вертера».
МОДУЛЬ 3
К теме «Романтизм как литературная эпоха»
1.Составить глоссарий и выписать из словарей значение следующих специальных терминов:
Романтизм, романтическое двоемирие, ,романтическая ирония, романтический герой, романтический конфликт, двойничество, романтическая новелла-сказка, детективная новелла, историзм,, народность, карнавальность, урбанизм, психологизм, сплин, воображение, романтическая концепция любви, филистерство, романтическая поэма, трансцендентализм, лирическая баллада, синтез искусств.
2.Изучить следующие работы отечественных литературоведов о связях русского и западноевропейского романтизма:
1. В.М. Жирмунский «Байрон и Пушкин». Л., 1978;
2. Ю.М.Лотман «Беседы о русском искусстве». СПб., 1994;
3. Н.Я.Дьяконова «Байрон» // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С.43-45;
К теме «Романтизм в Германии»
1. Конспектирование работы Н.Я. Берковского « Романтизм в Германии».
2. Задания к ролевой игре: сценарий интерактивного урока или занятия
факультатива по произведениям немецких романтиков.
3. Подобрать цитаты для иллюстраций принципа романтического двоемирия из
новеллы Э.Т. А. Гофмана «Золотой горшок.
К теме «Романтизм в Англии»
Варианты тестовых заданий для самопроверки:
1.Герой поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда» путешествует в:
· Бразилию
· Грецию
· Японию
· Швецию
2 Автор «Предисловия» к сборнику «Лирические баллады»
· Шелли
· Байрон
· Саути
· Вордсворт
2. Задания к ролевой игре:
- Образ «байронического героя»
4. Образ Собора в романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери»: романтические черты.
К теме «Американский романтизм»
1. Конспектирование работы М.Н. Бобровой «Романтизм в американской
литературе XIX века»
2. Конспектирование работы В.Л. Паррингтона «Основные течения американской
мысли», Т. 2.
3. Подготовить сообщение:
- Роман-миф Г. Мелвилла «Моби Дик или Белый Кит».
4. Эссе «Жанр детективной новеллы Э. По и современный детектив».
К теме 2 «Критический реализм и его эстетика»
Конспектирование первоисточников по Хрестоматии «Реализм»
К теме «Французский реализм»
1. Подготовка реферата
2. Презентация «Произведения французских писателей в киноискусстве»
К теме «Английский реализм»
1. Реферат по теме «Раннее творчество Ч. Диккенса»
- Проблематика и художественная форма «Посмертных записок Пиквикского
клуба»;
- Формы комического в «Посмертных записках Пиквикского клуба»