Темы для самостоятельного изучения проблем курса

МОДУЛЬ 1.

· Автор и читатель в литературе эпохи Возрождения

· Интерпретация наследия Шекспира культурой современности;

· Жанр романа в культуре Возрождения.

МОДУЛЬ 2.

  • Основные черты литературы барокко. Поэзия Л. де Гонгоры.
  • Педро Кальдерон и испанский театр его времени.
  • Становление концепции «высокой комедии» в творчестве Мольера.
  • Поэзия Джона Донна.
  • Драматургия Бена Джонсона.
  • Публицистика Джона Мильтона.
  • Художественное своеобразие романа Г.Я.Х. Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссимус».
  • Лирика Роберта Бернса.
  • Русские «робинзонады» (Е. Аннинков. Уединенный Робинзон; С.Н. Глинка. Приключения Робинзона Крузе, или Следствия непослушания и легкомыслия и торжество семейственных добродетелей).
  • Баллады и драмы Ф. Шиллера.
  • Проблемы взаимодействия литературы и живописи в трактате Г.Э. Лессинга «Лаокоон».
  • Роман И.В. Гете «Страдания молодого Вертера».
  • Итальянский театр XVIII века (К. Гоцци, К. Гольдони).
  • Традиции европейского сентиментализма в русской прозе Н.М. Карамзина.
  • Русские путешественники в Европе XVIII века.

МОДУЛЬ 3.

  • Поэзия Гельдерлина и немецкий романтизм.
  • Драма рока в творчестве Г.Клейста. »).
  • Поэтика новеллы Л.Тика «Белокурый Экберт». .
  • Художник и действительность в повести В.Вакенродера «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Йозефа Берглингера
  • Своеобразие жанра сказки в немецком романтизме: бр.Гримм, В.Гауф.
  • Повесть «Удивительные приключения Петера Шлемиля» А.Шамиссо: особенности содержания и формы
  • Жанровое своеобразие поэзии У.Блейка.
  • Своеобразие раскрытия истории в балладах Р.Саути
  • Темы лирики П.Б.Шелли; образ природы в его поэтических произведениях.
  • Человек и природа в произведениях Ф.Р.Шатобриана.
  • Концепция истории в романе А. де Виньи «Сен-Мар».
  • Жанровое своеобразие романа А.Мюссе «Исповедь сына века».
  • Картина мира в романе Г.Торо «Уолден, или Жизнь в лесу».
  • Р. Эмерсон и поэтика трансцендентализма

Литература для обязательного конспектирования первоисточников при подготовке к практическим занятиям и коллоквиуму

МОДУЛЬ 1.

  1. Петрарка Ф. Письма к потомкам // Петрарка Ф. Сонеты, избранные кансоны,
  2. секстины, баллады, мадригалы, автобиографическая проза. М., 1984.
  3. Боккаччо. Д Авторское послесловие // Боккаччо Д. Декамерон. Любое издание.
  4. Рабле Ф. Предисловие ко второй книге // Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / пер.
  5. Н.М.Любимова. Любое издание;

МОДУЛЬ 2.

1. Буало Н.Поэтическое искусство.

2. Лессинг Г.Э.Лаокоон (трактат) // Литературные манифесты западноевропейских

классицистов. М.: МГУ, 1980.

МОДУЛЬ 3.

1. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001.

3. Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму: статьи о французской и немецкой литературах. СПб.: Филфак. СПбГУ, 2001.

4. История зарубежной литературы: Реализм. Хрестоматия.

Самостоятельная работа к занятиям

МОДУЛЬ 1.

К теме 1 «Литература эпохи Возрождения. Итальянская литература. Итальянский ренессансный театр»

1.Составить глоссарий и выписать из словарей значение следующих специальных терминов:

Возрождение, гуманист, дученто, канцона, кватроченто, новелла, "новый сладостный стиль", пасторела, поэзия Плеяды, Проторенессанс, Ренессанс, Реформация, сонет, треченто, чинквеченто.

2. Изучить теоретические источники, рекомендуемые для подготовки к занятиям, например:

1. Баткин Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

2. Лосев А. Эстетика Возрождения. М., 1982.

3. Изучить и сделать конспект работ Петрарки, Боккаччо (см. список работ для конспектирования).

4. Написать эссе на одну из предлагаемых тем:

§ Проанализируйте феномен «ученой комедии».

§ Как было устроено театральное здание в Италии эпохи Ренессанса?

§ Какие жанры были наиболее популярны в итальянском ренессансном театре и почему?

5 .Сравнить драматургическую традицию Средневековья и Возрождения.

К теме 2 «Северное Возрождение. Немецкая литература. Возрождение во Франции. Возрождение в Испании. Жанр романа в европейской литературе»

1. Сопоставить поэтику итальянского Ренессанса и искусства Северного Возрождения. Результаты изложить в свободной форме (эссе) или составить таблицу.

2. Проанализировать развитие поэтической традиции во Франции 15 - 16 в.в. и сравнить одну из баллад Ф. Вийона со средневековой балладой.

3. Самостоятельная работа над одной из тем (результат представить на собеседовании устно или в виде письменной работы):

· Рыцарский роман в эпоху Возрождения. «Амадис Гальский» и «массовый» рыцарский роман

· Плутовской роман в контексте романной и новеллистической традиции. «Ласарильо с Тормеса»

· Повествовательная позиция и авторская теория романа в «Дон Кихоте» М. Сервантеса.

4. Конспект работы М.М.Бахтина:

· Бахтин М.М. Из предыстории романного слова // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975. - с. 408-446

· Бахтин М.М. К исторической типологии романа // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. Москва: «ИСКУССТВО», 1979. С. 188-198.

К теме 3 «Испанский ренессансный театр. Английская литература. Творчество Шекспира»

1. Творческая работа на одну из предложенных тем:

· Проанализируйте тип драматурга эпохи Возрождения на примере жизни и творчества Лопе де Вега.

· Сравните театральные жанры итальянского и испанского театра эпохи Возрождения.

2. Дополнить глоссарий и выписать из словарей значение следующих специальных терминов и понятий:

Английский петраркизм, галантная проза, интерлюдия, историческая хроника, мелодрама, спенсерова строфа, утопия,«чувствительная» драма.

3. Творческая работа на тему: «Интерпретация наследия Шекспира культурой современности»

4. Реферирование одной из работ:

· Блум Х. Шекспир как центр канона: (Глава из книги "Западный канон") /Пер. с англ. Т.Казачинской //Иностранная литература. - 1998. - №12. - С.194-213.

· Оден У.Х. Лекции о Шекспире /У.Х.Оден; Пер. с англ. М.Дадяна //Новая юность. - 2003. - №3 (60). -С.163-192.

МОДУЛЬ 2

К теме 1 «Классицизм и барокко: эстетика и поэтика»

  1. Сделайте краткий конспект «Поэтического искусства» Н. Буало.
  2. Составьте мини-словарь по эстетике классицизма (10-15 понятий). См.: Литературные манифесты западноевропейских классицистов.
  3. Подготовьте конспект одного из авторских предисловий классицистов к собственным произведениям. См. книгу: Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: МГУ, 1980.
  4. Составьте в алфавитном порядке именной указатель персонажей «Потерянного рая» Джона Мильтона (основные и второстепенные действующие лица).
  5. В виде схемы обозначьте основные координаты мироздания по Д. Мильтону.
  6. Составьте мини-словарь по эстетике барокко (10-15 понятий).
  7. Дайте обоснование гипотезе о наличии «русской» темы в драме П. Кальдерона «Жизнь есть сон».

К теме 2 «Просветительская проза XVIII века»

  1. Составьте именной указатель к повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм».
  2. Сравните речевые характеристики племянника Рамо и Философа (Д.Дидро. Племянник Рамо).
  3. Сделайте конспект одного из памфлетов Дж. Свифта (Сказка о бочке. Письма суконщика. Скромное предложение).
  4. Подготовить письменную творческую работу «Размышления современного Робинзона» (объем 1-2 стр).
  5. Подготовиться к собеседованию на тему: Особенности просветительской прозы XVIII века.

К теме 3 «Художественный универсализм И.В. Гете и литературный контекст эпохи»

  1. Познакомьтесь с историей разработки сюжета о Фаусте в западноевропейской литературе (предшественники И.В. Гете).
  2. Составьте пространственный кондуит (путеводитель) по трагедии «Фауст»: отметьте перемещение Фауста в художественном пространстве трагедии.
  3. Подготовка и участие в Гетевской викторине (вопросы на знание текста трагедии).
  4. Составьте глоссарий по просветительской литературе (10-15 терминов).
  5. Творческое задание. Напишите письмо в духе сентиментальной литературы (стилизация или пародия). Объем: 1-2 стр. В качестве образца смотрите роман И.В. Гете «Страдания молодого Вертера».

МОДУЛЬ 3

К теме «Романтизм как литературная эпоха»

1.Составить глоссарий и выписать из словарей значение следующих специальных терминов:

Романтизм, романтическое двоемирие, ,романтическая ирония, романтический герой, романтический конфликт, двойничество, романтическая новелла-сказка, детективная новелла, историзм,, народность, карнавальность, урбанизм, психологизм, сплин, воображение, романтическая концепция любви, филистерство, романтическая поэма, трансцендентализм, лирическая баллада, синтез искусств.

2.Изучить следующие работы отечественных литературоведов о связях русского и западноевропейского романтизма:

1. В.М. Жирмунский «Байрон и Пушкин». Л., 1978;

2. Ю.М.Лотман «Беседы о русском искусстве». СПб., 1994;

3. Н.Я.Дьяконова «Байрон» // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С.43-45;

К теме «Романтизм в Германии»

1. Конспектирование работы Н.Я. Берковского « Романтизм в Германии».

2. Задания к ролевой игре: сценарий интерактивного урока или занятия

факультатива по произведениям немецких романтиков.

3. Подобрать цитаты для иллюстраций принципа романтического двоемирия из

новеллы Э.Т. А. Гофмана «Золотой горшок.

К теме «Романтизм в Англии»

Варианты тестовых заданий для самопроверки:

1.Герой поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда» путешествует в:

· Бразилию

· Грецию

· Японию

· Швецию

2 Автор «Предисловия» к сборнику «Лирические баллады»

· Шелли

· Байрон

· Саути

· Вордсворт

2. Задания к ролевой игре:

- Образ «байронического героя»

4. Образ Собора в романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери»: романтические черты.

К теме «Американский романтизм»

1. Конспектирование работы М.Н. Бобровой «Романтизм в американской

литературе XIX века»

2. Конспектирование работы В.Л. Паррингтона «Основные течения американской

мысли», Т. 2.

3. Подготовить сообщение:

- Роман-миф Г. Мелвилла «Моби Дик или Белый Кит».

4. Эссе «Жанр детективной новеллы Э. По и современный детектив».

К теме 2 «Критический реализм и его эстетика»

Конспектирование первоисточников по Хрестоматии «Реализм»

К теме «Французский реализм»

1. Подготовка реферата

2. Презентация «Произведения французских писателей в киноискусстве»

К теме «Английский реализм»

1. Реферат по теме «Раннее творчество Ч. Диккенса»

- Проблематика и художественная форма «Посмертных записок Пиквикского

клуба»;

- Формы комического в «Посмертных записках Пиквикского клуба»

Наши рекомендации