Рав Ноах Вайнберг

Когда мы смотрим телевизор, читаем книги и стихи, увлекаясь романтическими приключениями героев, то мы забываем о самом главном – что будет с их любовью через 5, 10, 25 или даже 50 лет. В нашем обществе тотального и часто бестолкового потребления востребованы не вечные истины, а красивые и модные «штучки», дающие владельцу простую радость короткого обладания. Яркие телевизионные женщины-модели, мужчины на красивых авто, спортивные или гламурные, перспективные или состоявшиеся – сколько их, идеалов, стремление к которым приводит нас к несчастью и одиночеству?

Семья умирает – это ни для кого не секрет. В последней переписи в России в бланках появилась графа «гражданский брак», форма отношений, в которой пребывает почти треть всех совместно живущих пар. (Интересная особенность – 90% женщин, живущих в гражданском браке, считают себя замужем, а 70% «гражданских мужей» – признают себя холостыми и свободными от обязательств). Каждая четвертая пара из тех, что мчит, сигналя, на украшенных машинах к ЗАГСу придет в ближайшие три года в тот же ЗАГС или в суд за разводом. Еще треть дойдет до развода чуть позже, но неизбежно.

Из тех, кто развелся, половина потеряет интерес к браку навсегда. Вторая половина – победа надежды над опытом – снова решается вступить в законный брак. И что же? Процент разводов в повторных браках еще выше, шансы построить новую семью и быть в ней счастливыми все уменьшаются!

Казалось бы – что тут страшного? Институт традиционного брака безнадежно устарел, женщины стали более самостоятельными и могут сами обеспечить себя и потомство всем необходимым… К чему все эти бытовые трудности, необходимость отчета в личной жизни и рабочем графике, ограничения в интиме, отдыхе, хобби и покупках для себя, любимого? Быть холостым или разведенным гораздо проще – делаешь все, как и когда хочешь, ни под кого не подстраиваешься, заводишь романы любой продолжительности и степени красивости, а в воспитании детей и планировании бюджета никто тебе не указывает, как лучше, а главное – правильнее поступать.

Такое мнение, безусловно, заслуживает уважения, вот только стоит присмотреться к тем людям, кто его высказывает. Счастливы ли они? Успешны ли? Мировой опыт показывает, что в прогрессивных и смело меняющих традиционные устои странах сегодня не все благополучно – от экономического кризиса и государственной беспомощности до снижения уровня рождаемости и засилия эмигрантов.

Растет количество хронически несчастливых, одиноких, запутавшихся людей, пациентов психотерапевтов и психиатров. И хотя женщины по традиции, доставшейся от бабушек, все еще хотят замуж (или активно к этому готовятся, штудируя книги и сайты о том, как удачно выйти замуж), они не очень представляют, что в этом замужестве делать, как строить семью, быть для мужа союзником, соратником, музой и стимулом ко всему, чего он добивается в жизни. Выйти замуж, чтобы избавиться от одиночества, получить финансовую поддержку для себя и детей, утереть нос подругам, что-то доказать маме или прогуляться в красивом белом платье… Сомнительные мотивы. Жениться, «окрутившись» пузом, чтобы иметь налаженный быт, застолбить красивую девочку, получить место в фирме или жилплощадь… Что можно построить на таком непрочном фундаменте?

Вы скажете – а как же ЛЮБОВЬ? А я напомню вам про обычный сценарий: любовь – свадьба – быт – ссоры и споры – разочарование – развод. Или совместная жизнь двух чужих людей, которых объединяют дети и совместно нажитое. А то и страх построить еще худшее, часто – и просто лень что-то менять. Семья как компромисс, в котором обоим ПЛОХО – о такой ли перспективе думают счастливые молодожены?

Мы договорились применительно к этой книге рассматривать традиции и особенности евреев с точки зрения их эффективности. Семья – ключ ко всем остальным успехам. В ней зарождается и формируется успешный человек, в ней он получает мотивации и цели на будущее.

Выйдя из родительского дома, привыкнув к его теплу, поддержке близких, человек стремится создать для себя и для своих детей такое же место – сообщество родных и единых по духу людей. Более того – у него в голове «не помещается» мысль о том, что может быть как-то иначе, что череда случайных, чужих и в большинстве своем меркантильных женщин способна заменить теплое участие и ласковый взгляд любимой и родной жены.

Проводят эксперимент: на необитаемый остров забрасывают двух мужчин и одну женщину. Через год приезжают посмотреть, что получилось. И вот результаты…

Англичане. Построены три хижины, каждый сидит в своей, друг с другом не разговаривают.

– Что случилось?

– Ничего. Просто нас забыли представить друг другу.

Французы. Построена одна хижина, один из мужчин нервно ходит вокруг нее.

– Что происходит?

– Сегодня Жан – любовник, а я – муж. Но завтра будет наоборот!

Русские. Мужики сидят, распивают. Женщины не видно.

– Где женщина?

– В поле!

Евреи. Построены две хижины. Заглядывают в одну – мужчина и женщина, заглядывают в другую – мужчина и… женщина!

– Откуда?!!

– Было трудно. Было очень трудно. Но Хаим достал!

Только традиционная семья дает возможность человеку подняться над своими одинокими сородичами – отказаться от своих желаний в пользу желаний близких, открыться другим людям, отдавать и служить другим, получая от этого большее удовольствие, чем от удовлетворения своих желаний. В семье каждый из нас получает, как творец, возможность созидать свой маленький мир – со своими законами и правилами, добрый или беспощадный. Без навязанных извне потребительских ценностей духовный рост (а вместе с ним и успех, и удовлетворение от сделанного, и счастье!) идет от любви эгоистичной к любви жертвенной – от требований к объекту любви к готовности ему служить. Через любовь к супругу и детям человек получает выход на любовь к себе подобным (если угодно, это все та же национальная или классовая солидарность), на идеи и стремления, стоящие выше заполненной в супермаркете тележки и красивого авто. Через любовь к похожим на себя приходит понимание и терпение ко всем людям, приходит мудрость, которой так не хватает многим современным старикам.

Семья в традиционном понимании (а оно очень схоже у всех народов, независимо от религии и географии) – очень правильный и действенный инструмент. Успех Китая, мусульманского мира и евреев, сохранивших в большей степени, чем другие народы, этот институт, – лучший аргумент в пользу традиционного брака. Тем не менее стоит остановиться на нескольких неочевидных, с точки зрения современного человека, фактах:

• При любом успешном сотрудничестве силы и старания двух людей порождают в итоге силу большую, чем полученную просто от сложения: 1+1=3, 5, то и все 10. Человек умножает свои возможности в контакте с другими.

• Только семья и родные люди дают ощущение тыла, чего-то большого, прочного и теплого, что должно быть за спиной у каждого, пока он воюет с собой, за место в мире или за стол у окна в кабинете. Ощущение «дома, где всегда ждут», жизненно необходимо для большинства людей.

• Человек умнеет только в том случае, если информация в него «вливается» и «выливается» – есть постоянный учитель и ученики. Второе условие – опытная база, полигон для испытания теории. Где, как ни в семье, предоставляется такая возможность?

• Человека формируют обещания, которые он дает и выполняет, и ответственность, которую он на себя берет. Вовсе не случайно традиционный брак начинается с обязательств перед алтарем.

• Как говорится, масштаб личности определяется уровнем проблем, на которые ей по фиг. Если тебя раздражает быт в целом или конкретно способ выдавливания зубной пасты из тюбика, присущий твоей суженой, это лишний повод подумать о той глубине собственной личности, что ограничивает тебе путь к более серьезным переживаниям.

• Семья учит человека получать удовольствие и удовлетворение не от комфорта (постоянное присутствие других людей для многих уже само по себе дискомфортно, даже при идеальном раскладе, когда они ведут себя в соответствии с твоими представлениями о том, как это должно быть), а от совместной деятельности и совместных достижений.

• Только в полноценной семье рождаются и растут успешные и психически здоровые дети. Любовь родителей друг к другу, мужская и женская энергии и пример распределения ролей дает ребенку ясную картину мира и ощущение защищенности, высокую самооценку и уверенность в своих силах.

• Человек становится более успешным, начинает действовать и выдавать результаты чаще всего под воздействием внешнего давления, не от хорошей жизни. «Петух жареный клюнет…» – поговорка как раз об этом. Только 5-10% людей способны к самомотивации, остальным нужен «волшебный пендель», желание вызвать чье-то одобрение, стремление кому-то что-то доказать или другие стимулы к продуктивной деятельности. Кстати, стимул – это палка с острым концом, которой пользовались погонщики скота. Отсюда простой вывод – хороший супруг не тот, с кем комфортно, легко и приятно, а с тем, кто повышает вашу эффективность, развивает, двигает вперед. Или как минимум не дает скатиться в праздность, пьянство, демагогию или депрессию. Даже если инструменты, которые он для этого использует, порой выглядят несколько устрашающе…

Наши рекомендации