XX века в новейшей российской и зарубежной историографии
Проблемы социально-экономического развития России первой половины
XX века в новейшей российской и зарубежной историографии.
Цель курса состоит в том, чтобы на основе анализа, систематизации, теоретического осмысления определить и показать степень изученности отдельных вопросов социально-экономического развития России первой половины XX в. в российской и зарубежной историографии.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрыть основные направления, деятельность научных школ в дореволюционной и советской России.
- выявить общее и особенное в тенденциях исследования социально-экономической истории России в современной российской и зарубежной историографии.
- проанализировать дискуссионные вопросы, помочь слушателям определить свое мнение, свою точку зрения, ознакомить их с основными принципами, приемами, методами исторического анализа, научить ориентироваться в потоке информации по указанным проблемам, овладеть навыками отбора и группировки имеющейся литературы.
- выявить роль и место теории, методологии и методики при анализе источников.
Методологической основой является базовый метод – историзма. Для раскрытия поставленных задач были использованы синхронный метод, позволяющий выявить суть позиций того или иного автора, диахронный, применявшийся при рассмотрении динамики исследований, аксиологический, использовавшийся при анализе различных оценок того или иного явления, системный метод, помогший выявить взаимосвязь и взаимозависимость между отдельными исследованиями и определить концепции того или иного автора; хронологический метод, использовавшийся при систематизации материала и определении динамики исследований.
Программа курса построена по проблемно-хронологическому принципу.
Курс структурирован по темам. Он состоит из 7 разделов, каждый из которых включает комплекс определенных проблем по историографии социально-экономического развития России в первой половине XX в.
- Проблемы промышленного развития России начала XX в. в работах российских и зарубежных историков.
- Проблемы аграрной истории в работах советских и современных историков.
- Проблемы социально-экономического состояния и экономической политики в годы Гражданской войны в современной историографии.
- Российская и зарубежная историография социально-экономического развития СССР в 20-е гг.
- Российская и зарубежная историография основных проблем индустриализации.
- Проблемы развития сельского хозяйства конца 20-х – 30-е гг. в современной историографии.
- Историография основных проблем социально-экономического развития СССР в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.
В программе курса имеется обширный список источников и литературы.
При отборе материала учитывался интерес слушателей и, прежде всего, практическая значимость и целесообразность, предполагавшие подготовку последних к кандидатскому экзамену по специальности.
Кроме этого следует отметить и заметно возросший интерес исследователей к освещению обозначенных вопросов, их новая интерпретация, которая позволит уточнить не только суть экономической политики царского и советского правительств, но по-новому взглянуть на ее последствия.
Сопоставление различных подходов в изучении указанных проблем, в том числе в зарубежной историографии, поможет формированию научной и гражданской позиции молодых ученых.
В процессе занятий возможно проведение собеседований, подготовка рефератов по теме и реферирование отдельных монографий, а также итоговый зачет.
Курс должен способствовать углубленному изучению истории России первой половины XX в., он позволит уточнить степень развития экономики, место России в мире.
Программа курса предполагает расширение знаний и познавательных интересов аспирантов в историографии России.
Предлагаемый курс поможет сориентироваться в проблематике исследований, а также формированию научной, гражданской позиции.
Общее количество часов по курсу – 36, из них часть часов можно выделить на семинары и зачет, и не менее 36 часов – на самостоятельную работу.
Проблематика, содержание курса соответствуют целям и задачам послевузовского образования, с одной стороны, с другой – содержание более конкретно обозначает одну из важнейших проблем развития России и раскрывает степень ее изученности, новые подходы и методологию изучения. Как и в вузовских Государственных стандартах при изучении курса обеспечено оптимальное соотношение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы.