Глава 20. Культура последнего десятилетия ХХ в

Отличительная особенность культуры современной России –э-0 в ее многоликости, многообразии проявлений творческого начала во всех областях общественной жизни. Находясь «внутри» настоящего времени, очень трудно, почти невозможно определить, какие факты современной культурной жизни являются важными, определяющими магистральное направление развития культуры, а какие будут сметены ходом истории в ближайшее время.

Наиболее ярко многообразие современной культурной жизни проявляется в литературе. Среди наиболее значительных течений в ней следует отметить постмодернизм. Классиками мирового постмодернизма являются Хорхе-Луис Борхес, Умберто Эко, Джон Фаулз. Характерной чертой концепции постмодернизма считается «цитатность». Материалом для творческого осмысления в постмодернистском произведении становятся не столько реальные события жизни, сколько впечатления от ранее прочитанных автором книг, увиденных фильмов, услышанной музыки. Из этих впечатлений, как из разноцветных смальт, составляется мозаика нового произведения. Восприятие произведения часто превращается для вдумчивого читателя в решение своеобразного ребуса – откуда что взято. Это своеобразная игра. Развивая какой-либо сюжетный ход, автор одновременно как бы намекает на какой-нибудь широко известный литературный или кинематографический образ или штамп. Например роман популярного современного писателя В. Пелевина«Чапаев и Пустота» во многом построен на аллюзиях с популярными в советское время анекдотами о Чапаеве и фильмом братьев Васильевых, хотя речь в книге идет совсем о другом. Ничего общего у пелевинского Чапаева с реальным героем гражданской войны нет, но в нем угадываются намеки и отсылки к образу, созданному на экране актером Бабочкиным. Цитатность характерна и для других популярных произведений Пелевина «Generation П», «Амон Ра», «Жизнь насекомых» и др.

Изменение художественных вкусов выразилось еще и в том, что в «возвращенной» (т. е. написанной еще в советское время, но не вышедшей тогда по цензурным соображениям в свет) литературе современного читателя больше интересуют уже не гражданственно-публицистические романы об эпохе сталинизма, как то было десять лет назад, а постмодернистские по духу произведения с элементами «цитатной» игры: «Москва –Петушки» Венедикта Ерофеева (1969 г.), «Пушкинский дом» Андрея Битова (1971 г.).

С проникновением рыночных отношений в книгоиздательское дело прилавки книжных магазинов на всем постсоветском пространстве заполонила художественно-развлекательная литература самого различного качества: детективы, фантастика, так называемые женские романы. Среди мастеров детективного жанра наиболее известны В. Доценко («Бешеный»), Ф. Незнанский («Марш Турецкого»), А. Маринина (серия романов о следователе Анастасии Каменской). На смену научной фантастике, популярной в 60–80-е гг. приходит фантастика в стиле «фентази», родоначальником которой в мировой литературе был английский писатель и ученый Дж. Толкиен. Русское фентази представлено произведениями М. Семеновой («Волкодав») и Н. Перумова («Алмазный меч, деревянный меч» и пр.) Для фентази характерно использование мифологических образов, обращение к традиционному сознанию, сквозь призму которого смотрят на мир герои фентазийных романов. Если в научной фантастике вымысел имеет, как правило, технический характер (авторы условно допускают, что существует машина времени, что возможны межзвездные перелеты и т. д.), то фентази исходит из допущения реальности сказочных по сути явлений (герои пользуются магией, борются со злыми магами, общаются с драконами, эльфами, гномами и т. п.). Наиболее близкая аналогия фентази – литературная сказка, но «сказка для взрослых».

Постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы. Его проявления можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке. Постмодернистом может считаться популярный (скорее даже модный) художник Никас Софронов, пишущий свои картины на старых иконных досках, на которых кое-где сохранились остатки живописного слоя (тоже своеобразные «цитаты»), проступающие сквозь авторские образы.

В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и несколько скандальной популярностью пользуются работы московского скульптора Зураба Церетели, автора памятника Петру Великому в Москве, вызвавшего много споров среди горожан и однозначно негативное отношение художественных критиков.

В новом российском кинематографе наиболее заметным является творчество актера и кинорежиссера Никиты Сергеевича Михалкова. Фильм «Утомленные солнцем» был удостоен «Оскара» – награды американской киноакадемии.Действие фильма происходит в 30-х гг. Главный герой – комдив Котов, в образе которого воплощен типаж человека-символа сталинской эпохи: он прославленный военачальник гражданской войны, его именем называют пионерские отряды, его портрет известен каждому. Любовная линия неожиданно оказывается связанной с темой репрессий – внешне благополучная жизнь всесильного комдива, имеющего прямую телефонную связь с самим Сталиным, рассыпается в прах. Ностальгия по величию, благородству и красоте ушедшей императорской России пронизывает картину «Сибирский цирюльник», снятую в 1998 г. (в главных ролях – Олег Меньшиков и Джулия Ормонд).

Огромную популярность у молодежи получили фильмы Алексея Балабанова: «Брат» (1997 г.) и «Брат-2» (2000 г.). Центральный персонаж обоих фильмов Данила Багров, молодой человек, прошедший чеченскую войну, являет собой странное соединение наивности и жизненной умудренности, ограниченной, правда, его военным опытом; в нем уживаются доброта, благородство и страшная жестокость, позволяющая ему в поисках «правды» совершенно не задумываясь пускать в ход оружие. В фильмах звучит музыка популярных групп и исполнителей, взятая «прямо из жизни»: «Наутилус», Земфира, и пр.

В репертуарах театров появляются пьесы новых авторов: Н. Коляды, М. Угарова, М. Арбатовой, А. Шипенко.

Заметно меняется в последнее десятилетие телевидение. Появились новые независимые от государства каналы (НТВ, ТВ-6 1993 г.) Из трибуны передовой общественной мысли оно превратилось в мощнейшее оружие политической борьбы, на которое тратятся огромные деньги, что предопределило рост профессионального уровня программ, и в то же время привело к снижению доверия к телевидению как источнику информации. Острая социально-политическая проблематика уже не вызывает былого интереса. Зрители отдают предпочтение программам, в которых освещаются вопросы частной, семейной, личной жизни. Проблемы большой политики и исторического выбора страны в телепублицистике уступили место проблемам человеческих взаимоотношений. Возникло много новых телевизионных программ соответствующей направленности: «Моя семья», «Пока все дома», «Я сама», «Про это». Много эфирного времени занимают развлекательные передачи совсем без публицистической составляющей: «Поле чудес», «Угадай мелодию».

В 90-е гг. сфера образования и науки продолжает оставаться преимущественно депрессионной. Кризис, начавшийся в 80-х, продолжает углубляться. Школьные учителя и преподаватели вузов из уважаемой и даже привилегированной группы населения, какой они были в советское время, переходят в разряд нищих «бюджетников», едва сводящих концы с концами. Процесс «утечки умов», начавшийся в годы Перестройки, приобретает поистине катастрофические масштабы. Большинство преподавателей и ученых, находящихся в активном возрасте, оказываются вынуждены оставить прежнее место работы в школе, университете или академическом институте и искать заработков на стороне. В лучшем случае они продолжают заниматься интеллектуальным трудом за границей по приглашению иностранных научных учреждений, в худшем – становятся мелкими торговцами, таксистами, уборщиками.

Вместе с тем в последнее время наметились некоторые признаки исправления ситуации. Возник рынок образовательных услуг. Более гибкой стала связь образования с жизнью: открываются новые учебные заведения, бурно развиваются специальности, на которые имеется спрос у работодателей (юриспруденция, менеджмент, политология и пр.) Система рыночных отношений позволила улучшить материальное положение тех учебных заведений, которые оказались способны давать образование, востребованное обществом. Это, однако, не решает проблемы в принципе. По-прежнему продолжают влачить жалкое существование фундаментальная наука, а ведь без нее теряются перспективы дальнейшего развития. Однако, несмотря на трудности российские ученые продолжают занимать лидирующие позиции в мире. Подтверждением этого стала Нобелевская премия, полученная русским физиком Ж. Алферовым в 2000 г.

Значительно увеличилась в общественной жизни современной России роль церкви. Можно сказать, что религия постепенно заполняет место канувшей в небытие коммунистической идеологии. Во многом повышение уровня религиозности на сегодняшний день объясняется социально-экономическими проблемами, рождающими чувство неуверенности в завтрашнем дне, душевной подавленности, ощущение разобщенности.

На сегодняшний день большая часть верующих принадлежит к конфессиям, издавна существовавшим на территории страны: православной, мусульманской, иудаистской. Обращение к традиционным религиям может считаться положительным явлением, т. к. церковь является хранительницей многих исторических традиций и может дать духовные ориентиры, недостаток в которых является одной из главных проблем современного общества. Вместе с тем тревожным фактом является быстрое расширение влияния разного рода тоталитарных сект и западных проповедников, деятельность которых чаще всего имеет ярко выраженную деструктивную направленность. Губительность воздействия сект на души людей наглядно проявилась в деятельности «Белого братства» (1993 г.), организаторам которого удалось вовлечь в свои сети огромное количество молодежи.

Несмотря на все политические катаклизмы, русская культура, насчитывающая уже более 1000 лет, продолжает развиваться. Современное ее состояние не дает поводов для пессимизма. Как пойдет дальнейшее развитие покажет время. Пока же можно сказать, что сохранение и преумножение культурного наследия – одно из непременных условий достойной будущности России в XXI столетии.

Рекомендуемая учебная литература

1. Георгиева Г. С. История русской культуры. Учебное пособие. М., 1999.

2. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990.

3. Ильина Т. В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

4. Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. Учебное пособие. М., 1998.

Библиография

Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М., 1992.

Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.

Библер В. Г. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М., 1993.

Гараджа В. И. Религиеведение. М., 1995.

Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995.

Георгиева Г. С. Русская культура: история и современность. М., 1998.

Георгиева Г. С. История русской культуры. Учебное пособие. М., 1999

Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1994.

Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990.

Ильина Т. В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

История культуры России. М., 1993.

История русского и советского искусства / Под ред. Д. В. Сарабьянова. М.,1979.

История русского искусства. В 2 т. / Под ред. М. М. Раковой, И. В. Рязанцева, М. Г. Неклюдовой, М. Б. Милотворской. М., 1979–1981.

Кавелин К. Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989.

Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

Культурология / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону, 1995.

Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. № 8.

Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

Лосский Н. О. Характер русского народа.// Он же. Условия абсолютного добра. М., 1991.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М., 1993.

Мыльников А. С. Основы исторической типологии культуры. Л., 1979.

Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

Портнов А. Н. Язык и сознание. Основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX–XX вв. Иваново, 1994.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. Учебное пособие. М., 1998.

Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. М., 1990.

Соколов Ю. М. Русский фольклор. М., 1941.

Тихомиров М. Н. Русская культура X–XVIII вв. М., 1968.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.

Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М.,1995.

Успенский Б. А. История и семиотика // Он же. Избранные труды. В 2 т. Т.1. М., 1994.

Успенский Б. А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI – XIX вв.). М., 1994.

Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. М., 1996.

Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

Шкуратов В. А. Историческая психология. М., 1997.

Культура Древней Руси

Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982.

Астахова А. М. Былины, итоги и проблемы изучения. М. — Л., 1966.

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. М., 1995.

Беловинский Л. В. История русской материальной культуры. В 2 ч. Ч. 1. М., 1995.

Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI — XIV вв.). М., 1960.

Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, «Феникс».1995. 640 с.

Горский В. С. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI–н. XIII вв. Киев, 1988.

Греков Б. Д. Киевская Русь. М. – Л., 1953.

Громов М. Н. Козлов Н. С. Русская философская мысль X–XVII веков. М., 1990.

Долгов В. В. Очерки истории общественного сознания Древней Руси XI–XIII веков. Учебное пособие. Ижевск, 1999. 250 с.

Замалеев А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI — XVI вв.). Л., 1987.

История культуры Древней Руси. Домонгольский период / Под общей ред. академика Б. Д. Грекова и проф. М. И. Артамонова. В 2 т. М.–Л., 1951.

Ключевский В. О. О взгляде художника на обстановку и убор изображаемого им лица // Он же. Исторические портреты. М., 1991.

Колесов В. В. Древнерусский литературный язык. Л.,1989.

Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986.

Колычева Е. И., Пронштейн А. П. Русская материальная культура XVI века // ВИ. 1974. № 7.

Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.

Курбатов Г. Л., Фролов Э. Д., Фроянов И. Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

Липец Р. С. Эпос и Древняя Русь. М., 1969.

Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., Наука, 1984.

Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.

Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Новые аспекты изучения Древней Руси // Вопросы литературы. 1977. № 3. С. 148–167.

Носова Г. А. Язычество в православии. М., 1975.

Очерки русской культуры XIII — XV веков / Под ред. А. В. Арциховского М., 1969.

Очерки русской культуры XVI века / Под ред. А. В. Арциховского М., 1977.

Очерки русской культуры XVII века / Под ред. А. В. Арциховского М., 1979.

Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI веков. Смоленск; М., 1995.

Попович М. В. Мировоззрение древних славян. Киев, 1985.

Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969.

Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. М., 1989.

Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988.

Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси // От Корсуня до Калки. М., 1990. С. 255–471.

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

Сахаров А. М., Муравьев А. В. Очерки русской культуры IX–XVII вв. М., 1962.

Седов В. В. Восточные славяне в VI – XIII вв. М., 1982.

Смирнов Ю. И. Славянские эпические традиции. М., 1974.

Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М., 1995.

Федотов Г. П. Святые древней Руси. М., 1990.

Чичуров И. С. Политическая идеология. Средневековая Византия и Русь. М., 1991.

Щапов А. П. Сочинения. В 3-х т. СПб., 1906.

Щапов Я. Н. Идеи мира в русском летописании XI–XIII веков // История СССР. 1992. № 1. С. 172–178.

XVIII в.

Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII – первая половина XIX вв.) М., 1985.

Артемова Е. Ю. Записки французских путешественников о культуре России последней трети XVIII века // История СССР. 1988. № 3.

Белявский М. Т. Основание Академии наук в России // ВИ. 1974. №5.

Берков П. Н. Введение в изучение истории русской литературы XVIII века. Л., 1964.

Боголюбов А. Н. Российская наука XVIII века // ВИ. 1980. № 4.

Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России I четверти XVIII в. Проблемы становления художественных принципов Нового времени. М., 1987.

Евангулова О. С., Карев А. А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. М.,1994.

Елеонская А. С. Русская публицистика второй пол. XVIII века. М., 1978.

Западов А. В. Поэты XVIII века: А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков. М., 1984.

Западов А. В. Поэты XVIII века: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин. Литературные очерки. М., 1979.

Ильина Т. В. Россия и запад: к вопросу о художественном образовании в Петровское время // Средневековая и новая Россия. СПб., 1996.

Коваленская Н. Н. Из истории классического искусства. М., 1988.

Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII в. М., 1962.

Коваленская Н. Н. Отражение процесса сложения русской нации в изобразительном искусстве // Вопросы формирования русской народности и нации. М., 1958.

Краснобаев Б. И. О некоторых понятиях истории русской культуры II пол. XVII–I пол. XIX в. // История СССР. 1978. № 1.

Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М., 1971.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII–нач. XIX в.) СПб., 1994.

Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977.

Очерки русской культуры XVIII века / Под ред. Б. И. Краснобаева, Б. А. Рыбакова. В 4 ч. М., 1985 — 1990.

Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. М., 1984.

Проблема изучения русской литературы XVIII века: от классицизма к романтизму. М., 1983.

Пушкарев Л. Н. Академия наук и русская культура XVIII века // ВИ. 1974. № 5.

Семан И. З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.

Семенова Л. Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. I пол. XVIII в. Л., 1982.

XIX – начало ХХ в.

Белова Н. М. Русский реализм первой половины XIX в. Саратов, 1989.

Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979.

Бялый Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л., 1990.

Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники 1870–1917. М., 1988.

Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники XVI–XIX веков (до 70х гг. XIX в.) М., 1984.

Волков А. А. Очерки русской литературы конца XIX–нач. XX века. М., 1955.

Горелов А. Е. Очерки о русских писателях. Л., 1968.

Грабарь И. Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. 1865–1911. М., 1965.

Грабарь И. Э. Репин. Монография. В 2 т. М., 1963–64.

Гурвич И. А. Беллетристика в русской литературе XIX века. М., 1991.

Есин А. Б. Психология русской классической литературы. М., 1988.

История русской литературы. В 3 т. Т. 2. Литература второй половины XI– нач. ХХ веков. М., 1964.

История русской литературы. В 3 т. Т. 2. Литература первой половины XIX века. М.–Л. 1963.

Кауфман Р. С. Очерки истории русской художественной критики XIX века. От К. Батюшкова до А. Бенуа. М., 1990.

Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.

Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX – ХХ вв. М., 1990.

Лебедев А. К. Стасов и русские художники. М., 1961.

Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М., 1971.

Лисовский В. Г. Особенности русской архитектуры кон. XIX – нач. ХХ века. Л., 1976.

Михайлов А. Передвижники и их историческое значение // Искусство. 1989. № 7 – 8.

Незвицкий В. А. Русская литературная критика XVIII–XIX веков: Курс лекций. М., 1994.

Овсянико-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции. М., 1907.

Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861–1917). М., 1982.

Очерки русской культуры XIX века. Т.1. Общественно-культурная среда / Под ред. Л. Д. Дергачева, Л. В. Кошман, Д. В. Сарабьянова и др. М., 1998.

Панагин Ф. Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки. М., 1979.

Познанский В. В. Очерки истории русской культуры I пол. XIX в. М., 1970.

Русская литература второй половины XIX века / Под ред. Е. А. Шкловского. М., 1997.

Русская художественная культура конца XIX–нач. ХХ века. Кн. 2. Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство. М., 1969.

Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века. М., 1989.

Сарабьянов Д. В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М., 1989.

Соколов А. Н. История русской литературы XIX века. Т. 1. М., 1965.

Художники – передвижники. М., 1975.

Наши рекомендации