Неделя. Генеалогическая классификация языков

Задания:

1) Выпишите в словарь лингвистических терминов определения следующих языковедческих понятий: генеалогическая классификация языков, родство языков, сравнительно-исторический метод, реконструкция праязыка, семья языков, группа (ветвь) языков, подгруппа языков.

2) Выучите систематизацию языков индоевропейской семьи.

Литература:

основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21].

Неделя. Типологическая классификация языков

Задания: Выпишите в словарь лингвистических терминов определения следующих языковедческих понятий:

типология (формальная, контенсивная), изолирующие(или корневые) языки, агглютинативные языки, сингармонизм, флективные языки, инкорпорирующие или полисинтетические языки, аналитические языки, синтетические языки.

Литература:

основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21].

  1. Тематика письменных работ по курсу

1. Письмо и письменность.

2. Фонетика и фонология

3. Словообразование и грамматика.

4. Части речи в различных языках.

5. Лексикология.

6. Классификации языков.

  1. Информация по оценке

Рейтинговая шкала оценки знаний студентов

Рейтинг Баллы
Текущий 50-100
Рубежный 50-100
Итоговый 50-100
Всего: 50-100
  1. Тестовые задания для самоконтроля

I вариант

1. Вся совокупность знаний о языке называется:

A) Макролингвистика.

B) Микролингвистика.

C) Интралингвистика.

D) Экстралингвистика.

E) Прагмалингвистика.

2. Какому уровню или ярусу языку соответствует «предложение» как языковая единица:

A) Лексическому.

B) Синтаксическому.

C) Фонетическому.

D) Фонематическому.

E) Морфологическому.

3. Каким грамматическим способом выражено грамматическое значение вида в следующем примере: брать – взять:

A) Сложением.

B) Ударением.

C) Способом служебных слов.

D) Аффиксацией.

E) Способом супплетивизма.

4. Языковая функция оценки ситуации общения и ориентации на собеседника называется:

A) Апеллятивной.

B) Конативной.

C) Волюнтативной.

D) Аксиологической.

E) Когнитивной.

5. Тождественные по значению морфы, употребление которых обусловлено их позицией в словоформе, называются:

A) Алломорфами.

B) Вариантами морфем.

C) Субморфами.

D) Морфемами.

E) Нулевыми морфемами.

6. Какой из указанных языков входит в славянскую группу:

A) Цыганский.

B) Латинский.

C) Польский.

D) Литовский.

E) Эстонский.

7. Отметьте проклитику:

A) Что же.

B) Шел бы.

C) На доме.

D) Так ли.

E) Что-то.

8. Укажите губной согласный:

A) [к].

B) [м].

C) [j].

D) [л].

E) [з].

9. Вид подчинительной связи, при котором определение в словосочетании находится после определяемого слова и выражается либо энклитикой, либо существительным, называется:

A) Управлением.

B) Примыканием.

C) Изафетом.

D) Инкорпорированием.

E) Координацией.

10. Что такое родство языков:

A) Близость языков, основанная на общности их грамматического строя.

B) Наличие общих черт в строе языков.

C) Наличие общих черт на разных уровнях языков, происшедших от одного общего языка-основы.

D) Материальное сходство языков, проявляющееся в звукоподражательных словах.

E) Материальное сходство в разных языках слов, восходящих к детскому лепету.

11. Укажите слово, которое не выражает понятие:

A) Небо.

B) Вольт.

C) Кто.

D) Студент.

E) Лес.

13. Выделите фразеологическое единство:

A) У черта на куличках.

B) С гулькин нос.

C) Тянуть лямку.

D) Притча во языцех.

E) Точить лясы.

13. Созвучные однокоренные слова, принадлежащие к одной части речи, имеющие структурное сходство, но различающиеся своим значением, называются:

A) Синонимы.

B) Антонимы.

C) Паронимы.

D) Парономазы.

E) Квазисинонимы.

14. Изменение в произношении слова "колидор" (прост.) вместо "коридор" объясняется фонетическим процессом:

A) Ассимиляции.

B) Редукции.

C) Диссимиляции.

D) Аккомодации.

E) Метатезы.

15. Укажите основную функцию слова в языке:

A) Сигнификативная.

B) Смыслоразличительная.

C) Коммуникативная.

D) Номинативная.

E) Экспрессивная.

16. Укажите метафору:

A) Фарфоровое блюдо.

B) Голова поезда.

C) Большое яблоко.

D) Молодой человек.

E) Белый платок.

17. Рисунок, обозначающий не сам жизненный факт в его непосредственной данности, а те понятия, которые возникают в сознании человека в связи с данным фактом, называется:

A) Фонограмма.

B) Идеограмма.

C) Пиктограмма.

D) Вампум.

E) Кипу.

18. Какой из перечисленных алфавитов лежит в основе русского:

A) Латиница.

B) Кириллица.

C) Греческий.

D) Арабский.

E) Санскрит.

19. Какой вид синтаксической связи представлен в сочетании "быстро бежать":

A) Замыкание.

B) Примыкание.

C) Инкорпорация.

D) Управление.

E) Согласование.

30. Совокупность норм устной речи, определяющая произношение слов, называется:

A) Графика.

B) Словообразование.

C) Орфоэпия.

D) Фонетика.

E) Орфография.

Дешифратор

№ вопроса Ответы (A,B,C,D,E) № вопроса Ответы (A,B,C,D,E)
A C
B C
E C
B C
A D
C B
C B
B B
C B
C C

16. Экзаменационные вопросы по курсу «Введение в языкознание»

Теоретические вопросы

1. Основные разделы науки о языке. Связь языкознания с другими науками.

3. Основные функции языка.

3. Понятие о знаке. Язык как основная система.

4. Структура языка и его системный характер. Основные единицы языка.

5. Историческая изменчивость языка. Понятие синхронии и диахронии.

6. Фонетика. Три аспекта изучения языка.

7. Устройство речевого аппарата и функции его отдельных частей.

8. Понятие фонемы как явления языка и речи.

9. Лексикология и ее разделы. Слово как единица языка.

10. Лексическое и грамматическое значения слова.

11. Соотношение слова и предмета, слова и понятия.

13. Понятие грамматической категории. Типы грамматических категорий.

13. Части речи, принципы классификации по частям речи.

14. Словосочетание и предложение. Понятие предикативности и модальности.

15. Основные теории о происхождении языка.

16. Языковые контакты в разные эпохи и в современном мире.

17. Понятие языкового родства. Сравнительно-историческое языкознание и сравнительно-исторический метод.

18. Типологическое сходство языков и типологические классификации языков.

19. Основные этапы в истории письма.

30. Принципы орфографического письма.

31. Исторические изменения в звуковой стороне языка. Понятие дивергенции и конвергенции.

33. Важнейшие языковые семьи.

33. Лингвистическая карта СНГ.

34. Основные разделы науки о языке. Связь языкознания с другими науками.

35. Синтагматические отношения. Парадигматические отношения.

36. Устаревание и отмирание слов и их отдельных значений.

37. Понятие о табу и эвфемизмах.

Практические вопросы

1. Язык, речь, речевая деятельность.

2. Внутренняя дифференциация языка (территориальная, социальная, функционально-стилистическая).

3. Фонема и её варьирование.

4. Мотивированность слов, типы мотивировки. Задачи этимологии.

5. Понятие о морфеме. Типы морфем.

6. Понятие об актуальном чтении предложения.

7. Артикуляционно-акустическая характеристика гласных звуков.

8. Артикуляционная характеристика согласных звуков.

9. Комбинаторные модификации в речевом потоке.

10. Позиционные изменения в речевом потоке.

11. Слог и слогоразделение. Типы слогов.

12. Ударение. Типы ударений. Понятие энклитики и проклитики.

13. Многозначность (полисемия) слова. Виды лексических значений.

14. Основные типы переносных значений.

15. Омонимия слов, ее отличие от полисемии. Типы омонимов.

16. Антонимы. Внутрисловная антонимия.

17. Фразеология, основные типы фразеологических единиц.

18. Лексикография. Типы словарей.

19. Основы слова. Способы словообразования.

20. Грамматические способы выражения грамматических значений.

21. Основные виды связи слов в предложении.

22. Чередования (альтернации) звуков и их основные типы. Звуковые законы.

23. Понятие внутренней формы слова, деэтимологизация слов, явление «катахрезы».

24. Заимствования. Неологизмы, архаизмы, историзмы.

25. Исторические сдвиги в морфологической структуре слова. Явления опрощения и переразложения.

26. Понятие об оппозициях (противопоставлениях) фонем.

27. Синонимы, их типы и роль в языке.

Наши рекомендации