Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. 5 страница
8. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 8–11?
(8)Чтобы отвлечь внимание врага и уберечь население близлежащих деревень, мы решили взорвать поезд гораздо западнее, на железной дороге Ковель–Ровно. (9)Маликов, инженер по специальности, с двенадцатью бойцами взяли мины и отправились к намеченному месту. (10)Они расположились около железнодорожного полотна и с наступлением темноты незаметно подкрались к будке стрелочника. (11)Старик-стрелочник охотно рассказал, что поезда здесь ходят часто и сильно груженные, в сторону фронта идут с войсками и вооружением, на запад – с ранеными, обмороженными и награбленным имуществом. |
1) повествование
2) описание и рассуждение
3) рассуждение
4) описание и повествование
9. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 20–25?
(20)Пошла как-то с Настенькой, с дочкой своей, за земляникой. (21)День на дворе хороший, солнце. (22)В березняке, за болотом, я вышла на маленькую полянку и аж обомлела. (23)Зову туда дочку чуть не шепотом, словно кого спугнуть боюсь. (24)Полянка вся в землянике, красным-красна ягода, и на ней роса горит! (25)Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и давай рвать. |
1) описание и рассуждение
2) рассуждение
3) описание
4) повествование и описание
10. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 11–15?
(11)Когда, сидя на полу нашего клуба, я впервые увидел ее на экране, не знаю, что сталось со мной. (12)Все переменилось. (13)Когда звучал ее голос, пока она шла из глубины дворца, когда ее лицо на экране приближалось, у меня захлестывало дыхание. (14)Свет зажегся, и мне вдруг показалось, будто меня убили и все сбегутся, чтобы на это смотреть. (15)Я убежал из клуба, пришел в себя в сарае, отлично помню, как плакал и бился лбом о деревянную перегородку от невозможности счастья. |
1) описание и рассуждение
2) рассуждение
3) описание
4) повествование с элементами описания
11. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 4–7?
(4)Никогда не забуду, как пошли мы грузить баржу с картошкой. (5)С обеда только начали, через час у меня ноги подогнулись. (6)Тогда парни мне стали мешки поменьше давать, а все равно тяжело.(7)А потом еще дождь пошел, промокла я, продрогла, все прокляла. |
1) описание и рассуждение
2) повествование
3) описание
4) повествование и рассуждение
12.Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 3–8?
(3)Классе в девятом, после школьного вечера, я осмелился тайно догнать одноклассницу Галю и сказать ей: «Давай с тобой дружить». (4)«С тобой?» – изумилась Галя и захохотала, так ей стало смешно. (5)А мне, потрясенному, хотелось от жгучего стыда убежать на речку и утопиться. (6)Дальше все было так же. (7)Я утешал себя: кто же запретит мне любить того, кого я захочу. (8)Узнает она или не узнает – это в конце концов неважно. |
1) описание
2) повествование и рассуждение
3) рассуждение
4) рассуждение с элементами описания
13. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 11 – 14?
(11) Когда он вошел к себе, жена Маша стояла в передней и с вопросом глядела на него. (12) "Пусть она начинает", – подумал он, взглянув на ее бледное лицо и нерешительно снимая калоши. (13) Но она не начинала... (14) Он вошел в гостиную, потом в столовую, а она все молчала и глядела вопросительно. |
1) описание и рассуждение
2) повествование
3) рассуждение
4) рассуждение и повествование
14. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1 – 4?
(1) Рябинин – талантливая натура, но зато лентяй ужасный. (2) Я не думаю, чтобы из него вышло что-нибудь серьезное, хотя все молодые художники – его поклонники. (3) Особенно мне кажется странным его пристрастие к так называемым реальным сюжетам: пишет лапти да полушубки, как будто бы мы не довольно насмотрелись на них в натуре. (4) А что главное, он почти не работает. |
1) описание и рассуждение
2) повествование
3) рассуждение
4) рассуждение и повествование
15. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 3 – 9?
(3) "Ну что такое наша жизнь? – рассуждал он в унисон с плачущим небом. (4) – Что она такое? (5) Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... (6) На что она нам дана? (7) Ведь не для печалей же бог, благой и всемогущий, создал мир! (8) А выходит наоборот.(9) Слез больше, чем смеха...» (10) Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок. |
1) рассуждение
2) повествование
3) описание и рассуждение
4) рассуждение и повествование
16. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1 – 6?
(1) Каждый город, имеющий славную историю, – это не просто исторический памятник, не только прошлое. (2) Он живет с нами своей современной жизнью, будет жить после нас, служа приютом и поприщем деятельности нашим потомкам. (3) Город представляет собой единый культурно-исторический организм, имеющий свою душу. (4) И душа эта может раскрыться нам. (5) Как же подойти к городу, чтобы раскрылась его душа? (6) Как научиться понимать его язык, как вступить с ним в беседу? |
1) рассуждение и повествование
2) повествование
3) описание и повествование
4) рассуждение
17. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 25–27?
(25) Быть может, у нашего народа, как и у всякого другого, можно найти немало недостатков, но в глубинах его души таятся такие богатства духа, которые в годы великих народных испытаний делают его народом-героем, народом, перед которым преклоняются другие нации и государства. (26)В решающий час мы готовы без раздумий жертвовать всем и мужественно сражаться, если этого требует долг перед Родиной. (27)Русский человек, однако, делает это скромно, не считая даже, что совершает подвиг. |
1) повествование
2) описание и рассуждение
3) рассуждение
4) описание и повествование
18. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 12–14?
(12)Конечно, не всякую песню постигает такая судьба, не всем дано так реально быть изготовленным в бетоне, отлитым в металле, высеченным в граните. (13)С гранитом в конце концов можно потерпеть. (14)Но входить в душу человеческую, оставаться там пусть малыми, но надежными опорами гуманизма, честности, преданности – прямая задача песни. |
1) рассуждение и описание
2) рассуждение
3) рассуждение и повествование
4) повествование
19. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 3–10?
(3)Известно, что воображение основано на памяти. (4)Запасы памяти не представляют собой чего-то хаотического. (5)Есть некий закон, закон ассоциаций, или, как называл его Ломоносов, «закон совоображения», который все наши воспоминания распределяет по сходству или по близости во времени и пространстве, иначе говоря, обобщает и вытягивает в непрерывную последовательную цепь. (6)Эта цепь ассоциаций – путеводная нить воображения. (7)Любая мысль и тема тотчас обрастают в нашей душе живыми чертами. (8)Есть такие крепкие минеральные источники. (9)Стоит положить в источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства. (10)Примерно то же происходит и с человеческой мыслью, погруженной в источник нашей памяти и омытой кристальной водой воображения. |
1) повествование | 3) рассуждение |
2) рассуждение и описание | 4) описание и повествование |
20. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 28–35?
(28)Тут с собрания жилищного кооператива потянулся народ. (29)Игроков повели обедать родители. (30)Председатель кооператива подошел ко мне и пожурил за отсутствие на собрании. – (31)Нельзя вам стоять в стороне. (32)Обсуждали вопрос о подростках. (33)Разве вы не замечаете, сколько вокруг случаев подростковой жестокости? (34)Надо их отвлекать, надо, например, развивать в районе спорт. (35)Вот мы на собрании решили сделать еще одно хоккейное поле. |
1) повествование и рассуждение
2) рассуждение
3) описание с элементами рассуждения
4) описание и повествование
21. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 4–9?
(4)После того как в один из жесточайших боев эсесовцы дивизии «Галичина» пустили в ход минометы и наша контратака захлебнулась, на поле мгновенно наступило затишье. (5)То здесь, то там кричали раненые. (6)Михаил Иванович по-пластунски передвигался по полю боя. (7)Миновав обширную, расположенную в низине воронку, он приметил ее для гнезда, куда можно будет стаскивать раненых. (8)Он подбирался ползком то к одному, то к другому лежащему и, наскоро остановив кровотечение и перевязав, вместе с оружием стаскивал раненых в воронку. (9)Сделав десять ходок, он заполнил ее ранеными бойцами. |
1) повествование и рассуждение
2) описание
3) описание с элементами рассуждения
4) повествование
22. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) 15 предложение подтверждает суждение, высказанное в 14 предложении текста.
2) Предложения 8-9 текста содержат описательный фрагмент.
3) В предложениях 11-13 представлено повествование.
4) В предложении 24 перечислены происходящие друг за другом события.
(8)В повести приведены письма Елены Николаевны, много её прекрасных писем. (9)Глубоких, ярких писем, в которых её любовь к ученикам, её память о каждом из них так поразили меня! (10)Я долго плакала, когда закончила читать повесть, и это были просветлённые, благодарные слёзы. (11)Я чувствовала себя счастливой и потому, что Марина Голубицкая написала эту прекрасную повесть о чудесном человеке, и потому, что жил этот человек — Елена Николаевна — в Перми, моём городе! (12)А более всего меня радовала мысль, что на самом деле «время - честный человек». (13)Как любила учительница своих учеников! (14)И они отплатили ей взаимностью! (15)Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали... (24)И всё же, когда она заболела и оказалась в доме для престарелых... вдруг отказалась принимать лекарства и через месяц умерла. (25)Как Гоголь. (26)Но это я так думаю. |
23. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 18-19 представлено рассуждение.
2) 8 предложение текста содержит описательный фрагмент.
3) 33 предложение подтверждает суждение, высказанное в 29 предложении текста.
4) В предложениях 26-27 содержится обоснование высказанного в предложении 25 суждения.
(8)Но сын сидит у монитора, смеётся чему-то, а то и кулаком по столу бьёт. (18)Как решалась эта проблема, когда сегодняшние родители были подростками? (19)Скорее всего, они из неё просто выросли... (25)Как ни обидно кому-то сознавать собственную «отсталость», придётся смириться с тем, что Интернет стал частью нашей жизни и уже никуда не денется. (26)Умение ориентироваться в нём и использовать его возможности становится условием успешной жизни во многих смыслах. (27)Из неограниченного источника информации он превратился также в торговую сеть, способ общения, средство образования... (28)То ли ещё будет. (29)Нам стоит поучиться у детей. (33)Времяпрепровождение в он-лайне вполне допустимо для подростков. |
24. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 15-19 представлено рассуждение.
2) 23 и 24 предложения подтверждают суждение, высказанное в 20 предложении текста.
3) 2 предложение текста содержит описательный фрагмент.
4) В предложении 30 представлено рассуждение.
(2) Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (15) Знание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно — надо ещё мыслить правильно. (23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания — это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум». (30)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум». |
25. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) 7-9 предложения подтверждают суждение, высказанное в 6 предложении текста.
2) В предложении 15 представлено рассуждение.
3) В 30 предложении текста представлено описание состояния.
4) В предложениях 16-23 представлено повествование.
(6)В жизни Маршака случалось такое, что ему угрожала реальная опасность. (7)Вот хотя бы история с разгромом маршаковской редакции Детиздата, когда были арестованы многие её сотрудники и авторы. (8)Годы спустя в деле одного из репрессированных тогда детиздатовцев нашли ордер на арест самого Самуила Яковлевича. (9)Спасло его то, что он вовремя уехал из Ленинграда... (15)Одну из самых сильных страниц в творческой биографии Маршака приоткрыл Борис Полевой, в ту пору — главный редактор журнала «Юность». (16)Он уже слышал, что Маршак еле жив, что врачи борются даже не за дни, а за часы его жизни... (17)И вдруг звонок у него в редакции: «С вами хочет говорить Самуил Яковлевич». (18)Полевой не поверил. (19)Решил, что его разыгрывают. — (20)И тут я слышу то, — вспоминает он, — что сразу убеждает меня, что я говорю с настоящим Маршаком, с поэтом, находящимся при смерти: —(21)Голубчик мой, вы, наверное, слышали, я ослеп. (22)Ничего не вижу. (23)Но гранки мне прочли. (24)Поверьте, там есть серьёзные огрехи. (30)Мне становится страшно. |
26. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) 10-13 предложения подтверждают суждение, высказанное в 9 предложении текста.
2) Предложения 29-30 содержат описательный фрагмент.
3) В 15-16 предложениях текста представлено рассуждение.
4) Предложение 5 содержит иллюстрацию высказанного в предложении 4 суждения.
(4)Большая сила, напротив, великодушна. (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (9)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (10)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей.. (11)« Добро » медкомиссии ещё не является залогом успеха. (12)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (13)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в4 любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях. (15)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (16)На подобный воцрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (29)Самое надёжное в нашем мире — это благородство духа. (30) Не по рождению, не по крови, а по уму и чести. |
27. Какое из перечисленных , утверждений является ошибочным?
1) 17, 19 предложения подтверждают суждение, высказанное в 11 предложении текста.
2) Предложения 2-3 содержат рассуждение.
3) В 20-23 предложениях текста перечислены произошедшие события.
4) В предложениях 5-7 представлено повествование.
(2)А мне кажется, что самая большая романтика — в повседневном труде учёного. (3)Ведь учёный — это тот человек, которому общество, человечество поручает узнавать новое об окружающем мире и о нас самих, то есть совершать открытия. (4)И как же счастлив человек, который всю жизнь, каждый день делает открытия! (5)А кто не мечтал сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? (6)Пусть это открытие касается, казалось бы, совсем незначительных вещей, например истории одного слова и даже одного звука. (7)Такое открытие совсем не обязательно сделает его автора знаменитым, если не считать узкого круга учёных, которые занимаются теми же проблемами. (11)Правда, далеко не всегда научные открытия правильно оцениваются современниками. (12)В этом смысле показательна история одного ныне знаменитого языковеда. (17)Болыпинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой. (18)Только столь же юный польский языковед Николай Крушевский, заброшенный судьбой в далёкую Казань, и ещё два специалиста согласились с выводами де Соссюра. (19)А самые знаменитые тогдашние учёные назвали первый труд Фердинанда «незрелым», «в корне ошибочным», «по существу несостоятельным»... (20)Прошло почти пятьдесят лет. (21)Де Соссюр достиг преклонного возраста и умер малоизвестным. (22)Незадолго до смерти он трижды прочитал в Женевском университете, где был профессором, курс общего языкознания. (23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний — целых двенадцать! (24)Как можно видеть, студенты на лекции де Соссюра, мягко говоря, не особенно стремились попасть. |
28. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) 24-25 предложения подтверждают суждение, высказанное в 22 предложении текста.
2) В 28-30 предложениях текста перечислены происходящие друг за другом события.
3) Предложения 22-24 содержат описательный фрагмент.
4) В предложениях 1-2 представлено повествование.
(1)Все собрались. (2)Сначала речь держал председатель здешнего колхоза, на чьей земле был сооружён этот памятник. (22)И я подумал: как по-разному может сложиться судьба солдата. (23)Даже если он пал смертью храбрых. (24)Это благо, если его подобрали с поля боя, если опознали при этом и если ротный, составляя списки потерь, второпях не перепутал, не пропустил его фамилии. (25)Это благо, если донесение попало в вышестоящий штаб и если тот штаб не окружили потом, не сожгли, не разбомбили с воздуха вместе с писарскими сундуками и сейфами. (28) В это время бойкая девчонка произнесла последнюю фразу особенно звонко и, довольная, что нигде ни разу не запнулась, пылая счастливым лицом, на носочках перебежала от обелиска к стоявшим в строю ребятишкам. (29) А потом, когда пригласили желающих выступить, вышла женщина, в зимней суконной шали, с заветренными руками. (30)Сразу побледнела, как только оказалась у памятника, и лишь потом выкрикнула: — (31)Я вам так скажу: моих полегло двое. (32)На самом деле... все они мои... все, кто погиб... |
29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 1-2 содержится рассуждение.
2) В 7-9 предложениях текста представлено повествование.
3) Предложение 6 содержит описательный фрагмент.
4) В предложении 16 суждение подтверждено аргументами.
(1)Для меня ясно одно: главные участники истории — это Люди и Время. (2)Не забывать Время — это значит не забывать Людей, не забывать Людей — это значит не забывать Время. (6)Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим над землёй изо дня в день по своей непреложной закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти; фонари — для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идёшь и ты, восемнадцати летний, загорелый, сильный. (7)Все ливни весело проходили над твоей головой, и ты был озорно рад блеску молний и пушечным раскатам грома; все улыбки в том времени предназначались тебе, все смерти и слёзы были чужими... (8)Весь мир, прозрачно-лучезарный, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью, ожиданием любви. (9)Там, позади, не было ожесточённой непримиримости, везде была разлита зеленовато-светлая акварель в воздухе; и не было жёстких чёрных красок. (16)Время уже тронуло память: потускнели детали, полузабыты лица погибших, не так остро ощутимы в воспоминаниях запахи развороченных снарядами окопов, ты не пригибаешься инстинктивно на улице при отдалённом звуке отбойного молотка, напоминающем бой крупнокалиберного пулемета. |
30. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) 10, 15 предложения подтверждают суждение, высказанное в 14 предложении текста.
2) Предложения 3-6 текста содержат рассуждение.
3) Предложение 19 является выводом рассуждения.
4) В предложениях 10-12 представлено повествование
(3)Очень непросто прийти к согласию в этом вопросе, поскольку в данном случае спор ведётся с достаточной долей заинтересованности. (4)Каждый хочет, чтобы с ним обошлись «справедливо», и жалуется на «несправедливость», однако пытается так истолковать ситуацию, чтобы сразу же стала очевидной несправедливость по отношению к нему. (5)И каждый обладает достаточным самомнением, чтобы судить «справедливо» об отношении к другим людям, и совсем не замечает, что другие возмущаются его мнимой «справедливостью». (6)Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. (10)Если бы люди были действительно равны, жизнь была бы предельно простой и справедливость было бы чрезвычайно легко найти. (11)Стоило бы только сказать: одинаковым людям — одинаковую долю или всем всего поровну. (12)Тогда справедливость можно было бы обосновывать арифметически и создавать механически; и все были бы довольны, потому что люди стали бы не чем иным, как одинаковыми атомами, своего рода всюду катящимися механическими шариками, которые были бы похожи внешне и имели бы внутренне одинаковый душевный склад. (13)Как наивно, как просто, как мелко! (14)На самом же деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. (15)Они родятся существами различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. (19) Таким образом, справедливость означает именно неравенство: беречь ребёнка, помогать слабому, снисходить к уставшему, ухаживать за больным; проявлять больше строгости к безвольному, больше доверия честному, больше осторожности к болтуну; герою оказывать почести. |
31. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 3-7 представлено рассуждение.
2) В 12 предложении текста содержится описательный фрагмент.
3) Предложение 24 — доказательства суждения, высказанного в предложении 17.
4) В предложениях 14-15 содержится определение понятия.
(3)Современное человечество не ценит того, что ему даётся; не видит своего естественного и духовного богатства; не извлекает из своего внутреннего мира того, что в нём заложено. (4)Оно ценит не внутреннюю силу духа, а внешнюю власть — техническую и государственную. (5)Оно хочет не творить, создавать и совершенствовать, а владеть. (6)Распоряжаться и наслаждаться. (7)И поэтому ему всегда мало и всего мало: оно вечно считает свои «убытки» и ропщет. (12)Он творческий человек; а тот, кто не выдерживает этого испытания, одержим духовной слепотою и завистью, он носит в себе разложение гибнущей культуры, он человек отживающего прошлого. (13)Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто думает, но по которым необходимо различать людей. (14)Что такое благодарность? (15)Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. (17)Благодарность не нуждается в словесных изъявлениях, и иногда бывает лучше, чтобы человек переживал й проявлял её бессловесно. (24)Воля принимает решения; она желает ответить и начинает действовать; и это действие обновляет жизнь любовью и добротою. |
-В7-
1. Среди предложений 9 – 17 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.______________________________________________
(9) По-настоящему хорошо может видеть людей и землю только тот человек, который их любит, который хочет их понять. (10) Поэтому бесцветная проза часто бывает следствием холодной крови писателя, грозным признаком его омертвения. (11) К сожалению, автору уже не помочь – его поезд ушел. (12) Но иногда причина серой книги – простое неумение. (13) Тогда исправить положение возможно – дело, как говорится, решаемое. (14) Как видеть, как воспринимать свет и краски – этому могут научить писателей художники. (15) Они видят лучше нас. (16) Когда я был еще юным писателем, знакомый художник сказал мне: «Поработайте над зрением: попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо написать красками». (17) Я воспользовался этим советом и уже через два дня убедился, что раньше я не видел на лицах и десятой доли того, что заметил теперь. |
2. Среди предложений 6 – 15 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.____________________________
(6) Твой прадед Полознев, генерал, сражался при Бородине, дед твой был поэт, оратор и предводитель дворянства, дядя педагог, наконец, я, твой отец, архитектор! (7) Все Полозневы возжигали в себе и хранили святой огонь для того, чтобы ты погасил его! (8) Надо быть справедливым, сказал я. (9) Физический труд выполняют миллионы людей. (10) И пускай! (11) Другого они ничего не умеют делать! (12) Физическим трудом может заниматься всякая рвань, даже набитый дурак и прощелыга, что всю жизнь разбойничал на большой дороге. (13) Этот труд есть отличительное свойство раба и варвара, между тем как труд умственный, душевный дан в удел лишь немногим! (14) Продолжать переливать из пустое в порожнее было бесполезно. (15) Для отца были убедительны только те слова и мысли, что высказывал он сам. |
3. Среди предложений 1 – 9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и вводного слова. Напишите номер этого предложения.________________________________
(1) Юлия Сергеевна спросила себя: хорошо ли она поступила, что отказала человеку потому, что ей не нравится его наружность? (2) Правда, это нелюбимый человек, выйти за него значило бы проститься навсегда со своими мечтами, своими понятиями о счастье и супружеской жизни. (3) Однако встретит ли она когда-нибудь того, о ком мечтала? (4) Полюбит ли? (5) Ей уже двадцать один год. (6) Женихов в захолустном городе нет, что ей давно очевидно. (7) Она представила себе всех знакомых мужчин – чиновников, педагогов, офицеров. (8) Одни из них были уже женаты, и их семейная жизнь поражала своею мертвой скукой. (9) Те, кто холост, были неинтересны, бесцветны, неумны, безнравственны. |
4. Среди предложений 14 – 22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и наречия. Напишите номер этого предложения.________________________________
(14) Внутренняя жизнь ученого, когда он, затаив дыхание, замирает над своим микроскопом, насыщенна до предела. (15) В полной мере человеком ученый становится именно тогда, когда он наблюдает, когда он осмысливает свои наблюдения. (16) Тут он идет вперед, тут он спешит. (17) Тут он шествует гигантскими шагами, хотя тот, кто наблюдает, всегда неподвижен. (18) Тут ему открывается глубина, которую я называю беспредельностью. (19) Художник, безмолвно застывший перед своим этюдом, тоже живет бесценной внутренней жизнью. (20) Человек в полной мере он именно тогда, когда молчит, всматривается и судит. (21) Тогда его полотно становится для художника бескрайним, как море. (22) В каком-нибудь тихом городке сквозь серую дымку дождливого дня я вижу калеку-затворницу, задумчиво сидящую у своего окошка. |