Выразительное чтение стихотворения. (Читает учитель. После чтения учитель выдерживает паузу и задает вопросы.)

(Читает учитель. После чтения учитель выдерживает паузу и задает вопросы.)

— Понравилось ли вам стихотворение?

— Какие чувства вы испытывали, слушая меня? (Ответы детей.)

— О каком времени года рассказывает нам автор?

Словарная работа

— Прочитайте стихотворение самостоятельно, найдите слова и выражения, значение которых надо уточнить.

Резвяся — резвый - подвижный, веселый.

Перлы — жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг.

Проворный — быстрый, торопливый.

Гам — нестройный гул голосов.

Нагорный - находящийся, расположенный на горе, на горах.

V. Физкультминутка

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар!

(Громко.)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар!

(Громко.)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар!

(Тихо.)

VI. Продолжение работы по теме урока

Чтение стихотворения, работа над содержанием

— Прочитаем стихотворение еще раз.

— Сколько картин возникает перед вами, когда вы читаете стихотворение? (Три.)

— Опишите первую. (Первая картина: еще светит солнце, а уже гром начинает греметь, играя. И совсем нестрашно.)

— Опишите вторую. Обратите внимание на слово «брызнул». (Вторая картина: гремит гром, и вдруг неожиданно брызнул дождик. На деревьях повисли жемчужные капли.)

— Опишите третью. (Третья картина: я представляю себе гору, а с нее бежит вода, спускается с грохотом, шумят птицы, и гром еще гремит.)

— Как поэт помогает нам услышать грозу? (С помощью слов «грозу», «первый», «гром», «играя», «грохочет», «гремят рас­каты», «брызнул», «перлы», «с горы», «проворный».)

— Какие звуки повторяются? (Звуки [г], \р], их сочетание \гр\.)

— Какое настроение создает стихотворение «Весенняя гроза»?

Выразительное чтение стихотворения

— Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Не забывайте о том, как нужно читать стихи.

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Как называется новый раздел, который мы начали изучать сегодня?

— Кто автор стихотворения?

— Как бы вы озаглавили его?

Домашнее задание

Выучить стихотворение Ф. Тютчева (с. 62).

Урок 23. Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Листья»; обучать правильному чтению стихов, написанию сочи­нения-миниатюры; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать сти­хотворения, передавая с помощью интонации настроение поэ­та; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением удар­ных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмую­щиеся слова.

Оборудование: картины на тему осени; карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов Ф. Тютчева, его портрет.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(Выразительное чтение отрывка из стихотворения Е. Благини­ной (показ настроения, чувств с помощью мимики и жестов). Все учащиеся читают текст на карточке или на доске и показывают его в движении.)

Улетают, улетели...

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

— Найдите красивые слова в стихотворении. (Лист качается узорный в синей луже.)

— Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте? (Листопад, птицы улетают.)

— С каким чувством улетают птицы? (Нетерпеливым.)

III. Работа по теме урока

1. Чтение стихотворения «Листья»

— Сегодня мы ознакомимся еще с одним стихотворением, которое называется «Листья».

(После чтения стихотворения на с. 63 учитель выдерживает паузу.)

Работа над текстом

— Понравилось вам стихотворение?

— Какие чувства вы испытывали при чтении?

— От чьего имени написано стихотворение? (От имени листьев.)

— Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит о них как о живых существах.)

— Приведите примеры, доказывающие это. (Мы ж, легкое племя, / Цветеми блестим/ Икраткое время / На сучьях гостим./ Все красное лето / Мы были в красе, / Игралис лу­чами, /Купалисьв росе!.. Потом они решают улететь и про­сят буйные ветры скорей сорвать их с ветвей.)

— С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? (Они гордятся, любуют­ся собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло.)

— Найдите значение слова «зефиры». За кем или за чем хотят улететь листья?

(Дети находят значение слова «зефиры» — это теплые летние ветры.)

В Древней Греции придумали названия для холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер - как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово — «борей» или «зефир», как всем слушающим было ясно, что речь идет либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре.

— Перечитайте еще раз третью строфу. Какое настроение она создает? (Нетерпеливое, листья поскорее хотят сорваться и улететь.)

— Кого они просят о помощи? (Ветры.)

— Как надо читать эти строчки? (Их надо читать громко, умо­ляя сделать это.)

— Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворе­нии. (Нет, в начале стихотворения еще говорится о соснах, о елях, об их иголках, которые, хоть и всегда зеленые, но уже несвежие.)

— Каким тоном надо читать эти строки? Как листья говорят о них? (Они говорят заносчиво, гордясь собой.)

Наши рекомендации