Развитие герменевтики как литературоведческой школы
Ø I. «Мифологическая герменевтика» (гр. герменевтика – разъясняющий, истолковывающий).
Hermenewtica Sacra
Ø II. В эпоху раннего Средневековья герменевтика получила название Hermenewtica Sacra (лат. сакра - священный). (латинист и толкователь теологической литературы Ориген (III век нашей эры)).
Романтический период
Ø III.XIX в. - ученые усилили категорию историзма: позволило расширить сферу научных поисков герменевтики. Ученые уделяют внимание специфическим приемам и способам, которые позволяли направить внимание исследователей на древние тексты.
Типология герменевтики:
Ø а) грамматическая герменевтика;
Ø б) историческая герменевтика;
Ø в) индивидуальная герменевтика;
Ø г) родовая (генеалогическая) герменевтика.
XX век
IV. Герменевтика оформляется в самостоятельную литературоведческую науку.
Вторая половина XX века - литературоведческая герменевтика становится «рабочей» университетской дисциплиной.
Процесс превращения литературоведческой герменевтики в философскую науку (М. Хайдеггера)
V.Рассматривает «понимание» текста не в плане его познания, а в онтологическом (учение о бытии) смысле. Способ познания перешел в систему существования (экзистенция).
Схема анализа Шлейермахера:
а) трактовка текста как ценностного объекта;
б) интерпретация значимых частей, которые произвели на исследователя впечатление;
в) обобщение частностей и возведение их в целостность.
Известные работы
о герменевтике
Ø Д. Дильтей «Происхождение герменевтики» (1908),
Ø Х. – Г. Гадамер «История и метод. Основные черты философской герменевтики» (1960),
Ø П. Рикер «Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике» (1995).
Ø 90-е годы XX века (Москва, Петербург) – издание работ по герменевтике.
9.
Самарканская поэтико- структурная литературная школа. Литературоведы Самарканской школы в 50-е гг 20 века зафиксировали термин «поэтико-структурное исследование худ. Текста» и так же обрели статус научной школы. Творец этой школы – Я.О. Зунделович. Его методология понимается как литературная отрасль , изучающая сквозь призму микродеталей текст, строй, худ. Ткань произведения, его формально – содержательную целостность. Научные очертания этого метода конкретезировались за счет следующих положений:
1. Исследователь и текст
На 1 этапе исследователь работает над худ. Текстом. Только после анализа текста можно приступить к критике.
2. Выбор для анализа писателя и его произведения при обращении литературоведа к ординарному худ. Тексту, то анализ окажется не сложным. Но когда это творение необычно-глубокой идейно-худ. Мысли , то в осуществлении момента «отдаления» сам шедевр начинает диктовать литературоведу решение сложной задачи.
3. Процесс «медленного чтения» как техника поэтико-структурного изучения текстов. Понятие «медленное чтение» появилось в конце 19 века в работах западных филологов. Тормэлен указывала, что «медленное чтение» позволяет понять сложный мир непрерывного потока опыта.
Кристиансен рассматривает структуру баллады в качестве метода исследования текста от действия к действию, от строчки к строчке. Во 2-й половине 20 века появляется методика «плавающего чтения». При чтении у читателя всплывают уникальные отдельные слова, мотивы, образы, которые до этого словно бы сознательно сами скрывались от читателя. Зундилович обозначил «медленное чтение» , которое заключил в анализе микродеталей. Читатель «медленно» вчитывается и глубоко погружается в массу деталей, представленных в произведении.
4. Метод исследования «звучащих» худ. Деталей.
Ученый создал типологию «увидеть-вслешаться-понять-отобразить». Писатель должен уметь «видеть» детали (жесты – хар-ры героя, когда у того проявляется волнение, различать повторяющиеся слова, фразы, эпизоды). «Слушать» детали литературовед обязан уметь слушать разговоры и внутреннюю речь персонажа, за которой скрыт подтекст (услышать нужно для того, чтобы увидеть детали). «Понимать» детали осознавать детали логически. «Отбор» деталей литературовед научится отбирать детали , так как одним деталям присуща образно-эмоциональная насыщенность , а другим в малой степени не свойственна , или отсутствует. «Работать» с деталями. Сама деталь «работает» на целостность произведения. С помощью этого литературовед обнаруживает то, что «не сказал» автор, о чем он умолчал.
5. Роль объективного и субъективного при анализе худ. Деталей, вывода, обобщения, результаты.
1)Объективный фактор
Объективный анализ микродеталей игнорирует домыслы и догадки, здесь ученый должен руководствоваться только закономерностями системы событий.
2)Субъективный фактор
Здесь имеет место фактор собственного персонального подхода к предмету, который присущ только данной особе, ее индивидуальной и неповторимой в научном и человеческом смыслах.
6. Амальгама субъективного и объективного как завершающий метод анализа текста (за каждым анализом стоит с одной стороны личное понимание текста, а с другой восприятие в определенных пределах, за которыми может открываться собственная произволь). Поэтико- структурная методология понимается как литературоведческая отрасль, изучающая текст, строй и т.д. Сторонники этой школы воспринимают текст как научную данность. …… внес огромный вклад в развитие школы. В его работе « О литературоведческом анализе» (1963) значительно усилены концептуальные положения этой методологии.
10.
Реализм (от лат. – вещественный). В худ. Литературе реализм функционирует в течении нескольких тысячелетий. Особое внимание выделял ученый Тимофеев. Он и его сторонники разработали типологию реалистической литературы. Они выделяли ант интичный, средневековый, ренессансный, просветительский реализм. Следовательно основываясь на теорию Тимофеева , можно судить, что реализм в литературе существовал давно, но терминологический статус стали использоваться в 1 половине 19 века. В то время литературоведы обратили внимание на совпадение художественного почерка писателей, которые жили и создавали свои произведения в разные времена, но они объединялись общностью мировоззрения, тематике произведения. Такая тождественность была взята за основу определения худ. Реалистического метода. Реализму свойственно, что критики обозначают «правдой жизни» (один из компонентов формулы реалистического метода). Данный метод раскрывает настоящую действительность . Чаще всего реалистичные произведения, которые исполнены в реалистичных жанрах , создают иллзию бытия, живую картину всего происходящего. Однако ученые считают, что иллюзия бытия не должна переоцениваться в 2-х отношениях.
1. Не следует думать о том, что реалистичное искусство дублирует окружающий мир, что правдивое изображение является заместителем жизни. Взятый из земного бытия сюжет только по своей видимости повторяет действительность, однако худ. Подленность значительного доступна, чем живописная.
2. Худ. Метод может заключаться в формулах фактической достоверности. Реализм не одно только правдоподобное.
Рассуждая о реалистическом методе следует связывать понятия типические характеры и типические обстоятельства. Реализм предполагает верность художника деталям. В свою очередь конкретно- исторические характеры тех или иных персонажей осознаются таким образом, что они становятся сознательно – исторической достоверноестью, например : «Мертвые души» . Реалистический метод исследует жизнь прошлую и настоящую. В свое время так называемый соцреализм предпринял попытку нарушая законы худ-ти включить в свою теорию утопические картины будущего счастья, при этом игнорируя прошлое и настоящее. Важное качество этого метода состоит в том, что принято называть научное исследование. Именно на основе ре6ализма складываются более действенные отношения и взаимопереходы искусства и науки. Правда жизни, изображаемая писателями, практически всегда достигает определенной антиклопедичности. Указано, что худ. Изучение деятельности общества и человека иногда может опережать научные. Например, романы Бальзака. Романный жанр в реализме превращается в специфическую форму научного исследования общества, так как здесь срабатывает особаялогика реалистического целого. Логика, которая предполагает большую сферу противоречивого пересечения правды и вымысла , политич. И научного (произведения Бальзака) . Ученый Иполит Тен считал, что литература является таким и точным прибором оценивающим самые незаметные процессы и изменения , происходящие в обществе. В Реалистическом произведении ситуация формирует психический характер героя, а события являются логическим развитием персонажа. В реалистическом худ. Произведении правдиво воспроизводятся все худ. Детали. В 20 веке реализм как худ. Метод усваивает категорию модернистской литературы, расширяет тематику за счет технических достижений, применяет необычные для простых временных отрезков повествовательные приемы, создает жаноровые формы( музыкальный роман, роман-сценарий, триммер…) . Классич. Литературоведение 20 века обозначило несколько общих типов реализма (критический реализм, реализм 20 века, типологические системы реализма функционирует в разных соц. Историко-литературных эпохах, магический реализм (счиатют, что не явл. Худ. Методом, а явл. Ответвлением худ. Метода). Худ реалистический метод выступает как исторически-обусловленное устойчиво повторяющееся единство в творчестве тех или иных писателей, кот. Сближает общая трактовка проблем, эстетический идеал, жизненный процесс. В теории реализма выделяется теория категория технического, однако эта категория у критиков- литературоведов вызывает определенные сомнения. Категория типического идет в разрез с индивидуализацией и лишает худ метода определенных правил. Типическое в методике не исключает фактора уникального, исторического, эстетического, неповторимого. Рассмотрев основные категории характ-е худ реалистич. Метода, ученые предлагают формулу, характерную для этого метода: правда жизни + философия жизни + эстетика. Обеспечивает реализму функционирование в литературе на все времена.
11. Романтический метод зародился в Зап Европе в конце 18 нач 19 веков. Буквально одновременно во всех литературах этого региона. Предпосылки развития романтизма явился протест против эстетики классицизма и просветительского реализма. Концепция реализма как антитеза реализма была предложена ученым соколовым. Считалось, что если в реализме функционируют типичные обстоятельства и характеры, то в романтизме формируются исключительные характеры лит героев. Романтизм описывает т отражает жизнь при помощи фантастики, гротеска, символа, гиперболы. Биография персонажей практически неразвернуты, покрыты тайной . Позиция персонажей схематизирована. По своему мироощущению его действительность , показывает автор, что герой бунтует, протестует портив личностных , общественных обстоятельств. Писатели – романтики проявляют уникальный интерес к истории. Благодаря романтизму появился новый жанр исторического романа. В научной литературе пришел новый термин худ историзм.
2 типа историзма:
1)в центре произведения находится герой, кот оказывается в условиях надуманных автором
2) здесь главный герой вымышлен, но действует в конкретных исторических событиях
Основы теории романтизма созданыгерманскими учеными в 19 веке в трудах представителей Иенской школы. (Шлегер, Навалис). Разрабатывали концепцию романтических ироний.
Для данных концепций характерно:
1)Ирония способствует возвыситься над худ-м жизни.
2)Ирония утверждает гениальную добродеятельность
3)Ирония обнаруживает высшую духовную деятельность
Представители Иенской школы классифицировали романтическую личность по целому разряду признаков. Для ученого Новалиса идеальным действующим лицом является пассивный, статичный созерцательный герой. Фикте считал, что романтическое лицо – это натура мыслящая и ее исключительные качества даны не изначально, а реализуются в процессе мышления. Шлегель видит в романтическом герое творца, художника, и только в этом случае герой может претендовать на уникальную личность. Представители Гейбельбергской школы романтиков (Братья Гримм) уделяли внимание проблеме роамнтических обстоятельств, кот состояли из нескольких показателей:
1. Романтическая среда – становится исключительна только в том случае, когда будет разная национальная или разно-средневековая среда. Здесь предлагают изучить фальклор по научной методике, т е паспортизация собранного материала, инф о носителях и представленных сведениях, место сбора фактического материала, т е произведения устного творчества.
2. Расса – показатель исключительных обстоятельств из своей среды раса выдвигает личность гениальную, выделяет внимание гениологическим предпосылкам, которые формируют обстоятельства.
3. Дух предков – потомки должны помнить свой долг и невидимая субстанция формирует романтическое окружение.
4. Учение о местном колорите – основная суть – писатель должен увидеть и передать писателю все необходимые приметы, особенности, кот характерны для этой нации.
В романтизме типология как и в реализме, т е выделяют :
- античный
-средневековый
-ренессансный
-просветительский
Во второй поллвине 20 века заявляет о себе неоромантизм. В это период обновляется и реализм, однако данные типы худ метода определяются устойчивым и историческими стабильными признаками. Позже в литературоведении стали выделять виды романтизма:
1)прогрессивный
2)революционный
3)реакционный
4)религиозный