Тема 36. Отбор фактов, понятий, идей
Научность, доступность, объективность, достоверность, сопоставительный анализ, определение общих и особенных черт.
Типология фактов. Интерес к содержанию, соответствие программному материалу.
В целях сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.94. № 174. Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего и начального профессионального образования.
Министр образования Российской Федерации В.М.Филиппов подписал Приказ от 30.06.99. № 56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. Он определяет содержательную часть учебного процесса.
В области истории.Источники сведений о прошлом человечества, историческое знание, его достоверность, концепции исторического развития человечества.
Возможные периодизации исторического процесса.
Историческое время и пространство.
Человек: внеисторическое и историческое.
Формы человеческих общностей. Цивилизация и культура.
Предыстория человечества и ее хронологические рамки. Расселение древнейшего человечества. Человек и природа.
Жизнь людей в первобытную эпоху (занятия, орудия труда, жилища).
Переход к земледелию и скотоводству. Появление частной собственности. Коллективы первобытных людей: род, племя, община. Равенство и неравенство. Возникновение религиозных верований и искусства. Переход от предыстории к древним цивилизациям.
Хронологические рамки истории древнего мира.
Власть догосударственная и государственная. Гипотезы о происхождении государства. Государства Древнего Востока и античного мира: формы и типы. Материальная культура и хозяйственная жизнь в древнем мире.
Социальные слои и группы в древних обществах. Человек и общество в древних цивилизациях.
Религии древнего мира: язычество, буддизм, иудаизм, христианство.
Знания о мире и человеке в древних цивилизациях. Культурные достижения народов Древнего Востока и античного мира.
Средневековье, его хронологические рамки и периодизация. Специфика цивилизаций средневекового мира. Роль религий (христианства, ислама, буддизма, конфуцианства в их формировании и развитии.
Великое переселение народов. Славяне, их расселение, образ жизни.
Материальная культура и хозяйственная жизнь в различных регионах мира в средние века (Западная Европа, Русь, Ближний Восток, Китай, Индия). Аграрный характер средневековых цивилизаций. Ремесло, торговля.
Особенности западноевропейского феодализма. Феодальное землевладение в разных цивилизациях средневековья. Развитие городов. Древнерусские города. Социальная структура средневекового общества. Социальные движения в средние века.
Развитие государственности в средние века. Возникновение и эволюция государств в Западной Европе, на Руси. Политическая раздробленность. Формирование централизованных государств. Сословно-представительные монархии. Земские соборы на Руси. Истоки российского самодержавия.
Религия и церковь в средневековой Европе. Христианизация Руси. Православие и католичество. Религиозные движения, народная религиозность. Светская и духовная власть в Западной Европе, Византии, на Руси.
Крестовые походы, войны. Международные отношения в средние века. Русские земли между Западом и Востоком. Представления средневекового человека о мире, ментальность средневекового человека. Средневековая культура и искусство Западной Европы, Руси и других регионов мира.
Хронологические рамки истории нового времени, ее периодизация.
Великие географические открытия.
Возрождение: историческая эпоха и тип культуры. Достижения в искусстве, культуре, науке. Реформация и контрреформация в Европе. Зарождение и развитие капиталистических отношений. Процессы модернизации. Открытия в науке и технике. Переход от мануфактуры к фабрике. Промышленный переворот. Формирование индустриальной цивилизации. Экономическое развитие России в новое время. Отмена крепостного права. Реформы ХIХ в. Особенности модернизации России.
Изменения в социальной структуре общества в новое время. Генезис и развитие абсолютизма. Специфика российского абсолютизма. Основные группы российского общества. Социальные противоречия, социальные движения.
Образование колониальных империй России: расширение границ, складывание многонациональной империи.
Социальные и политические доктрины: идеология Просвещения; либерализм, консерватизм; социалистические учения. Революции ХVII-ХIХ вв. Развитие парламентаризма, утверждение конституционных порядков в Западной Европе. Общественное движение в России (славянофилы и западники, консерваторы, либералы, радикалы).
Формирование научной картины мира в новое время. Развитие техники. Распространение образования. Человек нового времени и его ментальность. Художественная культура нового времени. Развитие российской культуры в ХVII-ХIХ вв., ее вклад в мировую культуру.
Международные отношения в новое время. Россия в системе международных отношений. Войны нового времени. Внешнеполитические союзы и дипломатия. Колониальный раздел мира.
Изменения на карте мира в ХХ в. Россия на карте мира. Развитие производства, техники и технологии в мире и в России в ХХ в. Научно-техническая и технологическая революция. Социальные и экономические последствия научно-технического прогресса. Неравномерность экономического и социального развития основных регионов мира. Пути модернизации России в ХХ в.
Эволюция социальных норм и слоев ХХ в. Социальные и национальные движения в ХХ в. Реформы и революции. Российские революции в ХХ в. Социальная структура советского общества. Социальные изменения в России в конце ХХ в.
Политические системы и режимы в новейшее время. Демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Этапы и особенности политического развития России в советское и постсоветское время.
Международные отношения в ХХ в. Внешняя политика России и СССР. Военно-политические союзы и блоки. Великая Отечественная война советского народа. Деятельность международных организаций. Мировое сообщество. Россия в системе международных отношений.
Развитие культуры в ХХ в. Изменения в образе жизни людей. Массовая культура. Информационная революция. Многообразие стилей и течений в художественной культуре. Российская культура в ХХ в., ее вклад в мировую культуру.
Обществознание.Общество как сложная динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса. Целостность современного мира, его противоречия.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека. Деятельность и творчество. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Личность и ее социализация и воспитание. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности.
Познание мира чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание. Науки о человеке и обществе. Социальное и гуманитарное знание. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры: молодежная субкультура. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Религия как феномен культуры. Наука. Образование и самообразование. Мораль, ее категории. Тенденции духовной жизни современной России.
Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл и экономический рост. Государственный бюджет. Государственный долг. Денежно-кредитная система. Экономическое содержание собственности. Обмен. Специализация. Экономика потребителя. Многообразие рынков. Рынок труда. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Занятость и безработица. Россия в условиях рыночной экономики. Экономическая культура.
Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальная стабильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Этнические общности. Межнациональные отношения. Национальная политика. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденция развития семьи. Модель как социальная группа. Социальные процессы в современной России.
Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Признаки, функции и формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая идеология. Политические режимы. Основные черты гражданского общества. Местное самоуправление. Правовое государство. Политическая жизнь современной России. Политическая культура.
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Конституция и иерархии нормативных актов. Публичное и частное право. Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Международные документы по правам человека. Система судебной защиты прав человека. Правовая культура. Содержание обязательного минимума определяет деятельность учителя.
В силу особой социальной роли исторических знаний как основы для восприятия общественно-исторического опыта предшествующих поколений теми, кто идет на смену, высокие требования предъявляются к педагогу-учителю и гражданину, выступающему в качестве центральной фигуры общеобразовательного процесса.
Он вступает как педагог и гражданин, свидетель и участник многих изучаемых событий. Дополняя материал учебников личностным знанием современной истории страны и мира и опытом ее осмысления, учитель вводит школьников в диалог времени и поколений. Он помогает учащимся за фактами и процессами бурной истории ХХ в. видеть жизнь и судьбы реальных людей, известных и малоизвестных, выдающихся и обычных. Это способствует эмоциональному восприятию, более полному и глубокому пониманию отечественной и всемирной истории школьниками, осознанию ими своего места в эстафете поколений.
Учитель помогает учащимся овладеть познавательным инструментарием истории, приемами критического анализа различных источников информации, подходами к событиям с позиции историзма, навыками оценочной деятельности.
Изучение истории и обществознания и для педагога, и для учащихся является живым процессом социализации личности, процессом обеспечивающим преемственность и связь времен.
Отбирая для урока факты, понятия, идеи учитель должен определить типологию фактов:
Факты-события (единичные)
- война с персами, битва при Марафоне
- создание города, падение (например, Трои)
- восстание рабов под предводительством Спартака.