Мифопоэтический и метафорический контекст романа

Содержание

1. Мифопоэтический и метафорический контекст романа А. Бальбурова «Поющие стрелы».

2. Мифопоэтический и метафорический контекст повести А. Неркаги «Анико из рода Ного».

3. Мифопоэтическая основа повести Ю. Шесталова «Когда качало меня солнце».

4. Мифопоэтическая основа творчества Р. Ругина («Ланги» и др.).

5. Человек и природа в произведениях Е. Айпина.

6. Мифологическая основа повести Ю. Рытхеу «Когда уходят киты».

7. Выразительные средства поэтической речи как воплощение авторской концепции мира и человека в лирике Сибири и Крайнего Севера.

8.Идиостиль поэта (на материале творчества П. Васильева и Л. Мартынова).

9. Компоненты идиостиля поэта (на материале творчества Е. Евтушенко).

10. Лирическая и лиро-эпическая поэма как жанр (на материале поэзии Сибири и Крайнего Севера).

11. Жанровое и стилевое многообразие поэзии Сибири и Крайнего Севера в конце XX- нач. XXI вв. (на материале творчества А. Денисенко, А. Соколова,

Ю. Булатова и др).

12. Мир детства в произведениях И. Пантелеева.

13. Эволюция жанра рассказа в творчестве В. Распутина.

14. Повесть В. Зазубрина «Щепка» как произведение «возвращенной» литературы.

15. Автобиографическая повесть Г. Гребенщикова «Егорушкина жизнь».

16. Идейно-художественное своеобразие повести Н. Волокитина «На реке да на Кети».

17. Тема сиротства в повести А. Семенова «Поминай, как звали

Планы практических занятий и методические указания к ним.

Занятие №1.

Тема:

Мифопоэтический и метафорический контекст романа

А. Бальбурова «Поющие стрелы»

План:

1. Представление о мире и человеке в бурятской мифологии.

2. Тематика и проблематика романа Бальбурова А. «Поющие стрелы».

3. Легенда о хонгодорах как отражение нравственного кодекса народа. Ее идейно-композиционная роль в романе.

4. Роль образов Михаила Дорондоева и Савелия Кузнецова в системе персонажей романа.

5. Индивидуальные сообщения:

1) «Отражение древних представлений о мире и человеке в произведении бурятских поэтов (на материале лирики Г. Х. Базаржаповой-Дашеевой или 1-2-х произведений другого поэта по выбору студента);

2) «Мифопоэтическая основа повести Немтушкина А. «Мне снятся небесные олени»;

3) «Представление о мире и человеке в произведении А. Немтушкина «Огонь, это твой мышонок» (из книги «Самэлкил – метки на Оленьем ухе»).

Основная литература

1. Жуковская, Н. Л. Бурятская мифология /Н.Л. Жуковская // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./ Гл. ред. С. А. Токарев. - М., 1997. - Т. 1. - С.196-198.

Дополнительная литература

1. Гармаева, С. И. Типология художественных традиций в прозе Бурятии XX века/С.И. Гармаева. - Улан-Удэ, 1997.

2. Сангадиева Э. С. Легенда о хонгодорах в контексте романа А. Бальбурова «Поющие стрелы» / Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Летняя школа по типологии фольклора. //www.ruthenia.ru/folklore/sangadieva

Методические указания

1. Характеризуя представления о мире и человеке, воплощенные в бурятской мифологии, следует исходить из того, что, несмотря на христианизацию западных бурят, среди них устойчиво сохранялись традиционные верования, шаманизм. Традиционные верования бытовали и в среде восточных бурят-ламаистов. Шаманистская идеологическая концепция у бурят развилась в стройную систему представлений о мире, которая отражала иерархию патриархально-феодального общества. Как и другие шаманисты, буряты населяли весь мир духами. Вспомните, что духи, по представлениям древних бурят, делятся на четыре ранга. Два высших ранга - тэнгэрины и их дети хаты - подразделяются на добрых (западных) и злых (восточных), между которыми идет постоянная война. Те и другие живут на небесах. Души умерших героев, кузнецов и шаманов пополняют число хатов. Земной мир населяют заяны и эджины, которые являются хозяевами всей окружающей человека природы и находятся с ним в постоянном контакте. Заяны и эджины помогают человеку, но он должен им оказывать постоянные знаки внимания. К низшему рангу причислялись слабые и недоброжелательные анахаи, ада и бохолдои, сонм которых пополняют души простых смертных. В соответствии с делением мира духов на добрых и злых шаманы у бурят делились на белых и черных: белые служили добрым, черные - злым. Одежда шамана отличалась большим числом подвесок: бубенчиков. металлических фигурок, дисков, изображающих солнце, и т.д. Голову шамана украшал железный шлем с рогами. Шаманы руководили праздниками - тайлыганами, совершали жертвоприношения и моления духам. Действия бурятских шаманов несколько отличались от обычных камланий, совершавшихся шаманами других народов Сибири. Шаман редко употреблял бубен, основными его «инструментами» были колокольчик и трость.

Предваряя изучение романа А. Бальбурова «Поющие стрелы», следует обратить внимание на особое место, которое отведено в бурятской мифологии стрелам. Об этом свидетельствует, например, легенда о черной заговоренной стреле: выпущенная из лука, эта стрела будет летать за своей целью, пока не поразит ее; спрятаться от нее или сбить в полете невозможно. Единственный способ спастись для приговоренного - это сбрызнуть на нее аршан, тогда она станет мягкой и, поразив человека, не убьет его, а лишь слегка стукнет.

В народной концепции мира и человека большая роль отводится знаменитым стрелкам из лука и мастерам, изготавливающим луки. Их души пополняют часло хатов и проживают на небесах. Существовало поверье, что в семейном оружии, которое переходит из поколения в поколение, может храниться сила этой семьи, этого рода. А если оружие будет неудачно починено, снимутся уникальные «тамга», имеющие религиозное значение, стержень семьи может надломиться.

Так, владение луком оказывается не только необходимостью сегодняшнего дня, но и средством, соединяющим и объединяющим прошлое и настоящее бурятского народа.

2. При определении основных тем и проблем романа А. Бальбурова «Поющие стрелы», обратите внимание на то, что в произведении переплетены картины недавнего и далекого прошлого. Писатель подробно живописует обряды бурятского народа, его верования и быт. Сформулируйте общую тему произведения, объединяющую все многообразие картин народной жизни. Обратите внимание на то, что подробный этнографизм повествования отражает явную тенденцию середины XX в.- стремление народов Сибири к самопознанию, к самоидентификации. Укажите, в чем своеобразие постановки основных проблем, поднимаемых автором в романе: взаимоотношение личности и правителя, отцов и детей, основных жизненных ценностей и смысла жизни в целом, исторической памяти народа, связи прошлого и настоящего.

3. При анализе легенды о хонгодорах, отражающей нравственный кодекс бурятского народа, исходите из того, что использование мифов и легенд позволяет раздвинуть пространственно-временные рамки повествования, спроецировать уроки прошлого на настоящее, чему в целом и посвящен роман А. Бальбурова "Поющие стрелы".

Хонгодоры- это племя смешанного уйгурско-тюркского и монгольского происхождения. С легендой о хонгодорах ссыльного Савелия Кузнецова познакомил учитель, собиратель бурятского фольклора Михаил Дорондоев. Обратите внимание на то, что Дорондоев рассказывает легенду в том виде, в котором она осталась в памяти народа, передаваясь из поколения в поколение.

Легенда дает нам представление об истории хонгодоров, о переселении племени к Байкалу. В первой части легенды рассказывается о последствиях союза этого племени с племенами Чингиз-хана. Постоянные войны истощили племя. Войны в легенде осмысливаются как безнравственные. Покажите, как эта идея воплощается в событиях и основных образах легенды. Решение вождя сбросить с обрыва всех стариков и старух, как бесполезных членов племени, автор проецирует на современность. Как Вы поняли смысл такой проекции?

Какова роль символических образов алмаза, озера, двенадцати стрел в воплощении основной идеи легенды? При ответе исходите из того, что роль легенды о хонгодорах в романе не столько аллегорическая, сколько идейно-композиционная. Подумайте над тем, какие проблемы современного развития народа сумел А. Бальбуров выразить с помощью легенды.

Какова роль исторического прошлого, народной памяти в воплощении авторской концепции жизни.

Определите, как легенда о хонгодорах соотнесена с преданием о Йоле, брате Дарба-Дархана, сумевшем осушить болото.

Подумайте о том, почему имя Молонтоя и его отца Олзобэ ( а также Йоле) навсегда осталось в народной памяти, а имя бесстрашного воина- вождя хонгодоров никто не помнит.

4. Роль образов Михаила Дорондоева и Савелия Кузнецова в системе персонажей романа.

В системе персонажей романа А. Бальбурова главная роль принадлежит ссыльному Савелию Кузнецову и учителю, собирателю бурятского фольклора Михаилу.Дорондоеву (его прообразом является известный этнограф М. Н. Хангалов). При анализе этих образов исходите того, что автор использовал известный художественный прием: ввел в сюжет персонажный тандем (русского ссыльного революционера, наделенного исследовательским интересом, и просвещенного бурята, знатока и собирателя предметов бурятской этнографии). Это позволило писателю с документальной прямолинейностью сообщить читателю факты этнографического быта бурят, охарактеризовать их религиозные воззрения, шаманский ритуал жертвоприношения - тайлаган, легенды и предания.

Противопоставление главных персонажей необходимо писателю, чтобы подчеркнуть контраст между исследовательским образом жизни этнографа-любителя Михаила Дорондоева и революционной деятельностью Савелия Кузнецова как единственно возможной, по мнению автора, в тот исторический период, а в финале романа - обречь его на моральное осуждение и самоосуждение: Легенда о хонгодорах способствовала, по мысли автора, прозрению Дорондоева, пришедшего к пониманию того, что народ - это коллектив, нравственные устои которого обеспечиваются каждым отдельным человеком и, прежде всего, личной ответственностью каждого за свои поступки и за все, что происходит вокруг.

4. При подготовке индивидуального сообщения используйте методические указания к самостоятельной работе.

Занятие №2.

Тема:

Наши рекомендации