Благотворительность и милосердие в современной России
Тема благотворительности, милосердия возродилась в России вместе с перестройкой. В то время со страниц газет не сходили репортажи из домов престарелых, больниц, где работали добровольцы во главе с приходскими священниками. Тогдашние прорабы перестройки утверждали, что эра милосердия не за горами. Но вскоре вместо всеобщей гуманизации произошла криминализация нашего общества, тема благотворительности осталась как бы на обочине общественных интересов.
Эпоха девяностых годов, когда под вывеской благотворительности подчас творились неблаговидные дела, негативно сказалась на восприятии обществом самой идеи благотворительности. Но и тогда было сделано много хорошего.
Одними из первых активных благотворителей в постреформенной России стали зарубежные грантодатели и благотворительные фонды, так как работа подобных отечественных организаций тормозилась отсутствием четкого законодательства. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским ученым, талантливым музыкантам, художникам. Расширяя свою деятельность, фонды открывали свои отделения в России.
Но уже в середине 90-х годов появились российские благотворительные структуры, специализирующиеся в разных сферах: поддержка научных, учебных программ, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение. Это, например, благотворительные фонды Владимира Потанина, Олега Дерипаски, Дмитрия Зимина и др. Сейчас происходит объединение различных фондов, способных оказывать более масштабную помощь. Это одна из общемировых тенденций последних 10-15 лет.
Сейчас в России над созданием собственных корпоративных фондов работают "РосБанк", "СеверСталь", "УралСиб", "Евросеть", "Ренова" и другие предпринимательские объединения. Многие компании стремятся построить деловые альянсы с теми, кто лучше разбирается в нуждах сообщества. В России партнерство в реализации проектов часто заявляется компаниями как приоритет, однако на практике чаще всего можно увидеть взаимодействие частных и корпоративных доноров, а не корпораций: "Династия" и "СеверСталь" - проект для учителей; СУАЛ и CAF - создание фондов местных сообществ; ФиаБанк и Городской благотворительный фонд Тольятти - проект для молодежи города.
За последние годы у нас в стране уже сформировалось большое, работающее с серьезным менеджерским подходом благотворительное сообщество, в которое входят различные некоммерческие организации, фонды. Развивается корпоративная благотворительность. Существует даже своя профессиональная ассоциация "Форум доноров", задача которой - объединить усилия для выработки общих стандартов благотворительности, выстраивания отношений с государством, обмена опытом, проведения совместных акций. В Общественной палате РФ создана Комиссия по благотворительности и волонтерству. Там идет большая работа по подготовке предложений по изменению законодательства РФ в этой области. 2006 год был объявлен в России "Годом благотворительности". Что эти высокие слова означают на деле?
Речь идет о том, чтобы дать возможность гражданам России больше узнать о значении благотворительности для развития страны и улучшения жизни, о различных формах этой деятельности, дать возможность россиянам принять участие в практической благотворительной работе, чтобы каждый мог сделать что-нибудь полезное для людей, нуждающихся в помощи. Сегодня благотворительность – «не игра, а серьезная работа многих-многих людей».
Таким образом, возрождение благотворительных традиций России наметилось в конце прошлого столетия. Последние исторические события показывают, что идет активное возрождение благотворительности. Однако на данном этапе благотворительность понимается несколько иначе, чем в предыдущие исторические эпохи. Рассмотрим, что понимается под благотворительностью сегодня.