Культура России нового времени XVIII – первая половина XIX веков
На рубеже XVII и в XVIII в. В России начинается развитие культуры нового времени. Петровская эпоха по праву считается переломной в истории культуры России. Взаимодействие национальных традиций и активная «европеизация» - сложный и противоречивый процесс. Важной чертой реформ Петра I (1672-1725) во всех сферах был их насильственный характер. Историк русской культуры П.Н.Милюков писал: «Признавать насильственный, личный характер реформы, вовсе не значит еще отрицать ее историческую необходимость». Петр I запретил носить национальную одежду, насильственно заставил даже бояр брить бороды и т.п. Он «как будто нарочно переходил от одной циничной выдумки к другой… еще более оскорбительной для чужого достоинства и совести»[10], отмечал Милюков, понимая, что в основном и главном «европеизация» России была прогрессивной.
Энергичные действия были предприняты Петром I в отношении к фундаменту русской жизни и культуры – церкви. Провозглашенный в 1721 г. императором, Петр I упразднил патриархат и патриарха, т.е. предстоятеля церкви перед Богом, заменив его Святейшим Синодом, т.е. учреждением, управляющим церковью, а также секуляризировал (изъял, сделал собственностью государства) церковные земли. Патриархат в России был восстановлен только в 1918 г. Это решение также не вызвало достойного отпора. По этому поводу Милюков пишет о большом ущербе от понижения роли церкви и от церковного раскола. «Запас религиозного чувства и нравственного одушевления, который был налицо среди русских пастырей и паствы, пошел на оппозиционное национально-религиозное движение XVI-XVII вв.». Вслед за духовной властью, «объявившей русское национально-религиозное движение расколом и проклявшей его», власть сочла участие в нем преступлением и подвергала староверов суровой каре[11]. Союзником Петра I, кроме его сподвижников, был страх, вечный фактор российской истории. Официальная церковь оказалась в зависимости от светской власти. Более того, Петр I нарушил тайну исповеди. Под страхом казни священника должны были доносить об антигосударственных намерениях прихожане.
Положительную роль сыграло достигнутое при Петре I территориальное расширение государства, получившего статус балтийской и черноморской державы. Возникли новые города: Санкт-Петербург, новая столица, Севастополь, Екатеринодар, Одесса и др. Огромную цену за эти достижения заплатил народ. С течением времени позитивные результаты делаются очевиднее, а вопрос об их цене становится все более отдаленным. Тем не менее в жизни России был осуществлен крупный сдвиг. Были созданы светские профессиональные школы: в 1761 г. в Москве открыта школа математических и навигационных наук, затем Артиллерийская (Пушкарская), Инженерная, Медицинская. На Урале возникли горнозаводские училища. При школах были созданы подготовительные отделения, в которых обучали грамоте и арифметике. В этих учебных заведениях преимущественно обучались дети дворян.
В первой четверти XVIII в. в России появляются начальные школы – гарнизонные школы для детей рекрутов, епархиальные – для детей духовенства. Это было началом процесса просвещения не только дворян. При Петре I обучение в школе стало обязательным для дворян и духовенства, иначе дворянин не мог жениться, а священник не получил прихода.
Значительно выросло книгопечатание: учебники, словари, справочники. Чтение стало более доступным. С 1731 по 1736 гг. уже после кончины Петра I в первом высшем учебном заведении России Славяно-Греко-Латинской академии обучался великий сын России М.В. Ломоносов, преуспевший в знании, а затем и в развитии как технических, так и гуманитарных наук. Ломоносов, в частности, создал значительное количество поэтических произведений, высоко оцененных А.С.Пушкиным: «Слог его ровный цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным»[12]. Ломоносов посвятил Петру I поэму, в которой говорилось:
Пою премудрого Российского героя,
Кто, грады новые, полки и флоты строя,
От самых нежных лет со злобой вел войну,
Сквозь страхи проходя, вознес свою страну…
Среди военных бурь науки нам открыл
И мир делами весь на зависть удивил[13].
По предложению Петра I в 1724 г. принято решение Сената об основании Российской академии наук, которая открылась в 1725 после кончины царя. При Академии были созданы университет и гимназия. Академический университет окончил М.В.Ломоносов, ставший первым русским академиком. Росло число научных и технических достижений, внедряемых в экономику.
В петровский период усилилось светское направление в культуре, возникло уважение к знаниям, сформировалась идеология абсолютной власти монарха. Петр I, по выражению А.С.Пушкина: «Россию поднял на дыбы». Государство хотело иметь граждан верноподданных, которые приобретенные за границей знания обращали на службу России. Оценивая сложные для общества нововведения императора, А.С.Пушкин, которого В.О.Ключевский назвал «историком от бога», в поэме «Полтава» писал:
Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра…,
Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь.
Во второй половине XVIII века медленно, но верно развивается просвещение. Школа оставалась сословной. В первую очередь обучали детей дворян. В 1755 г. был открыт Московский университет и две гимназии для дворян и разночинцев. Создание Московского университета тесно связано с именем М.В.Ломоносова и первого куратора И.И.Шувалова. произошло это событие в период правления дочери Петра I, императрицы Елизаветы Петровны. Московский университет был учреждением бессословным, первые полвека обучение было бесплатным. Преподавание велось преимущественно на русском языке. Создавались университеты в других городах России, но Московский университет уже в XVIII в. становится центром отечественного просвещения.
Во второй половине XVIII в. начинает формироваться система общеобразовательной школы. В 1786 г. во времена правления Екатерины II (1729-1796) был утвержден Устав народных училищ. В стране открывались двухгодичные и четырехгодичные школы. Разрабатывались единые учебные планы, введена классно-урочная система и т.п. но этот процесс имел место только в городах. Крепостные крестьяне, т.е. большинство населения России, оставались сплошь неграмотными. Народные училища создавались в городах. В 1783 г. был издан по инициативе Екатерины II учебник «О должностях человека и гражданина». Название говорит само за себя.
Важную роль в развитии культуры сыграл издатель и руководитель журнала «Трутень» и «Живописец» Н.И. Новиков. Он считал необходимым «просвещение народа», выступал против крепостного права, так же как писатель и государственный служащий А.Н. Радищев, автор знаменитого произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» (1890).По мере проникновения в Россию информации о Великой французской революции Екатерина II все жестче реагировала на подобные явления. Радищев был сослан в Сибирь, его книга уничтожена (сохранились лишь подаренные автором экземпляры), а Новиков в 1792 г. заключен в Шлиссельбургскую тюрьму.
Идеология Просвещения тем не менее проникала в Россию. Екатерина II лично переписывалась с М.Ф.Вольтером, лидером философии просветительства, полагая, что эта переписка прибавит ей популярности в Европе, но что идеи Вольтера никакого отношения к российской действительности не имеют. Екатерина II и Вольтер были единодушны в убеждении решительно и жестоко подавить Пугачевское восстание (1873-1875).
Развитие русской науки осуществлялось при первенствующей роли М.В.Ломоносова (1711-1765) ученого мирового значения энциклопедического образованного во всех сферах науки, активного поборника укрепления российского Отечества.
В общественном сознании к концу XVIII в. сформировалась идеология «просвещенного абсолютизма», т.е. разумной власти. Сторонники идеологии Просвещения в России прежде всего выступали против крепостничества, а также проповедовали антиклерикальные взгляды.
Продолжалось развитие русского языка. В 1783 г. в Петербурге была создана Российская академия с целью изучения российского языка и словесности. Был издан первый словарь русского языка. Интерес к истории Отечества был реализован в труде М.В.Ломоносова «Краткий русский летописец» (1760) и в четырехтомнике В.Н.Татищева «История Российская с древнейших времен» (1784).
Русская художественная культура достигла определенных успехов, как ориентируясь на высокие европейские достижения, так и развивая национальное искусство. Ряд литературных произведений принадлежал перу М.В.Ломоносова. он также является автором «Письма о правилах российского стихотворства» и «Риторики». Автором первых русских драматургических произведений был А.П.Сумароков. огромную популярность имела пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль», критиковавшие невежество и самодурство помещиков. Славу поэта-мыслителя снискал Г.Р. Державин. В развитии мира и России он уповал на просвещенного монарха. Уважение к чувствам «простолюдинов» проповедовал Н.М. Карамзин (1766-1826) в повести «Бедная Лиза». Впоследствии по поручению царя Александра I он создал основополагающий труд «История государства Российского» в 12-ти томах.
В изобразительном искусстве значительный след оставили художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, И.П. Аргунов и др. Заложены основы светской скульптуры. Ф.И. Шубин наряду с другими создал бюст М.В.Ломоносова.
Таким образом XVIII век явился важным этапом в развитии всех сфер русской национальной культуры как светской, так и религиозной. Жизнь требовала развития образования и науки. Важнейшую роль в достижениях этого периода сыграло творчество М.В.Ломоносова. содержание и уровень культурного развития нового времени значительно отличались от средневековья.
Культура России XIX века
Замечательным этапом развития отечественной культуры был XIX век. Начало века ознаменовалось Отечественной войной 1812 г. и движением декабристов. Победа над иноземными захватчиками способствовала росту национального самосознания. Выступление декабристов 14 декабря 1825 г. всколыхнуло общественность страны, открыло путь более активному проникновению прогрессивных западных идей, усилению антикрепостнических настроений. Собственно эти факторы и определили выступление декабристов. Расправа над «дворянскими революционерами всколыхнула умы. В то же время ужесточилось руководство системой народного образования. Усилилось влияние религии и церкви в школах и в высших учебных заведениях. В 1819 г. во всех университетах России введен курс богословия. В школах четко проводился принцип сословности. В 1802 г. было создано Министерство просвещения, воспитания юношества и распространения наук, призванное руководить системой образования в стране. Была создана система приходских училищ для низших слоев общества. Затем обучение продолжалось в уездных училищах, а также в гимназиях. Приходские училища нередко состояли из одного класса для детей разного возраста и одного учителя. Но и это был прогресс.
Возвращенный в 1826 г. из ссылки в Михайловское А.С.Пушкин по поручению царя составил записку «О народном воспитании», впервые опубликованную в 1872 г. «Воспитание или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла, - писал поэт. - …Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия». Пушкин предлагает сократить программы изучения латинского и греческого языков в пользу французского. В военных училищах наказывать за доносы. На полях рукописи Пушкина Николаем I сделаны пометки и поставлен ряд вопросительных знаков. По поводу изучения языков царь написал: «Французский язык развивает самонадеянность, древние языки – скромность и сознание своего неведения»[14].
В рассуждениях А.С.Пушкина об образовании и воспитании особая роль придается политической экономике, статистике, истории, праву. При изучении истории Пушкин предлагает «не искажать республиканских рассуждений, лишая их новизны». Сам Пушкин считал, что «самодержавие в России исторически обусловлено», но неоднократно жестко выступал против «самовластья», т.е. неограниченной власти самодержца. Пушкин пытался внушить царю разумные мысли. В ответ Николай I начертал: «Нравственность, прилежное служение предпочесть должно просвещению неопытному, безнравственному и бесполезному»[15].
В 1816 г. вышли в свет первые 8 томов (из 12) «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина. Это событие имело культурное и историческое значение. Те или иные трактовки исторических событий имели большое значение в воспитании новых поколений. Значимости этой проблемы посвятил свой труд «Главные течения русской исторической мысли» приват-доцент Московского университета П.Н.Милюков. Он отстаивал аналитический подход к изучению отечественной истории и объективную оценку исторических событий.
Центральное место в культуре России XIX в. Занимает творчество гениального писателя, поэта, историка А.С.Пушкина. Оно в первую очередь обусловило определение XIX века как «золотого» века отечественной культуры. Самые высокие оценки Пушкину даны историком Ключевским. С горечью рассуждая о пренебрежении русским дворянством своей Родиной и даже отчуждении от родного языка, историк высоко оценивал роль Пушкина – автора гениальных произведений на созданном им литературном русском языке. Выросло народное самосознание. «Через поэзию Пушкина мы стали лучше понимать чужое и серьезнее смотреть на свое, - писал В.О.Ключевский. – Литература перестала быть развлечением для скучающих, стала серьезным, ответственным делом, убежищем и органом мыслящих людей». Ключевский преклонялся перед «русским художественным гением», способствовавшим повышению общего уровня и достоинства русского читающего общества»[16].
А.С.Пушкин как историк достиг больших успехов. Глубокий научный анализ дан им в труде «История Пугачевского бунта». Энциклопедией русской жизни называли роман Пушкина «Евгений Онегин», «Полтава», «Капитанская дочка» и др. К каждому гражданину обращены слова Пушкина:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его[17].
В 1880 г. в Москве открывали памятник Пушкину. Было большое торжество. С оценкой роли Пушкина в истории России выступили Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, В.О.Ключевский и многие другие. «Пушкин есть необычайное, пророческое явление русского духа, он народен», - сказал Ф.М.Достоевский[18]. Наш народ обрел свое окончательное право на собственное место в истории… Он создал наш поэтический, наш литературный язык, - таковы слова И.С.Тургенева. – И нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением»[19].
Литература – «позвоночник культуры». Она будит мысли и побуждает к развитию все сферы искусства. В XIX в. Творили такие гения как М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.И. Грибоедов, Н.А. Некрасов, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой и др. Это золотой фонд не только русской, но и мировой культуры и цивилизации. В XIX в. налицо взлет русской музыки. М.И.Глинку Милюков сравнивает с Пушкиным по его значению в русской культуре. Глубоко народными были творения композиторов А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, мировое признание нашла музыка П.И.Чайковского и др. В наше время к великому культурному классическому наследию хотелось бы привлечь внимание новых поколений. Нам есть чем гордиться. Великая русская культура активно проповедовала гуманистические принципы.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал, -
писал Пушкин в стихотворении «Памятник». Борьбе с «самовластьем» и крепостничеством были посвящены огромные усилия деятелей культуры. «Великая русская литература XIX века была больше, чем культура, - отмечал философ Н.А. Бердяев в книге « Русская идея» (1946). – Она стремилась к преображению жизни и была проникнута «болью о страданиях человека»[20].
Не будет преувеличением сказать, что русская культура занимала высокие позиции в духовной сфере мировой цивилизации, в то же время экономическая и социальная жизнь страны заметно отставала.
Великие реформы в этих сферах, и прежде всего ликвидация крепостного права, были осуществлены в 60-е г. XIX в. по инициативе императора Александра II. «Русская жизнь стала передвигаться на основании общем с теми началами, на каких держится жизнь западноевропейских обществ», - писал В.О.Ключевский. Поэтому «прежде всего надо приняться работать своим умом вместо пассивного усвоения плодов чужого ума»[21]. Этот вывод заканчивает курс лекций по русской истории, прочитанный Ключевским студентам Московского университета на рубеже XIX и ХХ в. Учет уроков истории – закон развитии страны и ее модернизации.
Огромные достижения, гуманизм, гражданственность характерны для русской культуры XIX века. Историческая наука, художественная литература формировали общественное сознание. Помимо дворянства к развитию культурного процесса подключаются разночинцы. Развивается процесс демократизации культуры, народного образования. Культурный процесс влиял на социально-экономическое развитие страны.
Культура России ХХ века
Культура ХХ века отражала нарастающие противоречия эпохи. Продолжалась деятельность классиков литературы Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М. Горького и др. Но возникали новые течения, характерные для так называемого «серебряного века» русской культуры. В 1893 г. Дм. Мережковский издал книгу «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». За этим парадоксальным названием стояло желание повернуть художественное творчество от реалий жизни, от стремления помочь людям – к религиозным исканиям, к «высотам духа», а также сломать реалистическую традицию русской литературы. Запевалами нового направления были поэты В. Брюсов, А. Белый, З. Гиппиус, Ф.Сологуб и, главное – А. Блок (1880-1921), который уже в 1911 году отказался от новаторской концепции символизма в своем творчестве. Творения А.Блока составляют славу русской поэзии. Он сопереживал своей Родине, народу в тех потрясениях, которые принес России ХХ век.
Пускай зовут: забудь поэт,
Вернись в красивые уюты.
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой.
Уюта нет, покоя нет.
Творчество Блока пополняет сокровищницу русской классической литературы глубиной содержания, гуманистической наполненностью и совершенством формы.
Поэты-акмеисты ( греч. «акме» - степень расцвета) Н. Гумилев, А.Ахматова, О. Мандельштам и др. славили жизнь и ее светлые стороны, отстаивали сочетание жизненности и духовности поэзии. Впоследствии А.Ахматова (1889-1966) на высочайшем художественном уровне отразила в своем творчестве трагические события своей жизни и своей страны.
Как правило, хронологические рамки «серебряного века» определяют первой четвертью ХХ века. Помимо новаторских течений: символизма, акмеизма, футуризма, он хронологически включает в себя творчество выдающихся поэтов С.Есенина, М. Цветаевой, Б.Пастернака и др., а также композиторов А.Скрябина, С.Рахманинова и др. Великие творения создал художник М.Врубель.
Культурный «ренессанс» демонстративно игнорировал социальные потрясения в стране, ориентировался на новое религиозное философское течение – «богоискательство»: Н.А.Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.А. Флоренский и др. некоторые из этих философов прошли этап увлечения марксизмом, но потом стали исповедовать путь эволюционного развитии страны и мира. Они же пытались способствовать религиозному возрождению страны, искали новые пути проповедования религии среди «народа-богоносца».
Большинство этих философов было выслано советской властью за границу (1992), т.к. в них увидели силу противостоящую социалистической идеологии.
ХХ век включает в себя советскую социокультурную эпоху, которая охватывает период с 1917 по 1991 гг.
Советское государство, возникшее в ноябре 1917 г., последовательно решало задачи ускоренного развития экономики, за которую огромную цену заплатил народ, как исполнитель грандиозных планов в сложнейших условиях.
Многие деятели культуры покинули Россию и составили значительный отряд интеллигенции, продолжавшей творить в эмиграции. В наше время их творчество вернулось на Родину, как они и мечтали. Писатель В.Набоков в 1927 г. отмечал: «Любовь к России оживляет и поддерживает наши души… Не будем проклинать изгнанье»[22]. Писатель имел в виду свободу творчества в эмиграции, несмотря на множество жизненных проблем.
В сфере идеологии в Советской России шла активная борьба за преодоление влияния православной церкви, в свою очередь активно выступавшей против новой власти. Школьное образование становится светским. Развертывается широкая антирелигиозная пропаганда.
Советская власть проявляет заинтересованность в том, чтобы лучшие достижения культуры прошлого стали доступны народу. Замечательные музеи: Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Кремлевские соборы, Оружейная палата, музеи изобразительного искусства им. А.С.Пушкина активно посещаются населением, при них была организована система кружков, лектории и т.п.
Первейшей задачей страны становится ликвидация неграмотности взрослого населения страны, в основном жителей деревни, а также введение всеобщего начального обязательного обучения для детей школьного возраста. Декрет об обязательном обучении грамоте населения от 8 до 50 лет на родном языке принят в декабре 1919 г., но реальных последствий он не имел. Появились такие термины как «культурный фронт», «культармеец», «чернорабочий культуры». Но определенные результаты в 20-е годы имели место лишь среди красноармейцев и краснофлотцев. Концепция прорыва могла быть реализована лишь при солидном экономическом и кадровом обеспечении. Декреты оставались на бумаге. Экономические ресурсы реализовывались в сфере восстановления и развития промышленности.
В 1930 г. был принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР, посвященное усилению мер по ликвидации неграмотности и малограмотности. На местах создавались штабы ликбеза и культпохода, а главное, все дети школьного возраста с 1931 г. подлежали обязательному начальному образованию. Широко развернулось внешкольная работы, т.е. культурное просвещение взрослых. В 1936 г. был поставлен вопрос о создании системы школ для малограмотных. В европейской части Советского Союза проблема обучения грамоте была решена к 1939 г., но национальные республики эту проблему еще преодолевали перед началом Великой Отечественной войны (1941 г.). Грамотность - это не культура, а условие ее развития. Грамотность дает возможность писать, читать и понимать прочитанное, обогащать свой разум и повышать профессионализм. Всеобщая грамотность населения значительно повышала возможности страны. Культурный процесс в Советской России после периода неразберихи в 20-х г.г. был направлен на сохранение и усвоение духовного богатства русского классического наследия или по крайней мере на уважение к нему. Это неоднократно подчеркивал В.И. Ленин, лидер Октябрьской революции. Интересным является мнение Ф.Энгельса о преемственности лучших достижений культуры и усвоения их широкими массами. Следует перенимать, - писал он, - лишь то, что «…действительно ценно в исторически унаследованной культуре – науке, искусства, формах общения и т.д.». Это наследие превращается «из монополии господствующего класса в общее достояние всего общества и для дальнейшего развития этого достояния»[23].
Этой концепции противостояла идеология организации Пролеткульта, спекулировавшая на понятии классовая культура и отрицавшая не только культурные традиции, но даже игнорировавшая какие-либо задачи просвещения крестьянства, т.е. подавляющего большинства населения страны. Идеологи Пролеткульта: А. Богданов, В.Плетнев, П.Керженцев считали нужным просвещать лишь промышленный пролетариат, его «культурный авангард». Всероссийский Пролеткульт защищал свою автономию от советской власти. Лидер и идеолог движения А.Богданов считал превыше всего всемирный коллективизм, объективно присущий индустриальному процессу труда. В своих сочинениях он как самые правильные приводит стихи:
Вихрь крутящихся колес,
Пляска бешеных ремней
В цепь еще звено вплелось
Рать сомкнулася плотней –
Эй, товарищ, не робей[24].
В журналах, издававшихся Пролеткультом рекламировались стихи В.Кириллова:
«Мы во власти мятежного страстного хмеля
И пусть кричат нам: «Вы палачи красоты»,
Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы…»[25].
На заводах и фабриках создавались кружки Пролеткульта. Они в определенной мере финансировались Наркомпросом, пока в 1920 году Ленин и Луначарский решительно не выступили против этих нигилистических взглядов. А.В.Луначарский (Нарком просвещения) отмечал «…некоторые не по разуму усердные сторонники пролетарской культуры… признаются в желательности чуть не физического истребления всей старой культуры»[26].
Важные решения под давлением советского руководства принял в октябре 1920 г. Первый Всероссийский съезд Пролеткульта. В резолюции съезда отвергались претензии на особую культуру, признавалась руководство социалистической идеологии и связь с общекультурной работой в стране.
Конечно, культурный процесс в советском государстве был сильно политизирован, но Пролеткульт проповедовал ориентацию только на пролетариат и отрыв его по существу от культуры как таковой.
Пропагандируя ленинские положения о культуре, Н.К.Крупская писала: «Что разумел Владимир Ильич под культурной революцией? То, что массы как-то сломают дружным организованным напором стену темноты и невежества, возьмут с бою необходимые им знания, необходимую им цивилизацию. Это будет чрезвычайно трудно при малом числе школ и культучреждений, но все же возьмут»[27]. Надежды на чудо иногда сбываются, но ценой очень большого труда.
Ценой огромных усилий в стране создавалась школьная система как в городе, так и в деревне. Число учеников в сельских школах с 1928 по 1938 гг. выросло в 2,5 раза (с 8,6 млн. до 22 млн. человек), а учителей – в 3 раза (с 227 тыс. до 715 тыс. человек)[28]. Для повышения квалификации учителей создавались годичные и двухгодичные учительские курсы, развивалась сеть заочного педагогического образования.
В результате в 70-е годы ХХ века в Советском Союзе было введено всеобщее среднее образование. Общеобразовательная школа сохраняла главную роль. С конца 60-х годов выпускники профтехучилищ получали аттестат о среднем образовании.
Высшие учебные заведения пережили тяжелый этап борьбы за изменение социального состава студентов. В 1918 г.было принято правительственное постановление о приеме в вузы всех желающих без документов о среднем образовании. Самые покровительственные меры не смогли предотвратить огромный отсев таких студентов. Да и не у всех были экономические возможности учиться. Для помощи новым наборам были созданы «рабфаки», которые оснащали будущих студентов необходимым минимумом знаний и сыграли большую роль в продвижении рабочей молодежи в ряды студентов, в демократизации состава будущей интеллигенции.
Преподаватели вузов претерпели значительные потрясения. В сентябре 1918 г. были отменены все научные степени и ученые звания. Преподаватели с десятилетним стажем должны были вновь пройти на должность по конкурсу. Автономия высшей школы юридически и фактически была ликвидирована. Были созданы факультеты общественных наук. Тем не менее, высшая школа постепенно упорядочивала свою деятельность, набирала более подготовленных студентов, более стабильными становились учебные планы. Установка «укрепления связи с жизнью» была неизменной. К концу советской власти функционировали 800 вузов, ежегодный набор студентов достиг 1 млн. человек. Соответственно росло и ежегодное пополнение специалистов в народное хозяйство, в школы и учреждения культуры.
Находясь в эмиграции, историку П.Н.Милюкову в конце 30-х годов удалось еще раз издать трехтомный труд «Очерки по истории русской культуры». Он внимательно анализировал культурный процесс в советский период, писал о том, как «лихорадило» интеллигенцию школу все сферы культуры. Специальные разделы второго тома называются «Школа и просвещение на службе политики в СССР». Историк высказывает слабую надежду на то, что «создавшееся в результате беспримерного нажима сверху неустойчивое положение… не может быть длительным. Отпадет случайное в историческим процессе; неслучайное остается»[29].
Тяжелые потери понесла отечественная культура в 30-е годы в процессе массовых репрессий. Тоталитарный гнет пополнился физическими тяготами и уничтожением граждан страны и деятелей культуры. По статистическим данным в 1930-1953 гг. было арестовано 3,8 млн. человек[30]. Погибли в застенках писатели и поэты Ю.Олеша, П.Яшвили, Б.Ясенский. Г.Табидзе, Н.Эрдман и др. Остальные работали в самых жестких условиях. Развитие самой литературы тем не менее продолжалось. Основным ее достоянием являются романы М.Шолохова «Тихий Дон», М.Горького «Жизнь Клима Самгина», М.Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» и др. Следует отметить произведения А.Толстого «Петр I» и «Хождение по мукам». Поэтических высот достигли творения В. Маяковского, А.Ахматовой, О.Мандельштама и др.
Активную роль сыграла культура: наука, литература и искусство в годы Великой Отечественной войны. Ею была внесена весомая лепта в борьбу с фашизмом. Военными корреспондентами являлись К. Симонов, М.Шолохов, А. Фадеев, А.Сурков и др. Вырос международный авторитет советской культуры.
Решающая роль Советского Союза в достижении победы над фашизмом определила рост самосознания народа. Но в сфере культуры идеологический контроль усилился. Негатив и резкую критику вызывали «ошибки», которых не было. В 1946 г. были приняты постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь» и т.п. Творчество было четко канонизировано. Торжествовал официоз.
После кончины Сталина (1953 г.) начался период «оттепели». Названный, как роман И.Эренбурга, изданный в 1954 г. и вызвавший большой интерес читателей. В духовной жизни страны большую роль сыграла критика культа личности Сталина (1956) и реабилитация жертв массовых репрессий. Этот процесс коснулся большинства семей страны.
К началу 60-х гг. было реабилитировано 617 членов Союза писателей, из них 304 посмертно[31]. Композитор Т.Хренников до конца своей жизни гордился тем, что он уберег от репрессий членов Союза композиторов.
Значительное влияние на общество имел прогрессивный журнал «Новый мир» под редакцией крупнейшего поэта и литератора А.Т.Твардовского. По мере укрепления личной власти Н.Хрущева в культурной политике усиливались негативные явления. От имени руководства партии на июльском Пленуме ЦК 1963 г. было выдвинуто требование: «Привести в боевой порядок все виды идейного оружия»[32].
Развитие науки отвечало требованиям ускорения научно-технического прогресса. Этот процесс финансировался государством. Открывались многочисленные научно-исследовательские институты. В конце 50-х годов было создано Сибирское отделение Академии Наук СССР, а также Дальневосточный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский филиалы Академии наук. В 1954 г. в стране была введена в строй первая в мире атомная станция. 4 октября 1957 г. в СССР впервые в мире был произведен запуск спутника Земли. В 1961 г. корабль, пилотируемый Ю.А.Гагариным, поднялся в космос. Таким образом отечественная наука занимала передовую позицию в мире и ее достижения опирались на новейшую технологию.
Советская многонациональная художественная культура стала более открытой. Она отражала социальную жизнь и личные проблемы людей. Ее развитие имело государственную поддержку. «Деревенская проза» - творчество писателей Ф.Абрамова, Б.Можаева, В.Белова и др. – била тревогу о будущем русской деревни и стремилась привлечь внимание к улучшению жизни крестьянства. Большой общественный резонанс имели книги Ю. Трифонова и Ю.Бондарева. огромными тиражами выходили произведения классиков и издания новых книг.
Многонациональная культура включала в себя имена казахского писателя М.Арбузова, Чингиза Айтматова (Киргизия), поэта Расула Гамзатова (Дагестан), Ф.Искандера (Абхазия), Э.Межелайтиса (Лативия), Г.Матевасяна (Армения), К.Кулиева (Кабардино-Балкария) и многие другие. В изобразительном искусстве мировое признание получило творчество армянского художника М.Сарьяна. Следует отметить полотна А.Абуллаева (Узбекистан), А.Гудайтиса (Литва), Л.Гудиашвили (Грузия) и др., утверждавших авторитет творчества своих народов. Мировую известность приобрели произведения композитора А.Хачатуряна, создавшего классические произведения музыкального искусства, сохранившие тем не менее национальный колорит.
Середина 80-х годов ХХ в. обозначила новый этап в развитии культуры. Страна вступила в период «перестройки». Расширялся международный культурный обмен. Часть художественной интеллигенции, поддерживая полезные контакты с западной культурой, выступила против ее «вестернизации» (В.Солоухин, В.Распутин, Ю.Бондарев и др.). Брожение усиливалось. Большую роль сыграло творчество А.Н.Солженицына, писателя и историка, повлиявшего на общественную жизнь страны. В целом, коэффициент полезного действия в развитии культуры оставлял желать лучшего. Реальные положительные результаты были достигнуты в сфере отношения государства к религии и церкви. В 1988 г. Русская православная церковь отмечала 1000-летие крещения Руси. В связи с этим начался процесс восстановления закрытых монастырей и церквей. Распространялись религиозная литература и предметы культа. В искусстве и литературе ослабевал идеологический пресс. Особое внимание общества было уделено отечественной истории. Огромными тиражами переиздавались труды В.О.Ключевского, Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, П.Н.Милюкова. у народа возрос интерес к политике и культуре.