Шрифтовые гарнитуры и параметры набора
Шрифтовая гарнитура— это наборный шрифт в единстве его знакового состава, состава по кеглям и состава по начертаниям.
Знаковый состав гарнитуры— это полный комплект знаков: строчных и прописных букв, цифр, знаков препинания, входящих в состав шрифта. Кроме этого основного знакового состава, в гарнитуру могут входить капители (комплект знаков, по рисунку близкий к прописным буквам, а по размеру — к строчным), минускульные цифры (знаки цифр, по строению близкие строчным буквам), а для латиницы обычно еще и лигатуры. Большинство этих дополнительных знаков ограниченно использовалось в ХХ в. в связи с ограничениями, накладываемыми технологиями машинного набора, и лишь с появлением компьютерных технологий вновь вернулись в знаковый состав гарнитур.
Состав по кеглям— это размеры шрифтов, которыми представлена гарнитура. В контексте компьютерного набора, где изменение размера шрифта достигается с помощью масштабирования знака, это понятие представляется абсурдным; однако здесь кроется серьезная проблема. В металлическом ручном наборе, где для каждого кегля вырезался свой комплект знаков, рисунок шрифта соответствовал кеглю и мог несколько различаться для разных размеров: например, мелкий шрифт лучше воспринимается в чуть более насыщенном рисунке, а крупный — в более светлом. В современном цифровом наборе были попытки реализовать эту разницу, однако пока из-за технологических ограничений ее не удалось использовать.
Состав по начертаниям— это варианты рисунка шрифта в рамках основной шрифтовой формы гарнитуры. Вариации обычно заключаются в изменении пропорций, насыщенности и наклона, а также в сочетании этих изменений. Курсивное начертание (italic), входящее в состав большинства антиквенных шрифтов, отличается от наклонного (oblique), входящего в состав гротесков. Различают развитыегарнитуры (полигарнитуры), в состав которых входит большое количество начертаний, и слаборазвитые, в составе которых одно или несколько начертаний.
Гарнитуры, в состав которых входит несколько десятков начертаний, называют супергарнитурами.
В современных развитых гарнитурах могут присутствовать начертания с засечками и без засечек, а также с различными формами засечек.
Шрифтовые гарнитуры разделяют на два вида: текстовыеи акцидентные.
Текстовые гарнитурыпредназначены для набора большого количества текста в достаточно мелком (текстовом) кегле, поэтому они должны в первую очередь легко восприниматься в этих условиях. Как правило, это антиквы или гротески умеренных пропорций, ясного рисунка с незначительным контрастом.
Акцидентные гарнитурыпредназначены для использования в небольших по объему надписях в достаточно крупных кеглях. Поскольку шрифт, используемый в акциденции, часто играет рекламную роль, он должен привлекать внимание, в том числе — характером своего рисунка. Акцидентные гарнитуры часто имеют декоративный характер.
Текстовая гарнитура может использоваться в качестве акцидентной, но акцидентная не может использоваться в качестве текстовой.
Для шрифтов существует специальная система измерений, называемая типометрической системой. Основа типометрической системы заложена в XVIII в. семейством французских шрифтовиков и типографов Дидо. В основе системы Дидо лежит французский типографский пункт, равный 1/72 части французского дюйма, или 0,376 мм. Другие единицы измерения системы Дидо — цицеро, равный 12 пунктам, и квадрат, равный 4 цицеро или 48 пунктам. Французская типометрическая система принята в континентальной Европе, включая Россию.16
В Англии и США принята англо-американская типометрическая система, единицы которой, опираясь на английский дюйм, имеют несколько меньшие значения, чем единицы французской системы. Пункт англо-американской системыравен 0,353 мм. 12 пунктов в англо-американской системе называются пайка (pica). Англо-американская система положена в основу типометрической системы Adobe, которая используется при создании компьютерных программ.
Работая с наборным шрифтом, необходимо знать следующие параметры наборного текста:
Кегльшрифта — высота кегельной площадки шрифта. Кегельная площадка в металлическом наборе — торцовая часть литеры, на которой расположено выпуклое изображение буквы. Кегельная площадка по высоте больше любой из букв данного шрифта. Буквы одного кегля разных гарнитур могут иметь разный размер. кегль измеряется в пунктах. Для сплошного набора используют т. н. текстовые кегли — от 9 до 11 пт.
Интерлиньяж— расстояние между базовыми линиями соседних строк. Для текстовых кеглей используют интерлиньяж, превышающий размер кегля не менее, чем на 2 пт. Интерлиньяж должен быть таким, чтобы визуально межстрочное пространство было активнее межсловного и текст четко разделялся на строки.
Кернинг— изменение расстояния между двумя знаками для создания равномерной ритмики надписи.
Трекинг— изменение расстояний между всеми знаками для увеличения или уменьшения плотности текста.
Выключка и флаговый набор— понятия, характеризующие форму блока наборного текста. Выключка (полная выключка) — доведение всех строк текста до единой длины, текстовый блок при этом имеет форму прямоугольника. При флаговом наборе строки выравниваются по одной из сторон текстового блока — правый или левый флаг.
Формат строки— длина строки, измеряемая в количестве символов. Формат строки определяет удобочитаемость. Для оптимального восприятия текста рекомедуется формат строки от 50 до 65 символов.
Наборный шрифт — шрифт предзаданной графической формы и знакового состава. История наборного шрифта начинается в 1456 году, с момента изобретения Иоганном Гутенбергом способа печати с помощью подвижных литер.
78. Понятие «типографика»
Типографика — это графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки с использованием норм и правил, специфических для данного языка. Другими словами, типографика — это и искусство, и ремесло, и набор правил, которые используют шрифты и оформительские средства для достижения одной-единственной цели — сделать текст наиболее оптимальным в восприятии читателя.
Настроение шрифта очень влияет на то, уместно ли его будет использовать в той или иной ситуации. Довольно часто используются и контрасты — деловой стиль сочетается с неформальным, светлый с драматичным. К примеру, Times New Roman — строгий шрифт, и именно он так часто используется для деловой переписки. А вот, например, Helvetica вообще меняет своё настроение в зависимости от окружающих шрифтов.
Толщина и стиль
По толщине бывают шрифты: “light”, “thin”, “regular”, “medium”, “bold”, “heavy”, или “black”.