Познание. Истина и ее критерии
Познание. Словарь.
Агностики - считают, что получить достоверные знания невозможно.
Истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Абсолютная истина - полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении.
Восприятие - процесс в ходе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства;
Гипотеза -выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений
Исторический процесс -временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей.
Историческая закономерность - общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.
Конкретно-исторический подход –это рассмотрение социальных явлений в конкретной исторической обстановке, во взаимосвязи с другими явлениями.
Мыслительный эксперимент – эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями.
Наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.
Народные массы - социальные общности, сложившиеся на определенной территории (обычно таковой является территория какой-либо страны), члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные ценности.
Научная теория -логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий.
Наука- основная форма человеческого познания, теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
Общественные объединения - добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов
Объект познания -либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.
Ощущение - отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;
Относительная истина - неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Практика - движущая сила процесса познания, а также критерий истины, активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.
Представление— такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Познание -процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Понятие - форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
Рациональное познание -познание, на этапе которого, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.
Рационалисты– считают, что критерием истины является только разум.
Самооценка -эмоциональное отношение к собственному образу.
Суждение - форма мысли, и которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.
Субъект познания - познающий человек, наделенный волей и сознанием
Умозаключение -получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Чувственное познание - познание, при котором человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Эксперимент -метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
Эмпирики— считают, что получить достоверное знание можно только при помощи ощущений,
Познание. Истина и ее критерии.
Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно являются либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией.
Результатом процесса познания выступают знания человека. Знание — информация об окружающем нас мире, накопленная в течение жизнедеятельности человечества. Формами знания являются в зависимости от:
1) выражения общественного сознания — мифология, религия, наука, мораль;
2) способа закрепления — понятийные, символические, художественно-образные;
3) степени научности — научные, ненаучные, донаучное, антинаучное.
Роль знаний в жизни человека лучше всего отражает афоризм известного английского мыслителя и политического деятеля Ф. Бэкона «Знание — сила», т. е. во всех видах деятельности человеку необходимы знания об окружающем его мире.
Существуют две ступени познавательной деятельности.
На первой, которая называется чувственнымпознанием , человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;
б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства;
в) представление— такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание. На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.
Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.
А) Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
Б) Суждение есть форма мысли, и которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.
В) Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке.
Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.
Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.
В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина— это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительнойистиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Философы выделяют несколько видов истины: обыденную (повседневную), научную (которая в свою очередь подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравственную, художественную и др. Иначе говоря, виды истины соответствуют видам знания.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Практикапредставляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром. Ее характеризуют следующие черты:
а) целенаправленность;
б) предметно-чувственный характер;
в) преобразование окружающей действительности.
В процессе практики изменяется не только окружающая человека действительность, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание и мышление. Происходит взаимообогащение индивида, общества и природы.
Таким образом, открытие истины — длительный процесс, занимающий десятилетия и даже столетия. Фактически истина находится в постоянном развитии. Вместе с ней развивается и практика, которая, несмотря ни на что, все-таки остается наиболее надежным критерием установления истины.
Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (Например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).
Этапы познания.
Виды познания.