Сложные периодические расчеты 1 страница

Сборник задач для подготовки к

Экзамену «1С:Специалист» по

Платформе

«1Спредприятие 8»

официальное издание

фирмы «1С»

Редакция 3

Июнь 2010

Содержание

Введение. 4

1. Оперативный учет. 7

2. Бухгалтерский учет. 59

3. Сложные периодические расчеты.. 101

4. Бизнес-процессы.. 153

5. Управляемые формы.. 164

Примеры решения задач. 169

1. Общие требования. 169

2. Бизнес-процессы.. 170

3. Оперативный учет. 173

4. Бухгалтерский учет. 179

5. Сложные периодические расчеты.. 181

6. Управляемые формы.. 184

Введение

В предлагаемом Вашему вниманию методическом пособии собраны разнообразные варианты задач, самостоятельное решение которых позволит готовящемуся к экзамену попрактиковаться в решении экзаменационных заданий, а также освоить различные разделы учета, знание которых проверяется на экзамене, и оценить уровень своей подготовки.

Количество задач, опубликованных в сборнике, специально сделано достаточно большим. Это позволит учащимся в процессе подготовки освоить

принципы построения различных учетных схем и приобрести навыки

конфигурирования и программирования на встроенном языке «1С:Предприятие 8.2».

Все задачи сгруппированы по следующим разделам учета:

оперативный учет;

бухгалтерский учет;

сложные периодические расчеты;

бизнес-процессы;

управляемые формы.

Таким образом, партнеры фирмы «1С» могут использовать данное методическое пособие, как для подготовки сотрудников-универсалов, так и более «узких» специалистов, занимающихся только определенной областью учета. В результате, каждый желающий сможет найти в сборнике именно те задачи, которые требуются для его специализации.

Поскольку рассматриваемые в книге задачи предназначены для проверки понимания механизмов платформы, а не для реального внедрения, при их разработке были приняты некоторые упрощения и допущения:

В постановке задач существуют некоторые условности и упрощения. Например, в некоторых задачах не учитываются налоги, при расчете зарплаты может не учитываться сумма выплаты, план счетов отличается от рекомендованного Министерством Финансов и т.д.

Так как время решения задачи ограничено, то следует реализовывать именно тот раздел учета, который описан в задании. В частности, в некоторых задачах требуется вести учет только по взаиморасчетам, а про складской учет товаров ничего не сказано, следовательно, его вести не надо.

Часть механизмов оставлено на усмотрение решающего задачу. Так, если в задании указано только как списывается товар, то механизм его поступления решающий может выбрать самостоятельно. Если в задании в явном виде не указан механизм формирования отчета, то отчет надо уметь строить любым из перечисленных способов: с использованием компоновки данных, построителя отчетов, сводной таблицы, а в некоторых случаях использовать фиксированный макет.

С другой стороны, при решении любой из задач необходимо учитывать ряд дополнительных требований:

Документы, используемые в решении, могут быть неоперативно перепроведены задним числом.

Введенные данные в табличных частях документов могут содержать строки с одинаковыми значениями (так называемые «дубли строк»).

Формы отчетов должны выглядеть так, как это указано в задании.

Предполагается, что задание будет выполняться в начальной информационной базе. Однако, можно самостоятельно создать новую пустую базу и решать задачу в ней. Исключением является план счетов в бухгалтерском учете, который может быть дополнен новыми разрезами учета, но не может быть упрощен.

Состав объектов конфигурации и их структуру необходимо самостоятельно определить и реализовать для каждого задания. По- умолчанию, если другое не следует из условия задачи, каждая микрозадача, характеризующая отдельный вид учета, считается никак не связанной с другими микрозадачами.

В состав начальной информационной базы входят стандартная обработка «Консоль запросов» и обработка «Заполнение графика», предназначенные для облегчения работы и заполнения начальных данных.

В том случае, когда в задании приведен пример с заполненными в режиме 1С:Предприятия данными, желательно производить отладку решения именно на данных из примера.

При решении задач, относящихся к бухгалтерскому учету, следует учитывать, что пользователь может ввести проводку с любой корреспонденцией счетов с помощью специального документа «Ручная операция». Сам документ «Ручная операция» должен быть создан в конфигурации для любой задачи по бухгалтерскому учету.

При решении задач рекомендуется использовать документацию, входящую в комплект стандартной поставки:

1С:Предприятие 8.2. Руководство пользователя;

1С:Предприятие 8.2. Руководство администратора;

1С:Предприятие 8.2. Описание встроенного языка;

1С:Предприятие 8.2. Руководство разработчика;

1С:Предприятие 8.2. Клиент-серверный вариант. Руководство администратора

Кроме вышеперечисленных книг, дополнительно можно использовать методическую литературу, выпускаемую фирмой «1С» и издательством «1С- Паблишинг» (http://v8.1c.ru/metod/books/):

Радченко М.Г., Хрусталева Е.Ю. «1C:Предприятие 8.2. Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы»;

Белоусов И.С., Островерх АВ. «1С:Предприятие: от 8.0 к 8.1»;

Габец А.П. Гончаров Д.И. «1С:Предприятие 8.2 Простые примеры разработки»;

Хрусталева Е. Ю. «Разработка сложных отчетов в 1С:Предприятии 8. Система компоновки данных»;

Радченко M.Г , «1С:Предприятие 8.2. Коротко о главном. Новые возможности версии 8.2».

В.А. Ажеронок. А.В. Островерх, М.Г. Радченко, Е.Ю). Хрусталева «Разработка управляемого интерфейса».

Появившиеся в процессе решения задач вопросы можно задать и обсудить в открытой конференции по адресу: http://devtrainingrorum.v8.1 с.ru/forum/

В заключение заметим, что задачи, аналогичные опубликованным в сборнике, используются при приеме экзамена «1С:Специалист» по платформе «1С:Предприятие 8».

Оперативный учет

Оперативный учет традиционно считается достаточно простым для изучения. Структура и механизмы работы регистров накопления наиболее привычны и понятны по сравнению с регистрами бухгалтерии или расчета, однако решаемые с их помощью задачи обычно достаточно сложны. Поэтому, на экзамене, задачи по оперативному учету реализованы как наиболее сложные с точки зрения построения логики решения. Реализация этих задач требует творческого подхода к проектированию объектов конфигурации, умения программировать (составлять алгоритмы) на встроенном языке, а также эффективно построить запрос к информационной базе и обработать его результат.

Задача 1.1.

Компания занимается оптовой торговлей. Поступление товаров отражается документом «Приходная накладная», продажа - «Расходная накладная». Помимо продажи товара, могут оказываться дополнительные услуги, например по поставке. И услуги и товары указываются в одной табличной части.

Складской учет товаров не ведется.

При проведении расходной накладной при нехватке товара необходимо выдавать соответствующее предупреждение с указанием количества нехватки и не позволять проводить документ.

Списание себестоимости товаров должно быть организовано по партиям, в зависимости от текущего значения принятого на этот год в учетной политике метода списания себестоимости (FIFO или LIFO). Еще раз подчеркивается - учетная политика действует год. На следующий год метод списания может смениться.

Необходимо построить отчет по продажам товаров за период и остаткам товара на указанную дату.

Продажи с 01.01.2010 по 31.03.2010

Номенклатура Кол-во Себест-сть Продажа Прибыль
Куртка замшевая
Портсигар
Доставка  

Прибыль рассчитывается как:

«Сумма продаж» - «Себестоимость»

Остатки товаров на 01.01.2010

Номенклатура Партия Кол-во Стоимость
Куртка замшевая  
  Прих. Накладная №1
  Прих. Накладная №2
Портсигар  
  Прих. Накладная №1
  Прих. Накладная №3

Задача 1.2.

Компания занимается оптовой торговлей. Поступление товаров отражается документом «Приходная накладная», продажа - «Расходная накладная». Помимо продажи товара, могут оказываться дополнительные услуги, например по доставке. И услуги и товары указываются в одной табличной части.

Складской учет товаров не ведется.

При проведении расходной накладной при нехватке товара необходимо выдавать соответствующее предупреждение с указанием количества нехватки и не позволять проводить документ.

Списание себестоимости товаров должно быть организовано по партиям, а зависимости от текущего значения принятого на этот год в учетной политике метода списания себестоимости (FIFO или LIFO) и указанной в документе (в шапке документа) партии. Еще раз подчеркивается - учетная политика действует год. На следующий год метод списания может смениться. В первую очередь должен списываться товар из указанной в шапке партии. В случае, если товара по выбранной партии не хватает (или нет), то товар списывается в соответствии с текущей учетной политикой.

Необходимо построить отчет по продажам товаров за период и остаткам товара на указанную дату.

Продажи с 01.01.2010 по 31.03.2010

Номенклатура Кол-во Себестоимость Продажа Прибыль
Куртка замшевая
Портсигар
Доставка  

Прибыль рассчитывается как:

«Сумма продаж» - «Себестоимость»

Остатки товаров на 01.01.2010

Номенклатура Партия Кол-во Стоимость
Куртка замшевая  
  Прих. Накладная №1
  Прих. накладная №2
Портсигар  
  Прих. Накладная №1
  Прих. Накладная №3

Задача 1.3.

Компания занимается оптовой торговлей. Поступление товаров отражается документом «Приходная накладная», продажа - «Расходная накладная». Помимо продажи товара, могут оказываться дополнительные услуги, например по доставке. И услуги и товары указываются в одной табличной части.

Складской учет товаров не ведется.

При проведении расходной накладной при нехватке товара необходимо выдавать соответствующее предупреждение с указанием количества нехватки и не позволять проводить документ.

В документе «Расходная накладная», а табличной части для каждого товара пользователь указывает партию, которую необходимо списать. В том случае, если товара по указанной партии не хватает, документ не проводится и выводится соответствующее сообщение о нехватке.

Необходимо построить отчет по анализу продаж товаров за период и остаткам товара на указанную дату.

Продажи с 01.01.2010 по 31.03.2010

Номенклатура Кол- во Себест-стъ Продажа Прибыль Интервал Срок
Куртка замшевая
Портсигар разовая
Доставка   разовая  

Прибыль рассчитывается как:

«Сумма продаж» - «Себестоимость»

Интервал - расчетный показатель средний интервал отгрузок (в днях). Он рассчитывается как:

«Дата первой отгрузки» - «Дата последней отгрузки» / «количество отгрузок»

В том случае, когда отгрузка была только одна, то в колонке Интервал выводится «разовая».

Срок - расчетный показатель срок последней отгрузки (в днях), определяющий, как давно прошла последняя отгрузка. Он рассчитывается как: Конец периода отчета» - «Дата последнего документа отгрузки»

Остатки товаров на 01.01.2010

Номенклатура Партия Кол-во Стоимость
Куртка замшевая  
  Прих. Накладная №1
  Прих. Накладная №2
Портсигар  
  Прих. Накладная №1
  Прих. Накладная №3

Задача 1.4.

Компания занимается оптовой торговлей. Поступление товаров отражается документом «Приходная накладная», продажа - «Расходная накладная».

Складской учет товаров не ведется,

При проведении расходной накладной при нехватке товара необходимо выдавать соответствующее предупреждение с указанием количества нехватки и не позволять проводить документ.

Списание себестоимости товаров должно быть организовано по партиям, в зависимости от текущего значения принятого на этот год в учетной политике метода списания себестоимости (FIFO или LIFO) и указанной в документе (в табличной части документа) партии. Еще раз подчеркивается - учетная политика действует год. На следующий год метод списания может смениться. В первую очередь должен списываться товар из указанной в табличной части партии. В случае если товара по выбранной партии не хватает (или нет), то товар списывается в соответствии с текущей учетной политикой.

Необходимо построить отчет по продажам товаров за период и остаткам товара на указанную дату.

Продажи c 01.01.2010 по 31.03.2010

Номенклатура Кол-во Себест-сть Продажа Прибыль
Куртка замшевая
Портсигар

Прибыль рассчитывается как:

«Сумма продаж» - «Себестоимость»

Остатки товаров на 01.01.2010

Номенклатура Партия Кол-во Стоимость
Куртка замшевая  
  Прих. Накладная №1
  Прих. Накладная №2
Портсигар  
  Прих. Накладная №І
  Прих. Накладная №3

Задача 1.5.

Компания занимается оптовой торговлей. Поступление товаров отражается документом «Приходная накладная», продажа - «Расходная накладная». Помимо продажи товара, могут оказываться дополнительные услуги, например по доставке. И услуги и товары указываются в одной табличной части.

Складской учет товаров не ведется.

При проведении расходной накладной при нехватке товара необходимо выдавать соответствующее предупреждение с указанием количества нехватки и не позволять проводить документ.

Списание себестоимости должно быть организовано по партиям, в зависимости от текущего значения принятого в учетной политике метода списания себестоимости (FIFO, по средней или LIFO). Учетная политика может меняться каждый день, ее изменение фиксируется соответствующим документом.

Считается, что документы задним числом не вводятся, но старые документы могут неоперативно перепроводиться.

Необходимо построить отчет но продажам товаров за период и остаткам товара на указанную дату.

Продажи с 01.01.2010 по 31.03.2010

Номенклатура Кол-во Себест-сть Продажа Прибыль
Куртка замшевая
Портсигар
Доставка  

Прибыль рассчитывается как:

«Сумма продаж» - «Себестоимость»

Остатки товаров па 01.01.2010

Номенклатура Партия Кол-во Стоимость
Куртка замшевая  
  Прих. Накладная №1
  Прих. Накладная №2
Портсигар  
  Прих. Накладная №1
  Прих. Накладная №3

Задача 1.6.

Компания занимается оптовой торговлей. Поступление товаров отражается документом «Приходная накладная», продажа - «Расходная накладная». Учет товаров ведется в разрезе сроков годностей. При поступлении товара для каждого товара может быть указан свой срок годности.

Складской учет товаров не ведется.

Списание себестоимости товаров должно быть организовано по партиям, в зависимости от срока годности. В том случае, когда по разным партиям приходил товар с одинаковым сроком годности, в первую очередь необходимо списывать более дорогой (по себестоимости за одну единицу) товар.

Специфика работы организации заключается в том, что информация о поступлении товаров на склад может происходить значительно позднее самого поступления товаров, при этом документы задним числом не вводятся. Таким образом, возможна ситуация, когда продастся товар, которого в системе еще нет. В решении должна быть реализована возможность подобной продажи товара, отсутствующего (по данным учета) на складе. Запрет продажи товара с «отрицательными остатками» или разрешение определяется учетной политикой организации, которая может меняться только в начале года.

Документы задним числом вводить нельзя, но можно открыть существующий документ и перепровести его.

Необходимо построить отчет по продажам товаров за период и ведомость по партиям товаров за период.

Продажи с 01.01.2010 по 31.03.2010

Номенклатура Кол-во Себест-сть Продажа Прибыль
Кефир 10.01.2010
Кефир 12.01.2010

Прибыль рассчитывается как:

«Сумма продаж» - «Себестоимость»

Ведомость по партиям товаров за период с 01.03.2010 по 31.03.2010

Номенклатура Партия Нач. ост. Приход Расход Кон. ост
Кефир 10.01.2010          
  Прих. Накладная №10  
  Прих. Накладная №12    
Кефир 12.01.2010          
  Прих. Накладная №8    
  Прих. Накладная №9  
  Прих. Накладная №10      

Задача 1.7.

Компания занимается оптовой торговлей. Поступление товаров отражается документом «Приходная накладная», продажа - «Расходная накладная». Помимо продажи товара, могут оказываться дополнительные услуги, например по доставке. И услуги и товары указываются в одной табличной части.

Учет товаров ведется в разрезе складов. Поступление и продажа осуществляются с указанием склада (в шапке документа).

При проведении документа «Расходная накладная» необходимо производить только списание товара со склада. В том случае, когда товара не хватает, документ проводиться не должен. Расчет себестоимости списанного товара должен происходить позднее с помощью регламентной обработки «Расчет себестоимости». Запуск этой обработки должен происходить автоматически с использованием регламентного задания, но может быть произведен и вручную по желанию пользователя. Обработка должна автоматически определять самый первый документ, нуждающийся в расчете себестоимости, и рассчитывать себестоимость для всех остальных документов начиная с него.

Списание себестоимости должно быть организовано по партиям, в зависимости от текущего значения принятого на этот год в учетной политике метода списания себестоимости (FIFO или LIFO). Еще раз подчеркивается - учетная политика действует год. На следующий год метод списания может смениться.

Для расчета себестоимости при списании товара необходимо учитывать только момент поступления товара в компанию, вне зависимости от того, на какой склад он пришел. Предположим, для метода списания FIFO первое поступление портсигара произошло на склад «Основной» документом «Приходная накладная №1», а потом на склад «Транзитный» документом «Приходная накладная №2». В этом случае при продаже товара со склада «Транзитный» в первую очередь должна быть списана себестоимость портсигара по документу «Приходная накладная №1», так как она пришла раньше Необходимо построить отчет по продажам товаров за период и остаткам товара по складам на указанную дату.

Продажи с 01.01.2010 по 31.03.2010

Номенклатура Кол-во Себест-сгь Продажа Прибыль
Куртка замшевая
Портсигар
Доставка

Прибыль рассчитывается как:

«Сумма продаж» - «Себестоимость»

Остатки товаров на 01.01.2010

Склад Номенклатура Кол-во
Основной    
  Куртка замшевая
  Портсигар
Транзитный    
  Куртка замшевая
  Кинокамера

Задача 1.8.

Компания занимается оптовой торговлей. Поступление товаров отражается документом «Приходная накладная», продажа - «Расходная накладная». Закупка товара происходит только в отдел закупок, а непосредственно продажа происходит в торговых точках.

Перемещение товара происходит по трансфертной цене и также отражается документом «Расходная накладная», при этом цена продажи не указывается. Товар может перемещаться только из отдела закупок в торговую точку: Трансфертная цена определяется как себестоимость перемещаемого товара, увеличенная на процент наценки, задаваемый для каждой торговой точки.

При продаже товара необходимо в первую очередь контролировать хватает ли товара в данной торговой точке. Если нет - необходимо программно создать документ по перемещению недостающего товара из отдела закупок. В том случае, когда и в отделе закупок товара не хватает, документ для перемещения не создается, а продажа не производится (документ не проводится).

Себестоимость товаров рассчитывается как средняя по отделу. Необходимо построить отчет по движениям товаров за период по количеству и сумме.

Движения товаров с 01.01.2010 по 31.03.2010

Отдел Товар Нач. Ост Приход Расход Кон. Ост.
Закупка          
  Куртка замшевая
  Портсигар  
Точка 10%          
  Куртка замшевая 21,6 48,4  
Точка 20%          
  Куртка замшевая   79,2 26,4 52,8

Задача 1.9.

Компания занимается оптовой торговлей. Взаиморасчеты с покупателями ведутся в разрезе проектов. Поступление денежных средств от покупателя отражается документом «Приход денег», отгрузка товаров документом «Расходная накладная». И в документе «Приход денег» и в документе «Расходная накладная» может быть указан только один проект (проект в реквизите шапки).

В том случае, когда в документе «Приход денег» указан проект, необходимо проверить сумму отгрузок по этому проекту. Если была отгрузка, то происходит погашение задолженности. Если сумма платежа превышает сумму отгрузки, то оставшиеся деньги должны быть зачтены как аванс. Аванс числится просто за контрагентом, без учета проекта. Если проект в документе «Приход денег» не указан, то погашаются задолженности по проектам в порядке их даты оплаты (дата оплаты указывается в проекте). В случае, когда сумма платежа больше всех долгов по отгрузке, оставшаяся сумма также зачитывается как аванс.

При проведении документа «Расходная накладная» необходимо производить проверку авансов. В том случае, если аванс есть, необходимо его погасить. Оставшаяся сумма должна быть учтена как долг по проекту по отгрузке.

Учет остатков номенклатуры не ведется.

Необходимо создать отчеты по состоянию взаиморасчетов на дату и взаиморасчеты по проектам за период.

Состояние взаиморасчетов на 31.03.2010

Контрагент / Проект Проект №1 Проект №2 ... Аванс
Красный цветок 10 000 5 000    
Красный пролетарий       2 000
Красный октябрь      

Взаиморасчеты за период с 01.01.2010 по 31.03.2010

Контрагент Проект Нач. ост. Оплата Отгрузка Кон. ост.
Красный цветок          
  Проект №1   5 000 15 000 10 000
  Проект №2   1 000 6 000 5 000
  Аванс 1 000   1 000  
Красный пролетарий          
  Проект №2   4 000 4 000  
  Аванс 2 500 3 500 4 000 2 000
Красный октябрь          
  Проект № 1 4 000     4 000
  Проект №3 1 500 2 000  

Наши рекомендации