Древняя Русь. Средневековая культура IX - XVII веков
История отечественной культуры
Категории История отечественной культуры | Под редакцией сообщества: История
Культура – важная часть деятельности человеческого общества на всех этапах его развития. Соответственно история человечества взаимодействует с историей культуры. Многочисленные исследования посвящены определению понятия «культура». В буквальном смысле в переводе с латинского языка это слово означает «возделывание», «обработка» чего-либо. Привычными сочетаниями являются «культура поведения», «культура агрономическая», «культура художественная» и т.п. В широком смысле слово культура – это все то, что создано человеком за всю историю, в отличие от сотворенного природой. Соответственно человечество в процессе своего развития создало культуру материальную и культуру духовную.
Для анализа проблемы исследователи, как правило, разделяют эти сферы человеческой деятельности и под культурой подразумевают результаты духовного творчества людей. Заметим, что эти результаты также материализованы: архитектура, книги, диски, ноты, компьютеры и т.д.
Содержание
- Древняя Русь. Средневековая культура IX - XVII веков.
- Культура России нового времени XVIII – первая половина XIX веков
- Культура России XIX века
- Культура России ХХ века
- Проблемы отечественной культуры в конце ХХ – начале ХХI вв.
- Просвещение
- Русская культура в эмиграции
- Рекомендуемая литература
Содержание понятия культура является достаточно сложным. В общем массиве духовного производства отражаются противоречия социальной жизни человечества. Очевидно и неизбежно возникновение реакционных идеологий и их «оформление» в книгах, интернете, публикациях разного рода, нередко проповедуется агрессия и вражда между народами, жестокость, фашизм, расизм, одурманивающие людей. Неоднозначны оценки роли так называемой « массовой культуры». С одной стороны, это наработанная народом культура: песни, пляски, сказания (в наше время «бардовская» песня») и пр. С другой стороны, это популярная качественная культура – творение профессионалов: песни И. Дунаевского, Т. Хренникова, А. Богословского, Б. Мокроусова и многих других композиторов, которые пели как со сцены, так и в жизни. Это фильмы Г. Александрова, Л. Гайдая, С. Бондарчука, М. Хуциева, имевшие широкую аудиторию зрителей. Одновременно есть негативные тенденции в массовой культуре – отупляющие людей и снискавшие название «попса», от слова популярный. Примитивная музыка, практически отсутствие песенного текста, эстрада, содержащая минимум мыслей и «развлекающая» зрителя. С течением времени в условиях рыночной экономики ситуация только усложняется. Нередко в современном мире со сцены и в литературе пропагандируются злобные националистические «концепции», несущие большие беды человечеству. Многие развлекательные шоу рассчитаны на примитивное восприятие.
Позиции самых низкопробных разновидностей «попсы» или «масскультуры» значительно усиливаются в условиях рыночной экономики. Легче продать развлечения развлекательные. Современной литературой, посвященной анализу культурного процесса, признается неизбежное сосуществование элитарной, «высокой», классической культуры и массовой, развлекательной. Но «высокая» культура требует защиты и пропаганды ее результатов.
Таким образом, тип культуры не однозначен. Вершиной ее являются классические творения, имеющие непреходящую ценность, сеющие в сознании людей «разумное, доброе, вечное», но массовая культура – это очевидность и необходимость, поскольку популярные песни, музыка необходимы людям. Тем более сложные задачи по утверждению положительных идеалов в деле воспитания новых поколений ложатся на семью, школу, религию, высшие учебные заведения и средства массовой информации.
Таким образом, культура – это совокупность исторически накопленных духовных ценностей, служащих человечеству и защищающих его будущее. Она также включает в себя понятие доступности для народа этих ценностей, а также участие талантливых людей из всех слоев общества в развитии всех сфер культуры. На практике эти установки далеко не всегда реализуются. В ходе различного рода дискуссий о понятии «культура», определяющим является категория ценностей культуры. Для разных слоев общества она неоднозначна. Тем не менее нельзя не согласиться с тем, что развитие человечества и более того его сохранение предполагает бережное отношение к гуманистическим традициям, передачу потомкам достойного культурного наследия. Само понятие « прогресс», т.е. движение вперед, изменение к лучшему, обозначает как экономическое развитие общества, так и накопление позитивных явлений в его духовной жизни, которые противостоят негативу: вражде, угнетению сильными слабых, усилению низменных желаний в сознании людей. Функционирование культуры (ее сферы, структура) служат человеку «от крещения до могилы». Это система образования, просвещения: детские сады, школы, высшие учебные заведения: бакалавриат, магистратура. В результате их деятельности формируется интеллигенция, кадры специалистов экономики и культуры, развивается художественная литература и искусство: театр, кино, средства массовой информации. Наука и религия - важные составные части культуры.
Результаты их деятельности проявляются в самосознании народа в таких сферах как уровень образования, нравственность, эстетическое воспитание и художественное образование, культура труда, уровень и формы человеческого общения и т.п.
Великий русский историк В.О. Ключевский (1871-1911) верил в прогресс человечества и отмечал преемственность в развитии культурного процесса. «Сменялись народы и поколения, перемещались сцены исторической жизни, изменялись порядок общежития, - писал он, - но нить человеческого развития не прерывалась… постепенно накапливался известный культурный запас». Все это «…дошло до нас и вошло в состав нашего существования, а через нас придет к тем, кто придет нам на смену»[1]. Историк рисует идеальную картину развития исторического процесса, как бы игнорируя потрясения, которыми изобилует мировая история. Тем не менее культурные ценности в основном, как правило, переживают эти потрясения и несут новым поколениям свет и веру. Процесс накопления результатов развития духовной культуры очень важен для существования человечества, отклонения и спады в его развитии имеют негативные последствия.
Новации во всех сферах культуры обусловлены развитием человеческого общества в целом. Культура является важной составной частью цивилизации, которая в свою очередь включает материальные, экономические, социальные и духовные черты определенной стадии развития человечества, «civilis» (лат.), переводится как «городской, государственный, гражданский». Речь идет об уровне и образе жизни того или иного общества, государства. В науке приняты понятия глобальная мировая и локальные (местные) цивилизации, каждая из которых имеет свои особенности социально-экономического и культурного развития. Совокупность локальных цивилизаций определяет уровень глобальной, т.е. мировой цивилизации.
Попытки определить цивилизацию только как культурно-религиозную общность, отрицая роль экономики и социальных условий, несостоятельны. Взаимовлияние экономики, материальных условий и состояния духовной жизни общества, каждой цивилизации прослеживаются в ходе развития мировой истории.
Следует вспомнить определение культуры как результат всего содеянного людьми.
Это взаимодействие присуще и развитию российской отечественной культуры. П.Н. Милюков, автор труда «Очерки по истории русской культуры» (3 т. 4 книги), впервые опубликованного в конце XIX века, подчеркивал: «Научный синтез в социологии снимает противоположение духовного и материального начала… Все подчинено законам: в области процессов духа господствует такой же детерминизм, как и в области процессов материальных»[2].
Россия – страна контрастов, прошедшая сложный исторический путь. Ее географическое положение, по определению философа Н.А.Бердяева, обусловило то, что «Россия – христианский Восток, который постоянно подвергался сильному влиянию Запада»[3]. Тем не менее великая русская культура сохраняла «душу живу» и по мере своего развития заняла достойное место в мировой цивилизации. Русские историки понимали необходимость модернизации России. «Мой тезис: европеизация России не есть продукт заимствования, - отмечал П.Н.Милюков, - а неизбежный результат внутренней эволюции»[4].
Древняя Русь. Средневековая культура IX - XVII веков.
История культуры изучает поступательный процесс развития всех составляющих культуры: литература, наука, искусство, просвещение и др., а также ее связь с историческим процессом в целом, закономерности и формы ее влияния на жизнь общества.
Древнерусская культура развивалась в трудных условиях. В IX веке образовалось древнерусское государство – Киевская Русь, способствовавшее образованию древнерусской народности на многоэтнической основе. В социально-экономическом и политическом отношениях она представляла собой средневековое феодальное государство. В формировании русского этноса принимали участие в основном славянские племена наряду с угро-финскими, тюркскими и др.
Судьбу страны радикально изменило принятие православного христианства в 988 г. Значительное влияние на развитие древнерусской православной культуры оказала Византия. Языческие традиции продолжали существовать, но постепенно они все более органично взаимодействовали с христианством. Благодаря византийским просветителям Кириллу и Мефодию, Русь получила письменность. Главными административными и культурными центрами были города Киев и Новгород. Из школы при Киево-Печерском монастыре вышли многие культурные деятели. В Новгороде была организована школа для детей старост и церковных лиц.
В начале XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор написал летопись «Повесть временных лет», отвечавшую на вопрос: «откуда есть пошла русская земля». Великим памятником древнерусской литературы стало знаменитое «Слово о полку Игореве» (XII в.). Изобразительное искусство было представлено в основном иконами.
Значительные потери понесла русская культура в период монголо-татарского нашествия (1243-1480 гг.). Тем не менее неуклонно растет уровень иконописи, поддерживавшей православную веру. Высшим достижением являются работы Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. Литература и религиозно-общественная мысль направлены на освобождение Руси от жестоких завоевателей, угнетавших Русское государство. А.С. Пушкин по этому поводу писал в «Заметках по русской истории XVIII в.»: «России было определено высокое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещения было спасено растерзанной и издыхающей Россией…. «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности»[5].
Выдающийся церковный деятель и мыслитель Сергей Радонежский (1321-1391) выступил лидером этой борьбы за освобождение Родины. Он во многом способствовал объединению всех сил, способных противостоять нашествию. Сергей Радонежский призывал лично каждого из русских князей выступить против монголо-татар. Главные надежды он возложил на московского князя Дмитрия Донского. «Чувство нравственной бодрости, духовной крепости преподобный Сергий вдохнул в русское общество», - отмечал историк В.О.Ключевский, выступая на торжественном собрании Московской Духовной академии, посвященном памяти С.Радонежского, подчеркивая его огромную роль «для русского народа и государства». Куликовская битва (1380) явилась важным событием в борьбе за освобождение Руси. Народ, по словам Ключевского, «надолго запомнил борьбу за свое «нравственное возрождение», укрепилось чувство долга, ответственности потомков перед великими предками»[6]. Духовные ценности, обретенные в древности, «прорастали» в будущее человечества. История культуры как светской, так и духовной органически связана с концепцией гуманизма, т.е. служения процессу возвышения человека. Гуманизм – это качественная черта культуры, мерило ее ценности. Среди множества народных поговорок, собранных В.И.Далем, можно выделить такие: «Худо тому, кто добра не делает никому», «Доброго держись, а от худого удались» и др.[7].
После освобождения от монголо-татарского гнета в 1480 г. В XVI-XVII веке формируется общерусская культура. Возникает книгопечатание. В 1564 г. дьякон Иван Федоров издает первую книгу «Апостол», а в 1574 г. первый русский букварь «для пользы русского народа». Всего в XVI веке в Москве вышло 20 книг, в основном богословского содержания.
Православное христианство становится духовной опорой Российского государства. Формируется идея о Москве как о третьем Риме. Опираясь на идею о божественном происхождении царской власти, Иван Грозный судит и наказывает как за дела, так и за мысли.
Целям идеологического обоснования самодержавия и крепостничества служили исторические произведения и прежде всего летописи. Их написание находилось под государственным досмотром. Предшествующие тексты могли быть переписаны в угоду новому владыке. Уже в давние времена исторические источники «претерпевали» давление власти.
Во времена правления Ивана IV Грозного (1530-1584) созданию исторических сочинений уделялось значительное внимание. В 1550 г. создан «Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича», но самым значительным творением стала «Книга Степенная царского родословия», посвященная прикрашенному жизнеописанию великих князей, божественному происхождению царской власти, вечному союзу великокняжеской власти и церкви. Историческая литература сыграла наряду с социально-экономическими факторами свою роль в том, что в 1547 г. Иван IV короновался как первый русский царь, как глава российского самодержавного, крепостнического государства.
В развитии русской культуры этого периода большую роль сыграла Византия. Православное христианство исповедовало единство государственной и духовной власти. Особое значение имел перевод Библии на старославянский язык. У Византии Россия переняла свой герб – двуглавого орла, смотрящего на Запад и на Восток. Определенное влияние имела культура Западной Европы и контакты Древней Руси с Востоком. Этому способствовало географическое положение или, как писал В.О.Ключевский, «месторазвитие» России, что и определило самостоятельность, самобытность русской культуры, ее определенную открытость для лучших черт иного духовного мира.
В это же время в России усиливается по отношению к подавляющему большинству населения – крестьянству – крепостное право, оформленное Судебником (1497) и Соборным уложением (1649). Крепостное право означало прикрепление крестьян к земле и полную зависимость от помещика-феодала.
Крепостничество по-своему повлияло на характер русской культуры. Лучшие умы России создавали величайшие гуманистические произведения, наполненные состраданием к народу своей страны. Крепостное право повлияло и на воспитание долготерпения как черты национального характера русского народа.
В России монголо-татарское нашествие и крепостное право задержало эпоху Возрождения сравнительно с процессом гуманизации культуры в Западной Европе. В XVI в. во времена Ивана Грозного все подданные, включая бояр и князей были «холопами государевыми». Тем не менее публицистика XVI в. Обращалась к «мирским» темам. Ермолай-Еразм (40-60-е г. XVI в.), автор «Повести о Петре и Февронии» опирался на народные предания, воспевал право человека на любовь, сочувствовал несчастьям своих героев. «Правду выше веры» ставит в своих произведениях Иван Пересветов, наиболее радикальный публицист XVI века. Своеобразным вкладом в культуру была знаменитая Переписка Ивана IV Грозного с боярином А.М.Курбским, сбежавшим от возможных гонений в Польшу. Эта переписка была посвящена политической и личной полемике. Курбский обвинял Грозного в «злых нравах». Царю тоже было что припомнить князю-эмигранту.
Почти все публицисты считали естественным крепостное право. Исключением являлись высказывания Ермолая-Еразма о пахарях, которые кормят всех людей как простых, так и царей. Пересветов писал о вредоносности для военной мощи государства «порабощения людей», которые «лишены чести»[8]. Таким образом русская литература и культура проявляла новые черты в отличие от нравов Средневековья. Эти признаки Возрождения получили свое дальнейшее развитие в XVII и XVIII веках и во многом определили историческую роль культуры.
Завершающий этап эволюции средневековой русской культуры на пороге Нового времени приходится на середину XVII века. Во всех сферах жизни общества происходят заметные изменения. Развитие товарного производства, начало формирования всероссийского рынка обусловили возникновение в недрах феодально-крепостнического строя первых ростков буржуазных общественных отношений, что позволяет считать XVII век началом нового периода русской истории.
Противоречия в государственном строе обострили социальные процессы в стране. XVII век начался со Смуты – первой гражданской войны в России, затем последовала крестьянская война – восстание И. Болотникова (1606-1607), объединившее холопов, крестьян, посадских людей, стрельцов, казаков в борьбе против крепостничества. Территориально восстание охватило около 70 городов Нижнего и Среднего Поволжья. В ходе восстания были осаждена Москва, а позже захвачена Тула. После четырех месяцев осады Тулы, повстанцы сдались. Волна городских восстаний прокатилась по стране в середине XVII в.
Новые процессы возникли в церкви – опоре государства и династии Романовых, взошедших на престол в 1613 г. Возникла «ересь» (различия в вере, отступничество), превратившаяся в крупное православное течение, несогласное с официальной церковью старообрядчество или староверие, идеологом которого был протопоп Аввакум. Потрясения различного порядка определили название современниками XVII века как «бунташного». Однако последующие века русской истории не были более спокойными. Социальные взрывы только начинались.
Культурный процесс в XVII веке становится более светским. Началось ослабление традиционного средневекового религиозного мировоззрения. Возникло представление о самоценности жизни с ее радостями и горестями. Такие взгляды стали проявляться в литературе, искусстве, в общественной мысли. В свою очередь, церковь пресекала всякие проявления инакомыслия. Эта борьба характерна для XVII века.
В литературе проходило ее «обмирщение», т.е. она повернулась к реальному миру и мир повернулся к ней. Не только историческим источником, но и памятником литературы, высоко ценимым Л.Н. Толстым, стало «Житие» протопопа Аввакума, написанное им в ссылке и опубликованное в 1861 г. Оставаясь глубоко религиозным христианином, Аввакум обратился к жанру «Жития», основал новое направление, автобиографии-исповеди. Образный язык, обличение несправедливости, в том числе церковной, уважение к человеку, описание своих личных страданий «во имя веры» не могли никого оставить равнодушным. В апреле 1682 г. после заточения в течение 15 лет в земляной яме Аввакум был сожжен на костре по распоряжению царя. Но его «Житие» не потеряло значения и в наше время. В России всегда почитали мучеников веры. Наряду с защитой своего понимания веры Аввакум был защитником «простецов», противоречил самому царю: «Я ко лев рычи, живучи, обличая их…. Не токмо за изменение святых книг, но и за мирскую правду… подобает душу свою положить»[9]. Как писатель Аввакум обладал замечательным даром слова, он был проповедником, признанным русской литературой.
В XVII веке в литературе возникает сатирическая литература. Она нередко базировалась на устном народном творчестве. Известность получили «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче», обличавшие порядки феодального суда. Выражение « шемякин суд» вошло в поговорку.
Объектом сатиры временами становилась даже церковь, ее отступление от проповедуемых истин. Конкретных авторов нет, но создаются произведения «демократической сатиры». Как известно, православие считало смех греховным. Ирония сатирических произведений направлена на определенный объект. Вера и православие в смеховой литературе не затрагивались, но недостойные служители церкви осмеивались в «смехотворных укоризнах».
В XVII столетии русская культура достигла больших успехов в развитии архитектуры, иконописи и даже появился первый советский жанр – написание портретов.
Православное христианство и образование централизованного Российского государства способствовали развитию культурного процесса. В XVII веке завершается эволюция средневековой культуры. Формируется политическая концепция самодержавия, как формы правления в централизованном государстве, преодолевшем удельную раздробленность, проявляются реальные признаки развития светской культуры, потеснившей господство религиозной традиции.
Завершение эволюции средневековой российской культуры связано с усилением светского рационалистического начала. Даже в духовенстве возникли разногласия, наложившие печать на дальнейшее развитие культуры. Начинает формироваться система образования: государственные и частные школы, оснащенные учебными пособиями как религиозного, так и светского толка. Светское начало усиливается в архитектуре, в живописи. Таким образом создаются предпосылки для новых успехов культурно-исторического процесса.