ДРЕВНЯЯ РУСЬ В 9 – НАЧАЛЕ 13 ВЕКОВ

Вопросы этногенеза в отечественной истории до сих пор остаются спорными. Существует несколько версий о прародителях славян:

1) Вислоодерское

2) Вислоднепровское

3) Среднеподунайское

4) Полесское

В 7в. весь православный мир разделился на 3 группы: восточные, западные и южные славяне. Восточные славяне: поляне, древляне, родимичи, кривичи, полачане, вятичи и другие – от Ладожских и Онежских озер до пригорья Карпат, до среднего течения Днепра; от пригорья Карпат до междуречья Волги и Оки.

По-прежнему главным источником по данным проблемам остается «Повесть временных лет» (середина 12в., Нестор). Но одна часть исследований полагает, что название «Русь» идет от названия славянского племенного союза, живущих на притоке Днепра реки Рось. Другие учёные – от славян южного побережья Прибалтики и острова Рюген (русский). Третьи – существование в 9в. русского кагоната, занимающие земли между Доном и Днепром. В основании – антский союз славян и скифов=>это не славянский этноним.

Наиболее распространенная теория – нормандская. «Русь» произошло от названия одного из варяжских племен россы, которые и образовали русское государство. Однако, в последнее время норманнская теория подвергается все большей критике:

1. Варяги-норманы являлись на Руси только дипломатами, купцами, воинами-наемниками;

2. «Повесть временных лет» показывает, что запись о призвании варяжских вождей Синеуса, Трувора и Рюрика была поздней вставкой в исходный текст повести, а Нестор писал, что государство стало складываться ещё в 6в. вокруг Киева (князь Кий);

Но и конец 9в. правящая династия – Рюриковичи.

Процесс образования древнерусского государства осуществлялся путем насильственного присоединения славянских племен к Киеву. Ко времени княжения Владимира (980-1115гг.) этот процесс завершается.

Огромное значение как с точки зрения политико-идеологической, так и духовно-нравственной, нашло принятие Россией христианства в его византийском понимании. Этот выбор был обусловлен тем, что между Россией и Византией существовали давние и прочные политические и экономические связи. В Византии существовало единство светской и религиозной власти, что придавало ей сакральный характер. С принятием христианства великий русский князь приобрел мощное идеологическое оружие, с помощью которого он получает нравственно-духовные основания для продолжения борьбы за объединение всех славянских земель. Христианство способствовало усилению тесноты связи между Россией и Европой. Но главное то, что христианская церковь, являясь религиозно-нравственным и юридическим союзом, цель которой – реализация нравственных законов на земле, составила высшую духовную основу развитию русского государства. В 10-11вв. были построены первые школы, храмы, монастыри (сосредоточие православной культуры), книгопечатание, стал возможен перевод греческих книг на русский язык. Русская церковь – метрополия Константинопольского патриархата. Константинополь назначал на Россию своих митрополитов. Митрополия делилась на епархии (епископы), а епархии – на приходы.

1051г. – Ярослав Мудрый назначает русским митрополитом Иллариона (русского человека вопреки Константинополю). Яркое свидетельство укрепления русской государственности и формирования её суверенитета – первый судебник «Русская Правда». Она создавалась 1,5 века => укрепление государственного начала на Руси, так как утверждается единая судебная система. «Русская правда» отменяла византийскую судебную систему с её практикой физического наказания (введена Владимиром) и возвращает славянскую систему: вира – штраф.

Внешнеполитические успехи (прежде всего Святослава):

60е гг. 10в. – разгром Хазарского Каганата, печенеги, Волжская Булгария;

965г. – первый военно-торговый пост России у Керченского пролива (Тмутаракань).

Задача: выход к Черному Морю (для ведения самостоятельной торговли). Но поскольку это затрагивало интересы Византии и Дунайской Болгарии, с ними были неизбежные военные стычки.

968г. – начало войны с Византией.

972г. – мирный договор, по которому Русь теряла завоеванные ранее позиции на Балканах.

Но Русь получила возможность вести широкую торговлю с Востоком. Киев – центр государства. Появился международный престиж.

Ярослав Мудрый (1019-1054гг.). Укрепил Новгород и Псков, построил новый фортпост в Прибалтике (Юрьев, Дерп). Вел успешную борьбу с полянами, печенегами.

1073г. – набег печенегов на Киев. Они были разбиты и отброшены от Руси.

Борьба с половцами (набеги – середина 11-конец 12 вв.)

Но Русь и в 12в. – ещё непрочный государственный союз.

Ярослав оставил после себя 5 сыновей. Усобицы между наследниками выразились с жестокой силой.

Между тем, Русь все более становилась объектом притязаний новых врагов.

Съезд в городе Любичи – 1097г. Итог съезда – решение о держание своей вотчины – Русь более не является единым владением. Но каждый князь становился суверенным. Хотя политическое единство Руси ещё сохранялось. Много сил для этого отдал Владимир Мономах (1113-1123гг.). В целях сохранения единства Руси Мономах посадил во всех древних городах своих сыновей и вел постоянное военное нападение на Византию. Но ему не удалось завоевать В., хотя он сумел упрочить свое положение.

Сын Владимира – Мстислав. 1132г. – после его смерти Русь распалась на 13 уездов, различных по статусу и политическому строению. Русь вступила в эпоху феодальной раздробленности.

В древней Руси были 3 основных политических силы, 3 направления общественной мысли, влияющие на её общественно-политическое развитие: князь, бояре и народное вече. Соотношение этих сил определяло тип политического устройства в разных землях.

Феодальная раздробленность - естественное явление, через которое прошли все страны Европы. Естественная причина – разрастание княжеского рода (раздробление территории).

Другие причины (историки 19 в. ошибались): удельный период считается самым трудным для понимания и объяснения, поскольку на Руси складывались многочисленные центры политической жизни, а в борьбу вступают многочисленные участники, в том числе и жители городов => большое количество мнений историков.

1. Карамзин. Причина: личная слабость князей, их сильная любовь к детям.

2. Костомаров. Стремление городских общин к самостоятельности.

3. В. Соловьев. Теория новых годов: причина состоит в борьбе между старыми и новыми городами, которые являлись пригородами старых и были их колониями. Но, так как они были созданы князьями, то все права старых городов, имевших самоуправление, перешли на новые города => междуусобица.

4. Каверин. Каждая княжеская ветка уселась на свои места и появилось понятие «вотчина». Интересы владенческого и территориального права одержали верх над родовым правом. Русь распалась на уделы.

5. Бестужев-Рюмин. Одного движущего начала нет. Причина: совокупность переплетающихся начал.

Наиболее обоснована точка зрения русского мыслителя Б.Н.Чичерина.Основываясь на анализе духовных грамот великих и удельных князей, он пришел к выводу, что вся удельная эпоха сложилась под действием договора. Частное право, свобода личности. Договор появился с приходом дружин варягом-норманнов, отношения с которыми строились на частно-правовых отношениях (договор). Эти отношения развивались, и, ко времени появления «Русской Правды» захватили весь спектр общественных отношений на Руси, не оставив место родовым связям.

Еще один фактор – географический. Из-за обширности русского пространства дружинники не стали феодалами и долгое время сохраняли с князем свободный договор и право отъезда от него («Вольному воля»). Огромные пустынные пространства государства способствовали текучести народонаселения, превращая его быт в бродячее состояние.

Оба эти фактора повлекли за собой явления, идущие во вред будущему русскому государству. Но способствовали разложению родового быта, возникновению частной собственности и высвобождению личности. Как только личность начала бродить по земле => в общине появляется частная собственность => родовые отношения заменяются условными (правовыми). Процессу ускорения разложения племенного союза способствовало стремление оседлых русских князей превратить свои земли в частную собственность. =>

Частная собственность князя и его дружины. Земля – вотчина, слуги – вотчинники. Земля перешла во владение князя, община стала называться владенческой (собственник - князь).

С возникновением частного права Русь вступила в удельный период. Гражданское общество на Руси.

Гражданское общество – совокупность частно-правовых отношений. В нем верховное правовладение принадлежит либо одному лицу (князю), либо союзу лиц (община).

Парадокс гражданского общества на Руси в удельный период: обе эти формы частного права сосуществовали. Первая форма – княжеская община, вторая форма - вольная община (договор с князьями). Эти формы переходили в хаотическое столкновение, т.к. противоречили друг другу. В южных землях это противоречие так и не было разрешено. На севере – разделились. В Новгороде и Пскове – вольная община, вече (республики). В остальных землях – вотчина княжеская (феодальное отношение).

Феодальная раздробленность Руси привела к резкому истощению русских земель, и ослаблению её обороноспособности, из-за невозможности создания прочного государственного союза.

На Русь надвигались татаро-монголы.

Наши рекомендации