IV. Закрепление изученного материала. 1) Составить 2–3 цепи питания, сложившиеся в водоеме.
1) Составить 2–3 цепи питания, сложившиеся в водоеме.
2) Задание «Подумай!» на с. 198 учебника.
3) Составить схему «Животные водоема».
Животные водоема | |||||
Моллюски | Земноводные | Насекомые | Грызуны | Рыбы | Птицы |
Двустворчатые Прудовик Катушка | Лягушка Жаба | Водомерки Комары Жук-плавунец | Бобр Ондатра | Карась Щука Сом | Утка Цапля |
4) Найти лишнее название:
а) рогоз, ряска, стрелолист, береза;
б) бобр, жаба, выдра, ондатра;
в) водомерки, жук-плавунец, карась, комар;
г) карась, щука, сом, дельфин.
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Ученики читают вывод на с. 199 учебника.
Домашнее задание.
С. 191–200. Ответы на вопросы «Проверь себя».
Ответить на вопрос: надо ли охранять болота?
У р о к 31
РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ. СОРТА КУЛЬТУРНЫХ
РАСТЕНИЙ. ОТРАСЛИ РАСТЕНИЕВОДСТВА
Цели:
1. Сформировать представление учащихся о растениеводстве в нашем крае.
2. Познакомить с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство).
3. Сформировать понятие «сорта культурных растений».
4. Расширить знания учащихся о растениях.
5. Развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать.
6. Воспитывать бережное отношение к природе.
О б о р у д о в а н и е:гербарий полевых культур; зерна полевых культур; рисунки и фотографии с изображением растений; схема «Растениеводство».
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Добрый день, дорогие друзья!
Новой встрече очень рада я!
Учитель.Сегодня нас ждут... культурные растения. Мы узнаем, как они появились, на какие группы делятся культурные растения, познакомимся с отраслями производства.
II. Проверка знаний и умений.
Учитель проводит фронтальный опрос:
– Почему водоем является природным сообществом?
– Какую роль в водоеме играют растения?
– Как люди могут нарушить экологическое равновесие в водоеме?
– Расскажите о правилах поведения у водоема.
– Надо ли охранять болота?
Учитель предлагает, используя схему, доказать, что водоем – это природное сообщество.
Далее учитель проводит самостоятельную работу по карточкам «Природное сообщество водоема».
I вариант
№ 1.Укажите стрелками, в каких частях водоема обитают эти животные.
№ 2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:
Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками, называется … (стрелолист). Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на весло. Это – … (бобер). Санитарами пресных водоемов считают … , … (рака, беззубку). С водоемами связана жизнь птиц – … , … (цапель, уток).
II вариант
№ 1.Укажите стрелками, в каких частях водоема обитают эти животные.
№ 2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:
Растение с плавающими на поверхности водоема листьями и желтыми цветами – это … (кубышка). Детеныши лягушки – это … (головастики). Живым фильтром водоема называют – … (двустворчатых моллюсков). Хищниками пресных водоемов являются … , … , … (щуки, водомерки, жуки-плавунцы).