I. Организационный момент. Очень весело пишется ручке: Буквы держат друг друга за ручки!
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг друга за ручки!
II. Вступительное слово учителя.
На доске: ль бь зь нья
мь вь сь лье
нь ть рь кью
дь пь гь пью
– Прочитаем хором сочетания букв в 1–3-м столбиках. В чем их особенность? (Мягкий знак не обозначает звука, лишь указывает на мягкость предшествующего согласного.)
– Какую работу выполняетьв [н’], [м’]?
– Какую роль выполняет мягкий знак в сочетаниях нья и лье? Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?Вы правы, будем закреплять изученное по теме «Мягкий знак – показатель мягкости», а еще узнаем, что такое разделительный мягкий знак.
III. Изучение нового материала.
На доске написаны слова с пропущенным ь.
– Какая буква пропущена в словах?
– На какие две группы можно разделить слова?
весел..е пен..ки
вороб..и морков..
– По какому признаку слова можно поставить парами? (Посмотрите на букву перед ь.)
Работа по прописям. Запись предложения по образцу.
Учитель напоминает правила посадки.
– Прочитайте двустишие. Назовите слова с мягким знаком. Какую работу выполняет мягкий знак в словах? Спишите предложение.
Подбор слов к моделям.
– Прочитайте первую пару слов. Рассмотрите модели. Найдите отличие в записи слов и в моделях этих слов.
– Какую работу выполняет мягкий знак в словах? «Прочитайте» вторую (третью) пару слов, запишите слова под схемами.
Самостоятельная работа. Проверка работы.
Запись слов по образцу.
Деление слов на группы.
– Прочитайте слова. Какую работу выполняет в них мягкий знак? Запишите слова на данных строчках.
Самостоятельная работа. Проверка работы.
Задание для учащихся, которые первыми выполнили задание.
– Прочитайте предложение. Под словами с мягким знаком в скобках запишите количество букв и звуков.
СЕМЬЯ
Этот пальчик – дедушка.
(Можно заменить именами родственников
в ласкательной форме.)
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Растопырить пальчики.)
Дифференцированная работа по прописи.
1-й уровень.
– Запишите слова по образцу. Подчеркните буквы, обозначающие два звука.
2-й уровень.
– Составьте и запишите слова. Подчеркните буквы, обозначающие два звука.
Работа с предложениями.
– Прочитайте слова для справок.
– Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова.
– Впишите слова в предложения.
– Найдите пословицу. Запишите ее на свободных строчках.
– Объясните ее значение.
– Вспомните другие пословицы о дружбе, друзьях. (Одна из пословиц записывается на доске и в тетрадях.)
Запись предложений по шаблонам.
– Прочитайте и спишите предложение.
– Составьте и запишите предложение, заменив слово «воробьи» другим словом, обозначающим название птицы.
IV. Итог урока.
– Какую работу выполняли на уроке? Какие новые слова узнали?
– Для чего нужен ь? О какой работе мягкого знака говорится в стихотворении?
Перед И, Е, Ё, Ю, Я
Я в словах стою, друзья.
– Приведите примеры таких слов.
Урок 71
ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ ъ
Цели:учить писать строчную букву ъ, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков; учить списыванию с печатного образца текста; развивать память; воспитывать положительное отношение к письму.
Ход урока