А. с. пушкин. «зимняя дорога».
Цели уроков:1. Познакомить учащихся со стихами-описаниями классиков русской литературы Александра Сергеевича Пушкина и Сергея Александровича Есенина.
2.Развивать внимание к образным средствам языка, воспитывать любовь к поэзии.
3.Развивать навык выразительного чтения.
4.Формировать умения сопоставлять, делать выводы.
5.Воспитывать любовь к родной земле, природе.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Чтение наизусть стихотворения. Желательно опросить всех учащихся и оценить качество их чтения
3. Чтение учителем стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Словарная работа
После чтения выявление эмоционального восприятия учащихся, а затем — словарная работа. Уточнение, разъяснение устаревшей лексики позволит детям прикоснуться к тому времени, когда жил поэт
4. Повторное чтение учениками молча, цепочкой. Обсуждение
Выявляем: Каким настроением проникнуто стихотворение? Сколько картин изобразил поэт? Какими эти картины представляются вам? Зачем поэт повторяет однокоренные слова «печальные» и «печально»? Создают эти слова настроение? Какое? Что делает дорогу скучной? Какие звуки преобладают в описании? Создают они картины или нет?
Физкультминутка
5. Нахождение рифмующихся строк. Выразительное чтение стихотворения
Для выразительного чтения подбираем нужную интонацию, а она мягкая, плавная, льющаяся. Обращаем внимание на запятые, точки, которые требуют незначительных пауз, двоеточие — более глубокой паузы, дающей возможность уточнить, подчеркнуть обозначенную мысль
6. Сочиняем стихи о зиме
Можно предложить детям опорные слова
7. Домашнее задание
Научиться выразительно читать стихотворение, выучить наизусть (по желанию). Выполнить задание № 10 в литературной тетради
8. Подведение итогов урока.
9. Рефлексия
Страна Поэзия
Стихи-описания
С. А. Есенин. «Поёт зима — аукает»
Цели уроков:1. 1. Познакомить учащихся со стихами-описаниями классиков русской литературы Александра Сергеевича Пушкина и Сергея Александровича Есенина.
2. Развивать внимание к образным средствам языка, воспитывать любовь к поэзии.
3.Развивать навык выразительного чтения.
4.Формировать умения сопоставлять, делать выводы.
5.Воспитывать любовь к родной земле, природе.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Анализ самостоятельно созданных стихотворений о зиме
3. Чтение учителем стихотворения С. А. Есенина «Поёт зима — аукает». Выборочное чтение. Словесное рисование
После чтения выявляем первичное эмоциональное восприятие учащихся. Понравилось ли стихотворение Сергея Александровича? Чем? Какие картины изобразил поэт? Найдите в тексте и прочитайте. Представьте их и словесно нарисуйте. С чем сравнивает поэт метелицу? Почему он говорит: «Мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка»? Как это можно изобразить в рисунке? Созвучно ли это стихотворение «Зимней дороге» А. С. Пушкина? Чем (настроением, картинами)?
Физкультминутка
4. Работа над выразительным чтением
Проставляем паузы: после «зимы» — длинная, после «аукает» — короткая; не разделяем голосом вторую и третью строфы; выделяем голосом (мелодика повышения) «тоской глубокою», «страну далёкую», «седые облака»
5. Выразительное чтение стихотворения. Работа в литературной тетради
Выполнить задание № 12 в литературной тетради
6. Домашнее задание
Выучить стихотворение С. А. Есенина «Поёт зима — аукает» наизусть. Подготовиться к конкурсу на лучшего чтеца
7. Подведение итогов урока.
Страна Поэзия
Поэтическая миниатюра
Т. Белозёров. Стихи.
Цели уроков:1. Познакомить учащихся с малым поэтическим жанром — миниатюрой.
2.Развивать умение видеть и восхищаться образными словами, выражениями, использованными авторам.
3.Формировать интерес к поэзии.
4.Развивать навыки выборочного и выразительного чтения.
5.Развивать навык словесного рисования.
6.Воспитывать зоркость, чувство любви и восхищения родной природой.
7.Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Пересказ от первого лица
3. Знакомство с поэтической миниатюрой
Поэтическая миниатюра — небольшое по размеру, но ёмкое по поэтическому и чувственному содержанию стихотворение
4. Чтение миниатюр Тимофея Белозёрова
Вначале читает учитель, затем ученики. Предлагается подумать в какой последовательности их расположить для дальнейшего логического разбора.
«Листопад», «Осень» (учебник) и «Ива на острове» (литературная тетрадь), а затем «Из холодной рощи», «Первый снег»
Физкультминутка
5.Перечитывание (поочерёдное) миниатюр и обсуждение, выборочное чтение, выразительное чтение
Предлагаем прочитать первую миниатюру «Листопад» и определить: «Какие картины изобразил поэт? Почему о тропинке он говорит, что она пенится? Почему об осинке написано, что она шумит как водопад? Когда это бывает? Почему часто говорят: «дрожит, как осинка». Есть различия в этих двух выражениях? В чем оно? Какой рисунок можно сделать к стихотворению?» Перечитываем стихотворение вслух.
Затем читаем «Осень». Выясняем, зримо ли изобразил поэт позднюю осень? Какое выражение об этом говорит? (солнце в тучах отсырело).
Переходим к чтению «Ива на острове». Выявляем настроение детей от этих трех стихотворений. (Скучно, приходит холодная, дождливая пора, а так хочется, чтобы еще было лето). «Какие картины нарисовал поэт?» Путем выборочного чтения учащиеся находят их и зачитывают. Находим в стихотворении слова, которые помогают почувствовать холодное дыхание осени, (закат...увел облака на покой, торопятся волны на север, на юг собрались журавли, холодного солнца лучи и т.д.).
6.Читаем миниатюры, посвященные зиме. Просим детей перечитать первую миниатюру и подумать, почему поэт сравнивает зайца с первой снежинкой? (он поменял окрас шкуры, такой же беленький, чистенький, как первая снежинка). Третьеклассники придумывают свое название миниатюре.
Миниатюра «Первый снег» как бы дополняет предыдущую. Вместе с детьми (после чтения) находим картину выпавшего первого снега и зачитываем. Выясняем, какие глаголы помогают создать картину снегопада (шуршало, дуло, несло), что обозначает восклицательный знак после слов «бело — бело!», какой изобразил поэт лисицу (зачитываем), подбираем синонимы к слову «прошмыгнула» и уточняем, почему именно это слово употребил поэт (все было необычным, лиса спасалась, настороженно себя вела).
7.Перечитываем все миниатюры и просим детей найти слова, выражения, которые их особенно удивили, показались необычными. Определяем, что характерно поэтическим миниатюрам Тимофея Белозерова (лаконичность, зримость картин, необычные сравнения).
8.Домашнее задание
Перечитать миниатюры, понравившуюся больше всего выучить наизусть
9.Подведение итогов.
10.Рефлексия.
11 Прочитай стихотворение.
Ива на острове
Осенний закат торопливый
Увёл облака на покой...
О чём ты задумалась, ива,
Одна над широкой рекой?
Торопятся волны на север,
На юг собрались журавли.
Скосили на острове клевер
И, в лодки свалив, увезли.
В листве золотят паутину
Холодного солнца лучи,
И, крылья закинув за спину,
По острову
Ходят
Грачи. Тимофей Белозёров
☺ Какие слова, выражения в стихотворении тебя удивили, показались необычными? Подчеркни их и объясни.
☺ Почему поэт говорит: «Осенний закат торопливый увёл облака на покой...»?
☺ Почему о солнечных лучах сказано, что они холодные?