Общая характеристика программы курса всеобщей истории в 10—11классах
Рабочая программа по Всеобщей Истории
Всеобщая история» 11 класс.
Учитель: Скатова Светлана Борисовна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы: Н.В. Загладин, У.Т. Загладина. Всеобщая история. Конец XIX — начало XX века // Программа курса и тематическое планирование для 11 класса общеобразовательных учреждений. – Москва: Русское слово, 2009.
Преподавание ведётся по учебнику: Н.В. Загладин. Всеобщая история. Конец XIX — начало XX века. 11 класс. – М.: Русское слово, 2012.
Знание мировой истории—современный показатель общей культуры человека. Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности. Реализация этой задачи лежит в основе современных образовательных программ по истории.
Изучение истории в средней (полной) школе строится на знаниях, полученных учащимися в рамках учебного предмета «Всеобщая История.» в 5-9 классах основной школы. Предполагается, что учащиеся имеют определенный багаж знаний в этой области, поэтому основной целью данного курса является углубление и развитие знаний учащихся по всеобщей истории, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счет более глубокого освещения актуальных проблем содержания курса, раскрытия многомерности исторического процесса.
Акцент делается на разнообразные по форме занятия, развиваются навыки самостоятельной индивидуальной работы, раскрываются творческие возможности — прежде всего за счет исследовательской и проектной деятельности.
Предусмотрена так же коллективная деятельность на уроке — проведение дискуссий, где каждый учащийся может отстаивать свою точку зрения, аргументировать свое мнение, приводить примеры.
Рабочая программа предполагает изучение курсов всеобщей истории в 10 - 11 классах общеобразовательной школы. Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего (полного) общего образования, конкретизирует основные положения его фундаментального ядра.
Программа по всеобщей истории реализует три основные функции:
— информационно-ориентировочную функцию, обеспечивающую понимание и масштабность образовательного поля предмета, его место в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости конкретного курса всеобщей истории;
— организационно-методическую функцию, которая позволяет с учётом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение качества освоения учебного содержания; решать задачи социализации учащихся средствами учебного предмета «История»;
— социализирующую функцию, которая предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей всеобщей истории человечества. Это знание подготавливает школьника к восприятию, пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта человечества и созидающей новый опыт на основе прежнего.
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в делом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире:
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в обшении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В 11 классе курс всеобщей истории включает раздел «Новейшая история».
Общая характеристика программы курса всеобщей истории в 10—11классах
Историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональном сообщество.
Изучение курса всеобщей истории в 10—11 классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.
Посредством программы реализуются три основные функции истории:
— познавательная, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;
— практическо- политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;
— мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.
Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.
Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трёх основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия — человек, личность в истории.
Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов для курса 10—11 классов рассматривается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации.
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.
Цивилизационный подход также предполагается реализоватьв курсах всеобщей истории для 10—11 классов основной школы.В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того,здесь учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по Всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
— деятельностный подход, Ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
— компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
— дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
— личностно- ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
— проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах:
— принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
— принцип объективности основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
—принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
— принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программ ы соответствует традиционным принципам:научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
Основные ценностные ориентиры программы
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет ученику возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании. дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира — гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества, В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностными и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
— научиться пользоваться информацией;
— научиться общаться;
— научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации и младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
Место курса Всеобщая История в базисном учебном плане
На изучение курса «Всеобщая история» в 11 классе отводится 34 ч. (1 ч. в неделю).
Школьный предмет «Всеобщая история» должен ввести учащегося средней (полной) школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.
Основная цель курса «Всеобщая история» в 11 классе— сформировать у учащихся целостную историческую картину мира в новейший период, выделив закономерности развития стран и народов, их культурно-исторические и политические особенности. Особое внимание уделяется интеграции всеобщей истории и истории России в мировых исторических и политических процессах ХХ века, учитывая специфику и особенности развития стран мира. Результаты обучения и усвоения содержания курса всеобщей истории
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).
Следует иметь в виду, что предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека:
— осмысление социально-нравстВенно0 опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность
Метапредметные результаты:
—способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы в т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
— овладение целостным представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миро- понимания и познания современного общества, истории собственной страны;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия суццностi4 и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
— умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны в человечества в целом;
— готовность применять исторические знания для выявления в сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 10—11 классов по всеобщей истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии. работа с хронологией:
— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории:
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
З. Работа с историческими источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды: осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, Интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- различать причину и следствие исторических событий, явлений;
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысла значение важнейших исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
б. Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и вне- школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
— способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Показатели освоения курса
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная.
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей
— способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
— способность выделять главное в тексте и второстепенное,
— способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
— способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями
— способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин— формации в соответствии с целью;
— способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации:
— способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
— способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
— способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
— способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Поурочное планирование 11 класс (пятница)
№ п/п | № урока | Дата проведения | Тема раздела и урока | Кол-во часов | Дом. задание |
Раздел I. Мир в индустриальную эпоху: конец XIX – середина XX века | 16 ч. | ||||
04.09.15 | Ускорение развития науки и естествознания | 1 ч. | § 1 | ||
11.09.15 | Второй технологический переворот и становление индустриального производства | 1 ч. | § 1, 2 | ||
18.09.15 | Модернизация в странах Европы, США, Япония. | 1 ч. | § 3, 4 | ||
25.09.15 | Пути развития народов Азии, Африки, Латинской Америки | 1 ч. | § 5 | ||
02.10.15 | Обострение противоречий мирового развития в начале XX века. Державное соперничество и Первая мировая война. | 1 ч. | § 4, 6 | ||
09.10.15 | Реформы и революции в общественном развитии после Первой мировой войны | 1 ч. | § 7, 8, 9 | ||
16.10.15 | День здоровья | 1 ч. | |||
23.10.15 | Марксизм, революционизм социально-демократические реформы и революции в общественном развитии. Эволюция либеральной демократии | 1 ч. | § 9, 10 | ||
30.10.15 | Репетиционный экзамен | 1 ч. | |||
13.11.15 | Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен XX века | 1 ч. | § 11, 12 | ||
20.11.15 | Проблемы войны и мира в 1920-е годы. Милитаризм и пацифизм | 1 ч. | § 13 | ||
27.11.15 | Международные отношения в 1930-е гг. | 1 ч. | § 15 | ||
04.12.15 | От европейской к мировой войне | 1 ч. | § 16 | ||
11.12.15 | Вторая мировая и Великая Отечественная война | 1 ч. | § 16, 17 | ||
18.12.15 | Антигитлеровская коалиция и ее победа во Второй мировой войне | 1 ч. | § 17 | ||
25.12.15 | Контрольный, повторительно-обобщенный урок по теме «Человечество в период от Первой до Второй мировой войны» | 1 ч. | |||
Раздел II. Мировое развитие во второй половине XX - начале XXI века | 18 ч. | ||||
15.01.16 | Ускорение научно-технического прогресса и становление глобального информационного общества | 1 ч. | § 21, 22, 23 | ||
22.01.16 | Основные черты информационного общества | 1 ч. | § 22 | ||
29.01.16 | Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира | 1 ч. | § 27, 28 | ||
05.02.16 | От разрухи к завершению «холодной войны» | 1 ч. | § 29 | ||
12.02.16 | Страны Западной Европы и США в первом послевоенном десятилетии. | 1 ч. | § 30, 31 | ||
19.02.16 | Страны Запада на рубеже XX – XXI века | 1 ч. | § 32, 33 | ||
26.02.16 | Интеграция в Западной Европе и Северной Америке | 1 ч. | § 34 | ||
04.03.16 | Восточная Европа во второй половине XX века | 1 ч. | § 35, 36 | ||
11.03.16 | Государства СНГ в мировом сообществе | 1 ч. | § 37 | ||
18.03.16 | Особенности развития стран СНГ | 1 ч. | § 38 | ||
25.03.16 | Репетиционный экзамен | 1 ч. | |||
08.04.16 | Китай и китайская модель развития. Япония и новые индустриальные страны | 1 ч. | § 39, 40 | ||
15.04.16 | Развивающиеся страны Азии и Африки | 1 ч. | § 41 | ||
21.04.16 | Латинская Америка во второй половине XX – начале XXI века | 1 ч. | § 42 | ||
29.04.16 | Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий | 1 ч. | § 43 | ||
06.05.16 | Духовная жизнь и развитие мировой культуры в XX веке | 1 ч. | § 18-20, 43-44 | ||
13.05.16 | Контрольный урок. Итоговое повторение и обобщение «Человечество во второй половине XX — начале XXI века» | 1 ч. | |||
20.05.16 | Роль Российской Федерации в современном мире | 1 ч. | § 45, 46 |
По факту — 34 часа.