Общая характеристика программы курса

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Информационно-аналитическое обеспечение финансово-
  экономического управления бизнес - процессами»

(код наименование дисциплины по учебному плану)

на учебный час
для специальности Экономика и управление на предприятии (ж.д. транспорт)
  (код и наименование специальности)
  (очное обучение)

Екатеринбург

Программа курса составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности «Экономика и управление на предприятии (ж.д. транспорт)», квалификация «Экономист-менеджер».

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Экономика транспорта» «10» марта 2011 года, протокол № 8

Зав. кафедрой ________________ / С.В. Рачек /

(подпись) (расшифровка подписи)

Разработчик: Лисенко О.А., старший преподаватель кафедры «Экономика транспорта»

(ФИО, должность, наименование кафедры)

Председатель учебно-методической

комиссии ___________(О.Ю. Морозова)

(подпись) (расшифровка подписи)

Рецензент ____________(Л.В. Пятышина)

Начальник отдела организации (подпись) (расшифровка подписи)

и мотивации труда

Общее количество часов (трудоемкость) часов
в том числе:    
лекций часов
практических занятий часов
самостоятельная работа часов
     
Формы отчетности по дисциплине:    
зачет 6 семестр
     
     
     

СОДЕРЖАНИЕ  
  Стр.
Введение………………………………………………………………………
1. Тематический план курса………………………………………..…….
2. Содержание курса…………………………………………………..…...
3. Самостоятельная и индивидуальная работа студентов………..…..
4. Перечень практических и семинарских занятий……………...….…
5. Перечень лабораторных работ…………………………………...…….
6. Курсовая работа………………….…………………………………..….
7. Вопросы к зачёту……………………………………………………..….
8. Понятийно-терминологический словарь курса…………………..…
9. Литература……………………………………………………………….
10. Дидактический материал………………………………………………
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………...
12. Лист дополнений и изменений………………………………………...
   

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетное управление ОАО «РЖД»

Информационные системы бюджетирования

Моделирование исполнения затрат структурных подразделений с использованием принципов гибкого бюджетирования

Процесс разработки ИС

В настоящее время существует ряд общих методологий разработки ИС. Главное в них – единая дисциплина работы на всех этапах жизненного цикла системы, учет критических задач и контроль их решения, применение развитых инструментальных средств поддержки процессов анализа, проектирования и реализации информационной системы (ИС).

4.3 Этап анализа и определения требований

Первым этапом проектирования ИС, является анализ и определение требований к системе, где необходимо сформулировать все детальные требования заказчика.

На данном этапе были определены бизнес-функции программного продукта, которые он должен выполнять. Программа должна рассчитывать четыре вида гибких бюджетов, а именно:

- многоступенчатый бюджет расходов на ремонт вагонов;

- стандартный гибкий бюджет расходов, скорректированный на объем вагонов;

- гибкий бюджет расходов, с применением коэффициентов эластичности;

- гибкий бюджет расходов с использованием множественной базы корректировки.

Описаны информационные потребности, то есть информационная модель системы:

Согласно первичной постановке задачи, разрабатываемое программное приложение должно обладать следующими основными функциями:

- разработана в MS Excel;

- возможность экспорта данных в отдельные файлы MS Excel;

- навигация по видам гибких бюджетов.

Обозначены основные функциональные особенности разрабатываемого программного продукта:

- наглядное представление информации;

- удобный пользовательский интерфейс.

Построение моделей бизнес-функций происходило при помощи ARIS Toolset фирмы IDS Prof. Scheer. Был выбран тип модели «Function tree» и область применения «Functions».

На основе построенных функциональных моделей разрабатываемая ИС является достаточно удобным и доступным инструментом для оперативного расчета бюджетов структурных предприятий ремонтного сектора вагонного хозяйства.

Этап проектирования

В качестве платформы были определены:

- среда разработки - MS Excel;

- язык программирования - Visual Basic for Applications (VBA).

Это было сделано по следующим критериям: общедоступность, квалификационные знания экономистов, которые позволяют пользоваться программным продуктом без дополнительного обучения, возможность корректировки программного продукта, функциональность.

Так как большая часть исходных данных находится в модулях ЕК СУФР и ЕК АСУТР, обеспечивается связь программы с системами.

Схема связи программы с модулями корпоративной системы представлена на рисунке 4.3.

общая характеристика программы курса - student2.ru

Рисунок 4.3 – Связь программы с другими модулями корпоративной системы.

Для составления гибкого бюджета затрат на ремонт вагонов из модуля расчета заработной платы необходима информация о тарифных ставках рабочих, выполняющих ремонт, а так же информация о наличии и себестоимости запчастей и материалов из модуля складского учета.

Одним из результатов работы на данном этапе является определение источников исходных информационных потоков.

Примеры распределения общепроизводственных

Примеры распределения статей расходов по видам деятельности

общая характеристика программы курса - student2.ru

Распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов по УВР, хозяйствам и видам эксплуатации осуществляется в процессе распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов между статьями-функциями. Ряд статей общепроизводственных и общехозяйственных расходов не подлежит распределению на статьи-функции, а непосредственно относится на виды деятельности при составлении формы 7у-отчетная. Примеры таких статей и порядок их распределения по УВР показаны в табл. 22.

Таблица 22

Примеры распределения между УВР статей общепроизводственных

и общехозяйственных расходов, не относящихся на статьи-функции

Номер статьи Наименование статьи Правило распределения Укрупненный вид работ
Содержание резервного подвижного состава (локомотивы) Прямое полное отнесение Локомотивная тяга
Содержание резервного подвижного состава (пассажирские и багажные вагоны) Вагоно-километры в пассажирском движении при всех видах тяги без МВПС Оказание услуг по пассажирским перевозкам в дальнем сообщении
Оказание услуг по пассажирским перевозкам в пригородном сообщении
Арендные и лизинговые платежи за пассажирские вагоны Вагоно-километры в пассажирском движении при всех видах тяги без МВПС Оказание услуг по пассажирским перевозкам в дальнем сообщении
Оказание услуг по пассажирским перевозкам в пригородном сообщении

Примеры распределения статей общепроизводственных и общехозяйственных расходов, подлежащих непосредственному разделению по видам деятельности между хозяйствами, приведен в табл. 23.

Таблица 23

Примеры отнесения статей общепроизводственных

Содержание отчетов форм 7у-предприятие и 7у-отчетная

Источником информации для подготовки отчета 7у-предприятие являются данные, сформированные по документам первичного учета на уровне структурного подразделения в ТДС/ТФС ЕК АСУФР.

ТДС/ТФС ЕК АСУФР – типовая дорожная система/типовая филиальная система.

Фрагмент отчета 7у-предприятие показан в табл. 24.

Содержание отчета 7у-предприятие.

1. Затраты на основное производство по статьям и элементам затрат, затраты на вспомогательное производство, связанное с изготовлением материалов, запасных частей и других изделий для последующего потребления филиалами ОАО «РЖД», затраты в незавершенном производстве.

Раздел 1.1. Осуществление перевозок, предоставление услуг инфраструктуры и локомотивной тяги.

Раздел 1.2. Виды деятельности, не связанные с осуществлением перевозок, предоставлением услуг инфраструктуры и локомотивной тяги.

Раздел 1.3. Затраты во вспомогательное производство, связанное с изготовлением материалов, запасных частей и других изделий, а также работ и услуг для последующего потребления филиалами ОАО «РЖД».

Раздел 1.4. Затраты в незавершенном производстве.

2. Общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы.

2.1. Общепроизводственные расходы.

2.2. Общехозяйственные расходы, без содержания аппарата управления.

2.3. Расходы на содержание аппарата управления.

2.4. Коммерческие расходы.

3. Реализация и отпуск продукции, работ, услуг.

Виды деятельности, не связанные с осуществлением перевозок, предоставлением услуг инфраструктуры и локомотивной тяги.

В разделах 1.1 и 1.2 первой части отчета расходы подразделяются по хозяйствам железных дорог.

В разделе 1.3 выделяются:

– затраты на материалы и запчасти, изготовленные (восстановленные) для использования внутри ОАО «РЖД»;

– ремонт основных средств, выполняемый вспомогательными подразделениями для последующего потребления филиалами ОАО «РЖД»;

– строительство хозяйственным способом, модернизация и реконструкция основных средств для последующего использования в филиалах ОАО «РЖД»;

– электроэнергия, услуги и полуфабрикаты для использования внутри ОАО «РЖД»;

– содержание социальной сферы за счет расходов будущих периодов;

– проектно-изыскательские, НИОКР, осуществляемые хозяйственным способом за счет инвестиций;

– производство полуфабрикатов.

Таблица 24

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Номер темы Наименование темы Количество часов Рекомендуемая литература
Всего в том числе
Лекции Практические занятия СРС
1. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте     1,2,9,10
  -   1,2,9,10
    - 1,2,9,10
2. Организация бюджетного управления центрами финансовой ответственности    
  -  
    -
3. Системы управленческого учета доходов и расходов: ТДС/ТФС, СКО, СБО и АСБУ     4,7,8
    4,7,8
    4,7,8
4. Основные практические аспекты в работе специалистов финансово-экономического блока     3,4,7,8
    3,4,7,8
    3,4,7,8
5. Практические аспекты в вопросах калькулирования себестоимости выполняемых услуг и ценообразования на потребляемую продукцию, работы и услуги    
   
   
Итого  

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Самостоятельная и индивидуальная работа

студентов

Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение теоретического материала с обязательным использованием специализированных Интернет-ресурсов, редактирование текста лекций, конспектирование первоисточников, сопоставление и анализ полученного материала, подготовку к практическим занятиям, контрольным и тестовым работам

Индивидуальная работа студентов предполагает обсуждение проблемных вопросов по тематике курса на практических занятиях.

Формой контроля выполнения самостоятельной работы являются конспекты лекций, выполненные домашние задания и аудиторные практические работы, тесты.

Вопросы к зачету (6 семестр)

1. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте до 2010 года.

2. Стратегия и перспективы развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

3. Трехуровневая система управления.

4. Приказ «Об организации бюджетного управления центрами финансовой ответственности Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» при переходе на трехуровневую структуру управления

5. Схема взаимодействия систем ТДС, СКО и СБО.

6. Технологические этапы формирования управленческой отчетности 7-у.

7. Управленческая отчетность ОАО «РЖД» 7-у Часть 1, 2, 3.

8. Отличие формы 7-у-предприятие от формы 7-у-отчетная.

9. Регламент ведения раздельного учета расходов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД».

10. Основные этапы распределения расходов в ходе формирования управленческой отчетности 7-у ОАО «РЖД».

11. Распоряжение «Об утверждении общего порядка расчета, согласования и пересмотра калькуляций на выполнение работ и оказание услуг структурными подразделениями дороги».

12. Калькулирование полной себестоимости по видам деятельности.

13. Единая ценовая политика на железнодорожном транспорте.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Левитин И.Е. О реформе на железнодорожном транспорте / Промышленная политика в Российской Федерации, 2007, № 1.

2. Морозов В. Структурная реформа на железнодорожном транспорте: итоги и перспективы / Connect! Мир связи, 2007, № 3.

3. Номенклатура доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД», 2009.

4. Операционная инструкция. Технология формирования управленческой отчетности 7-у, 2008.

5. Приказ от 30.06.2010 № 370/Н «Об организации бюджетного управления центрами финансовой ответственности Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» при переходе на трехуровневую структуру управления».

6. Распоряжение от 23.07.2010 № 344/НН «Об утверждении Регламента общего порядка расчета, согласования и пересмотра калькуляций на выполнение работ и оказание услуг структурными подразделениями дороги».

7. Регламент раздельного учета доходов по видам деятельности ОАО «РЖД». 2008.

8. Регламент раздельного учета расходов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД», 2008.

9. Стратегическое развитие железнодорожного транспорта России: монография / ред. Б.М. Лапидус. – М.: МЦФЭР, 2008. – 304 с.

10. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.08 № 1734-р.

Дополнительная

1. Болотский А.Н. Реализация структурной реформы на железнодорожном транспорте / Промышленный транспорт XXI век, 2009, № 2. – 10-16 с.

2. Классификатор статей управленческого учета затрат, 2009.

3. Классификатор статей управленческого учета затрат, 2010.

4. Кожевников Р.А. Холдинговая структура транспортной компании/ Экономика железных дорог, 2009, № 2. – 30 с.

5. Методические разъяснения по вопросам управленческого учета затрат, 2009.

6. Миронов А.Ю. О создании дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» / Железнодорожный транспорт, 2009, № 7. – 24 с.

7. Митрохин Ю.В. Управление инновационной деятельностью ОАО «РЖД» / Железнодорожный транспорт, 2010, № 8. – 57 с.

8. Скипина Е. Реформа отправилась с третьего пути / Тренды. События. Рынки, 2008, № 9. – 66-69 с.

9. Управленческая отчетность о расходах структурных подразделений и функциональных филиалов ОАО «РЖД» 7-у предприятие, 2007.

10. Якунин В.И. Структурная реформа: перед отраслью ставятся новые задачи и повышаются требования к качеству и эффективности работы железных дорог. / Известия, 2009, № 215. – 9 с.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Методические материалы в электронном виде - рабочая учебная программа, курс лекций;

2. Раздаточный материал в табличном и графическом виде для проведения лекционных и практических занятий;

ДИСЦИПЛИНЫ

Лаборатория кафедры «Экономика транспорта»

ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

(УрГУПС)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Информационно-аналитическое обеспечение финансово-
  экономического управления бизнес - процессами»

(код наименование дисциплины по учебному плану)

на учебный час
для специальности Экономика и управление на предприятии (ж.д. транспорт)
  (код и наименование специальности)
  (очное обучение)

Екатеринбург

Программа курса составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности «Экономика и управление на предприятии (ж.д. транспорт)», квалификация «Экономист-менеджер».

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Экономика транспорта» «10» марта 2011 года, протокол № 8

Зав. кафедрой ________________ / С.В. Рачек /

(подпись) (расшифровка подписи)

Разработчик: Лисенко О.А., старший преподаватель кафедры «Экономика транспорта»

(ФИО, должность, наименование кафедры)

Председатель учебно-методической

комиссии ___________(О.Ю. Морозова)

(подпись) (расшифровка подписи)

Рецензент ____________(Л.В. Пятышина)

Начальник отдела организации (подпись) (расшифровка подписи)

и мотивации труда

Общее количество часов (трудоемкость) часов
в том числе:    
лекций часов
практических занятий часов
самостоятельная работа часов
     
Формы отчетности по дисциплине:    
зачет 6 семестр
     
     
     

СОДЕРЖАНИЕ  
  Стр.
Введение………………………………………………………………………
1. Тематический план курса………………………………………..…….
2. Содержание курса…………………………………………………..…...
3. Самостоятельная и индивидуальная работа студентов………..…..
4. Перечень практических и семинарских занятий……………...….…
5. Перечень лабораторных работ…………………………………...…….
6. Курсовая работа………………….…………………………………..….
7. Вопросы к зачёту……………………………………………………..….
8. Понятийно-терминологический словарь курса…………………..…
9. Литература……………………………………………………………….
10. Дидактический материал………………………………………………
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………...
12. Лист дополнений и изменений………………………………………...
   

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ КУРСА

Предметом дисциплины «Информационно-аналитическое обеспечение финансово-экономического управления бизнес-проектами» является изучение финансово-экономической модели управления отраслью с помощью основных программных средств, таких как: Единая Корпоративная Автоматизированная Система Управления Финансовыми Ресурсами (ЕК АСУФР), Система Корпоративной Отчетности (СКО) и Система сводной бухгалтерской отчетности (СБО).

Основные теоретические положения дисциплины базируются на экономической теории курса «Экономика предприятия».

Целью изучения дисциплины является обучение студентов основным системам управленческого учета доходов и расходов: ТДС/ТФС, СКО и СБО для формирования единой нормативной базы в вопросах планирования и бюджетирования, управления и получения оперативной и достоверной информации.

После изучения курса студент должен знать:

После изучения курса студент должен знать:

– основные этапы структурной реформы на железнодорожном транспорте;

– основные принципы организации бюджетного управления центрами финансовой ответственности железной дороги;

– основные аспекты управленческого учета доходов и расходов ТДС/ТФС, СКО и СБО;

– основные практические подходы к работе специалиста финансово-экономического блока;

– основы ценообразования на оказываемые дорогой услуги и работы.

Уметь:

- анализировать финансово-экономические параметры структурных подразделений и дороги;

- рассчитывать процент накладных расходов по видам деятельности и элементам затрат;

- рассчитывать себестоимость потребляемой продукции работ или услуг.

Понятийно-терминологический словарь курса (глоссарий) приведен в разделе 8.

Проводимая структурная реформа на железнодорожном транспорте поставила перед отраслью новые задачи. Образование открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») требовало использования новых современных подходов для эффективного управления отраслью. В современных условиях меняется не только структура, но и методы управления, разделяются хозяйственные и государственные функции, выделяются новые структурные подразделения, дочерние компании.

Главными задачами, стоящими перед компанией стали не только удовлетворение потребностей в перевозках грузов и пассажиров и обеспечение безопасности движения. Наряду с этим компания должна уделять особое внимание основным экономическим результатам работы, которые позволили бы сохранить конкурентоспособность железнодорожного транспорта, повысить финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность для существенного обновления производственных фондов. Достижение перечисленных задач потребовало введения в ОАО «РЖД» системы бюджетного управления финансовыми ресурсами, внедрение которой проводится с момента образования компании. Бюджетирование осуществляется уже на протяжении четырех лет, в течение которых все время корректируются существующие и вводятся новые бюджетные формы для структурных подразделений компании.

Экономисты линейных предприятий и экономических служб дорог затрачивают большое количество времени на расчет основных видов мобильных бюджетов, совершают ошибки при расчетах. В связи с этим, исследование, проводимое в работе, посвященное автоматизации расчетов показателей мобильных бюджетов является актуальным.

Целью дипломного проекта является разработка имитационной модели бюджетных показателей с целью ускорения расчетов, повышения качества составления и анализа гибких бюджетов.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

- анализ существующей системы бюджетного управления в компании ОАО «РЖД», бюджетных форм и регламента;

- анализ состава и особенностей разработки бюджетных показателей для предприятий дирекции по ремонту вагонов;

- анализ существующих информационных систем в бюджетировании;

- разработка программного продукта, моделирующего расчет бюджетных показателей;

- расчет экономической эффективности от внедрения разработанной информационной системы.

Работа состоит из пяти глав. В первой главе рассмотрены основные принципы и функции бюджетного управления, система организация бюджетного управления в ОАО «РЖД». Во второй главе описаны существующие информационные системы в бюджетировании, организация бюджетирования в единой корпоративной автоматизированной системе управления финансовыми ресурсами (ЕК АСУФР). В третьей главе смоделирована система мобильного бюджетирования в структурных подразделениях ОАО «РЖД», методика формирования гибких бюджетов на предприятиях. В четвертой главе рассмотрен процесс разработки автоматизированной системы расчета показателей мобильных бюджетов для предприятий ремонтного сектора вагонного хозяйства. В пятой главе проекта рассчитана экономическая эффективность внедрения разработанного программного продукта.

Бюджетное управление ОАО «РЖД»

Наши рекомендации