VI. Продолжение работы по теме урока. - Подготовьте краткий пересказ сказки от любого лица (от лица Волка, Ивана-царевича или Елены Прекрасной)
1. Пересказ сказки
- Подготовьте краткий пересказ сказки от любого лица (от лица Волка, Ивана-царевича или Елены Прекрасной). Обратите внимание на слово «краткий». Это значит, что вы должны пересказать только самое важное.
(Работа в паре. Дети готовятся, затем пересказывают. Учитель опрашивает четырех учеников, чтобы выслушать рассказы от лица разных героев сказки.)
2. Повторение
- Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, о животных, бытовые...)
- К какому виду отнесли сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Мы отнесли ее к волшебным сказкам.)
- Докажите, что она волшебная. (В ней Иванушка превращается в козленочка, а потом снова в человека. Аленушка. утонув, остается живой, и т. п.)
- К какому виду относится сказка «Иван-царевич и Серый Волк»? Докажите.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
- Чему учит эта сказка?
Домашнее задание
Выписать пословицу из сказки в рабочую тетрадь, объяснить смысл.
смысл.
Уроки 15, 16. Русская народная сказка «Сивка-Бурка»
Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; знать элементы сказки; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий; составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Оборудование: книги по теме урока; карточки с текстом речевой разминки.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(На доске записана пословица.)
• Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
— Прочитайте жужжащим способом. Что это? (Это пословица.)
— Ребята, назовите знакомые части речи, которые здесь встретились. (Имя существительное: кашу, сказку, умом, разумом, ус. Глаголы: кушай, слушай, смекай, мотай. Союзы: а, да. Предлог: на.)
— Молодцы. А сейчас прочитайте эту пословицу, выделяя голосом глаголы, т. е. произнося их с силой, а остальные слова более спокойно. (Кашу кушай,а сказку слушай:умом-разумом смекай дана ус мотай.)
— А сейчас прочитайте, выделяя голосом имена существительные. (Кашу кушай, а сказкуслушай: умом-разумомсмекай да на усмотай.)
— Прочитайте быстро.
— Прочитайте пословицу выразительно.
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? Что хотели нам сказать наши предки, сложившие ее? (Нам хотели сказать, что сказки читать полезно. В них обязательно есть какое-то поучение. Мы можем многое узнать, читая их.)
III. Проверка домашнего задания
— Какую пословицу вы нашли в сказке? (Взялся за гуж — не говори, что не дюж.)
— Как вы ее понимаете? (Если взялись за какое-то дело, то надо довести его до конца.)
IV. Работа по теме урока Первичное чтение
Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой — «Сивка-Бурка».
(Если есть возможность, то знакомство со сказкой учитель проводит при помощи диафильма «Сивка-Бурка». Если же нет такой возможности, то читает сказку сам, без отвлечения на непонятные слова.)
— Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, читая сказку? (Чувство радости, чувство тревоги, огорчения и т. д.)
V. Физкультминутка
Любимые сказки
(Пальчиковая гимнастика - дети поочередно загибают пальчики, на слова последней строчки хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка-краса,
Три медведя, Волк, Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашего вещего каурку.
Про Жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
VI. Продолжение работы по теме урока