Переводчика, или зачем она нужна?

Зачем нужна переводческая скоропись?

Прежде всего, письменная фиксация информации снижает нагрузку на память и помогает справиться со стрессом, вызванным высоким психическим и интеллектуальным напряжением в процессе осуществления устного последовательного перевода. Использование переводческой скорописи обеспечивает минимальные информационные потери при цельнотекстовом переводе сообщения большого объема, представляемого переводчику в устной форме.

Кроме того, переводческая запись – это своеобразный «черновик», на основании которого переводчик может восстановить все переводимые им тексты и подготовиться к дальнейшей работе в рамках данного мероприятия или на других мероприятиях по данной тематике с тем же или другим оратором.

Наряду с вышесказанным, переводческая скоропись – это и ответ на традиционный вопрос студентов: «Где держать руки в процессе осуществления перевода?» Ведение переводческой скорописи не позволяет прятать руки в карманы, излишне активно жестикулировать или скрещивать руки на груди (поза рассматривается психологами как сигнал замкнутости, неготовности к общению). Переводчик, который ведет нотацию, выглядит более «профессионально» и чувствует себя более уверенно.

Последнее обусловлено природой самого человека и базовыми принципами восприятия им информации: с древних времен человек, являясь частью материального мира, черпал из него информацию, и фиксировал ее, в свою очередь, на «материальных» носителях: в наскальной живописи, скульптуре, книгах и т.д. Это наиболее естественный и привычный для нас способ хранения и восприятия информации. Именно поэтому нам психологически комфортнее и легче читать книгу, которую мы держим в руках, чем текст с экрана. Тактильное восприятие всегда помогает нам сконцентрировать внимание и, следовательно, снять стресс. Эта закономерность активно используется в дошкольной и коррекционной педагогике и психологии, можно вспомнить в этой связи чѐтки и т.д.

Необходимо также отметить, что переводчик, фиксирующий речь оратора в письменной форме, ограничен ведением переводческой скорописи от посторонней, внешней, в первую очередь визуальной, информации, не относящейся к переводу, и ему легче сконцентрироваться на содержании текста, с которым он работает непосредственно в данный момент.

Из вышесказанного логично вытекает, что обучение ведению переводческой записи занимает сегодня значимое место в системе профессиональной подготовки переводчика в высшем учебном заведении. В каждом конкретном вузе время, посвящаемое обучению переводческой нотации, определяется учебными планами по одной или нескольким переводческим дисциплинам, а само обучение скорописи органично вписывается в общую систему подготовки бакалавров / специалистов / магистров. Однако при выборе времени, посвященного овладению навыком переводческой скорописи, необходимо учесть два следующих принципиально важных момента:

1. Основной предпосылкой успешного овладения навыком переводческой скорописи в процессе осуществления перевода является развитая оперативная и ассоциативная память. Следовательно, обучению переводческой скорописи должны предшествовать упражнения на мнемотехнику, т.е. на развитие памяти и овладение различными стратегиями и приемами запоминания. Система таких упражнений предлагается, в частности, в учебных пособиях по устному переводу И.С. Алексеевой.

2. Системное обучение переводческой скорописи должно предшествовать обучению последовательному переводу как виду перевода с использованием записи, с одной стороны, и переводческой практике, где от студента может потребоваться такое умение, с другой стороны. Иными словами, система подготовки переводчика должна быть выстроена таким образом, чтобы студент не сам, случайно, в силу внешних обстоятельств, а осознанно, под четким руководством и контролем преподавателя впервые взял ручку для ведения переводческой нотации. Ибо в этом случае не придется тратить время и силы на переучивание – преодоление спонтанно сформированного «неправильного» навыка.

Таким образом, навык ведения переводческой скорописи занимает значимое место в структуре профессиональной компетенции переводчика. Обучение переводческой скорописи должно базироваться на развитой памяти и мышлении обучающегося и предшествовать в системе подготовки переводчика обучению непосредственно последовательному переводу. Однако совершенствование навыка ведения переводческой скорописи продолжается на протяжении всего процесса обучения, а также в дальнейшей профессиональной переводческой деятельности.

Наши рекомендации