Мещанство – большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов)
Русская литература – это отражение событий реальной жизни, представляющих определенную эпоху. Так, борьба с мещанством занимала одно из главных мест в творчестве многих поэтов и писателей начала XX века. В своих произведениях они подвергли критике те стороны жизни человека, которые создавали негативное представление о его сущности. В числе таких личностных недостатков – проявление мещанства, то есть образа жизни, при котором внешняя сторона всячески приукрашивалась в угоду модным течениям, а истинная натура скрывалась.
Слова А. П. Чехова: «Мещанство – большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя», безусловно, отражают действительность, потому как такое явление губительно для общества и мешает ему развиваться.
Немало внимания этой злободневной теме уделил М. Зощенко. В своих рассказах он представил новый тип мещан 20-х годов XX столетия. Это простые люди, стремящиеся произвести впечатление на окружающих в целях показать собственную значимость. Персонажи М. Зощенко, как послушные марионетки, безропотно подчиняются быстро изменяющимся обстоятельствам: законам, порядкам, общественным отношениям.
В повести «Баня» - это порядки в городском коммунальном хозяйстве, основанные на пренебрежительном отношении к простому человеку, который может позволить себе ходить только в «обыкновенную» баню, где за вход берут «гривенник». В такой бане «дают два номерка. Один за белье, другой за пальто с шапкой. А голому человеку, куда номерки девать?» Вот и приходится посетителю привязывать «к ногам по номерку, чтобы не враз потерять». И неудобно человеку, и выглядит он смешно и глупо, но другого выхода нет – «не ехать же в Америку».
В рассказе «Качество продукции» - это процветающие в производстве халтура и нехватка товаров первой необходимости, вынуждающие людей покупать «заграничную продукцию».
В произведениях «Медик» и «История болезни» - это низкий уровень медицинского обслуживания. Что остается делать больному, как не обращаться к знахарю, если ему угрожает встреча с врачом, который «операцию погаными руками произвел», «с носа очки обронил в кишки и найти не может»? Да и не лучше ли «хворать дома», чем лечиться в больнице, в которой в пункте приема и регистрации больных на стенке висит плакат «Выдача трупов от 3-х до 4-х», а мыться предлагают в ванне со старухой? И какие могут быть возражения со стороны больного, когда у медсестры такие «веские» аргументы» «Да это тут одна больная старуха сидит. Вы на нее не обращайте внимания. У нее высокая температура, и она ни на что не реагирует. Так что вы раздевайтесь без смущения».
Трагикомичная ситуация воссоздана писателем в рассказе «Аристократка», где герой и героиня пытаются произвести яркое впечатление друг на друга. Уже один эпизод позволяет говорить о мещанстве, так как автор мастерски использует речь героев для того, чтобы подчеркнуть неразвитость духовного мира, низкий уровень сознания, примитивность чувств и желаний. Первая фраза рассказчика: «Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках», характеризует его, как человека, желающего выглядеть умным и мудрым в глазах других людей, но эти же слова подтверждают примитивность героя. Стараясь не отставать от современных веяний, Григорий Иванович неоднократно употребляет в своей речи такие слова, о значениях которых даже не догадывается, например, «идеология», «индифферентно» и другие. При этом он даже не стремиться понять их смысл.
Главному герою не свойственно думать, все, что он увидел или услышал, воспринимает буквально, для него внешнее проявление чего-либо является главным отличительным признаком, так как истинного смысла он не понимает. Его представления об аристократках сведены до минимума: шляпка, чулки, мопсик в руках, а главное – золотой зуб, упоминая о нем несколько раз, герой подчеркивает, насколько для него это привлекательно. Однако, именно эту деталь лишняя для «аристократки», но у Григория Ивановича собственное мнение. Для осуждения мещанства автор выбирает место действия – театр. Это неслучайно. Театр служит символом духовной культуры, которой так не хватало в обществе и без которой, по мнению писателя, невозможно его совершенствование. По сути, в центре событий должен быть спектакль, но действия происходят в буфете, который особенно привлекателен для главных героев. Конфликт из-за съеденных аристократкой пирожных носит трагикомичный характер. С одной стороны, смех вызывают слова Григория Ивановича по поводу съеденного: «Натощак – не много ли? Может вытошнить», а с другой - вполне объяснимо поведение человека, озабоченного тем, что он не сможет расплатиться по счету. Как признается сам герой: деньги потратил, волновался чрезмерно, а радости от знакомства не получил. Григорий Иванович мечтал о даме с тонкой натурой, а оказалось, что она слишком много ест и ходит «развратной походкой». Таким образом, не оценила «аристократка» добрых намерений «благородного» человека – «кавалера и у власти».
Сущность человека раскрывается через его мысли, чувства и поступки. В своих рассказах М. Зощенко описал такие смешные и нелепые ситуации, в которых могли оказаться только те, кто почти не умеет мыслить, чьи чувства примитивны. Сравнивая мещанство с плотиной в реке, А. П. Чехов, а вместе с ним и М. Зощенко, призывают читателя к интеллектуальному и духовному развитию. Человек должен стремиться совершенствовать в себе то лучшее, что заложено в нем с самого рождения, прилагая к этому максимум усилий