Рецензия как тип сочинения

Рецензия - официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-нибудь научного сочинения, произведения искусства (прил. – рецензионный).

(Современный толковый словарь русского языка)

Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме.

(Толковый словарь С.И.Ожегова)

Рецензия – 1. Статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма и т.д. 2. Отзыв на научную работу или какое-либо произведение перед их публикацией, защитой.

(Современный словарь иностранных слов)

Рецензия – 1. газетно-журнальный жанр; критический анализ и оценка нового художественного или научного произведения. 2. Отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.п.

(БЭС)

Таким образом, рецензия – это письменный критический отзыв в виде статьи газетно-журнального жанра.

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ

ВСТУПЛЕНИЕ (ВАРИАНТЫ)

  1. Слово о писателе
  2. Собственное читательское впечатление (приём обратной композиции)
  3. Слово от лица массового читателя ( статистика, общественное мнение. Этот тип вступления логично закончить вопросом (Почему имя этого писателя заинтересовало современного читателя? В чём причина популярности данного писателя в современном обществе?) Основная часть сочинения является фактически ответом на этот вопрос.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Знакомо ли Вам имя автора? Что Вам известно о его творчестве?
  2. Восприятие, интерпретация и оценка произведения:

- какую сферу жизни изображает автор? Какова её значимость в социальной, нравственной и духовной жизни современности?

- тема произведения и способы её раскрытия. Включить краткий пересказ и анализ сюжета;

- насколько жизненны и убедительны герои произведения?

- коллизия произведения;

- как художественные компоненты раскрывают идею произведения (содержательность формы)?

- в чём состоит своеобразие языка и стиля произведения, в чём проявляется неповторимость авторской манеры?

- какова авторская позиция, что утверждается или отрицается в произведении; что Вы думаете по этому поводу?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Выводы и итоги рецензента: обратить внимание на…; задать вопросы автору; побудить читателя к чему-либо; поспорить с автором…
  2. Перечитать рецензию и озаглавить её (название должно быть броским, интригующим, обращающим на себя внимание).

Надо помнить, что:

  1. Литература в рецензии часто рассматривается как повод для общественного разговора , обсуждения насущных проблем с современниками.
  2. Рецензия пишется только на произведения современной литературы (на произведения классики пишется отзыв!). Под современной литературой понимается литература последних 15 лет.
  3. Рецензия НА…, отзыв О…
  4. Рецензия предполагает эмоциональность, так как цель рецензии – возбудить, взбудоражить общественное мнение. Вместе с тем рецензия предполагает логичность, оценочность, призывность
  5. Рецензия обязательно содержит элементы рекламы.

КЛЮЧЕВЫЕ ФРАЗЫ

- Большим достоинством книги является…

- Автор умело подсказывает…

- Книга подкупает (чем?)…

- Нельзя не одобрить…

- Нельзя не согласиться…

- Хочется отметить…

- Однако вызывает удивление…

- Возникает вопрос…

- Чувствуется влияние…

- Основываясь на традициях…

- Хочется поспорить с автором…

- Хотелось бы задать вопрос…

- В заключение отметим…

- Вызывает недоумение…

- С радостью узнаёшь…

- Правда, это требует серьёзных размышлений (доказательств…)…

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

  1. Нарушение трёхчастного построения текста
  2. Нет пересказа, непонятно, о чём идёт речь в рецензии
  3. Вместо анализа – пересказ
  4. Нарушен стиль сочинения
  5. Подменён тип сочинения (вместо рецензии отзыв или анализ литературного произведения)
  6. Нет выхода на общественное мнение, не определена актуальность
  7. «Засушенность» текста (текст выстраивается неэмоционально, есть склонность к официально-деловому стилю)
  8. Отсутствует связь с современностью

СОЧИНЕНИЕ ТИПА «АНАЛИЗ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»

Чтобы написать сочинение на данную тему, необходимо хорошо владеть литературоведческой терминологией, свободно ориентироваться в тексте (текстах) художественного произведения и понимать причины обращения автора к определённому средству выразительности («любимому»).

ВАРИАНТЫ ТЕМ

  1. И.С.Тургенев как мастер диалога
  2. Метонимия в поэзии А.С.Пушкина
  3. Роль пейзажа в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
  4. Л.Н.Толстой – портретист…

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ

ВСТУПЛЕНИЕ

  1. Дать определение (или определения) предлагаемого литературоведческого термина, краткий анализ разных взглядов на понятие.
  2. Ретроспективный взгляд на традицию использования предлагаемого приёма в русской литературе
  3. Историко-литературный экскурс использования предлагаемого термина в литературе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Определить произведения, в которых встречается предлагаемое средство выразительности (если произведение определено темой, найти приём в тексте).
  2. Для нескольких произведений проследить изменения в использовании приёма, показать его многообразие, основываясь на анализе цитат.
  3. Объяснить причины использования предлагаемого приёма (частотность, многообразие, чего добивается автор этим приёмом, какую роль приём играет в раскрытии идейного замысла произведения, какую художественную нагрузку несёт).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Надо показать, что тот или иной приём (средство выразительности) играют важную роль в раскрытии замысла писателя, а часто используемый одним и тем же писателем приём является своеобразным ключом к пониманию его произведения или творчества.

ТИПИЧНЫЕ НЕДОЧЁТЫ

  1. Непонимание (незнание) литературоведческой терминологии
  2. Отсутствует анализ средств художественной выразительности
  3. Отсутствует обобщение
  4. Анализ средств выразительности подменён их называнием или пересказом (цитированием)
  5. Изложение теории подменяет анализ терминов
  6. Нарушена логика повествования
  7. Отсутствует опора на текст

СОЧИНЕНИЕ ТИПА «ЭССЕ»

Цель данного типа сочинения: создать всеохватывающее представление об уникальности личности пишущего.

Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а

изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

( Литература. Справочные материалы. М.: Просвещение. – 1989)

Эссе – очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в

систематическом научном виде, а в свободной форме.

(Современный толковый словарь русского языка под ред С.А.Кузнецова.

- М.: Ридерз Дайджест. 2004)

Отличительной особенностью эссе является его краткость.

Эссе обладает определённым внутренним единством, которое сохраняется на протяжении всего текста.

Выделяют два типа эссе:

  1. Эссе субъективное, личностное, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности.
  2. Эссе объективное («серьёзное»), где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Традиционно эссе – форма личностного выражения. Его характеризуют свобода построения и лёгкая, неспешная манера изложения с многочисленными отклонениями от темы и ассоциативными ходами. Эссе – литературный жанр, что совсем не обязательно делает его предметом литературы, однако в нём используются все ресурсы искусства слова: тропы, каламбуры, ритм и все возможные приёмы риторики, призванные отразить личность и темперамент автора.

Традиционно 9 классы пишут эссе для портфолио. Такое эссе представляет собой «очеловеченное» резюме (резюме – официально-деловая бумага, содержащая информацию об образовании, умениях, возможностях, результатах профессиональной деятельности, потенциальных возможностях пишущего).

Для написания такого варианта эссе удобно придерживаться следующего плана:

  1. Представление себя.
  2. Анализ результатов учебной деятельности.
  3. Результаты во внеурочной учебной деятельности.
  4. Участие и достижения во внеурочной (школьной и внешкольной) деятельности.
  5. Личностные качества, определяющие результаты Вашей деятельности.
  6. Увлечения, досуг.
  7. Перспективы на будущее (связанные с учёбой, интересами, выбором профессии; каким Вы хотите видеть себя в будущем? Что для этого надо сделать? Какие личностные качества надо развивать, с чем необходимо расстаться?)

Сочинение – эссе не предполагает большой объём. Главные умения, которые должен показать ученик в своей работе, связаны с раскрытием своей личности в свободной, непринуждённой форме с долей самокритики, лёгкой иронии и юмором. Эссе такого типа предполагает элементы психоанализа.

Наши рекомендации