Рецензия как тип сочинения
Рецензия - официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-нибудь научного сочинения, произведения искусства (прил. – рецензионный).
(Современный толковый словарь русского языка)
Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме.
(Толковый словарь С.И.Ожегова)
Рецензия – 1. Статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма и т.д. 2. Отзыв на научную работу или какое-либо произведение перед их публикацией, защитой.
(Современный словарь иностранных слов)
Рецензия – 1. газетно-журнальный жанр; критический анализ и оценка нового художественного или научного произведения. 2. Отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.п.
(БЭС)
Таким образом, рецензия – это письменный критический отзыв в виде статьи газетно-журнального жанра.
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ
ВСТУПЛЕНИЕ (ВАРИАНТЫ)
- Слово о писателе
- Собственное читательское впечатление (приём обратной композиции)
- Слово от лица массового читателя ( статистика, общественное мнение. Этот тип вступления логично закончить вопросом (Почему имя этого писателя заинтересовало современного читателя? В чём причина популярности данного писателя в современном обществе?) Основная часть сочинения является фактически ответом на этот вопрос.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Знакомо ли Вам имя автора? Что Вам известно о его творчестве?
- Восприятие, интерпретация и оценка произведения:
- какую сферу жизни изображает автор? Какова её значимость в социальной, нравственной и духовной жизни современности?
- тема произведения и способы её раскрытия. Включить краткий пересказ и анализ сюжета;
- насколько жизненны и убедительны герои произведения?
- коллизия произведения;
- как художественные компоненты раскрывают идею произведения (содержательность формы)?
- в чём состоит своеобразие языка и стиля произведения, в чём проявляется неповторимость авторской манеры?
- какова авторская позиция, что утверждается или отрицается в произведении; что Вы думаете по этому поводу?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Выводы и итоги рецензента: обратить внимание на…; задать вопросы автору; побудить читателя к чему-либо; поспорить с автором…
- Перечитать рецензию и озаглавить её (название должно быть броским, интригующим, обращающим на себя внимание).
Надо помнить, что:
- Литература в рецензии часто рассматривается как повод для общественного разговора , обсуждения насущных проблем с современниками.
- Рецензия пишется только на произведения современной литературы (на произведения классики пишется отзыв!). Под современной литературой понимается литература последних 15 лет.
- Рецензия НА…, отзыв О…
- Рецензия предполагает эмоциональность, так как цель рецензии – возбудить, взбудоражить общественное мнение. Вместе с тем рецензия предполагает логичность, оценочность, призывность
- Рецензия обязательно содержит элементы рекламы.
КЛЮЧЕВЫЕ ФРАЗЫ
- Большим достоинством книги является…
- Автор умело подсказывает…
- Книга подкупает (чем?)…
- Нельзя не одобрить…
- Нельзя не согласиться…
- Хочется отметить…
- Однако вызывает удивление…
- Возникает вопрос…
- Чувствуется влияние…
- Основываясь на традициях…
- Хочется поспорить с автором…
- Хотелось бы задать вопрос…
- В заключение отметим…
- Вызывает недоумение…
- С радостью узнаёшь…
- Правда, это требует серьёзных размышлений (доказательств…)…
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
- Нарушение трёхчастного построения текста
- Нет пересказа, непонятно, о чём идёт речь в рецензии
- Вместо анализа – пересказ
- Нарушен стиль сочинения
- Подменён тип сочинения (вместо рецензии отзыв или анализ литературного произведения)
- Нет выхода на общественное мнение, не определена актуальность
- «Засушенность» текста (текст выстраивается неэмоционально, есть склонность к официально-деловому стилю)
- Отсутствует связь с современностью
СОЧИНЕНИЕ ТИПА «АНАЛИЗ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»
Чтобы написать сочинение на данную тему, необходимо хорошо владеть литературоведческой терминологией, свободно ориентироваться в тексте (текстах) художественного произведения и понимать причины обращения автора к определённому средству выразительности («любимому»).
ВАРИАНТЫ ТЕМ
- И.С.Тургенев как мастер диалога
- Метонимия в поэзии А.С.Пушкина
- Роль пейзажа в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
- Л.Н.Толстой – портретист…
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ
ВСТУПЛЕНИЕ
- Дать определение (или определения) предлагаемого литературоведческого термина, краткий анализ разных взглядов на понятие.
- Ретроспективный взгляд на традицию использования предлагаемого приёма в русской литературе
- Историко-литературный экскурс использования предлагаемого термина в литературе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Определить произведения, в которых встречается предлагаемое средство выразительности (если произведение определено темой, найти приём в тексте).
- Для нескольких произведений проследить изменения в использовании приёма, показать его многообразие, основываясь на анализе цитат.
- Объяснить причины использования предлагаемого приёма (частотность, многообразие, чего добивается автор этим приёмом, какую роль приём играет в раскрытии идейного замысла произведения, какую художественную нагрузку несёт).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Надо показать, что тот или иной приём (средство выразительности) играют важную роль в раскрытии замысла писателя, а часто используемый одним и тем же писателем приём является своеобразным ключом к пониманию его произведения или творчества.
ТИПИЧНЫЕ НЕДОЧЁТЫ
- Непонимание (незнание) литературоведческой терминологии
- Отсутствует анализ средств художественной выразительности
- Отсутствует обобщение
- Анализ средств выразительности подменён их называнием или пересказом (цитированием)
- Изложение теории подменяет анализ терминов
- Нарушена логика повествования
- Отсутствует опора на текст
СОЧИНЕНИЕ ТИПА «ЭССЕ»
Цель данного типа сочинения: создать всеохватывающее представление об уникальности личности пишущего.
Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а
изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
( Литература. Справочные материалы. М.: Просвещение. – 1989)
Эссе – очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в
систематическом научном виде, а в свободной форме.
(Современный толковый словарь русского языка под ред С.А.Кузнецова.
- М.: Ридерз Дайджест. 2004)
Отличительной особенностью эссе является его краткость.
Эссе обладает определённым внутренним единством, которое сохраняется на протяжении всего текста.
Выделяют два типа эссе:
- Эссе субъективное, личностное, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности.
- Эссе объективное («серьёзное»), где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.
Традиционно эссе – форма личностного выражения. Его характеризуют свобода построения и лёгкая, неспешная манера изложения с многочисленными отклонениями от темы и ассоциативными ходами. Эссе – литературный жанр, что совсем не обязательно делает его предметом литературы, однако в нём используются все ресурсы искусства слова: тропы, каламбуры, ритм и все возможные приёмы риторики, призванные отразить личность и темперамент автора.
Традиционно 9 классы пишут эссе для портфолио. Такое эссе представляет собой «очеловеченное» резюме (резюме – официально-деловая бумага, содержащая информацию об образовании, умениях, возможностях, результатах профессиональной деятельности, потенциальных возможностях пишущего).
Для написания такого варианта эссе удобно придерживаться следующего плана:
- Представление себя.
- Анализ результатов учебной деятельности.
- Результаты во внеурочной учебной деятельности.
- Участие и достижения во внеурочной (школьной и внешкольной) деятельности.
- Личностные качества, определяющие результаты Вашей деятельности.
- Увлечения, досуг.
- Перспективы на будущее (связанные с учёбой, интересами, выбором профессии; каким Вы хотите видеть себя в будущем? Что для этого надо сделать? Какие личностные качества надо развивать, с чем необходимо расстаться?)
Сочинение – эссе не предполагает большой объём. Главные умения, которые должен показать ученик в своей работе, связаны с раскрытием своей личности в свободной, непринуждённой форме с долей самокритики, лёгкой иронии и юмором. Эссе такого типа предполагает элементы психоанализа.