Минно-торпедного авиаполка

Мужество и отвага в бою, летное трудолюбие, авторитет и организаторские способности командира эскадрильи Борзова были хорошо известны командованию краснознаменного Балтфлота. И 19 сентября 1943 года его назначают командиром 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка. Он принял полк, слава о котором шла еще с 1941 года, когда мужественные летчики полка первыми бомбили логово фашизма – Берлин.

Летчики-торпедоносцы полка с каждым боевым вылетом увеличивали счет потопленных вражеских кораблей и транспортов. Только в сентябре 1943 года они пустили на дно 20 фашистских судов водоизмещением более ста тысяч тонн.

* А.В. Басов. Советский флот на защите социализма. М., 1985 г, с128-129

Война была в самом разгаре. Было всё – и радость побед, и гибель друзей, хороших товарищей. Но война войной, а жизнь жизнью! И в сорок третьем к Борзову пришла настоящая любовь… В конце 1943 года к знаменитым летчикам-торпедоносцам с новогодним концертом приехала молодёжная артистическая бригада Ленинградского фронта, в составе которой была Клавдия Николаевна, будущая жена Ивана Ивановича. В те годы она делила вместе с ним все трудности фронтовой жизни.

Большие потери на Балтике от летчиков-торпедоносцев взбесили фашистское командование. Оно усилило свои конвои и отдельные транспорты средствами противовоздушной обороны, боевыми судами сопровождения, а опасные участки приказало проходить только ночью.

Вот тогда-то в октябре 1943 года гвардии майор Борзов лично разрабатывает и вместе со своим экипажем осуществляет новый метод обнаружения и торпедирования судов противника в ночное время. Сначала все детали они уточнили и проверили на макете. А после этого Борзов ознакомил с этим методом командиров эскадрилий, звеньев. И в заключении объявил: «Идея моя, мне и ее проверить на деле. А посему я вылетаю первым…»

Многие не спали в ту ночь, ожидая возвращения флагманского экипажа Борзова. Пять часов находился он в полете. Командир полка вбежал на КП веселый, улыбающийся. Со всех сторон посыпались поздравления с успешным полетом – уничтожен крупный транспорт противника. На вопрос И.Г. Шаманова: «Значит, все-таки можно торпедировать по «лунной дорожке»? – «Доказано на деле, Иван Гаврилович,- ответил Борзов. – Так теперь и будем действовать».

Как настоящий командир, Борзов настойчиво искал нестандартные приемы атаки, воспитывал подчиненных на личном примере. Он же впервые в полку успешно использовал радиалокационный метод обнаружения морских целей.*

К началу 1944 года Ставка Верховного Главнокомандования поставила войскам Ленинградского и Волховского фронтов задачу – снять блокаду Ленинграда, освободить Ленинградскую и Новгородскую области и создать условия для освобождения Прибалтики. Балтийский флот должен был участвовать в прорыве обороны противника силами своей артиллерии и авиации. Наступление началось утром 14 января мощным артиллерийским и авиационным ударом соединений и частей 2-й ударной армии и флота. Боевая деятельность авиации флота протекала в исключительно сложных метеорологических условиях. Большинство вылетов проводилось при сплошной облачности высотой 50-200 м. Самолеты-штурмовики, подавляя огневые точки противника, расчищали путь нашей пехоте и танкам. Всего за

время операции авиация флота провела 5641 самолето-вылет. За отличные боевые действия 1-й минно-торпедной авиадивизии было присвоено звание «Гатчинской».

* Р. Фомишенко «В вечность по «лунной дорожке», газета «Красная Звезда», 21.10.2005 г.

Достойно был оценен вклад 1-го ГМТАП в разгром немецко-фашистских захватчиков. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 полк был награжден орденом Красного Знамени. И в этом была немалая заслуга его 29-летнего командира. 2 июня 1944 года «Ленинградская правда» писала: «Необычная дерзость в бою, испытанное летное мастерство сделали его одним из известных летчиков на Балтике. На счету Борзова несколько потопленных вражеских кораблей. Последний, водоизмещением в 12 тысяч тонн, он торпедировал в Балтийском море в апреле этого года». Писатель Григорий Мирошниченко в статье «Мастер точных ударов», помещенной в «Ленинградской правде» от 2 июля 1944, так описал полет Борзова: « Торпедоносец гвардии майора Борзова выходит на старт. Предстоит длинный крейсерский полет в свободной охоте за вражескими кораблями. Когда позади Борзова выстраиваются один за другим несколько торпедоносцев, командир дает полную мощность моторам, и его самолет взмывает к небу… Борзов настойчиво искал врага, и когда наконец был обнаружен огромный корабль, летчик, приглушив шум моторов, стремительно спустился и рассчитал скорость на бреющем полете. Когда торпеда была пущена, враг заметил машину Борзова. Был открыт ответный огонь. Водяные столбы высотой в 20 метров выросли перед машиной. Попади она в один из них – не выбраться. Фотопленка фиксирует работу Борзова, и только тогда летчик возвращается на базу известными ему путями…» В воспоминаниях К.Н. Борзовой пишется, что « из такой атаки самолет если и выходил, то настолько избитым и изувеченным, что по законам физики лететь не мог. Но летел. И Иван Иванович вел полуразбитую машину и сажал на родном аэродроме. Да еще и подбадривал измученный экипаж, тихонько напевая американскую песенку:

«Мы ушли, ковыляя во мгле,

Мы к родной подлетаем земле,

Вся команда цела,

И машина пришла

На честном слове и на одном крыле».*

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года гвардии подполковнику Борзову Ивану Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Этим же Указом звание Героя получили штурман Н.Д. Котов и пять других офицеров полка.

На страницах альбома, изготовленного в 1944 году летчиками 1-го

гвардейского авиаполка в подарок своему командиру, которому было присвоено звание Героя, были такие стихи:

Когда-то были в старину

Герои в латах стали.

Любили их за седину.

За пышный ус, за красоту,

За вид, осанку, высоту

Их витязями звали.

* К.Н. Борзова. Мой Маршал, М., Научный мир, 2003 г, с. 15-16

Совсем иначе в новой Руси:

Герои наши все безусы,

И вид у них не величавый,

Другой герой совсем не бравый,

И он герой не по осанке

На белом с гривою коне.

Он может быть в строю, на танке,

В засаде, может быть, другой.

На крыльях в чистой вышине

Советский может быть герой.

И ты, товарищ наш таков,

Иван Иванович Борзов.

Совсем безусый, молодой,

Советский витязь и Герой…*

К лету 1944 года летчики полка под командованием И.И. Борзова совершили 1.061 боевой вылет, потопили 83 транспорта, 4 танкера, 1 миноносец, 4 подводные лодки, 3 тральщика, уничтожили значительное количество наземных объектов, сбили несколько самолетов.

Борзов И.И. командовал 1-м ГМТАП до 26 января 1945 года. Его на посту командира полка сменил майор Василий Михайлович Кузнецов, который возглавлял полк до 9 мая 1945 года.

Ты стал ему семьей родной –

Минно-торпедный первый.

Он был в те дни и впрямь стальной,

Забыв про боль и нервы.

Полк рос с ним вместе,

Став не зря гвардейским по названью:

В нем 33 богатыря

Героев носят звания.

Потом, слагая внукам были,

Припомнят в песнях не один,

«Как мы на Хельсинки ходили

И как бомбили мы Берлин.

В горящие летали дали,

Почти черпнув крылом волны».

А дома милые их ждали,

И были соколам верны.

Шли над Балтикой дни штормовые,

Полыхали огнем берега.

И сражались пираты морские,

И топили в пучине врага.

(Н.Зверева. «Обнимая небо крепкими руками»)

* К.Н. Борзова. Мой Маршал, М., Научный мир, 2003 г, с. 16

На боевом посту.

В послевоенные годы Иван Иванович не расстался с морской авиацией. В 1946 году он поступил в Военно- морскую академию в Ленинграде, которую окончил с отличием. Целеустремленность, профессиональная грамотность, чувство ответственности, умение видеть перспективу, высокий авторитет и человечность – эти качества способствовали его служебному росту. Он командовал авиацией Северного и Балтийского флотов, а в 1962 году возглавил всю авиацию Военно-Морского флота СССР. Начальник штаба авиации ВМФ П.И.Хохлов вспоминал: «Смелый, уравновешенный, обладающий широким кругозором, отлично понимающий, чему и как готовить военно-морские авиационные силы, И.И. Борзов был замечательным командующим, пользовался у всех большим авторитетом».* 16 декабря 1972 года И.И. Борзову было присвоено звание маршала авиации. Из морских летчиков страны он первым и единственным получил маршальское звание.

Даже став маршалом, занимая такие важные должности, Иван Иванович, как писала в своих воспоминаниях его жена, не изменил своим принципам, не изменился его характер. В дружной семье Борзовых выросло четверо детей: двое дочерей и двое сыновей.

К сожалению, в 1974 году в возрасте 59 лет Ивана Ивановича не стало.

Родина высоко оценила его боевые заслуги, наградив Золотой Звездой Героя, двумя орденами Ленина, шестью орденами Красного Знамени, орденами Ушакова II степени и Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.

В июле 1996 года на здании Главного штаба морской авиации была установлена мемориальная доска памяти Ивана Ивановича Борзова. Открывал ее генерал-полковник В.Г. Дейнека, командующий авиацией флота России. В своем выступлении он говорил: «Роль Ивана Ивановича Борзова в истории морской авиации переоценить невозможно. Не случайно, а вполне закономерно он прославился как незаурядный летчик и талантливый командир, а Первый полк стали называть Борзовским. Он обладал непререкаемым авторитетом и среди высшего руководства. Маршалом он навсегда останется в памяти нашего и будущих поколений».**

III. Заключение.

Именем Героя Советского Союза Ивана Ивановича Борзова в 1980 году была названа улица в Калининграде. 1-му гвардейскому Краснознаменному Клайпедскому минно-торпедному авиационному полку Балтийского флота было присвоено звание его фронтового командира, волей судьбы вознесенного в маршалы авиации. Имя маршала авиации увековечено и на его родине – в Шатурском районе. В городе Шатура есть проспект имени Борзова, в 2008 году был открыт памятник Маршалу, в селе Шарапово установлена мемориальная доска. Я горжусь тем, что наша школа теперь

* К.Н. Борзова. Мой Маршал, М., Научный мир, 2003 г, с. 81

** К.Н. Борзова. Мой Маршал, М., Научный мир, 2003 г, там же. с. 83

носит имя Маршала Борзова, что главнокомандующим авиацией Военно- Морского флота страны был наш земляк. Вся жизнь этого замечательного человека - пример для подражания!

Настоящим героям забвенья в истории нет,

И о всех не вернувшихся скажет военный поэт:

«У пилотов морских не бывает могил на войне.

Словно чайки, они пропадают в кипящей волне.

Вдалеке от земли оставляют последний свой след.

Но горят корабли от наполненных гневом торпед.

А в родных городах под шелками музейных знамен

К нам летят сквозь года эскадрильи крылатых имен».

Отгремели победные марши,

В пережитое время взглянуть:

От простого пилота до маршала –

Это доблестный воинский путь.

(Н. Зверева. Из композиции «Обнимая небо крепкими руками»,

посвященной Борзову И.И. в честь праздника улицы маршала

Борзова в Калининграде в 1980 году).

Л И Т Е Р А Т У Р А.

1. А.В. Басов. Советский флот на защите социализма.

М., Просвещение, 1985 год.

2. К.Н. Борзова. Мой Маршал. М., Научный мир, 2003 год.

3. М. Львов. Пароль - Балтика. Калиниград.,1985 год.

4.В. Корешев. Морской сокол. Газета «Ленинская Шатура».

08.05.1984 г.

5.. Р. Фомишенко. В вечность по «лунной дорожке». Газета

«Красная звезда» 21.20.2005 год

Минно-торпедного авиаполка - student2.ru

Дружная семья Борзовых.

Главе Шатурского

муниципального района

А.Д. Келлеру

Х О Д А Т А Й С Т В О

Администрация сельского поселения Дмитровское Шатурского муниципального района и администрация муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы села Середниково Шатурского муниципального района Московской области ходатайствуют о присвоении школе имени Героя Советского союза, Маршала авиации Борзова Ивана Ивановича.

Приоритетным направлением воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. В традиции школы – встречи с ветеранами ВОВ и труда, проведение уроков мужества, митингов у памятника погибшим воинам-односельчанам, работа кружка «Поиск». Большую помощь в работе по данному направлению оказывает школьный историко-краеведческий музей. Материалы музея широко используются в образовательном процессе, при проведении классных часов, торжественных линеек, написании исследовательских работ учащихся.

Как особое направление в деятельности музея можно выделить изучение биографии Борзова Ивана Ивановича. 21 октября, в день его рождения, традиционно проводятся уроки мужества, экскурсии в музей. Члены кружка «Поиск» ведут переписку с его женой Клавдией Николаевной. Она передала в школу книгу «Мой маршал».

Имя Героя Советского Союза, Маршала авиации Борзова Ивана Ивановича - нашего земляка - в ряду имен прославленных героев Отечества.

Глава сельского поселения

Дмитровское В.М. Судаков

Директор МОУ ООШ

с. Середниково Т.В. Соколова

Минно-торпедного авиаполка - student2.ru

РЕШЕНИЕ

Наши рекомендации