Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
История Отечества» (IX – начало XXI вв.) студентам КемГМА
Дневной формы обучения
по специальностям:
лечебное дело (060101); педиатрия (060103); стоматология (060201)
Составители:
М.В. Казьмина,
М.Н. Мякишев,
В.В. Асауляк
Кемерово 2015
УДК 94 (47) (075.32)
Рассмотрено и рекомендовано к печати на заседании кафедры истории и психологии…26 сентября 2014 г. протокол № 2
Рецензенты:
Ермоленко Л.Н.– доктор исторических наук, профессор кафедры археологии ФИиМО ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».
Макарчук С. В. - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории ФИиМО ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».
Казьмина М. В., д.и.н., Мякишев М.Н., к.и.н., Асауляк В.В. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории Отечества (IX – начало XXI вв.) студентам КемГМА дневной формы обучения по специальностям: «Лечебное дело» (060101); «Педиатрия» (060103); «Стоматология» (060201)[Текст]. - Кемерово, 2015. - 54 с.
Методические указания и планы семинарских занятий предназначены для организации самостоятельной работы студентов и подготовки их к аудиторным занятиям по дисциплине «История Отечества». Планы составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и ориентированы на реализацию компетентностного подхода в обучении. Они содержат перечень тем и вопросов занятий, рекомендации по самостоятельной работе, список литературы и интернет ресурсов, тематику рефератов.
Пособие предназначено для студентов 1-го курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов Кемеровской государственной медицинской академии.
©М.В. Казьмина, М.Н. Мякишев, В.В. Асауляк, 2015
ВВЕДЕНИЕ
Планы семинарских занятий по истории Отечества составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.
Предмет дисциплины- отечественная история с древнейших времен до начала XXI в.
Структурнокурспостроен на основе проблемно-хронологического принципа. Отражены важнейшие периоды развития российской истории: древнейший и средневековье; новое и новейшее время.
Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях истории России.
Задачи дисциплины:
- подготовка студентов к личностному выбору своих мировоззренческих позиций и развитию творческих способностей;
- углубление и систематизация исторических знаний;
- формирование аналитического мышления;
- обучение студентов самостоятельности и критичности при оценке различных интерпретаций событий отечественной истории.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- сущность, формы и функции исторического знания;
- методы и источники изучения отечественной истории;
- периодизацию отечественной истории;
- современные концепции развития мирового исторического процесса, возникновения и развития цивилизаций;
- общие закономерности и национальные особенности становления и эволюции российской государственности;
- историю политических институтов российского общества;
- важнейшие события и явления; имена исторических деятелей, определивших ход отечественной истории;
- особенности экономического, социального и политического развития страны;
- программы преобразований страны на разных этапах развития, имена реформаторов.
Уметь:
- анализировать исторические факты, документы на основе научной методологии;
- выражать и обосновывать, опираясь на исторические документы, свою позицию по отношению к динамике социально-политических процессов в России;
- систематизировать исторические факты и формулировать аргументированные выводы.
Владеть:
- навыками научно-исследовательской работы;
- навыками работы с научно-исторической и публицистической литературой;
- навыками анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников;
- навыками устного и письменного изложения своего понимания исторических процессов;
- способностью и навыками участия в дискуссиях и полемике.
Курс «История отечества» на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах рассчитан на 72 часа аудиторных занятий: лекции - 24 ч.; семинарские занятия - 48 ч. Итоговый контроль курса - зачет.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Результатом освоения дисциплины «История Отечества» должно стать формирование у студентов компетенций, обозначенных в рабочей программе по конкретной специальности.
Семинарские занятия – одна из форм учебного процесса, в рамках которой рассматриваются наиболее значимые и сложные вопросы. Их изучение позволяет лучше понять закономерности исторического процесса. Для освоения дисциплины студентам необходимо тщательно готовится к каждому семинару.
Подготовку к семинарскому занятию логично вести в следующей последовательности:
1. Ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами рефератов.
2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия.
3. Использовать учебники и учебные пособия, рекомендованные к курсу в качестве основной литературы. Затем следует ознакомиться с дополнительной литературой по теме и источниками.
4. На основе изученных материалов необходимо подготовить конспект, оформив соответствующие записи в тетради. При составлении конспекта нужно фиксировать наиболее важные положения источника, приводить необходимые рассуждения и доказательства. На полях полезно делать собственные замечания и размышления.
5. К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы рефератов. Подготовку к ним следует начинать с составления плана, подбора материала. Продуктивно использовать разнообразную литературу: монографии, статьи в исторических журналах («Вопросы истории», «Российская история» и др.), а также в центральных и местных периодических изданиях и сети Интернет.
6. Защита реферата предполагает устное выступление на семинаре (7-10 минут) с изложением основных положений работы и выводов.
7. В целях активизации внимания аудитории студентам рекомендуется использовать средства визуализации:
а) иллюстрации;
б) презентации и т.п.
8. На семинарских занятиях студент должен:
а) принимать активное участие в обсуждении предложенных вопросов;
б) внимательно слушать выступления коллег;
в) уметь корректно отстаивать собственную точку зрения;
г) участвовать в дискуссиях по предлагаемым темам.
Тема 1. Введение. Теория исторического процесса (1 час)
План семинара
1. История России как наука. Предмет и объект истории. Источники отечественной истории.
2. Основные общеисторические методы и подходы в изучении истории.
3. Отечественная историография. Крупнейшие российские историки и их вклад в развитие исторической науки.
4. Факторы, повлиявшие на особенности исторического развития России. Основные функции истории.
По первому вопросу сформулировать ряд положений:
Ø Определение истории как науки;
Ø Цель исторической науки (целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик);
Ø Предмет (исторический процесс, т.е. общественное развитие в его конкретно-историческом проявлении) и объект истории (деятельность людей);
Ø Исторические источники (вещественные, письменные, изобразительные, фонические).
По второму вопросу уяснить:
Ø Понятие метода как способа изучения и познания предмета данной науки;
Ø Методологии, как учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;
Ø Основные общеисторические методы (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный);
Ø Методы исторического познания (идеографический, ретроспективный, синхронный);
Ø Основные подходы к изучению истории (субъективистский, объективно-идеалистический, формационный, цивилизационный).
По третьему вопросу:
Ø Определение историографии;
Ø Выдающиеся историки России (С.М. Соловьев, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, С.Ф. Платонов и др.). Их вклад в изучение отечественной истории. Особенности советской историографии.
Ø
По четвертому вопросу:
Ø Факторы, повлиявшие на особенности исторического развития России:
o природно-климатический;
o геополитический;
o конфессиональный;
o социальной организации.
Ø Функции истории:
o воспитательная;
o прогностическая;
o познавательная;
o социальной памяти;
o практически-рекомендательная.
Темы рефератов:
1. В.О. Ключевский, как выдающийся историк России.
2. Научная деятельность Н.М. Карамзина.
3. Н. И. Костомаров и его видение истории.
4. Особенности русского характера.
Литература (основная):
1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие для бакалавров/ М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Предисловие. Введение.
2. История России: Учебник/ А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2012. – Введение.
Литература (дополнительная):
1. Гуськов А.Г. Тихонов В.В. II Всероссийская научно-практическая школа-конференция молодых ученых «История России с древнейших времен до XXI в.: проблемы, дискуссии, новые взгляды»/ Российская история. 2013. № 6.
2. Медушевский А.Н. История как наука и профессия: журнал «Российская история» за пять лет (2007-2012) /Российская история. 2012 - №4.
3. Поляков Ю.А., Щербань Н.В. История и политика: суждения В.О. Ключевского /Российская история. 2013 - №2.
4. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
5. Карамзин Н.М. История государства Российского/ Н.М. Карамзин - любое издание.
6. Ключевский В.О. Курс русской истории/В.О. Ключевский - любое издание.
7. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей /Н.И. Костомаров - Любое издание.
8. Соловьев С.М. История России с древнейших времен/С.М. Соловьев - М., 1988.
Тема 2. Восточные славяне в древности (1 час)
План семинара
1. Этногенез славян.
2. Восточные славяне: общественный строй, хозяйство, быт, верования, отношения с соседями.
По первому вопросу:
Ø Современные научные представления о происхождении славян. Данные археологов, лингвистов, историков древности о славянах;
Ø Великое переселение народов.
Ø Выделение ветви восточных славян.
По второму вопросу:
Ø Территория проживания восточных славян. Природно-климатический фактор и его роль в жизни славян;
Ø Общественный строй славян. Эволюция общественного устройства (родовая и соседская община; племена и союзы племен);
Ø Складывание ранних политический образований (Киев, Новгород);
Ø Вечевая демократия;
Ø Хозяйство и быт восточных славян;
Ø Языческие верования;
Ø Отношения с соседями (Византия, Хазарский каганат, Арабский халифат). Кочевники и Древняя Русь;
Ø Варяги и Русь.
Темы рефератов:
1. Языческие верования восточных славян.
2. Вече в Древней Руси.
3. Праздники восточных славян.
Литература (основная):
1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие для бакалавров/ М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Раздел I, глава 1.
2. История России: Учебник/ А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2012. – Главы 1, 2.
3. История России с древнейших времен до наших дней: И90 учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2012. – 768 с. Раздел I, глава 1.
Литература (дополнительная):
1. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992.
2. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М., 2003.
3. Карамзин Н.М. История государства Российского/Н.М. Карамзин - любое издание.
4. Ключевский В.О. Курс русской истории/В.О. Ключевский - любое издание.
5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей /Н.И. Костомаров - Любое издание.
6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1988.
Тема 3. Древнерусское государство: этапы становления и развития (1 занятие -2 часа)
План семинара
1. Причины образования Древнерусского государства.
2. Основные этапы развития. Киевские князья.
3. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.
По первому вопросу:
Ø Обосновать хронологические рамки существования Древнерусского государства (конец IX в.-первая треть XII в.);
Ø Сформулировать комплекс причин, приведших к возникновению государства:
o географический фактор и влияние пути из «варяг в греки»;
o уровень социально-экономического, политического и культурного развития союзов племен, вошедших в состав государства;
o значение внешнеполитического фактора;
o роль варягов в этом процессе.
Ø Охарактеризовать норманнскую и антинорманскую теории возникновения Древнерусского государства;
По второму вопросу:
Ø Выделить основные этапы в становлении и развитии Древнерусского государства:
o начальный этап (конец IX - вторая половина Х в.). Становление государственности. Кризисные процессы и их преодоление;
o период расцвета Киевской Руси (конец Х - середина XI в.). Достижения в экономическом, политическом и культурном плане. Значение принятия христианства. «Русская правда» - первый, из дошедших до нас, письменный закон Древней Руси;
o завершающий этап (середина XI - начало (т.з. первая треть) XII в.).
Ø Дать характеристику князьям Древнерусского государства, обратив особое внимание на историческую роль
o Олега;
o Игоря;
o Ольги;
o Владимира Святого;
o Ярослава Мудрого;
o Владимира Мономаха и Мстислава Великого.
По третьему вопросу:
Ø Дать определение понятия «раннефеодальная монархия»;
Ø Выявить истоки становления раннефеодальной монархии в Киевской Руси;
Ø Раскрыть систему государственного устройства;
Ø Охарактеризовать социальный строй (князья, бояре, дружинники, крестьяне, холопы и т.д.);
Ø Показать уровень экономического развития Древней Руси;
Ø Подвести итоги по теме, подчеркнув историческое значение существования Древнерусского государства.
Темы рефератов:
1. Владимир Святой и его роль в принятии христианства.
2. Культура Киевской Руси.
3. Княгиня Ольга.
4. Святослав: «Иду на Вы!».
5. «Русская правда» как источник по истории Киевской Руси.
Литература (основная):
1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие для бакалавров/ М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Раздел I, глава 1.
2. История России с древнейших времен до наших дней: И90 учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2012. – 768 с. Раздел I, главы 2, 3, 4.
3. История России: Учебник/ А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2012. – Главы 2, 3.
Литература (дополнительная):
1. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992.
2. Кондратова Г.А. Династия Рюриковичей: философско-исторический анализ//Вопросы истории. 2014. – №1.
3. Петрухин В.Я. Древняя Русь, IX в. – 1263 г. – М., 2005.
4. Поляков А.Н. Киевская Русь как цивилизация. – Оренбург, 2010.
5. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М., 2003.
6. Сахаров А.Н. 860 год в истории России//Вопросы истории. – 2012. – №7.
Тема 4. Русские земли и княжества во второй трети XII-первой половине XIII в. (1 занятие– 2 часа)
План семинара
1. Феодальная раздробленность на территории русских земель: причины, основные центры, последствия.
2. Монголо-татарское нашествие и его влияние на Русь.
3. Борьба Руси против экспансии крестоносцев на западе в XIII в.
По первому вопросу:
Ø Обосновать хронологические рамки феодальной раздробленности на Руси;
Ø Сформулировать комплекс причин, приведших к разделению земель:
o сложный порядок престолонаследия;
o относительная политическая самостоятельность удельных княжеств;
o утрата Киевом роли центра торговли на пути «из варяг в греки»;
o рост вотчинного землевладения;
o усиление боярства в Новгороде и Пскове;
o внешнеполитический фактор.
Ø Охарактеризовать социально-политическое развитие русских земель в основных центрах: Владимиро-Суздальская Русь, Галицко-Волынское княжество и Новгородская земля. Выделить особенности.
Ø Отметить, что политическая раздробленность не означала полной разобщенности русских земель, т. к. оставались:
o единая религия и церковная организация;
o единый язык;
o единое законодательство;
o осознание людьми общей исторической судьбы.
Ø Подвести итоги социально-политического развития уделов в отсутствии централизованной власти на Руси:
экономическое и культурное развитие;
складывание древнерусской народности;
междоусобные войны;
ослабление военной мощи.
По второму вопросу:
Ø Выделить основные этапы в становлении и развитии Золотой Орды;
Ø Походы на Русь;
Ø Причины поражения Руси:
o политическая раздробленность русских земель, которая повлекла невозможность концентрировать военные силы;
o превосходство монгольских войск: численное, военное и техническое;
o большой опыт ведения боевых действий и проведения быстрых захватов городов с осадой;
o железная дисциплина в войске монголов (военное воспитание начиналось с детства, а трусость считалась пороком, который карается смертью целого отряда).
Ø Зависимость Руси от Орды:
o экономический аспект – выплата ордынцам дани (ясака);
o дань кровью – участие русских воинов во многих походах хана Золотой Орды;
o политическая зависимость (монгольский хан решал, кому выдать ярлык на великое княжение);
o к середине XIII в., за ярлык боролись две группировки князей – западные князья (борьба с Ордой) и северо-восточные князья (покорность Орде).
Ø Последствия монгольского нашествия:
o 49 из 75 городов Руси было уничтожено;
o подорвано формирование третьего сословия свободных людей;
o экономическая отсталость;
o убыль населения, особенно ремесленников;
o усиление натурализации и экономической изоляции отдельных регионов;
o нарастание деспотической тенденции во власти;
o продолжался процесс деления Русских земель;
o консервация феодальной раздробленности на Руси;
o произошло отчуждение южной и юго-западной Руси (включены в состав Польши и Литвы);
o пострадали памятники духовной и материальной культуры;
o превращение Руси в улус Золотой Орды. Произошел цивилизационный раскол на Руси. С одной стороны – Юго-Западная Русь оказалась под влиянием Европы, с другой – Северо-Восточная Русь попала под контроль Орды;
Ø Процесс развития государства (экономика, культура, политика и социально-психологическая сфера) был частично замедлен и деформирован;
Ø Подвести итоги по теме, подчеркнув историческое значение феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия.
По третьему вопросу:
Ø Обосновать цели крестоносцев в Прибалтике и в Псковско-Новгородских землях. Отметить роль католической церкви.
Ø Показать значение и последствия Невской битвы и Ледового побоища.
Ø Охарактеризовать позицию Александра Невского по отношению к монголо-татарам. (стремился избежать одновременной конфронтации с Западом и Востоком).
Темы рефератов:
1. Феодальная раздробленностьна Руси и в странах Европы и Азии: общее и особенное.
2. Основные политические центры раздробленной Руси и особенности их развития.
3. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
4. Золотая Орда: мифы и реальность.
5. Куликовская битва и ее значение.
Литература (основная):
1. Зуев М.Н. История России: учебник/М. Н. Зуев. – М.: Юрайт, 2013. – 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Раздел I, главы 3, 4.
2. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по истории / С.Ф. Платонов. – М.: Проспект, 2013. – 528 с.
3. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. М.: Проспект, 2012.– 768 с. Раздел I, глава 8. Раздел II, главы 1, 2.
4. История России: Учебник/А.С. Орлов [и др.]; ред. А.С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – Главы 4, 5, 6.
Литература (дополнительная):
1. Валеев Р.М. Торговля и товарно-денежные отношения Золотой Орды//Вопросы истории. – 2009. – № 4. – С. 97-105.
2. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь: ЛЕАН; – М.: АГРАФ, 2000. – 480 с.
3. Головко А.Б. Князь Роман Мстиславич//Вопросы истории. – 2002. – № 12. – С. 52-70.
4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Мысль, 1993. –781 с.
5. Комаров К.И. О нашествии Батыя на Северо-Восточную Русь в 1237-1238 гг.//Вопросы истории. – 2012. – №10. – С. 87-96.
6. Крадин Н.Н. Империя Чингисхана в новых западных исследованиях//Вопросы истории. – 2010. – №5. – С. 9-25.
7. Майоров А.В. Монгольская угроза и христианский мир Европы в середине XIII в.//Вопросы истории. – 2013. – №4. – С. 34-49.
8. Риер Я.Г. Золотая Орда: проблемы генезиса Российского государства//Вопросы истории. – 2009. – №10. – С. 166-169.
Тема 5. Русские земли в конце XIII-XVI вв. Образование Российского государства (2 занятия-4 часа)
План семинара
1. Образование Московского княжества и возвышение Москвы.
2. Этапы становления Российского централизованного государства.
3. Иван IV Грозный. Реформы Избранной Рады.
4. Опричнина: причины, сущность, последствия.
По первому вопросу:
Ø Выявить истоки становления Московского княжества.
Ø Показать причины возвышения Москвы:
o выгодное географическое положение;
o развитый экономический центр;
o конфессиональный фактор;
o активная политика московских князей.
По второму вопросу:
Ø Выделить основные этапы в становлении и развитии Российского централизованного государства:
o начальный этап (конец XIII - 80-е годы ХIV в.). Становление государственности;
o борьба за лидерство между Москвой, Тверью и Литвой;
o Иван Данилович Калита (1325-1340 гг.);
o Дмитрий Донской (1359-1389 гг.). Куликовская битва 8 сентября 1380 г. и ее значение;
o второй этап (конец ХIV - середина XV в.). Феодальная война второй четверти XV в. Борьба за московский престол;
o завершающий этап (вторая половина XV – первая треть XVI в.); Политика Ивана III (1462-1505 гг.) – появление нового титула «государь всея Руси» и местничества;
o складывание централизованного аппарата управления (Боярская дума – бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки);
o стояние на Угре в 1480 г. Прекращение выплаты дани монголо-татарам;
o судебник 1497 г.;
o Василий III (1505-1533 гг.);
o ликвидация независимости Пскова и Рязани;
o интенсивный рост феодального землевладения (вотчина, поместье);
o деление крестьян по социальному положению– владельческие, дворцовые и черносошные.
Ø Итоги:
o главной особенностью образования российского централизованного государства является преобладание политических причин над экономическими;
o особую роль играл внешнеполитический фактор (борьба с Золотой Ордой и Ливонским орденом);
o Россия превратилась в крупнейшую державу Европы, она охватывала площадь в 2 800 тыс. кв. км с населением (по разным оценкам) от 6,5 до 7-8 млн. человек.
По третьему вопросу:
Ø Ивана IV (1533-1547-1584 гг.) и реформы Избранной рады:
o состав Избранной рады (А. Адашев, князь А. Курбский, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, дьяк И. Висковатый и др.);
o стремление к централизации;
o созыв в 1549 г. первого в русской истории органа представительства различных социальных слоев (боярство, духовенство, дворянство, служилые люди и др.) – Земского собора;
o судебник (1550 г.);
o «Стоглав» (1551);
o отмена системы кормлений (1556 г.);
o появление органов центральной исполнительной власти – приказы (Разрядный, Посольский, Стрелецкий, Челобитный и др.);
o ограничение местничества;
o создание стрелецкого войска;
o «Уложение о службе»;
o установление единицы налогообложения («соха») и размера взимаемых с нее повинностей («тягло»);
По четвертому вопросу уяснить:
Ø Определение опричнины (1565-1572 гг.) - политика Ивана IV, приведшая к разделу земель русского государства на земские и «опричные». Сопровождалась террором и репрессиями как средством достижения целей;
Ø Цели опричнины:
o установление неограниченной власти царя;
o борьба с феодальной аристократией;
o ликвидация остатков феодальной раздробленности.
Ø Причины опричнины (объективные и субъективные);
Ø Террор, обрушившийся против:
o древних боярских родов (князь Владимир Старицкий и др.);
o духовенства (митрополит Филипп);
o дворян (Адашев);
o городов (погром в Новгороде 1570 г.).
Ø Последствия опричнины:
o разорение экономики страны;
o закон о заповедных годах (1581 г.), отменявший правило Юрьева дня и запрещавший крестьянам менять своих хозяев;
o консервация феодальных отношений;
o сокращение численности населения страны;
o централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок;
o самодержавная власть;
o ослабление военной мощи России.
Ø Подвести итоги по теме.
Темы рефератов:
1. Иван IV и политика опричнины.
2. Иван IV и его семья.
3. Социально-экономическое развитие России в XVI в.
4. Избранная рада и ее реформы.
5. Внешняя политика Ивана IV.
Литература (основная):
1. Зуев М.Н. История России: учебник/М. Н. Зуев. – М.: Юрайт, 2013. – 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Раздел I, главы 4, 5.
2. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по истории / С.Ф. Платонов. – М.: Проспект, 2013. – 528 с.
3. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. М.: Проспект, 2012.– 768 с. Раздел II, главы 3, 4, 5, 6.
4. История России: Учебник/А.С. Орлов [и др.]; ред. А.С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – Главы 7, 8.
Литература (дополнительная):
1. Валишевский К. Иван Грозный: Историческое исследование/К. Валишевский. – М.: «Издательство АСТ», 2002. – 416 с.
2. Володихин Д.М. Рюриковичи/Д. М. Володихин. – М.: Молодая гвардия 2013. – 496 с.
3. Иоанн Грозный. Петр Великий. А.Д. Меншиков. Г.А. Потемкин: Биогр. очерки. – М.: Республика, 1998. – 366 с.
4. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России/В.В. Казарезов. – М.: Вече, 2002. – 480 с.
5. Риер Я.Г. Золотая Орда: проблемы генезиса Российского государства//Вопросы истории. – 2009. – №10. – С. 166-169.
6. Скрынников Р.Г. Иван Грозный и его время//Новое в жизни, науке, технике. Сер. «История». – 2008. – № 7 – С. 64-72.
7. Флоря Б. Н. Иван Грозный. – М.: Мол. гвардия, 1999. – 403 с.
8. Хорошкевич А.И. Россия в системе международных отношений середины XVI в. – М.: «Древлехранилище», 2003. – 622 с.
Тема 6. Россия в XVII в. (2 занятия-4 часа)
План семинара
1. Смутное время в истории России: причины, основные события, итоги.
2. Социально-экономическое и политическое развитие России. «Бунташный век».
3. Церковный раскол и его последствия.
По первому вопросу:
Ø Сформулировать понятие и указать временные рамки Смутного времени;
Ø Причины Смуты:
o династический кризис (умер в 1591 г. царевич Дмитрий, а в 1598 г. Федор Иванович);
o сословные противоречия (бояре стремились к власти, крестьяне были недовольны своим положением);
o экономический спад, в том числе из-за неурожаев (голод 1601-1602 гг.), Ливонской войны и завоевательных походов;
o последствия опричнины, подорвавшей уважение к власти и закону.
Ø Правление Бориса Годунова (1598-1605 гг.);
Ø Лжедмитрий I (1605-1606 гг.);
Ø Лжедмитрий II и В. И. Шуйского (1606-1610 гг.);
Ø Семибоярщина (1610-1613 гг.);
Ø Второе народное ополчение и освобождение Москвы;
Ø Последствия Смутного времени:
o временное усиление роли сословно-представительных органов власти;
o воцарение династии Романовых (1613-1917 гг.);
o расстройство местничества ослабило позиции боярства и усилило роль дворянства;
o экономическая разруха и обнищание народа;
o Россия сохранила независимость, но ее
o
o
o
o
o
o
o
o
o
oмеждународное положение ухудшилось.
o
По второму вопросу:
Ø Рассмотреть социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.:
o восстановление разоренных хозяйств;
o укрепление феодально-крепостнического уклада;
o основой экономики аграрной России становится барщина и оброк;
o Соборным уложением (1649 г.) завершено полное юридическое оформление крепостного права;
o признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве;
o рост ремесленного производства (литейного, оружейного, медного и др.);
o появилась новая форма производства – мануфактура;
o формируется всероссийский рынок;
o товарное производство и торговля (Устав 1653 и 1667 гг.) становятся причиной возникновения и роста новых российских городов;
o переход к абсолютизму (концентрация власти);
o дать определение абсолютизма, указав его ключевые признаки (наличие регулярной армии, чиновничество и т.п.);
o возникновение централизованного аппарата управления. Система приказов;
o в местном самоуправлении происходит концентрация власти в руках воевод, заменивших представителей выборных органов – приказчиков, старост;
o отмена местничества, стершая грани между сословными группами и объединившая дворянство (1682 г.).
Ø Указать, почему современники называли XVII век «бунташным» временем;
Ø Перечислить причины восстаний:
o неурожаи;
o голод;
o нехватка средств на содержание армии (увеличение налогов);
o внедрение системы откупов.
Ø Назвать годы, места, состав участников, основные требования выступлений XVII века:
o восстание Хлопка (1601-1603 гг.);
o восстание И. Болотникова (1606-1607 гг.);
o «Соляной бунт» (1648 г.) и городские восстания (1648-1650 гг.);
o «Медный бунт» 1662 г.;
o крестьянская война под предводительством С. Т. Разина (1670-1671 гг.).
По третьему вопросу:
Ø Церковная реформа середины XVII в., ее причины и суть:
o необходимость централизации и унификации обрядов, книг русской православной церкви;
o рост недовольства церковью среди народа;
o стремление царя объединить православные церкви Украины и Балканских стран с русской церковью;
o преобразования патриарха Никона и церковного собора вызвали недовольство верующих, а попытки создания независимой от государства церкви, привели к разрыву с царем.
Ø В церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного противостояния:
o нововведения касались обрядовой стороны, а не сущности православия;
o с 1667 г. раскольников предавали суду и сжигали;
o Соловецкое восстание (1668-1676 гг.);
o в 1674 г. старообрядцами было принято решение о прекращении молитв за царя (полный их разрыв с обществом) и массовые самосожжения (погибло около 20 тыс. человек);
Ø Подвести итоги по теме.
Темы рефератов:
1. Феномен самозванства в период смутного времени.
2. Исторический портрет Алексея Михайловича Романова.
3. Крестьянские войны XVII в.
Литература (основная):
1. Зуев М.Н. История России: учебник/М. Н. Зуев. – М.: Юрайт, 2013. – 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Раздел I, главы 5, 6.
2. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по истории / С.Ф. Платонов. – М.: Проспект, 2013. – 528 с.
3. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. М.: Проспект, 2012.– 768 с. Раздел II, главы 7, 8; раздел III , главы 1, 2.
4. История России: Учебник/А.С. Орлов [и др.]; ред. А.С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – Главы 10, 11.
Литература (дополнительная):
1. Володихин Д.М., Курукин И. В., Козляков.Царская Россия Рюриковичи. Герои Смуты. Романовы. В 3-х книгах. – М. Молодая гвардия, 2013 – 136 с.
2. Володихин Д.М. Пожарский /Д. М. Володихин. – Вече, 2012 – 336 с.
3. Нефедов С. Первые шаги по пути модернизации России: реформы середины XVII в.//Вопросы истории. – 2004. – № 4. – С. 33-52.
4. Низовский А. Русские самозванцы/А. Низовский. – М.: Прибой, 2000. – 320 с.
5. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. – М.: Памятники исторической мысли, 2006 –368 с.
6. Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI–XVII веках/Р. Г. Скрынников. – М., 2009. – 430 с.
7. Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени»/Р. Г. Скрынников. – М.: «Мысль», 2006. – 205 с.
8. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев/ Р. Г. Скрынников. – Новосибирск: Наука, 1990 – 278 с.
9. Широкорад А.Б. Дмитрий Пожарский против Михаила Романова/А. Б. Широкорад. – М.: Вече, 2005 – 340 с.