Башкирские начальные школы» Осинского и Пермского уездов Пермской губернии за 1868 г
ЦГИА РБ. Ф. 295. On. 3. Д. 6724. Л. 4-17; Ф. 2. On. 1. Д. 15156. Л. 5-6.
К ИСТОРИИ ЮГО-ЗАПАДНЫХ БАШКИР
В историко-этнографической и краеведческой литературе имеются определенные сведения о волжских или иргизо-камеликских башкирах. Первый член-корреспондент Петербургской Академии наук оренбуржец П. И. Рыч-крв писал о «башкирских дачах недалеко от г. Самары», о расселении башкир по pp. Самара и Кинель1. Ценные статистические данные и другие сведения о хозяйстве, о социальном и половом составе, о населенных пунктах самарских и саратовских башкир содержатся в работах И. П. Железнова2. О причинах падежа скота у башкир Николаевского уезда Самарской губернии, о кризисном состоянии их хозяйства, о вымирании жителей тех мест говорится в статье А. Под-рова3.
О расселении с древних времен (X в.) башкир разных родов и волостей в бассейнах рек трех Узеней и Чиж, Большой Иргиз, Камелик, Каралык, Саратовка, Самара и других и о передвижениях их из центральной Башкирии в Поволжье и обратно на основании источников X—XV вв., шежере, а также царских жалованных грамот убедительно повествуется в монографиях Р. Г. Кузеева4.
В насыщенной добротными материалами и интересными историческими фактами работе саратовского краеведа Ю. И. Бычкова, все же не очень сведущего в ранней истории поволжских башкир, встречаются ошибочные утверждения, противоречащие известным историческим материалам, в частности, о весьма позднем расселении башкир в Поволжье (конец XVIII в.)5. Противоположной концепции придерживается самарский краевед П. Руся-ев, признавший наличие у части иргизо-каралыкских башкир царских жалованных грамот XVI—XVII вв. на владение ими вотчинными землями в тех краях6.
В монографии Н. М. Кулбахтина определяются исторические границы территорий всех регионов башкир, в т.ч. и юго-западных7, за большой промежуток времени.
Следует отметить и лингвистическое исследование У. Ф. Надергулова, где содержится исторический экскурс
1 Рынков П. И. Топография Оренбургской губернии.
2 Железное И. П. Уральцы. Очерки быта уральских казаков.
4.1. М., 1858; Он же. Башкирцы// Москвитянин. М., 1854. Т. 5.
№ 17. Кн. 1. Отд. 5.
3 Под-ров А. Башкиры-землевладельцы (В Николаевском
уезде Самарской губернии) // Экономический журнал. СПб.,
1890. № 6-7.
4 Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Он же.
Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетиче-
ский взгляд на историю. М.: Наука, 1992.
5 Бычков Ю. И. В степях под Перелюбом (исторические
очерки). Саратов, 1995.
6 Русяев П. Земля Глушицкая. Куйбышев, 1989.
7 Кулбахтин Н. М. Горнозаводская промышленность в Баш
кортостане. XVIII век. Уфа: Китап, 2000.
в прошлое иргизо-камеликских башкир, а также неофициальные названия населенных пунктов8. В уточнении народных наименований селений в бассейнах pp. Большой Иргиз, Камелик и Каралык некоторую помощь оказали статьи журналистов газет «Башкортостан» и «Йэш-лек» С. Ярмуллина, Р. Уразгулова, М. Кунафина и других.
О древнем обитании башкир в Заволжье свидетельствуют путевые заметки секретаря Багдадского халифата Ибн-Фадлана, совершившего в 922 г. путешествие в Волжскую Булгарию по левому берегу Волги9.
Для определения границ территории юго-западных башкир были использованы данные их шежере, а также царские жалованные грамоты на владение землей в бассейнах pp. Узеней и Чиж, Саратовка и Самара, Большой Иргиз и Камелик10.
Законодательные акты царской России, опубликованные в 30-х гг. ХГХ в. в Полном собрании законов, касаются жизни и деятельности, землевладения поволжских башкир.
В ЦГИА РБ сохранились лишь «ревизские сказки» 1834 г. Материалы ревизий до и после этого времени отложились в архивах других городов (Уральска, Саратова, Самары), поскольку в 30-х гг. XIX в. иргизо-камеликские башкиры были переподчинены с 9-го башкантона (Оренбургской губернии) Уральскому казачьему войску с центром в г. Уральск, а по гражданским вопросам — Саратовскому (с 1850 г. и Самарскому) гражданскому губернатору. В делах фондов И-1 (Оренбургский гражданский губернатор) и И-2 (Оренбургский военный губернатор) отложились материалы об изгнании башкир уральскими казаками с узеньских и чижинских долин (ныне территория Казахстана) в 1815 г., о попытке правительства превратить этих башкир в государственных крестьян, а также о наделении их как вотчинников 40-десятинной пропорцией земли на душу мужского пола, о возвращении части жителей в Верхнеуральский, Оренбургский, Стерлита-макский, Белебеевский уезды Оренбургской губернии. О школах как светских, так и конфессиональных у иргизо-камеликских башкир содержатся некоторые сведения в фонде А. П. Чулошникова в архиве Института Российской истории Российской Академии наук.
В Научном архиве Уфимского Научного центра РАН (фонд 3) хранятся отчеты научных экспедиций в Саратовскую и Самарскую области, из которых нами почерпнуты сведения об этническом составе жителей башкирских населенных пунктов и некоторые родословные.
8 Надергулов У. Ф. Иргизо-камеликские башкиры (лингвис
тическое исследование). Уфа: Китап, 1996.
9 Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.-Л., 1939.
10 Башкирские шежере. См. Приложение данной книги.
САРАТОВСКИЕ И САМАРСКИЕ БАШКИРЫ
(происхождение, расселение, управление, хозяйство)
Самарские башкиры до 1850 г. назывались саратовскими, поскольку Самарская губерния образовалась лишь в середине XIX в. Еще в начале XX столетия узеньские и чижинские (саратовские) башкиры вынужденно оказались на р. Большой Иргиз, т.е. на территории нынешней Самарской области. Произошло смешение башкир разных волостей.
Башкирское население этого края в прошлом познало гнет Золотой Орды, затем Астраханского ханства, Ногайской Орды. С 1744 г. территория обитания поволжских башкир вошла в состав Оренбургской губернии, с 1780 г. — Саратовской, с 1850 г. — Самарской губерний. Последняя составлялась из части земель Саратовской, а также из территорий Бузулукского, Бугурусланского и Бугульмин-ского уездов Оренбургской губернии.
В 1798 г. все поволжские башкиры вошли в состав 9-го башкирского кантона под названием трех юрт Башкирского отделения. Основная их повинность — пограничная служба вдоль р. Урал и участие в войнах и походах России в составе башкирских полков. В 1832 г. из-за отдаленности 9-го кантона, расположенного в Оренбургском уезде, самарских и саратовских башкир передали под власть Уральского казачьего войска с центром в г. Уральск. Тогда Башкирское отделение состояло из трех юрт-команд, каждая из которых имела от 8 до 12 деревень1. В 1865 г. была ликвидирована кантонная система управления, башкиры переводились из военного в гражданское сословие с уравниванием их прав и обязанностей с другими крестьянами. В том же году объявлялось Мнение Госсовета об устройстве башкир, причисленных к Уральскому казачьему войску, по которому они и перешли к мирному труду, перестав быть казаками.
По закону о земле 1832 г. поволжским башкирам, как и всем башкирам-вотчинникам других губерний, отвели земли по 40 десятин на каждого мужчину (всего 119 840 десятин) из 2 996 душ. Кроме того, в «запас на случай усиления народонаселения» им выделили еще 40 тыс. десятин земли2, т.е. в этом видно признание башкир вотчинниками земли (припущенники военного звания получили по 30, гражданского — по 15 десятин на душу м.п.). Остальные земельные угодья в Вольском уезде в размере 837 497, в Хвалынском — 55 210 десятин, находившиеся в распоряжении башкир, отошли к казне «для водворения казенных крестьян из других губерний»3.
1 ЦГЙА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1208. Л. 10.
2 ПСЗ. Т. 40. № 12052.
3 Там же. Т. 10. № 7907.
Все населенные пункты по pp. Камелик, Иргиз и Ка-ралык во второй половине XIX в. вошли в состав Кузяба-евской (селения по Камелику ныне Саратовской области) и Имилеевской (деревни по pp. Иргиз и Каралык ныне Самарской области) волостей. Самарская губерния просуществовала до 1929 г., когда был образован Средне-волжский край. С 1936 г. известна Куйбышевская (ныне Самарская) область.
Башкирские населенные пункты сегодня находятся в составе Больше-Глушицкого (дд. Муратшино, Ташбула-тово) и Больше-Черниговского (дд. Хасаново, Кинзягуло-во, Имилеево, Дингизбаево, Утекаево — все по р. Большой Иргиз, а также д. Кочкиновка при р. Таловая — притоке Большого Иргиза) районов Самарской области. Башкир Поволжья в пределах Саратовской и Самарской областей почти все авторы, занимавшиеся историей этого края, считали поздними «пришельцами», прибывшими в бассейны pp. Иргиз, Камелик, Каралык только в 1798 г.4 Поэтому и другие уверены, что «самарские башкиры являются ... диаспорой»5. Этим авторам вообще неизвестны опубликованные, тем более архивные источники, утверждающие, что башкиры на левом берегу р. Волга были далеко не новичками. Еще в 922 г. секретарь посольства Багдадского халифата Ибн-Фадлан, направлявшийся по левому берегу р. Волга в Волжскую Булгарию в сопровождении, между прочим, башкира, писал о своем пути следования следующее: «Потом мы ехали несколько дней и переправились через реку Джаха, потом через реку Азхан, потом через Баджа, потом через Самур (Самара), потом через реку Кабал (Кинель), потом через реку Сух (Сок), потом через реку Канджалу (Кондурча), и вот мы прибыли в страну народа турок, называемого аль-Башгирд»6. Башкиры, ведущие тогда полукочевой образ жизни, не могли не охватить во время кочевий бассейны всех перечисленных рек. Затем до середины XVI в. источники упоминают поволжских башкир, только говоря об уплате ими ясака астраханским ханам или об их участии в войнах и походах казанских ханов против русских князей или царей. После добровольного принятия башкирами русского подданства каждая их волость получила подтвер-
4 Бычков Ю. И. В степях под Перелюбом. С. 23.
5 Крижевский М. В. Самарские башкиры: к истории взаимо
действия культур в регионе (XVII-XX вв.) // Проблемы культу-
рогенеза народов Волго-Уральского региона. Материалы меж
региональной научной конференции. Уфа, 2001. С. 135
6 Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. С. 66.
САРАТОВСКИЕ И САМАРСКИЕ БАШКИРЫ
дительные грамоты от Ивана IV и от других царей на вла-деемые ими земли.
В копии одной из них, полученной саратовскими башкирами из архива Оренбургской палаты гражданского суда в Уфе в 1798. г., перечислялись ориентиры границ их вотчины, в т.ч. ее юго-западные рубежи «от Сарайчука по степям до трех Узеней ( ) по течению оных до трех Чижей ( ) по обе стороны»7. В шежере башкир племен бурзян, кипчак, усерган и тамьян указаны границы территории их расселения, в т.ч. и «нижняя граница»: «от упомянутого Сарымсака, три (реки) Узени, до горы в степной стороне, три реки Чезми (т.е. Чиж) и Кэмелек от истоков до устьев со всеми горами, верхняя граница — до глубокого озера, например, (озеро) Дурт-куль, все эти земли стали «особенным» владением племени бурзян»8. В 1676 г. башкирский тархан Табынской волости Бока Чермышев получил жалованную грамоту на свою старинную вотчину «на левой стороне Волги реки пониже Самары города в степи к Яику по речке Лопатке по обе стороны да от речки Мочи по Соленое озеро (т.е. оз. Илек)... ему же Боке государева жалованья дана была вотчина же выше речки Сартовки по Караману речки в ту Караману речку до вершины...»9 Вотчина тархана Чермышева находилась на том самом месте, где сегодня имеются поселения как самарских, так и саратовских башкир. О том, что бассейн р. Иргиз давно был известен башкирам Бурзян-ской волости, свидетельствует и сообщение их представителя о вооруженных калмыках за р. Иргиз в 1675 г. «Боб-рованье», «зверовье» в бассейне реки было обычным явлением не только для башкир-бурзянцев, но и для тамьянцев, которые еще в 1640 г. ездили туда для охоты «на сайгаков и тарпанов (т.е. диких лошадей)»10. Следует думать, однако, что охота на зверей на первых порах проводилась наездами, что там еще не было постоянных поселений. А во второй половине XVII в. на левобережной Волге ближе к городам Саратов и Самара у башкир появились не только летние, но и зимние стоянки — зимники. Только при наличии деревень башкиры этих мест могли участвовать в восстании Степана Разина в 1667—1671 гг. В июле 1670 г. московские стрельцы сообщили царю Алексею Михайловичу о том, что «отъехав от Саратова на 130 верст», они встретились с повстанцами, которые «били их з горные и с луговые стороны». Этими «изменниками и ворами» были башкиры, перешедшие на сторону разинцев. «И бой с ними был большой, и они де, отплыв в бударах (т.е. на гребных судах), стали на низ
7ЦГИАРБ. Ф. l.On. 1.Д. 432-а.Л. 19. См. текст в Приложении. Бассейны этих рек ныне находятся в составе Казахстана. До 1815 г. здесь находились башкирские деревни, жители которых были изгнаны с этих мест уральскими казаками.
8 Башкирские шежере. С. 74. Полный текст см. в Приложе
нии.
9 РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 1048. Л. 3. Поверенный башкир
д. Хасаново Саратовского уезда в 1825 г. в своем прошении спра
ведливо утверждал, что «в числе прочих означенных в тех грамо
тах урочищ находилась также и Илецкая соляная гора, то госу
дарь, имея в той горе надобность для пользы государства, высо
чайше повелеть соизволил ту гору... от предков наших отобрать
в казну, а их в замену оной избавить от платежа за ту землю яса
ка, коего они с того времени (т.е. с 1754 г.) уже и не платили».
См. ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 432-а. Л. 14.
10 МИБ. Ч. 1. С. 204, 428.
Иргишской ватаге, а до Самары де проехать им за теми ворами никоими мерами нельзя». А 31 мая «приходили под Самару многие воинские люди, калмыки и изменники башкирцы, и надолбы разломали...»11 В марте 1700 г. по челобитию башкирских тарханов Бурзянской волости Ногайской дороги Якшимбета Янтикеева и Алдара Исе-кеева по указу Петра I уфимский воевода И. К. Пушкин им дал владенную память на их «вотчину по Иргиз реке с истоки и озеры с вершины до устья их», на которую претендовали башкиры Кипчакской волости, считая ее «опчей»12. По мере появления новых претендентов на землю в бассейне р. Иргиз владенные грамоты на эту вотчину время от времени, как видно, обновлялись.
Относительно бассейнов pp. Самара и Кинель имеются выявленные документы, прямо свидетельствующие о принадлежности их башкирам. В 1672 г. башкиры Мишар-Юрматынской волости Кусей Бикишев с товарищами по купчей записи от башкир Курпеч-Табынской волости получили вотчину «в Самарской вершине на Ногайской стороне со всеми угодьи и с аремами по речке Суксанлык по обе стороны до Самарских вершин, а нижняя межа по той его вотчине речка Еракла и та речка впала в Самару и по той речке Еракла по обе стороны с устья и до вершины, с которой вотчины они Юрматынской волости башкирцы и ясак в казну в разных годах платили»13. В 1685 г. тархан Киргизской волости Явгильдака Мурзагалдиев получил владенную грамоту «на вотчину по Самаре реке от Кинельского сырта и от Красного Яру по обе стороны по реке Юшаду по Теренгинский верхний сырт», которая «дана из ясаку, почему и велено стольнику и воеводе Толстому дать просителю на ту вотчину грамоту». В этих местах властями была организована сторожевая служба башкир. Последние в своем челобитье 1734 г. писали, что они стоят «в своей стороне в четырех местах на карауле, чтоб от кайсацких (т.е. казахских) и каракал-пацких набегов не пришло всяким обывателям и нам, нижайшим, разорения, а именно: по рекам Самаре и Ки-неле...»14 О том, что бассейн р. Кинель — вотчина башкир, они писали еще в 1672 г.15 Из вышеприведенного отрывка вытекает, что башкиры, несущие караульную службу, обитали в бассейнах названных рек. И, наконец, оренбургский историк П. И. Рычков еще в 1755 т. писал, что «с одной стороны на степи за Самарою рекою летнею порою отныне лет с сорок кочевали калмыки немалым людством; а с другой стороны вверх по рекам Самаре и по Кинелю, и по впадающим в них рекам, бывали башкирские дачи от города Самары не весьма далеко, и по легкомыслию обоих оных народов случались на него частые воровские набеги, того ради и укреплен он был...»16
11 Хрестоматия по истории СССР. XVI-XVII вв. М., 1962.
12 ГАОО. Ф. 167. Оп. 2. Д. 4. Л. 4-5; Опубликовано Ф. А. Ша
куровой: Малоизученные источники по истории Башкирии.
С. 165—166. За последнее десятилетие Алдара Исекеева во всех
учебниках по истории Башкортостана переименовали в Исян-
гильдина, имени такого в его родословной никогда не было:
отец Исекей, дед Кадырбек, прадед Бабахты (вернее Байбахты),
прапрадед Байсары. Между тем, данное давно известное шежере
(кроме имени Байсары) в названных работах не приводится.
13 РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 2247. Л. 170.
14 МИБ. Т. 5. С. 684.
15 Акты исторические. Т. 5. СПб., 1842. С. 12.
16 Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии. С. 215.
САРАТОВСКИЕ И САМАРСКИЕ БАШКИРЫ
Как известно, жалованная и владенная грамоты, дававшие право владения, аренды, продажи земельных угодий, служили единственным для башкир юридическим документом, признававшим их вотчинное право на владение всеми земельными участками, находившимися на территории той или иной башкирской волости. Это право признавалось золотоордынскими и другими ханами, подтверждалось и русским правительством с середины XVI до начала XX в. Лишь советским Декретом о земле в 1917 г. вотчинное право башкир на землю было ликвидировано.
На основании жалованных и владенных грамот русских царей самарские и саратовские башкиры являлись законными владельцами (а не пользователями) земельных вотчин в бассейнах трех рек Чижи и трех Узеней, pp. Большой Иргиз, Камелик, Каралык, Саратовка, Самара, Кинель и др.
Время поселения башкир на тех землях древнее, о чем писал и араб Ибн-Фадлан еще в начале X в. На той территории башкиры жили «весьма покойно до самого нашествия на оную землю калмыцкого князя Тайзун Ур~ люка с его ордою». «А по нашествии оного, — как писал поверенный саратовских башкир житель д. Хасаново тархан Рахимкул Байгузин 22 сентября 1825 г., — не имея возможности по малолюдству своему зделать отражения, принуждены были оную землю оставить и переселиться на жительство бывшей тогда Уфимской провинции на реку Белую, Сакмару и Ик, где, заведясь домашним хозяйством, жительствовали»17. На свои вотчинные земли на левобережной Волге башкиры окончательно вернулись после откочевки с тех мест калмыков. Это произошло до 1765 г., когда башкиры основали в бассейнах pp. Большой и Малый Узени, трех Чижей, у озера Са-крыль дд. Хасаново, Кучакбаево, Янабердино, Костя-ново, Баисево, Юмагузино. Ближайшими их соседями были казаки Уральского казачьего войска, которые на р. Малый Узень в 1815 г. воздвигли три форпоста: Вербовый, Обинский, Таловый. Основные земли казаков в размере 5 млн. 619 тыс. десятин находились в 250 верстах от башкирских вотчинных земель, а также их населенных пунктов. Тем не менее казаки, претендуя на земли, самовольно захватывали сенокосные и пастбищные угодья, которые затем отдавали чужим «из платы». Казаки, чувствуя потворство властей, запрещали башкирам даже охоту на сайгаков. Конфликтная ситуация особенно обострилась после того, как башкиры по приказанию своего начальника прапорщика Алтынбая Худайшукурова из д. Хасаново засеяли хлеб на спорных землях. Тогда казаки перешли к открытому наступлению на башкирские земли и их населенные пункты. В том же 1815 г., когда все взрослые башкиры находились на пограничной службе, казаки во главе с форпостным начальником Бородиным напали на башкирские дд. Баисево и Юмагузино, расположенные на порогах р. Большой Узень. Разрушили дома, рабочий инвентарь, домашнюю утварь, даже окна и двери казаки увезли в свои форпосты. Затем их жертвами стали дд. Хасаново при р. Большой Узень («на Кабаньей канаве выше порогов верстах в пяти»), Кузябаево, Янабердино, Костяново при pp. Малый Узень и трех Чижи. В первой
17 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 432-а. Л. 14.
деревне было разрушено 28 землянок, во второй - 27, в третьей - 21, в четвертой — 17. В д. Хасаново казаки «выкрали из мечети ковры и холсты, двери и косяки, сделав ее конюшней»18. По похищенным лишь у 23 башкир вещам и предметам можно судить о занятиях, хозяйственных постройках, жилищах последних. О земледельческом хозяйстве узеньских и чижинских башкир свидетельствуют факты хищения казаками 4 сох, 2 плугов, 2 железных борон, нескольких жерновов и т.д. Казаки завладели и предметами охоты (25 крючков, 25 капканов, невод). Многие средства передвижения также оказались в их руках (саней — 24, телег — 3, дровней — 11). Захватчиками было уничтожено много скотных дворов, конюшен, 15 землянок, несколько лабазо'в, амбаров, кибиток, двор-ных оград. Они не брезговали и предметами домашнего обихода (50 кадушек, 5 корыт, 2 котла, 8 дверей, 8 железных лопаток, топоры, столы, рукомойники, безмены). Одежда и сырье: шерсть верблюжья (мешок), калмыцкая («со ста баранов»), простая баранья (30 пудов)'9 — также не остались без внимания грабителей.
Согнанные с насиженных и давно обжитых мест башкиры переселились на территорию Саратовского уезда по р. Большой Иргиз, создав свои селения под прежними названиями или обосновавшись на окраинах — «концах» уже существовавших башкирских деревень по pp. Каме-лик, Каралык и др. Впоследствии наименования дд. Баи-сево, Юмагузино, Янабердино были забыты с возникновением новых поселений со своими собственными названиями.
Вся трагедия утраты башкирами собственных вотчинных земель в бассейнах двух Узеней и трех Чижей в 1815—1820 гг. ярко выражена в народной песне «Сэ?е», или «Разорение».
Переселившиеся с бассейнов pp. Узени и Чижи в долины pp. Большой Иргиз, Камелик, Каралык и др., башкиры, сохранившие вотчинное право, на новых местах назывались, однако, «новыми» по отношению к давно проживавшим здесь башкирам, именовавшим себя «старыми». У последних сохранились и жалованная, и владенная грамоты на вотчинную землю в бассейне р. Большой Иргиз и других речек.
Таким образом, поселение башкир на левом берегу Волги было древним, но расселение их поздним21. Виной тому ногайцы и нашествие калмыков, которые вытеснили
18 Там же. Л. 16.
19 Там же. Л. 211-212.
20 Бапгкорт хальгк ижады. Йырзар. Беренсе китап. вфе, 1974.
54-се бит.
С прекрасных долин Чижи Силой прогнали всех башкир. И на эти башкирские земли Установили свои межи.
Перевод У. Ф. Надергулова См. Иргизо-камеликские башкиры. С. 12.
21 Рукописный отдел архива Института Российской истории
РАН. Фонд А. П. Чулошникова. Л. 2.
САРАТОВСКИЕ И САМАРСКИЕ БАШКИРЫ
башкир с обжитых мест. Но последние продолжали «боб-рованье» и «зверовье» наездами. Только по окончании калмыцкой угрозы башкиры в массовом порядке стали возвращаться на свои старые вотчины на левом берегу Волги и создавать свои постоянные поселения. Это произошло до XVIII в. После Пугачевского движения начался второй этап возвращения башкир на свои приволжские вотчины, которые власти уже считали казенными. Поэтому и «старые» башкиры-вотчинники при земельных спорах с уральскими казаками или государственными (казенными) крестьянами из русских и украинцев даже при предъявлении жалованных грамот почти всегда проигрывали дела. При этом наблюдалась двойственность позиции властей в этом вопросе: частично признав башкир вотчинниками, в основном считали их чуть ли не припущенниками, сидящими на казенных землях. С самого начала XIX в. идет третий этап освоения приволжских степей башкирами, не имевшими почти никакого прямого отношения к земельной собственности в тех краях. Они принимались в общину «старыми» в свои деревни или с правом основания переселенцами новых селений. В итоге количество башкирских селений там доходило до 26—28.
В 1806 г. Сенатский указ запретил башкирам Оренбургской губернии выезды и переселение на территорию других губерний. Башкирам Саратовской губернии разрешили остаться на местах своего проживания с условием подчинения их местной земской полиции (для содержания дорог, несения почтовой, полицейской службы) или «перейти в те места, из коих вышли»22.
После этого на десятилетия прекратились выезды оренбургских башкир в Поволжье. Лишь в 30-х гг. XIX в. отмечена слабая волна переселенцев.
В 40-х гг. того же столетия начался отток башкир из Поволжья. В разные волости Оренбургской губернии направлялись ходоки для получения разрешения вернуться в свои населенные пункты. Когда утвержденным Мнением Госсовета было предложено переселить башкир 3-й юрты Саратовской губернии, находящихся частично на казенной, частично на казачьей земле Уральского войска, на землю 2-й и 3-й юрт башкир будущей Самарской губернии, началось массовое движение переселяемых башкир в Оренбургскую губернию. Переселить 7 тыс. башкир с 30 тыс. голов скота на расстояние 800 км в собственные или чужие волости Оренбургской губернии не представлялось возможным. Поэтому массовое переселение башкир из Поволжья в Оренбургскую губернию в 40—60-х гг. XIX в. было запрещено23. Все же немало башкир вернулось в Оренбургскую губернию. Еще до запрета составлялись списки людей об их намерениях по этому поводу в будущем. Так, в 1842 г. 4139 человек обоего пола изъявили желание вернуться в Оренбургскую губернию, а 82 человека — в Казахстан, 50 человек согласились стать государственными крестьянами. 255 человек твердо намеревались остаться в составе Уральского казачьего войска24.
Из башкирских деревень было образовано, как раньше было сказано, Башкирское отделение 9-го кантона, с 1832 г. Уральского казачьего войска. Отделение возглав-
22 ПСЗ. Т. 29. № 22284. С. 743.
23 ГАОО. Ф. 6. Оп. 6. Д. 14017-1. Л. 12; Оп. 13. Д. 2772.
24 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 49929. Л. 59.
лялось управляющим из числа штаб-офицеров казачьего войска. Отделение подразделялось на три административные юрты (юрт — йорт — дом, а юрта — административная единица). Юрта состояла из нескольких башкирских деревень. Во главе юрты стоял юртовой старшина из обер-офицеров Уральского войска или из самих башкир, имеющих офицерский чин. В руках управляющего и юртовых старшин была сосредоточена военная и полицейская власть.
Юрты не имели названий, а обозначались лишь номерами. Северная часть территории Башкирского отделения называлась первой (1-й) юртой, средняя часть именовалась второй (2-й), а южная часть — третьей (3-й). Центром Башкирского отделения являлся Камеликский умет, где проживал управляющий.
А теперь назовем деревни, распределенные по юртам. К 1-й юрте относились дд. Муратшино, Ташбулатово, Кинзягулово, Имилеево, Утекаево, Каскиново. Остальные — хутора. Сегодня все находятся на территории Самарской области.
2-й юрте подчинялись населенные пункты башкир Саратовской губернии: Кусембетово (Кучембетово), Бай-гундино (Байгульдино), Уразаево, Кусябаево (Кузябае-во), Ишимбаево (Юлдашбаево), Кунакбаево, Максютово, Бегеняш (Бобров Гай), Габдуллино, Акиров хутор.
В составе 3-й юрты находились деревни, относящиеся впоследствии к Самарской губернии: Хасаново, Зямбеко-во, Байрамгулово, Хамбилово, Дингизбаево, Кустяново и др.25 Остальные были ныне исчезнувшие хутора. Из числа названных деревень некоторые сегодня отсутствуют на картах двух областей.
Общее количество домов и деревень по юртам выглядит следующим образом26.
Таблица 239
В каждой деревне в среднем имелось по 30 домов. Современники отмечают, что более чем три четверти домов из 872 и две мечети из 9 были построены из-за отсутствия в этих краях лесоматериалов из дерна и так называемого «воздушного кирпича». Саманные дома, полуземлянки, дома из дерна были далеко не похожи на русские избы. И деревни не имели правильных улиц (кроме 2—3 селений). «Это не больше, не меньше как кучи дерна, разбросанные как попало в величайшем беспорядке, без улиц, без дворов, без ворот, без всего того, что составляет необходимость и вместе с тем приятный вид жилого места»27, — писал полтораста лет тому назад И. П. Железнов.
25 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2859. Л. 51.
26 ГАОО. Ф. 167. Оп. 1. Д. 21. Л. 15; Железнов И. П. Уральцы.
Ч. 1. С. 278; Он же. Башкирцы // Москвитянин. М., 1854. Т. 5.
№ 17. Кн. 1. Отд. 5. С. 8.
27 Железнов И. П. Уральцы. Ч. 1. С. 284.
САРАТОВСКИЕ И САМАРСКИЕ БАШКИРЫ
В работе И. П. Железнова приведены официальные статистические материалы за 1853 г. о численности жителей по сословным признакам и полу, а также о состоянии земледелия и скотоводства по юртам.
Прежде всего обратим внимание на численность жителей обоего пола по трем юртам28.
Таблица 240
За 20 лет (1832—1853 гг.) саратовские и самарские башкиры численно выросли с 1233 душ29 до 2624 душ м.п. или с 2466 до 5269 человек обоего пола.
Такое увеличение населения в два с лишним раза за короткий период было возможно не только за счет естественного прироста, значительную роль в этом сыграли переселенцы из Оренбургской губернии. Тем не менее один из авторов конца XIX в. А. Под-ров считал, что последние 25 лет (1865—1890 гг.) башкирское население Кузябаевской и Имилеевской волостей Николаевского уезда (значит, в него входили волости и саратовских, и самарских башкир) Самарской губернии «постепенно вымирает». И далее он продолжал, что «и недалеко, вероятно, то время, когда все неумелое и горе-горькое полевое хозяйство их кочевников-земледельцев будет существовать лишь в воспоминаниях»30. Однако такого негативного явления не было даже в условиях хозяйственного кризиса конца XIX в., когда был высок падеж скота из-за болезней и бескормицы. Вся трагедия заключалась в том, что вчерашний полукочевник, потерявший свой скот, еще не
28 Железное И. П. Уральцы. Ч. 1. С. 278. Он же. Башкирцы.
С 7—8
29 ГАОО. Ф. 167. Он. 1. Д. 21. Л. 15. По VIII ревизии 1834 г. в
1-й юрте было 720, во 2-й — 1576, в 3-й — 875 человек. См. ЦГИА
РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 583. Л. 23, 63, 89.
30 Под-ров А. Башкиры-землевладельцы. С. 8.
стал настоящим земледельцем, но и не был кочевником. Уменьшение численности башкир этих мест объясняется возвращением в Оренбурскую губернию тех из них, которые в начале XIX в. оказались на левом берегу Волги. Сравнение статистических данных за 1853 (2624 души) и 1887 гг. (7203 души м.п.) опровергает мнение о вымирании саратовских и самарских башкир в конце XIX в.
Башкиры вели полукочевой образ жизни: зиму проводили в зимовках (зимниках) — деревнях, а летом выезжали на летовку-яйляу. «Лишь только настанет весна, как, бросая домы, выбираются в поле, под открытое небо, на чистый воздух, на зеленую травку-муравку, выбираются и... после зимнего оцепенения оживают»31. На летовку выезжали не все: в 1-й юрте из 254 домов — 186, т.е. 28,8% семей оставалось дома; во 2-й юрте саратовских башкир из 275 домов — 197 (28,4% семей не выходило на кочевку); и, наконец, в 3-й юрте из 343 домов на летовку выезжало 325 кибиток, т.е. почти все, кроме 18 домов, что составляло больше 5%.
В «Описании волжского прибрежья Самарской губернии и замечательнейших его местностей» Воронова за 1851 г. содержатся интересные сведения о видах жилищ башкир во время летней кочевки. «Башкиры, их в губернии 19 063 души обоего пола; кочевые живут летом в войлочных кибитках, составленных из прутьев и жердей и только сверху и с надветренной стороны покрытых кошмами {аласытс); кочующие вблизи лесов вместо кошевных юрт складывают бревенчатой шести или восьмиугольной низкий небольшой дом (уй) с полуконическою крышею, имеющего очаг или чувал; бедные из лесовых башкир строят юрты из лубков, сшиваемых по планкам веревками (аласытс); такой шалаш также скоро разбирается и складывается для перевозки, как и кошевная юрта. Осенью башкиры пьют мед, который у них варится с восчанкой на дрожжах и заквашивается на печке; летом пьют кумыс, а зимою кирпичный чай с солью, молоком»32.
До выезда на летовку всегда успевали завершить сев яровых культур. В 1853 г. было засеяно пшеницы в 1-й юрте 1222 четверти, во 2-й юрте — 345, в 3-й юрте -406 четвертей. Урожайность была хорошая: «сам — 10», т.е. получали урожай в 10 раз больше, чем было засеяно. Сеяли овес и просо. В том же году в 1-й юрте было засеяно 402 четверти, во 2-й юрте — 207, в 3-й юрте — 70 четвертей. И по этим культурам урожай был равен «сам — 10». В среднем на одного человека сеяли по 4,0 пуда хлеба. А по юртам наблюдалась большая разница: в 1-й юрте на человека приходилось 8,7, во 2-й — 2,8, в 3-й — 1,7 пуда. В 1-й юрте гораздо лучше и больше других земледелием занимались чиновники Акировы. Среди башкир только они для распашки полей имели десятки волов. Многие из зажиточных людей для земледельческих работ за большую плату нанимали соседних русских и украинских крестьян. Бедные башкиры сдавали свои земли в аренду «русским кулакам», обычно сроком на 10 лет за плату от 40 коп. до 1 руб. 50 коп. за десятину (равную 1,09 га).
Для башкир этих мест был,чужд озимый хлеб. Предпочтение отдавалось пшенице. Это объяснялось тем, что
31 Железное И. П. Башкирцы. С. 11.
32 Зеленин Д. К. Описание рукописей ученого архива импера
торского русского географического общества. Вып. 3. ПГд.,
1916. С. 1186, 1187.
i САРАТОВСКИЕ И САМАРСКИЕ БАШКИРЫ
\ рожь «в их стране плохо родится»33. Поволжские башкиры сеяли хлеба столько, сколько их сородичи в 4-м (Троицкий уезд), 5-м (Челябинский уезд), 6-м (Верхнеуральский уезд), 9-м (Оренбургский уезд), частично в 12-м (Белебе-евский уезд Оренбургской губернии) кантонах. Вполне определенно можно сказать, что генетические связи и традиции поволжских и оренбургских башкир сильно влияли на формы хозяйствования первых.
Коротко о скотоводстве. В 1819 г. в трех уездах (Вольском, Хвалынском, Саратовском) Саратовской губернии насчитывалось 33100 голов лошадей, 11976 голов рогато-
[ го скота и 81496 голов овец34.
Состояние скотоводства в середине XIX в. выглядело следующим образом35.
Таблица 241
По приведенным сведениям видно, что поголовье лошадей преобладало над количеством крупного рогатого скота. Это и есть свидетельство того, что жители юрт прежде всего занимались полукочевым хозяйством. Особо подчеркнем, что за 30 лет (1819—1850 гг.) башкиры потеряли более 100 тыс. голов своего скота. К 1861 г. они имели его 27 тыс. голов36.
На одного человека в 1853 г. приходилось в среднем следующее количество скота.
Таблица 242
Следует отметить, что самарские башкиры были лучше обеспечены скотом, чем саратовские (2-я юрта). Гораздо в выгодном положении находились жители 3-й юрты. Они владели большим количеством лошадей (3 на человека), рогатого скота (1,4), овец (3). Они меньше всех засевали хлеб. Некоторые из жителей владели сотнями голов лошадей. А башкир д. Ташбулатово при р. Каралык Ташбулат Бикназаров в 1842 г. имел 1000 лошадей, 60 голов крупного рогатого скота, 108 овец, 7 коз37. Следовательно, полукочевнические традиции сказывались здесь гораздо сильнее, чем в других юртах.
33 Железное И. П. Башкирцы. С. 9.
34 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1208. Л. 10.
35 Железное И. П. Уральцы. С. 277.
36 ГАОО. Ф. 6. Оп. 6. Д. 14017-1. Л. 12.
37 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4929.
В то же время состояние скотоводства, как и земледелия, зависело от многих факторов. От эпизоотических болезней и бескормицы из-за засухи за 5 лет (1884—1889 гг.) башкиры Николаевского уезда Самарской губернии лишились 82% всего скота38. Данный факт не мог не повлиять на окончательный отказ от кочевок в пользу земледельческого хозяйства.
Несмотря на категоричность в суждениях одного автора о том, что «ни торговля и никакое ремесло башкирам совершенно не знакомы», сам же распространяется о торговле среди самарских башкир следующим образом: «Все, что башкирец имеет лишняго — зерно ли хлеба, клок ли сена, лошадь ли, корову ли, овцу ли, он все тащит на ближайшую ярмарку и торопится как можно скорее распродавать, чтобы на вырученнысденьги купить или чаю с сахаром, или ситцу на рубахи себе и жене своей». Он упоминает известных в Башкирском отделении ремесленников — серебряника и плотника, особо подчеркивает роль женщины в сапожном деле39. Но в целом и торговля, и ремесло не получили должного развития. Необходимые в хозяйстве и в быту транспортные средства, орудия труда, предметы домашнего обихода, обувь, одежду и другое башкиры изготовляли сами. Домашние ремесла еще не выделились в отдельные отрасли промышленности, точно так же, как из всей массы башкир не обособились торговцы, купцы.
Относительно грамотности населения имеются взаимодополняющие добротные источники и литература, свидетельствующие о распространенности конфессионального и светского образования среди иргизо-камелик-ских башкир. Видный историк А. П. Чулошников в своих рукописях о Башкирии кантонного периода не мог не обратить внимания на мусульманские религиозные школы и русские училища, которые действовали среди поволжских башкир. Местная молодежь почти вся обучалась в мектебе или приходскими муллами, или вольно-наемными учителями. В каждом ауле, по данным начала 60-х гг. XIX в., почти 2/3 детей обоего пола, начиная с 7-летнего возраста ходили в школы, причем девочек обучали жены мулл и другие грамотные женщины. В этом последнем отношении саратовские (и самарские) башкиры шли, таким образом, впереди остального башкирского населения, где женское образование даже в религиозных школах было тогда очень слабо распространено. Русское образование, связанное с общей русификаторской политикой царизма на окраинах, также стало внедряться здесь несколько ранее, чем в остальной Башкирии. Так, первое русское училище у саратовских башкир возникло еще в 1852 г. в центре Башкирского отделения в Камелик-ском умете, где обучались башкирские мальчики 1-й и 3-й юрт (Самарской губернии). Молодежь же 2-й юрты (Саратовской губернии) посылалась для обучения в Чи-жинскую дистаночную школу, открытую в 1859 г. при Чи-жинском форпосте. Позднее она была размещена в специально построенном для этого деревянном здании. Рассчитана была на 25 учеников, содержание ее обходилось ежегодно в 200 руб. В 1862 г. в обеих этих школах обучалось 35 башкирских мальчиков и на содержание и
Под-ров А. Указ. соч. С. 8. Железное И. П. Башкирцы. С. 11.
САРАТОВСКИЕ И САМАРСКИЕ БАШКИРЫ
обучение их ассигновалось ежегодно до 650 руб. серебром из «общественного башкирского капитала»40.
В последующем традиция в области просвещения продолжалась и развивалась. По данным Всероссийской переписи 1897 г. в целом по Самарской губернии грамотность среди башкир составляла у мужчин 35,4%, женщин 30,4%. Соответственно подобные показатели составляли среди русских 30,0 и 9,1%, а среди татар — 22,1 и 19,3%.41
Пестрый этнический состав иргизо-камеликских башкир, относительно изолированное развитие их от основного ядра башкирского народа определили специфику языка местного населения. Его язык — смешанный. Дзыковеды различают иргизскую и камеликскую лингвистические зоны. В иргизской зоне проживают «новые»
башкиры, поздние переселенцы, или их называют «чи-жинцами», а в камеликской — представители «старых». Разговорный язык «новых» специалисты относят к ик-сакмарскому, а язык «старых» — к демскому говорам южного диалекта башкирского языка42. У «старых» (коренных) башкир часто встречается употребление в словах буквы д вместо h и с, что объясняется влиянием говора минских башкир, оказавшихся в XVII — начале XIX в. в саратовских краях43.
Таким образом, в бассейнах pp. Большой Иргиз и Ка-ралык обосновались чижинско-узеньские башкиры Саратовской губернии, ставшие по воле казачьих властей самарскими, по существу «старыми», т.е. более ранние по поселению в Поволжье башкиры превратились в «новых». Вот такая метаморфоза получилась в их истории.
40 Рукописный отдел архива Института Российской истории
РАН. Фонд А. П. Чулошникова. Л. 10.
41 Всеобщая перепись населения. Тетрадь 1-я. 1897. XXXV.
Самарская губерния. СПб., 1904. С. 9.
Надергулов У. Ф. Иргизо-камеликские башкиры. ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 94. Л. 4.
БАШКИРСКИЕ ДЕРЕВНИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
А теперь предлагаем конкретный материал о краткой истории башкирских населенных пунктов Самарской области. Сегодня их всего 7—8, в прошлом было гораздо больше. Здесь проживают 7885 башкир. у Сначала отметим, что не только в Поволжье, но и в самой Башкирии каких-либо списков населенных пунктов башкир за XVI, XVII вв. не существует. Их нет и за XVIII в., если не считать материалов V ревизии 1795 г., когда численность башкирского населения учитывалась по населенным пунктам. Поэтому о башкирских селениях до XIX в. можно судить лишь по отрывочным сведениям из разных источников.
К самарским относились деревни по р. Большой Ир-гиз — Утекаево (Бурзян), Дингизбаево, Имилеево (Кып-сак), Кинзягулово (Бишул), Хасаново, по р. Таловая — Кочкиновка (Каскиново, Таллы), по р. Каралык — Му-ратшино, Ташбулатово (Ташкустян).
Д. Утекаевоосновал Утекай в 80-х гг. XVIII в.*, сыновья и внуки которого перечисляются VIII ревизией 1834 г. Старший из них Сируса Утекаев (1760—1822). По его имени образовалась группа родственных семей Сиру-синых — ара, или \ , или, , которую называли си-
руса — ( — войско). Сируса служил юрто-
вым старшиной, возглавившим 1-ю юрту (дд. Утекаево, Каскиново, Имилеево, Муратшино, Ташбулатово). Он жил в семье старшего сына Габдуллы, 1778 г. У последнего было три сына (Худайберды, Кутлуахмет, Галахмет) и четыре дочери 15, 12, 8, 6 лет. Остальные сыновья Сирусы Утекаева жили самостоятельно, каждый своей семьей. Их имена: Абдулгафар Сирусин (Чирючин), 1790 г., имел двух жен 40, 45 лет к 1834 г. Его сыновья Сеитбаттал, Фах-ратдин, Багаутдин, Батырхан, Аллаберда, Кадыр.
Мулла Абдрахман Сирусин, 1792 г., жена старше него на 12 лет. Сыновья Абдрафик, Алтынбай, Алчимбай, Абдулгалям, Мухаметгалим, Абдулкарим. Дочерям 10, 12 лет.
Рахматулла Сирусин, 1803 г. Дочерям 12, 6 лет, 6 месяцев.
Сыртлан Сирусин (сын Усмалетдин), 1811 г., был моложе жены на 12 лет, имел пасынков 7, 13 лет. В данном случае наблюдается левиратный брак, когда глава семьи вынужден был взять в жены сноху — вдову умершего брата.
Араслан Сирусин, тоже 1811 г., при нем жили его 49-летняя мать (одна из жен отца) и брат Янаберда, 1817 г.
Из других сыновей первопоселенца Утекая известны Якуп и Яныбай Утекаевы. У Якупа Утекаева (1772—1828)
* Ошибочно указывают 30-е гг. XIX в. См. Йэшлек. 25 марта 1995 г.
были сыновья Рамазан 25 лет (его сыновья Абдулбадига, Абдулвагап, Хазимрат и дочери 17, 14, 6 лет) и Юламан 22 лет (сын Кутлузаман). Яныбай Утекаев, 1778 г., имел сыновей Хабибуллу, Нигматуллу, Габайдуллу и двух дочерей.
Был еще Юсуп Утекаев (сын Кутлугалям, 1807 г., его сын Мухаметсадык), известный тем, что в 1807 г. в качестве доверенного башкир ходатайствовал перед Сенатом о праве на землю.
Из представителей военных властей назовем семьи зауряд-сотника** Ирназара Ишбулдина, 1781 г., и урядника, 39-летнего двоеженца Юнуса Юсупова (сын Яга-фар). Из четырех сыновей Ирназара (Тугузбай, его сын Мухаметсадык; Кармангул, Нурмухамет, Мухаметрахим) 20-летний Нурмухамет жил левиратным браком. Он по обычаю был вынужден жениться на 45-летней снохе — вдове умершего старшего брата Нуралы с ее 4 сыновьями (Зюлькарнай, Муса, Айса, Ахмет) и дочерью. Возрастная разница супругов породила полигамию: глава семьи оформил брак с 18-летней девушкой, от которой имел годовалого сына Кутлугузю.
Кроме вышеуказанного муллы из среды Сирусиных в деревне проживали другие представители духовенства: 43-летний Хисматулла Габдрашитов с женами 45, 25 лет (сыновья Ярулла, Сумгатулла, три дочери 16, 8, 4 лет) и 58-летний Габбас Абдуллин с женами 37, 18 лет, прибывший из 12-го башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии в 1833 г.
Отметим еще одного жителя деревни, по имени которого называется сегодня группа семей. Это Дауыт Зямбе-ков (1778—1828). Его сыновья Асфандияр, Мухаметьяр, Хамза, Габбас. Его братья Сулейман (его сыновья Хасан, Хусаин, Ваккас) и Кинзябай (сыновья Ибрагим, Аюп).
Хотелось бы здесь подчеркнуть, что в прошлом везде и всюду среди народа наблюдалась атмосфера сочувствия, сострадания и человечности (маленький пример: 33-летний Иркабай Галикаев, имея при себе двух дочерей и сына, принял «во двор» абсолютно чужого для семьи человека — 63-летнюю Кинзябику Кулганину), от которых — гуманных принципов — мы постепенно отдаляемся сегодня (в мирное время у нас в стране гораздо больше детских домов, чем в годы Великой Отечественной войны и восстановления разрушенного народного хозяйства,
** Казачьи зауряд-чины: зауряд-хорунжий, зауряд-сотник, зауряд-есаул. Затем получали следующие чины в казачьих войсках урядник (в регулярных армейских частях — унтер-офицер), хорунжий (прапорщик), сотник (поручик), есаул (капитан), войсковой старшина (майор). Затем для всех и казачьих, и регулярных — подполковник, полковник, генерал-майор и т.д. Такое приравнивание произошло по указу 12 февраля 1828 г.
23 — История сел и деревень Башкортостана
САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Башкирские населенные пункты Самарской области РФ
что у меня вызывает чувство возмущения, как у бывшего воспитанника детского дома, еще больше — повсеместное появление домов для престарелых людей при живых детях и родственниках).
Несмотря на запрет выезда людей из Оренбургской губернии в другие, наблюдались факты оседания в д. Уте-каево башкир, прибывших в 1831—1834 гг. из 7-го кантона Стерлитамакского уезда (Кулбулда Кулбаев с сыном Мустафой), из 9-го кантона Оренбургского уезда (Муха-метвали и Габдулвали Айбатуллины) и из 12-го кантона Белебеевского уезда (Якшигул Иманов)1.
Этнический состав башкир: представители родов бур-зян и частично тамьян. Они подразделялись на группы семей: сируса, дауыт (о которых выше Шла речь),
(2 семьи)2. Относительно происхождения жителей из бурзян (о тамьянцах речи нет) имеется любопытный документ, возникший в связи с тем, что уте-каевцам собирались выделить землю не в собственность, а в пользование, но впоследствии они получили, как и все самарские башкиры как вотчинники по 40 десятин на душу м.п., как и в самой Башкирии.
Вот этот документ 1843 г. «Оренбургской губернии Верхнеуральского уезда 6-го башкирского кантона юрты
1 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 583.
2 Надергулов У. Ф. Указ. соч. С. 118. И по другим деревням
см. его работу.
8-й команды старшины Биктимирова дер. Туркменевой (ныне Баймакского района РБ) жители с общаго согласия нашего дали сие приемное письмо в том, что родственники наши жители дер. Утекаевой, как имеют вместе с нами вотчинную землю, проживая с давнего времени Башкирского отделения Уральского (казачьего) войска 1 -й юрты в дер. Утекаевой, не согласные с нарезанной им земли во временное ведомство, по просьбе их мы желаем принять для совместного жительства вместе с нами в числе 29 дворов, в коих мужска пола 102 и женскаго 117 ревизских душ (т.е. по VIII ревизии 1834 г.) с предоставлением поземельных угодий. В чем умеющие грамоты подписуемся, а не умеющия — тамги свои прилагаем (у всех Т)»3. Однако массового возвращения их не произошло.
В 1816 г. в Утекаево было 80, в 1834 г. - 219, в 1850 г. -252, в 1931 г. — 267 башкир обоего пола при 60 дворах4.
В Утекаево была соборная мечеть во главе с имам-ха-типом Алтынбаем Габдрахмановым (азанчи Муллагильде Юлбарисов). К ее приходу была причислена д. Качкино-во с населением в 213 человек в 1850 г.5
Утекаево — родина автора трех книг Башара Хасана, работавшего редактором Башгиза.
3 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4929. Л. 260.
4 Там же. Д. 1208. Л. 10; Д. 2859. Л. 5; Д. 4929. Л. 260; Список
населенных пунктов Средневолжского края. Самара, 1931. С. 24.
И по другим селениям см. этот сборник.
5 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2859.
САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Башкиры д, Утекаево по VIII ревизии 1834г.*
1. Зауряд-сотник Ирназар Ишбулдин 53 лет, сыновья от 1-й умершей жены Тугузбай 27 (его сын Мухаметса-дык 7), Нурмухамет 20 (его сын от 2-й жены Кутлугу-зя 1 года, пасынки Зюлькарнай 14, Муса 12, Айса 11, Ахмет 5 лет, Нуралины), Кармангул 14, Мухаметра-хим 10 лет.
2. Урядник Юнус Юсупов 39 лет, сын от 2-й жены Яга-фар 7 лет.
3. Мулла Хисматулла Габдрашитов 43 лет, сыновья от 1-й жены Сумгатулла 1, от 2-й жены Ярулла 2 лет.
4. Мулла Габбас Абдуллин 58 лет, причислен из 12-го кантона в 1833 г.
5. Юртовой сотник Чирюча (Сируса) Утекаев 56 лет, умер в 1822 г., сын Габдулла 56 (его сыновья Худай-берда 14, Кутлуахмет 9, Шаяхмет 2 лет).
6. Араслан Чирючин (Сирусин) 23 лет, его брат Янабер-да 17 лет.
7. Абдулгафар Чирючин 44 лет, сыновья от 1-й жены Се-итбаттал 13, Фахратдин И, Багаутдин 7, Батырхан 3, от 2-й жены Аллаберда 20, Кадыр 15 лет.
8. Мулла Абдрахман Чирючин 42 лет, сыновья Абдра-фик 18, Алтынбай 16, Алчимбай 14, Абдулгалям 6, Мухаметгалим 5, Абдулкарим 6 месяцев.
9. Рахматулла Чирючин 31 года.
10. Сыртлан Чирючин 23 лет, сын Усмалетдин 3, пасынки Карагул Иргалин 13, Шарафетдин Нуралин 7 лет.
11. Кутлугалям Юсупов 27 лет, сын Мухаметсадык 6 лет.
12. Акназар Ирназаров 30 лет, сыновья Мухаметша 9, Муратша 6, Мухаметшарип 3, Давлетьяр 1 года.
13. Иргали Ишбулдин 29 лет, умер в 1825 г., сын Кильму-хамет 12 лет.
14. Хаммат Алимбеков 42 лет, сыновья Габдулсалих 8, Зюлкарнай 6, Сулейман 1 года.
15. Нурали Ишбулдин 22 лет, умер в 1828 г.
16. Гали Ишбулдин 27 лет, сын Галиакбер 10 лет.
17. Алимгул Иманов 56 лет, умер в 1819 г., сыновья Юл-барис 9 лет, Кутлуяр 1 года, умерли в 1822 г.
18. Якуп Утекаев 44 лет, умер в 1825 г., его сыновья Рамазан 25 лет (его сыновья Абдулбадига 7, Абдулвагап 5, Хазимрат 6 месяцев), Юламан 22, Кутлузаман 20 лет.
19. Якшубай Утекаев 56 лет, сыновья Нигматулла 27, Ха-бибулла 22, Габайдулла 19 лет.
20. Байбулат Имашев 27 лет.
21. Галикей Кулгунин 46 лет, умер в 1820 г., сын Аиткул 30 лет.
22. Иркабай Галикаев 33 лет, его сын Ярмухамет 4 лет.
23. Зюмай Кутлумбетов 62 лет, сыновья от 1-й умершей жены Юлбирда 3 лет, умер в 1829 г., Юлгутла 1 года, умер в 1816 г., от 2-й жены Минлубики Ишмухамет 6, Баймухамет 3 лет.
24. Даут Зямбеков 28 лет, умер в 1829 г., сыновья Асфан-дияр 14, Мухаметьяр 12, Хамза 6, Габбас 4 лет.
25. Сулейман Зиянбеков 42 лет, сыновья Хасан 7, Ху-саин 7, Ваккас 2 лет.
26. Кинзябай Зиянбеков 27 лет, сыновья Ибрагим 4, Аюп 2 лет.
27. Якшигул Иманов 38 лет, причислен из 12-го кантона в 1834 г.
28. Кулбулда Кулбаев 27 лет, причислен из 7-го кантона в 1834 г., сын Мустафа 7 лет.
29. Чюка Тимирбаев 43 лет.
30. Мухаметвали Айбатуллин 23, брат Габдулвали 20 лет, причислены из 9-го кантона в 1831 г.
Д. Дингизбаевобыла основана в конце XVIII в. Дингизбаем Юлумбетовым, выходцем из д. Хасаново, разграбленной и разрушенной уральскими казаками в 1815 г. Такой же участи подверглась и Дингизбаево. В то же время по р. Узень зафиксирована «крепость Дингизбаевой» из Башкирского отделения, куда в 1833 г. из д. Ишбуддино 16-й юрты 9-го кантона (Усерганской волости из аймака Аю) прибыли Зиянчюра Акьюлов и Хабибрахман Бай-гильдин6. Дальнейшая судьба «крепости» связана с одноименной деревней, куда переселились жители укрепления. А жители разрушенной д. Дингизбаево основали в 1815—1820 гг. новое поселение под тем же названием по р. Большой Иргиз, где в 1834 г. проживало 154 человека7. Оба поселения («крепость» и деревня) были основаны Дингизбаем Юлумбетовым, предком народного поэта Рашита Нигмати. В 1842 г. сыновья и внуки его изъявили желание вернуться в Усерганскую волость 9-го башкирского кантона (Оренбургский уезд). Среди них были Ур-кумбай Дингизбаев, 1789 г., его сыновья Хайбулла, Губай-дулла, Нигматулла; Юмагул Дингизбаев, 1797 г., его сыновья Мухаметкулый, 1814 г., его сын Ахметгали, 1837 г., иМуртаза, 1818 г.8
В 1842 г. Балхий Умбетов с 61 мужчиной собирался вернуться в дд. Акбулатово или Тляугулово 1-й юрты 9-го башкантона, а Исен Алчибаев — в д. Зиянчурино9. Между прочим, Балхий Умбетов, 1768 г. (сын Ишмухамет, 1816 г.) фигурирует в родословной башкир племени усерган рода бишей10, точно так же, как и Намаз, но без указания его сыновей (по переписи они известны: Дускун, Туккара, Биккара, Балгара, Кунгурбай, Гали Намазовы, родившиеся в 1790-1813 гг.).
Из всего этого следует, что подавляющее большинство жителей относилось к Усерганской волости (тюбы бишэй, сураш), часть к Кипчакской (тюбы айкай, мышы), Бурзянской, Тунгаурской волостям.
Назовем фамилии зажиточных жителей: отставной зауряд-есаул Турдагали Иткучюков, 1778 г., имевший 328 лошадей, 30 коров, 75 овец, 4 козы; Юмагул Дингизбаев (55 лошадей, 16 коров, 9 овец), его сын Мухаметкулый (120 лошадей, 29 коров, 25 овец), Дускун Намазов (120 лошадей, по 33 коровы и овцы).
Ревизией 1834 г. учтен имам-хатип, двоеженец Габ-дулфаиз Туюшев. Тем не менее деревня относилась к приходу соборной мечети д. Хасаново.
В 1850 г. в деревне насчитывалось 190 мужчин и 173 женщины. 355 башкир при 87 дворах было в 1931 г.
Дингизбаево — родина народного поэта Башкортостана Рашита Нигматулловича Нигматуллина — Рашита Нигмати (1909—1959; его родословная: Рашит — Нигматулла — Уркунбай — Дингизбай — Юлумбет — Утяган —
* Здесь и далее — в 1816 г. 6Тамже.Д. 4929.Л. 69.
7 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 583. Л. 65-68.
8 Там же.
9 Там же. С. 157-167.
10 Башкирские шежере. С. 88.
САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Рашит Нигмати Фатима Мустафина
Бикзян — Кутлугильде — Тиляукай — Бикбау)11 и министра просвещения БАССР Фатимы Хамидовны Мустафиной (1913—1998), видного педагога, государственного и партийного деятеля.