А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) Чехов верил в то, что грядущая истинная культура облагородит человечество.
2) Одна из главных черт, свойственных Наташе Ростовой, — честность в отношениях с людьми.
3) На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка.
4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков опубликовал ряд статей о поверьях и обычаях русских крестьян.
Прочитайте текст и выполните задания А6 —A11 |
(1)... (2)А зачем нужен язык? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения. (4)Во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (5)Наконец, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли и чувства. (6)... без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке. |
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Речь является предметом исследования всех лингвистических дисциплин и смежных наук.
2) Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
3) Человек передаёт самые сокровенные мысли и переживания с помощью универсальных языковых знаков.
4) Язык — это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.
А7. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Однако
2) Хотя
3) Итак,
4) Зато
А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей пятого (5) предложения текста?
1) человек мог
2) человек мог выразить
3) выразить мысли и чувства
4) мог выразить мысли и чувства
А9. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
1) простое с однородными членами
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова НЕОБХОДИМ из четвёртого (4) предложения текста.
1) прилагательное
2) действительное причастие
3) страдательное причастие
4) деепричастие
А11. Укажите значение слова ЗАКРЕПЛЯТЬ в предложении 4.
1) делать прочным, устойчивым
2) обеспечивать права и обязанности
3) привязывать, присоединять
4) увеличивать, приумножать
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запеч(2)ая рыба, толстые колбасы, копч(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.
1) 1
2) 1, 2
3) 3
4) 1, 3
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) нагр...вать, стр…мление, соч…тающий
2) под...рить, хв...стун, просл...вляя
3) переб...рёшь, к…варный, ст...рона
4) об…яние, прик…снуться, л...скающий
А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) без…скусный, без…нициативный, супер...гра
2) пр...страстный, пр...тормозить, пр...вышение (скорости)
3) бе…перспективный, в…помнить, неи…бежность
4) с...причастность, пр...контролировать, под...брать
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) предъявля...шь, воссоздава…мый
2) загон...шь, просмотр...нный
3) напил...шь, закле…вший
4) свер…шь, укороч...нный
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. расклан…ться
Б. ливн...вый
В. выстра…вать
Г. остр...нький
1) Б, Г
2) А, Б, В
3) В, Г
4) А, В, Г
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.
2) Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)широкой, но быстрой речки.
3) Оседает пыль, и взору открываются (не)высокие пирамидальные тополя.
4) Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд многое решал.
2) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
3) Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
4) (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Савинов зажёг несколько свечей ( ) и теперь можно было рассмотреть обстановку гостиной.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья ( 4) и неподвижно устремив глаза свои в траву...
1) 1, 3, 4
2) 1, 2, 3
3) 2, 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 2, 3
3) 3, 4
4) 1, 4