Тема 12. Повторительно-обобщающий урок. Самоанализ урока
Продолжая работать по избранной Вами теме, просмотрите еще раз ваши планы-конспекты уроков различных типов: урока изучения нового материала, комбинированного урока, урока контроля и проверки знаний. Разрабатывая серию уроков по теме, включающей 5-6 параграфов, Вы подошли к итоговому повторительно-обобщающему уроку.
1. Продумайте формы и методы организации повторения материала изученной темы.
2. Отберите основные факты, события, явления, даты, картографический материал, который необходим для систематизации знаний учащихся.
3. Выберите традиционные или нетрадиционные формы ведения урока, его структурные компоненты.
4. Составьте план-конспект.
Литература
1. Бухвалов В.А. Технология работы учителя-мастера — М — 1995.
2. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе — М — 1999.
3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе — М — 1999.
4. Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника — к творческому замыслу урока — М — 1999.
5. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории — М — 1969.
6. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории — М — 1993.
7. Лейбенгруб П.С. О повторении на уроках истории СССР в VII-Х классах — М
8. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей — М — 1978 — Ч.2.
9. Методика преподавания истории в средней школе — М — 1986.
10. Озерский И.З. Начинающему учителю истории — М — 1986.
11. Онищук В.А. Урок в современной школе — М — 1981.
12. Пасман Т.Б. Контрольные тесты // Преподавание истории в школе — 1996 — № 7.
13. Ротерштейн В.М. Различные формы урока истории в старших классах // Преподавание истории в школе — 1988 — № 4.
14. Стрелова О.Ю. Формулировка темы урока: нераскрытые возможности // Преподавание истории в школе — 1997 — № 3.
15. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе — М — 1985.
16. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого — М — 1991.
Планы семинарских занятий для студентов IV курса (20 часов)
Тема 1. Многообразие форм урока (традиционные, нетрадиционные формы).
1. Нетрадиционные формы урока, их классификация.
2. Требования к уроку-игре. Интегрированные уроки.
3. Роль учителя при организации нетрадиционных форм. Структура нетрадиционных уроков.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М — 1985.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М — 1982.
3. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. — М — 1989.
4. Онищук В.А. Урок в современной школе — М — 1981.
5. Петрова Л.В. Нетрадиционные формы уроков истории // Преподавание истории в школе — 1987 — № 4.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии — М — 1998.
7. Стрелова О.Ю. Формулировка темы урока: нераскрытые возможности // Преподавание истории в школе — 1997 — № 3.
Тема 2. Интеграция предметов гуманитарного цикла на уроках истории. Содержательный и деятельностный аспекты различных связей, межпредметных, внутрипредметных.
1. Виды межпредметных связей. Формы, методы, приемы организации межпредметные связей на уроках истории и обществознания. 2.
2. Профессиональные качества учителя.
3. Уровень интеграции наук на уроке истории. Внутрипредметные связи.
4.Виды интеграции. Требования к интегрированному уроку. Технические средства обучения на интегрированном уроке.
5. Формы, приемы и методы проведения интегрированных уроков.
Литература
1. Чернова М. Модульный урок // История — 1995 — № 27.
Тема 3. Современные технологии обучения истории.
1. Технология проблемного обучения.
2. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов, А.В.Литвинов). Укрепление дидактических единиц —УДЕ (П.М.Эрдниев).
3. Технология саморазвития (М.Монтессори). Система развивающего обучения (И.П.Волков).
4. Коллективный способ обучения — КСО (В.К.Дьяченко).
Литература
1.Бругименский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение — М — 1983.
2.Бутузов И.Д. Дифференцированный подход в обучении истории — Новгород — 1972.
3.Бухвалов В.А. Технологии работы учителя-мастера — М — 1995.
4.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии — М — 1996.
5.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования — М — 1986.
6.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе — М — 1979.
7.Мурзаев В.С. Рисунки на классной доске в преподавании истории — М — 1960.
8.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе — М — 1977.
9.Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе — М — 1985.
Тема 4. Технология укрупненных дидактических единиц (УДЕ). Модульно-блочное планирование.
1.Изменение структуры планирования. Подача информации модулями.
2.Система уроков при блочном планировании. Организации учебного процесса.
Литература
1.Ильинская И.Я. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке — М — 1985.
2.Матюшин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении — М — 1972.
3.Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шандрикова — М — 1990.
4.Радька А.З. Психология усвоения истории учащимися — М — 1961.
5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии — М— 1998.
6.Сохор А.М. Логическая структура учебного материала — М— 1974.
7.Чернова М. Модульный урок // История — 1995 — № 27.
8.Якиманская И.С. Знание и мышление школьников — М — 1982.