Межкультурная коммуникация (сущьность, проблемы, стратегии) и ее значение в СКСиТ
Мы живем в мультикультурном мире , которая нас толкает на взаимодействие с др. культурами. Когда в коммуникацию вступают представители разных культур, тогда сталкиваются различные культурно-специфические взгляды на мир. При этом каждый из партнеров не осознает эти различия, считает свой образ мира нормальным и в итоге нечто само собой разумеющееся одной стороны встречает нечто само собой разумеющееся другой стороны. Сначала обе стороны замечают, что здесь что-то не так. Пытаясь объяснить эту ситуацию, каждая сторона не ставит под сомнение свое «нечто само собой разумеющееся», охотнее думает о глупости, невежественности или злом умысле своего партнера. Здесь возникает представление о «чужом», которое и становится ключевым понятием к пониманию межкультурной коммуникации. «Чужое» понимается как нездешнее, иностранное, еще незнакомое и необычное. И действительно, сталкиваясь с чужой культурой, мы видим в ней много необычного и странного.
Говорить о межкультурной коммуникации (интеракции) можно лишь в том случае, если люди представляют разные культуры и осознают все, не принадлежащее к их культуре, как чужое. Отношения являются межкультурными, если их участники не прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, а знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения. Понятие «межкультурная коммуникация» впервые было сформулировано в 1954 году в работе Г. Трейгера и Э. Холла. Межкультурная коммуникация – это коммуникации между представителями разных культур, осознающих другую культуру как чужую. Один из участников обнаруживает отличие от другой культуры. Межличностные коммуникации возникают тогда, когда возникают трудности в общении, носит символический характер. Цель межкультурной коммуникации-достичь адыкватного взаимодействия. Самое главное межкульт – это чуткость к различим , несовпадению. Чувство эмпатии –поставить себя на место другого. Элементы межкультурной коммун. Языковые (контекстное значение), невербальные, времени, паравербальные.
Существуют разные типы м. к., н-р:- межэтническая коммуникация (м/у представителями разных этносов); - контркультурная коммуникация (несогласие, материнской и дочерней культуры);- взаимоотношения субкультур; - коммуникация разных слоев и групп (между бедными и богатыми, городом и деревней); - коммуникация м/у регионами (центр и периферия. например, жители Москвы испытывают значительные затруднения при общении с представителями Санкт-Петербурга. Москвичей отталкивает нарочито-интеллигентный стиль общения жителей Петербурга, который они считают неискренним. А жители Питера воспринимают прямой и свободный стиль общения своего соседа как грубость и необразованность); - коммуникации м/у представителями различных демографических, половозрастных групп; - коммуникации в деловой культуре, связанные с различными корпоративными ценностями (возникает из-за того, что каждая организация (фирма) располагает рядом специфических обычаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и при контакте представителей разных предприятий может возникнуть непонимание). Характерной чертой М.К. является неосознанность культурных различий ее участниками. Дело в том, что большинство людей в своем восприятии мира придерживаются наивного реализма. Им кажется, что их стиль и образ жизни является единственно возможным и правильным, что ценности, на которые они ориентируются, одинаково понятны и доступны всем людям. И только сталкиваясь с представителями других культур, обнаруживая, что привычные модели поведения перестают работать, обычный человек начинает задумываться о причинах своей неудачи. Теории м.к. При межкультурном общении вероятность непонимания намного возрастает, так как принадлежность коммуникантов к разным культурам часто нарушает их ожидания. Это вызывает негативные эмоции по отношению к партнеру-коммуниканту и всей культуре, которую тот представляет, приводит к неудаче весь процесс общения. Именно поэтому чужое поведение, основанное на ином опыте и культуре, может быть истолковано нами неверно. В этом случае у нас возникает тревога, неуверенность из-за неспособности предугадать дальнейший ход процесса коммуникации и его результаты. Состояние человека можно охарактеризовать как стресс. Научное решение проблемы коммуникативной неуверенности было предпринято с помощью теории редукции неуверенности(К. Бергер) - с помощью специальных методов взаимоотношения партнеров по межкультурной коммуникации могут быть усовершенствованы и изменены в лучшую сторону. Эти методы предполагают изменение ожиданий каждого конкретного человека от новой культуры, сокращение когнитивной неуверенности и тревоги. Исходный пункт его концепции состоит в допущении, что индивиды хотят более точно знать, что им ждать от общения с другим человеком — вознаграждения или наказания, нормального или отклоняющегося поведения, а также уметь правильно определить начало и конец акта коммуникации. Обычно выделяют 3 стратегии редукции неуверенности: пассивная — наблюдение за другими без вмешательства в процесс общения (сравнение, выявление реакций на какие-либо стимулы и т.д.); активная — человек задает вопросы другим людям об объекте своего интереса, получая, таким образом, необходимую информацию для общения; интерактивная — непосредственное взаимодействие с партнером по коммуникации, в ходе которого задаются вопросы, идут
попытки самораскрытия и т.п. Безусловно, это самая оптимальная стратегия поведения. Ряд факторов, уменьшающих неуверенность и неопределенность при контакте с представителями других культур:- позитивные ожидания при контакте с представителями других групп; советы и замечания со стороны представителей других групп;- более тесные, личные отношения с представителями других групп; способность к самонаблюдению;- более глубокие знания о чужой культуре;- большая терпимость к неопределенности. Теории адаптации( Я. Ким) - рассматривает динамику адаптации человека к чужой культуре как прибывшего за границу на короткий срок, так и проживающего там долгое время. Исходное положение теории: адаптация — это сложный процесс со многими составляющими, в ходе него человек постепенно, по нарастающей, привыкает к новой обстановке и новому общению = динамика стрессово - адаптационного роста. Она происходит по принципу «два шага вперед и шаг назад». Периодические отступления, затягивающие процесс адаптации, связаны с межкультурными кризисами. Для успешной адаптации необходимо: общение с новым окружением (частота контактов, положительный настрой), знание иностранного языка, положительную мотивацию, участие во всевозможных мероприятиях, доступ к средствам массовой информации. Теория координирования – не может быть глубокого включения в другую культуру, это не достижимый идеал. человеческая коммуникация по своей сути очень несовершенна, поэтому идеальное и полное взаимопонимание — это некий недостижимый идеал. Поскольку не все акты коммуникации имеют определенную цель, достижение взаимопонимания становится совсем не обязательным. Целью становится достижение координации, что возможно при взаимодействии, понятном для его участников. При этом в конкретном контекст происходит управление значениями и идет их индивидуальная интерпретация. Важно не то, насколько принятые в данном общении правила являются социальными, а то, насколько эти правила согласованы между собой в сознании каждого участника коммуникаций. Риторическая- Она позволяет анализировать не только индивидуальные различия, но и свойства больших групп. Частью этой теории также является анализ подсознательной адаптации сообщений применительно к конкретным ситуациям коммуникации.теория конфликтов, которая считает конфликты нормальным поведением, формой социальных действий, регулируемых нормами каждой культуры.Конструктивисткая теория– у всех людей есть особая когнитивная система, с помощью которой они могут интерпретировать слова и действия других довольно точно и аккуратно. Но поскольку культура влияет на индивидуальную схему развития человека, у представителей разных культур формируются разные взгляды и возможности восприятия. В ходе инкультурации человек приобретает взгляд на мир, отличный от того, который существует у представителя другой культуры. Таким образом, формируется когнитивное сознание человека, которое может быть простым или сложным, а оно в свою очередь влияет на индивидуальное коммуникативное поведение и адаптационные стратегии. Структура коммуникации, ее элементы:- вербальные коммуникации (язык, контекст – разные переводы, ч-к может быть не так понят); - контекстуальные коммуникации (разные контексты, сложно понять смысл). - невербальные: кинесика (жесты, позы, движения), окулистика (движение глаз), такесика (прикосновения при общении), сенсорика (запахи, цвет), проксемика (пространственные отношения, дистанция), хронемика (использование времени в коммуникации); - паравербальные (стиль общения, совокупность звуковых сигналов – скорость речи, громкость, высота голоса, четкость, внятность). У людей, попадающих в другую культуру может случиться культурный шок. Это понятие ввел Оберг. К.ш. – это неприятие чужой или неприязнь к своей культуре. Для межкультурного взаимодействия необходимо обучать людей жить в новом обществе и информировать об особенностях страны . Существует 6 аспектов к.ш.: напряжение, чувство потери близких людей, чувство отверженности, самооценка падает и агрессивность нарастает. В развитых странах меняются гендерные позиции, мужские и женские. Механизм развития культурного шока: 1-«медовый месяц» (энтузиазм, гостей встречают, им рады). 2-психологическое неприятие (непривычная окр. среда, непонимание у местных жителей, плохой язык, разочарование, депрессия). Общаются с земляками и жалуются им на жизнь. 3-критический момент - психические и физические болезни (кто-то знакомиться с культурой, кто-то – нет). 4-оптимистический настрой – часть людей находит в себе силы преодолеть культурные различия, появляются друзья, успехи… Какая то часть нет. 5-полная адаптация к новой культуре. Время протекания к.ш. от нескольких месяцев до 5 лет. Адаптация зависит от возраста и пола (дети и мужчины делают это проще), внутренних качеств(темперамент, психические особенности) ит.д. Существуют различные модели адаптации к культуре, последствия межкультурных контактов для групп и индивидов тоже бывают разные: Последствия д/индивида: 1. перебезчик – отбрасывает собственную культуру в пользу чужой .2. шовинист – отбрасывает чужую культуру в пользу собственной. 3. маргенал – колеблется между двумя культурами. 4. посредник – синтезирует 2 культуры, являясь их связующим звеном. Для межкультурного взаимодействия необходимо обучать людей жить в новом обществе и информировать об особенностях страны – отправляя туриста в путешествие. Международные коммуникации - это обмен информацией между двумя и более людьми, пересекающий национальные и культурные границы. Такой обмен информацией, несомненно полезен России, поскольку несет российским специалистам новое видение социальной, экономической, технологической, культурной реальности в развитых странах, стимулирует развитие прогрессивных умений профессиональной и информационной работы. Культурный шок: интерес-различия- плохо чувствет- оптимизм- адаптация.
Должны учитывать в СКСиТ так как есть сферы туризма : деловой, учебный. Обычно всего 2 стадии при тура. Высший уровель превращение в мультикультурного чел-ка.
64. Таможенно - тарифное регулирование в сфере туризма.
Закон о таможенном тарифе 21.05.1993.
Постановление РФ от 29.11.2003г утверждено постановление о применении таможенных пошлин, налогов товаров, перемещаемых через таможен.границу РФ физ.лицами для личного пользования.
Таможенная пошлина -обязат.взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на терр-ю РФ или вывозе товара с этой терр-и и явл-ся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Таможенный тариф РФ-это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам перемещаемым через таможен.границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэконом.деят-ти СНГ
Основные цели таможенного тарифа:
- рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
- защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.
Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию и вывоза товаров с этой территории.
Режим наибольшего благоприятствования -это условие, закрепленное в международных торговых соглашениях, предусматривающее предоставление договаривающимися госуд-ми друг другу всех прав преимуществ и льгот в отношении таможенных пошлин, налогов и сборов, кот.пользуется или будет пользоваться любое третье госуд-во.
Таможенный платеж - все виды платежей, осуществляемых участниками ВЭД таможенным органам.(ндс, акцизы и тд)
Таможенный режим делиться на 2 группы:
1. Характерен общий, без каких-либо изъятий или ограничений, порядок применения таможенных средств и методов регулирования. (выпуск для свободного обращения, экспорт, реимпорт, реэкспорт)
2.Экон.таможенные режимы, отличающиеся более гибким использованием правовых инструментов регулирования.(допускают использование товара только в строго определенных целях
Экономический тамож.режим: транзит, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработка под таможенным контролем, временный ввоз/вывоз, свободная таможенная зона, свободный склад, переработка вне таможенной терр-и.
Для декларации личного багажа пассажиров испол-ся письменное декларирование.
Единые ставки тамож.платежей- выраженные в росс.или иност.валюте платежи, подлежащие взиманию с опред.физ.единицы измерения, присущей конкретному товару, или выраженную в % долю от таможенной стоимости товаров, подлежащую обяз.уплате.
Без уплаты налог.пошлин физ.лица могут ввозить товары общая стоимость которых не превышает 50т.р., вес не превышает 35 кг. Не декларируется вывоз валюты до 3000$.
Товары, кот. ввозятся в РФ в ограниченном кол-ве: алкоголь (2л), табачные изделия(50 сигар, 100 сигарил, 200 сигарет, 0,25 кг табака)
В ручной клади пассажир имеет право провозить жидкости по 0,10 мл. Общий объем жидкости 1л, упакованный в 1 прозрачный пластиковый пакет. (вода, напитки, супы, парфюм, паста, кремы, ..)
В аэропорту пассажир должен предъявить пакет сотруднику для изучения, снять верхнюю одежду, обувь.
Права пассажира: упаковывать жидкости в багаж, медикаменты в ручной клади, диетические продукты, покупаемые в Duty Free упаковываются в пакет и не открываются до пункта назначения.
Если турист проходит по так называемому красному коридору, то заполнение таможенной декларации является обязательным условием. Если же турист не перевозят товаров и ценностей сверх установленных таможенными правилами норм, он может проследовать по «зеленому коридору», где заполнение таможенной декларации не обязательно.
Не декларируется вывоз валюты до 3000$. На валюту сверх этой суммы требуется документальное подтверждение легальности ее происхождения, в том числе:
- въездная декларация с указанием количества ввозимой в РФ валюты;
- банковская справка с указанием всех реквизитов документа, удостоверяющего личность владельца валюты;
- разрешение ЦБ РФ на вывоз, если сумма превышает 10 тыс. долл. США.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ, ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ (ВЫВОЗ) КОТОРЫХ ДОПУСКАЕТСЯ БЕЗ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
1. Одежда.
Туалетные принадлежности.
Личные ювелирные украшения.
Фото- и кинокамеры с разумным количеством пленки и принадлежностей к ним, Портативные и слайдо- и кинопроекторы и принадлежности к ним с разумным количеством слайдов и фильмов.Видеокамеры и портативные видеомагнитафоны с разумным количеством пленки.Портативные музыкальные инструменты.Портативные проигрыватели с грампластинками.Портативная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура (включая диктофоны) с пленками.Портативные радиоприемники.Портативные телевизоры.Портативные пишущие машинки.Портативные калькуляторы.
Портативные персональные компьютеры.
Бинокли.
Детские коляски.
Коляски для инвалидов.
Спортивное и туристское оборудование: палатки, рыболовные снасти, альпинистское снаряжение, снаряжение для подводного плавания, спортивное оружие с принадлежностями, велосипеды, байдарки, каноэ или каяки длиной до 5,5 м, лыжи, теннистые ракетки, доски для серфинга и виндсерфинга, снаряжение для гольфа, планеры, дельтапланы.
Портативные диализаторы и аналогичные медицинские приборы, а также расходуемые материалы к ним.
Прочие товары, имеющие явно выраженное предназначение для личного пользования.
Алкогольные напитки — 2 л.
Сигареты — 400 шт.
Постоянно проживающие в Российской Федерации физические лица, срок временного непрерывного пребывания которых в иностранных государствах превышает 6 мес, могут ввозить в сопровождаемом багаже товары общей стоимостью в эквивалентном выражении до 5000 $ США включительно вне зависимости от массы товара.
Проблемы: шопинг туры –большие налоги. Законодательство отстает от практики туризма и тормозит развитие.