Мифопоэтический и метафорический контекст

повести А. Неркаги «Анико из рода Ного»

План:

1. Представление о мире и человеке в самодийской мифологии.

2. Страницы жизни и творчества ненецкой писательницы Анны Неркаги.

3. Мифопоэтический и метафорический контекст повести Неркаги А. «Анико из рода Ного»).

1)Противостояние человека и природы в повести А. Неркаги «Анико из рода Ного».

2) Новое и традиционное в жизни рода Ного (Неркаги А. «Анико из рода Ного»).

3) Проблема героя времени (Алешка, Павел, Анико)

4) Открытый финал повести, его роль в воплощении авторской позиции.

5) Стилевое своеобразие повести А. Неркаги «Анико из рода Ного».

4. Индивидуальные сообщения:

1) Мифологизм лирики ненецкого поэта Леонида Лапцуя.

2) Мифопоэтический контекст лирики ненецкой поэтессы Л. Ненянг.

Основная литература

1.Евменова, Л. Н. Этническая культура ненцев /Л.Н. Евменова // Евменова Л. Н. Этнические культуры Приенисейского края.- Красноярск, 2008. -С.46-56.

2. Казаркин, А. Проза Сибири в ХХ веке /А. Казаркин // Сибирские огни. - 2006. -№ 7. http://www.sibogni.ru/archive/61/733/

Дополнительная литература

1.Лагунова, О. К. Феномен творчества русскоязычных писателей ненцев и хантов последней трети XX века (Е. Айпин, Ю. Вэлла, А. Неркаги): Автореферат д-ра филол. наук /О.К. Лагунова. - СПб., 2008.

Методические указания

1. Используя материалы словарей и справочников, познакомьтесь с представлениями самодийских народов о мире и человеке. Необходимо выявить мифологические сюжеты, связанные с небесным богом, верховным божеством Нумом, его антагонистом, воплощением зла (Нга у ненцев, Кызы у селькупов), а также богиней земли (Я-небя, «мать земли», у ненцев, Ылэнта-кота у селькупов). Обратите внимание на 3-мирное членение вселенной (верхний, средний и нижний мир), а также, в свою очередь, на многоярусность верхнего и нижнего мира. Найдите сведения о похоронном обряде ненцев (отсутствие специальной погребальной одежды, наземные погребения на родовых кладбищах и т.д.). Обратите внимание на то, что каждая семья имела своих собственных духов - покровителей, следящих как за порядком в самом хозяйстве, так и за духовным климатом в семье. Вырезали этих духов из дерева, придавая им антропоморфный, а в некоторых случаях - зооморфный облик.

2. Характеризуя страницы жизни и творчества ненецкой писательницы Анны Неркаги, обратите внимание на ее детство, юность, раннее приобщение к творчеству. Подготовьте слайды для компьютерной презентации.

3. При анализе повести А. Неркаги «Анико из рода Ного» руководствуйтесь ниже предложенными указаниями.

1). Характеризуя взаимоотношения человека и природы в повести А. Неркаги «Анико из рода Ного», обратите внимание на образ Хромого дьявола. Антропоморфизация волка отражает тотемические представления ненцев, а также позволяет писательнице указать на необходимость равновесия в природе, без которого невозможно сохранить человеческую и национально-родовую идентичность. Познакомившись с предысторией Хромого дьявола, укажите ее роль в художественном объяснении характера и действий волка. Каким образом писательница показывает, что жестокость Хромого Дьявола – следствие нарушения человеком «правила равновесия сил» в природе. Определите роль истории Хромого Дьявола в композиции повести.

Каково в повести значение антитезы Хромой Дьявол - Буро? Покажите, что в истории оленя Тэмуйко, вскормленного грудью Некочи, писательница предлагает нам яркую аллегорию единения человека и природы.

2). Выявляя в повести А. Неркаги элементы нового и традиционного в жизни рода Ного, обратите внимание на то, что «Анико из рода Ного» — повесть о возвращении на малую родину. Образом своей героини писательница поставила проблему «маргинального героя», оказавшегося между собственной культурой и окружающей цивилизацией. Приведите примеры того, как сама Анико осознает свой разрыв с родом, как сами ненцы оценивают возможность для себя иной жизни.

3). При решении проблемы героя времени, воплощенной в повести А. Неркаги, обратите внимание на образы представителей молодого поколения: Алешку, ставшего после смерти отца кормильцем большой семьи, геолога Павла, самозабвенно занимающегося сохранением ненецкого фольклора, Анико, в душе которой происходит жестокая борьба родовых, генетически закрепленных, начал с мировоззрением, убеждениями, представлениями о нравственности, привитыми многолетним обучением и жизнью в цивилизованном мире.

4). Выявляя роль финала повести в воплощении авторской позиции, обратите внимание на открытый финал произведения. Вспомните, что прошло полтора года после отъезда дочери, Себеруй передал всю утварь жене Пассы, но медлил передать оленей, потому что у оленей была хозяйка – дочь. Анико так до конца и не решила, останется ли в большом городе или все же вернется к отцу, доверившему ей Идола - хозяина рода Ного. Уже то, что героиня осознала значение этого события («Не Идола отец передал ей, а право, святой долг жить на родной земле и быть человеком») позволяет читателю верить в возвращение Анны на родину. Но сама писательница в финале повести ничего нового об Анико не сообщает, очевидно, чтобы не лишать финал произведения достоверности. Какое бы решение ни приняла героиня, оно не может быть оценено читателем как основание для гармоничного существования современного ненца. Поэтому так драматичен финал повести: Себеруй , потерявший жену и дочь, теряет последнего верного друга – пса Буро. Чувство одиночества усугубляется и отсутствием писем от Анико.

5). Выявляя стилевое своеобразие повести А. Неркаги «Анико из рода Ного», обратитесь к литературоведческим определениям стиля, представленным в следующих фрагментах работ известных литературоведов, и определите, какие компоненты чаще всего являются стилеобразующими:

Эльсберг Я.:«По отношению к содержанию и форме произведения стиль является объединяющим и организующим началом художественной формы как формы содержательной… Стиль выражает и воплощает собой единство и цельность этой формы, всех ее элементов (языка, жанра, композиции, ритма, интонации и т. д.) <...> Было бы неверно сводить стиль к тому или иному элементу формы, например, к языку (как это свойственно структурализму) или жанру, как это нередко делается». (Эльсберг, Я. Стиль./ Я. Эльсберг // Словарь литературоведческих терминов. / Ред.-сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев.- М., 1974.- С. 374-379).

Жирмунский В. М.: «В орнаменте, в архитектуре можно наглядно объяснить, что такое стиль. Он явится нам как совокупность определенных художественных приемов. <...> Но стили, которые возникают исторически, имеют не случайную совокупность приемов, а взаимно обусловленную систему приемов, относительно которой можно сказать, что, например, стрельчатая арка требует готического свода, особой формы колонн <...> В системе приемов, которую мы называем стилем, раскрывается то, что можно назвать условно духом эпохи или духом какого-нибудь литературного направления, т. е. его мироощущением». «...серьезный анализ не ограничивается лишь констатацией того или иного приема, а предполагает понимание эстетической функции приема, его смысла, того, что именно данный прием выражает… Выражает же этот прием что-то только в совокупности с другими приемами, только во взаимосвязанности, которая и образует стиль» (Жирмунский, В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. / В. М. Жирмунский.- СПб., 1996.- С. 403-405).

Гиршман М.М.: «...стиль может быть дополнительно определен как непосредственное выражение авторского присутствия в каждом значимом элементе произведения, как материально воплощенный и творчески постигаемый «след» авторской активности, образующей и организующей художественную целостность.

Стилевое единство литературного произведения наиболее непосредственно проявляется в художественной речи и композиции как основных компонентах его формы. Однако характеристика стиля ни в коем случае не сводима к перечислению отдельных речевых и композиционных особенностей. Необходимо выявить объединяющие качества и свойства, которые охватывают разнородные элементы и придают им конкретное стилевое значение». (Гиршман, М.М. Стиль литературного произведения: Учебное пособие./ М. М. Гиршман. -Донецк, 1984.- С. 14-15).

6. Прочитайте предлагаемые ниже фрагменты критических и литературоведческих статей о творчестве А. Неркаги. Как авторы материалов показывают нам, что мироощущение писательницы проявляется в манере повествования, жанровом своеобразии повести, ее композиции, языке, ритме повествования?

Лагунов К.: «С полным основанием повесть «Анико из рода Ного» можно назвать автобиографической и пророческой. Повесть обнажает самую больную, самую остро неразрешимую проблему кочевого Севера. Суть ее вкратце такова: согласно закону о всеобщем обязательном образовании дети тундровиков насильно отторгаются от родных семей и на целых восемь-десять лет помещаются в интернаты, где обучаются и содержатся за счет государства.

Да, неграмотность - главная причина бесправного положения оленеводов, охотников, рыбаков Севера. Это прекрасно понимают и сами ненцы. Но... Десятилетнее пребывание в школе-интернате, вдали от родимых мест, от родичей, от привычного уклада жизни, превращает молодого ненца в отщепенца своего народа. Он не умеет и не хочет пасти оленей, ловить рыбу, ставить капканы и охотиться. Но и перешагнуть вековую межу, отделяющую кочевника от современника, большинство выпускников школы-интерната тоже не в силах. И оказываются они, мягко говоря, щепой в проруби, ни вашим ни нашим, ни Богу свечка ни черту кочерга…

В годы становления Тюменского нефтегазового комплекса я исколесил весь Север особенно нефтяной, и все "искал" ненца, ханты или манси, работающих буровиком, вышкомонтажником, промысловиком или строителем. «Нашел» одного водителя «Татры» в Нижневартовске и несколько ненок штукатурщиц, закончивших Салехардское ГПТУ - в Надыме. Оказавшись меж берегами цивилизации и... не знаю, какое слово сюда вставить, чтоб не зацепить, не обидеть наших аборигенов, пусть каждый сам подберет его. Тут важна суть: оказавшись меж двумя берегами, этот грамотный, ненец или ненка попадали в невероятно сложную, по сути безвыходную ситуацию: назад не хочется, вперед - нету сил. Итог - духовная деградация, скатывание на дно, пьянка, проституция и т.п. Как быть? Вот первая проблема, составляющая идейную суть повести.

Разумеется, правил без исключений не бывает. Кто-то из тундровиков перешагивает все препоны и трудом и лишениями добывает вузовский диплом. Но и те, немногие, сумевшие получить высшее образование, закрепиться, осесть в большом городе в цивилизованной ауре, даже они не обретают душевного покоя и тоже зачастую попадают меж двух огней. Ведь цивилизация и культура - это не только блага, комфорт, духовная жизнь, но и жесткая дисциплина, вернее самодисциплина, продиктованная, прежде всего, моралью, нравственными критериями этого просвещенного общества.
Приходится отрекаться от многого, заложенного, как говорят, в крови, в генах, вошедшего в человека с молоком матери. Такому просвещенному ненцу или манси нужно постоянно себя ломать, и ломка эта осложнена, и еще как осложнена зовом предков.

Ведь кроме неудобств, кроме мало приятных варварских обычаев и обрядов, кочевая жизнь в тундре - это воля, простор, это отрадное, даже блаженное слияние с природой. В сравнении с каменными либо бетонными ячеями наших задымленных, загаженных, суетных городов, бескрайние просторы тундры, стремительно несущаяся оленья упряжка, незамутненные ручьи и речки, нетронутый, нехоженый лес с непугаными зверями и птицами - это подлинное счастье, это истинная свобода, та самая вольная волюшка, о которой тоскует всякий выросший на природе человек.
Главная героиня повести «Анико из рода Ного» полтора десятка лет варилась в котле цивилизации. За спиной у нее - интернат, институт и как далекое не то воспоминание, не то сон - тундра, дымки над чумами, доверчивые ласковые оленята, преданные псы и полузабытые друзья да родичи: отец и мать.
Анико вроде бы акклиматизировалась в городе, ее давно не манит вольный простор кочевой жизни, она и не вспоминает о тундре и, получив неожиданное, редкостное письмо от своего отца Себеруя, зашвыривает нераспечатанный конверт и, лишь месяц спустя, вспоминает о послании из дома, в котором - черная весть о гибели матери и маленькой сестренки.

Эта черная весть, как удар колокола, пробудила Анико от забвения, нагнала воспоминаний о детстве, о прошлом. Зашевелилось и чувство долга: надо было съездить к осиротевшему отцу Себерую.

Убитый горем, старый охотник-оленевод Себеруй давно свыкся с потерей старшей дочери Анико, считая ее отрезанным ломтем. Старик не верит, что дочь может не то чтобы воротиться в тундру, но хотя бы приехать, навестить, повидаться. И чем больше проходило дней с момента отправки написанного под его диктовку письма, тем угрюмей становился Себеруй, все острее чувствуя свое одиночество, ненужность и мизерность свою.
Ах, эта одинокая старость. Пустой холодный чум. Наплывающие недуги. Негасимая обида на дочь. И если бы не поддержка - бескорыстная, непрестанная, теплая поддержка друга Пассы и всех обитателей стойбища, включая оленя Тэмуйко, вскормленного женой Себеруя, и верного пса Буро, не вынести бы, не выжить Себерую.

Старый охотник, и не без основания, был уверен: Анико не приедет. Но… Бог судил иначе. Ставшая горожанкой от внутренней сути своей до модных сапожек, Анико камнем с неба пала в родное стойбище. И вот эта встреча Анико со своим отцом Себеруем.. «Анико увидела маленького человека. Он шел к ней суетливой, спотыкающейся походкой.

"Отец!" - мелькнуло в голове, и сразу же пришли страх и недоумение. Вот этот, совсем незнакомый, невзрачный старичок и есть ее отец?.. Она растерялась, зачем-то схватила с нарты портфель, выставила его перед собой, словно хотела защитить себя или оттолкнуть того, кто спешил к ней. Когда отец подошел вплотную, она невольно сделала шаг назад: от старика тяжело пахнуло дымом, табаком, грязным телом... Она со страхом смотрела на черную малицу отца, на его спутанные сальные волосы, морщинистое лицо, грязные руки и чувствовала, как к горлу подступает тошнота...
Себеруй неловко потянулся вперед, и тут Анико увидела на его усах что-то черное, мокрое. "Табак", - поняла она. Отстраниться не успела и лишь закрыла глаза, когда губы отца коснулись ее щеки… отец, стыдясь своего волнения… отвернулся. Анико выхватила из кармана платок, вытерла щеку…»
И далее… «Рядом с отцом было нехорошо, неловко, потому что надо было его любить, а любви нет, есть только жалость. Анико всякий раз вздрагивала, когда отец касался ее рукой... Ее угощали торжественно, со смешной важностью. Мясо брали руками… и она снова чувствовала тошноту. И тот же запах табака, псины, прелой кожи, сырости… Увидела, что пальто в шерсти, испугалась: а вдруг и вши есть?»

Посмотрите, как жестко, четко и впечатляюще описана встреча дочери с отцом. Писатель не щадит ни Анико, ни отца. От этой первой встречи завязывается узел, морской, крепчайший и тугой узел из ХОЧУ, МОГУ, НАДО.
От этого места и до конца повести Неркаги пытается развязать этот узел, показать внутреннюю борьбу Анико, приведшую ее к решению воротиться в тундру.

Борьба героя с собой. Борьба в себе - самое трудное для описания. Показать душевные борения, нравственный перелом, именно ПОКАЗАТЬ, а не сказать, по силам лишь великим мастерам, вроде Достоевского или Шекспира. Потому-то я не сужу Анну Неркаги за то, что она больше рассказывала, чем показывала душевное состояние своей героини, непримиримую жестокую борьбу родовых, генетических начал с мировоззрением, убеждениями, нравственностью, привитыми многолетним обучением и жизнью в цивилизованном мире. Мы верим: Анико вернется к отцу, останется со своим народом. Зов предков оказался сильней. И в этом выводе, в этом пафосе повести писатель угадала свое будущее, о чем я скажу чуть позже. Чтобы от такого брезгливо отталкивающего неприятия кочевого бытия и кочевников довести свою героиню до решения воротиться в кочевую жизнь, нужны мастерство и мудрость писателя (а ведь ей тогда было 22-23 года). Что помогло Неркаги справиться с этой задачей? Прежде всего, безграничная светлая любовь к своей Родине.

Если применимо здесь понятие «без памяти», то, можно будет сказать, Неркаги БЕЗ ПАМЯТИ любит ТУНДРУ. Писатель одухотворяет, воспевает Тундру, поклоняется ей. Приведу лишь отдельные строки, посвященные тундре...

«Тундра сурова... не только климатом, а самой жизнью. Время здесь словно остановилось, и, кажется, что вот-вот появится из белой метельной круговерти мамонт в бурой шерсти…»

Но это лишь кажется человеку, далекому от жизни Севера. Тундра жива и прекрасна своей необычной природой, зверями и птицами, но, прежде всего, людьми, населяющими ее.

Да, в тундре время вроде бы остановилось. Там и поныне живут и здравствуют древние законы, обряды, верования далеких предков. Писатель знает их, почитает и поклоняется им. Потому и нельзя без душевного волнения читать многие сцены повести, такие, скажем, как сцену похорон жены и дочки Себеруя. Или его «разговор» с усопшей женой на кладбище.
Тундра была бы мертвой белой пустыней, если бы не ее хозяева - ненцы. Этот крошечный по числу народ своим мужеством, терпением и трудом сохранил необъятную тундру живой, и Анна Неркаги откровенно любуется своим народом - мудрым, смелым, гордым, вольнолюбивым. «В походке ненца, - пишет она, - все есть: и плавность, и твердость, и гордость, и достоинство»

Я видел этих людей, общался с ними и полностью согласен с этой меткой и образной характеристикой. Вместе с ненцами, в неразрывном единении с ними живут и другие обитатели тундры: олени, собаки, волки. С полной ответственностью могу утверждать: в описании животных Анна Неркаги достигла удивительной выразительности и эмоциональности. Олень Тэмуйко, собака Буро, волк Хромой Дьявол - это удивительные персонажи повествования. Чтобы удостовериться в этом, достаточно прочесть первую страничку повести: «Волк положил морду на худые лапы и прислушался к вою пурги. Здесь, в укрытой снегом норе, было тепло и спокойно, но тело зверя иногда вздрагивало, и он крепко жмурился. Ему хотелось уснуть, чтоб набраться сил, потому что уже несколько дней живот волка был пуст. Прозванный ненцами Хромым Дьяволом за хитрый ум и черные дела, он поспит, потом поднимется и на зимнике задерет обессилевшего оленя… Прежде у него не было к людям зла и ненависти. Он был счастлив. Имел свое логово, четырех широколобых волчат и волчицу. Но однажды, возвращаясь с охоты, попался в капкан, которые люди ставят обычно на глупых песцов. Но этот капкан был большой, поставлен, видно, на крупного зверя и так укреплен, что волк провозился с ним всю ночь. Наутро остро запахло человеком. Смерть! Умирать счастливому тяжело, и волк перегрыз себе лапу...». Дай Бог, чтобы русский писатель писал по-русски так же емко, ярко, чисто, как делает это Анна Неркаги в своей первой повести "Анико из рода Ного". Не могу отказать себе в удовольствии привести еще несколько крохотных отрывочков из повести, демонстрирующих ее язык: «К полудню погода совсем улучшилась. На земле и на небе стало ясно, только усталая поземка медленно и задумчиво ползла, запинаясь о сугробы и камни...». «Возраст - не преимущество и тем более не достоинство. Уважение в старости, как награду, надо заслужить...». «В апреле ночи еще не светлые. А вот в конце мая, в июне день с ночью будут иметь одно лицо: радостное, чистое и белое...». «Пасса услышал тихий, потухший, тоже будто сгорбленный голос...». Посмотрите, как красиво, необычно и впечатляюще звучит «усталая поземка», «одно лицо у дня и ночи», «потухший сгорбленный голос». Неизбитые, незаимствованные сравнения и образы, и в повести их так много, что, читая, нет-нет, да и засомневаешься: неужто это писала двадцатидвухлетняя ненка, дочь кочевников-оленеводов». (Лагунов, К. Портреты без ретуши./ К. Логунов - Тюмень, 1994.- С.22-48)

Лагунова О. К.: «В качестве героя, остраняющего мир ненецкой жизни, выступает и Анико в повести Неркаги. Интернат и последующая жизнь в городе сделали ее чужой для своего мира, хотя родной мир в это не верит и этого не ощущает. Автор же все время фиксирует данную границу и, воссоздавая ситуацию приезда–отъезда героини, передавая иллюзии Себеруя, имитирует ситуацию выбора. Этот эффект был «раскручен» первыми профессиональными читателями повести, усилен, растиражирован. Он закрепился за повестью в качестве «литературного факта», общей формулы и с тех пор автоматически воспроизводится. Первая повесть Неркаги – повесть о сиротстве. Система персонажей и ход событий доказывают это. Алешку и всю его семью осиротила смерть отца. Анико с раннего детства шла и будет продолжать идти (смерть матери и сестры, жизнь без отца, далеко от родной земли) по пути сиротства. Себеруй вопреки всем законам природы (старшие уходят в иной мир первыми) испил эту чашу до дна: дважды уходит из дома Анико, утрата жены и младшей дочери, гибель верного, все понимающего Буро. Тэмуйко, осиротевший после гибели вскормившей его грудью Некочи, Хромой Дьявол, потерявший семью. Сиротство в большинстве случаев становится следствием встречи, она разводит и разъединяет у Неркаги. Идеология долга перед родной землей развертывается автором через встречи Анико с ровесниками (Павел – русский, Алешка и Ира – ненцы). Именно эти персонажи утверждают правильность выбора (то есть тех, кто остался и вернулся), его неизбежность и реальность. Цепочка встреч Анико позволяет создать панорамное описание ненецкой жизни. Повесть начинается болью и болью завершается и в этой боли – множество смыслов». (Лагунова О. К. Феномен творчества русскоязычных писателей ненцев и хантов последней трети ХХ века (Е. Айпин, Ю. Вэлла, А. Неркаги): Автореферат на соиск. учен. степени докт.филол. наук.- СПб., 2008.- С. 24-25.)

7. Опираясь на рекомендуемую литературу, материалы предложенных выше статей, текст повести, покажите, что мифологизм, пронизывающий содержание произведения, психологизм образов, параллелизм событий жизни природы и человека, одновременно составляющих нерасторжимое единство (натурфилософское северное видение жизни), образность языка повести, отражающая народное мировоззрение ненцев, детализация художественного мира являются важнейшими стилевыми компонентами произведений Анны Неркаги.

Анализируя мифологический и фольклорный пласт содержания (похороны Некочи, жены Себеруя, и его маленькой дочери; почитание умерших, поклонение духам - хозяевам озер и т.д.), обратите внимание на то, что миф в повести не является предметом повествования, а выполняет функцию иллюстрации, этической и эстетической доминанты в изображении внутреннего мира человека (Себеруй, Алешка), процесса духовного его становления (Анико). Покажите, что скрепляющим повесть А. Неркаги «Анико из рода Ного» является мотив дороги, реализующийся в движении от чума к чуму, от стойбища к стойбищу, от стойбища к поселку, от поселка к городу, от тундры к цивилизации. Дорога одного человека соотносится с дорогой семьи, рода, всего народа.

Истории пса Буро, оленя Тэмуйко, волка Хромого Дьявола отражают характерный для мировоззрения ненцев анимализм – всеобщее одушевление жизни верхнего, среднего и нижнего миров. Обратите внимание на то, как душа отца Анико Себеруя открыто общается с душой вожака гончих Буро, а трагический поединок Буро и Хромого Дьявола становится кульминаций сражения человека и собаки со злом всей Вселенной.

Проанализируйте язык повести: отражение народного мироотношения (именование человека по имени его ребенка «отец Анико» и др.), емкость образов («Отец, пусть у тебя сердце будет больше неба»), афористичность («Возраст не преимущество и тем более не достоинство. Уважение в старости, как награду, надо заслужить»).

8. При подготовке индивидуального сообщения используйте методические указания к самостоятельной работе.

Занятие № 3.

Тема:

Наши рекомендации