Урок № 29. Ц. Топелиус. «Солнечный луч в ноябре».

Цели:1. Формирование умения анализировать художествен­ный текст.

2. Развитие чувства художественного слова.

3. Развитие умения составлять план текста, делать сло­весные рисунки.

4. Закрепление умения пересказа по плану.

5. Формирование желания делать добрые дела и совер­шать добрые поступки.

Сказка Ц. Топелиуса очень поэтичная, образная, поэтому осо­бое внимание при работе с ней необходимо уделить анализу худо­жественных средств и приёмов создания образов.

В первой части сказки, когда автор описывает изменения в при­роде в ноябре, он создаёт целое художественное полотно, уделяя внимание живой и неживой природе.

Очень важно увидеть вместе с детьми каждую составляющую этой большой картины поздней осени, чтобы ощутить её поэтич­ность и неповторимость.

Первая картина осени, изображенная автором — подготовка муравьев к зиме. Описание этой картины перечитывает один из учащихся, а учитель предлагает сделать к этой картине словесный рисунок и постараться ничего не упустить из того, что описывает писатель.

Таким путем выборочного чтения и словесных рисунков ребята описывают осеннюю землю, траву и лиственные деревья, сосны, работу ветров, замерзающие волны.

Следующий этап работы с данным отрывком текста — определить самые поэтичные строчки (это уже и проверка домашнего задания), а затем показать, что особенно привлекло в этих эпизодах текста: на­пример, иней на земле сравнивается с семью миллионами жемчужин; стебельки трав и деревья оделись в темные, печальные платья (ис­пользование приема одушевления); ветры — получают определение — «резвые сыновья воздуха» и тоже изображены как живые существа (прием персонификации, одушевления). Этот же прием использован автором и при описании волн, которые «напевали у берегов свою, грустную песню», «...заснули под твердым ледяным покровом».

Кроме того, важно выявить и настроение, которое создано опи­санием осени, и найти слова, которые подчеркивают печаль, грусть, замирание природы.

Следующая часть текста — появление Солнечного Луча и встре­ча с ним разных героев.

«Давайте проследим по тексту, с кем встретился Солнечный Луч и как его принимали на земле»,— говорит учитель.

Четвероклассники читают последовательные описания встре­чи Солнечного Луча с недовольными муравьями, с замерзающим кузнечиком, с веселыми школьниками, с девочкой, посадившей от­росточек мирты, со старушкой, искавшей ключи.

В этой части текста важно подчеркнуть и то, каким был Солнеч­ный Луч по отношению к тем, с кем он встречался. Ведь недаром автор называет его «добрый Солнечный Луч», потому что он творил добрые дела, всех радовал и веселил.

Особое внимание необходимо уделить последнему абзацу сказ­ки, в котором Цакариас Топелиус ненавязчиво, мудро призывает своих читателей стремиться совершать добрые дела, и «если тебе удалось хоть немного утешить или развеселить кого-нибудь, ты мо­жешь считать, что сделал хорошее дело».

Не станет «дидактическим хвостиком» предложение учителя вспомнить хорошие дела, которые дети совершили за прошедшую не­делю, кого обрадовали, кому помогли словом или делом. Этот разговор с четвероклассниками будет педагогически оправдан, ибо литература была, есть и будет вечным нашим учебником жизни. И она, конечно, не абстрагируется от дня сегодняшнего, а тем более литература клас­сическая остаётся непреходящим нашим духовным достоянием.

Такая подробная работа с текстом позволит учащимся без труда составить его план. Он может быть и более сложным, например:

1. Природа поздней осенью.

а. Муравьи,

б. Травы, деревья,

в. Ветры,

г. Море.

2. Встречи с Солнечным Лучом в ноябре.

а. Муравьи,

б. Кузнечик,

в. Школьники,

г. Девочка,

д. Старушка.

3. Готовность Солнечного Луча к добрым делам.


Примерно такой план ребята могут записать дома себе в литера­турную тетрадь и подготовят по нему пересказ сказки.

Если на уроке ещё остается время, то подробный пересказ по плану можно уже начать делать «цепочкой».

Другим вариантом окончания урока может стать чтение и анализ «Жемчужин народной мысли».

Следующие четыре урока литературного чтения будут посвяще­ны знакомству с творчеством Сельмы Оттилии Лагерлёф и главами из её книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Наши рекомендации