ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. Тема 7. Романтизм как литературная эпоха
Тема 7. Романтизм как литературная эпоха. Национальные школы романтизма
Романтизм как литературная эпоха и литературное направление. Исторический генезис; Основные категории эстетики. Философско-эстетические истоки немецкого романтизма. Концепция творческой личности; герой-художник.Принцип двоемирия; романтическая ирония и гротеск в творчестве Э.Т.А.Гофмана. Английский романтизм: «Озерная школа»; творчество Д.Г.Байрона. Жанр исторического романа в английской и французской литературе: В.Скотт, В.Гюго. Американский романтизм и его своеобразие. Романные циклы Ф.Купера; мифологическое начало (Г.Меллвилл). Романтические темы и мотивы в творчество Э.А.По.
Тема 8. Критический реализм и его эстетика
Критический реализм как ведущее литературное направление второй трети Х1Х в. Художественное мышление реализма и история его творческого становления. Поэтология реализма: литература как «учебник жизни»; принцип социально-исторического детерминизма. Тип и типическое; социальная («объективная») действительность как новый предмет художественного изображения. Творчество О.Бальзака. «Человеческая комедия»: эпический замысел, композиционная структура, принцип «сквозных персонажей». Концепция «современной истории» в творчестве Ф.Стендаля. Эстетические особенности английского реализма; социально-критическое начало романов Ч.Диккенса и У.Теккерея. «Ярмарка тщеславия» как «роман без героя»; социальные и нравственно-этические темы романа.
Тема 9. Творческие принципы критического реализма и поэтика жанров
Роман как основополагающий жанр критического реализма. Типология романных жанров: социальный, социально-исторический, социально-психологический, исторический, нравоописательный, сатирический; роман воспитания. Художественный мир реалистического произведения и принципы его построения; реалистический хронотоп. Категория конфликта: конфликт личности и общества. Концепция героя; типическое и индивидуальное в архитектонике характера. Проблемно-тематический уровень произведений; ведущие темы и мотивы. Значение национальной литературной традиции; ее смысловой и стилистический компонент: социальные типы в романах Бальзака; «психологический реализм» Стендаля; Юмор, ирония, сатира и их эстетическая функция в английской традиции реализма.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
МОДУЛЬ 1
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Тема 1. Литература эпохи Возрождения. Итальянская литература. Итальянский ренессансный театр
ЗАНЯТИЕ 1. Итальянская литература. Лирика Франческо Петрарки
- Основные этапы итальянского Ренессанса. Разработка новой поэтики. Индивидуализм и Петрарка.
- Характеристика сонета как поэтического жанра эпохи Возрождения.
- «Книга песен» Ф.Петрарки: история создания.
- Поэтизация земной любви в лирике Петрарки.
- Понятие красоты в лирике Петрарки; образ Лауры.
- Образ лавра в «Книге песен» Петрарки.
- Соотношение автора и лирического героя в «Книге песен».
- Выразительное чтение и анализ одного из сонетов Петрарки.
Литература
1. Западноевропейский сонет. Л., 1988.
2. Петрарка Ф. Сонеты, избранные кансоны, секстины, баллады, мадригалы, автобиографическая проза. М., 1984.
3. Эстетика Ренессанса: Антология в 2-х тт. М., 1981.
4. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.
5. Гуковский М. Итальянское Возрождение. В 2-х тт. Л., 1947, 1961.
6. Лосев А. Эстетика Возрождения. М., 1982.
7. Парандовский Ян. Алхимия слова. Петрарка. М., 1990.
8. Андреев М., Хлодовский Р. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., 1988.
9. Хлодовский Р. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма. М., 1974.
10. Квятковский А. Поэтический словарь (определение сонета). М., 1966.
11. Девятайкина Н.И. Петрарка, схоласты и схоластика //Средневековый город. - Саратов, 2001. - Вып.14. - С.154-164.