Приемы самостоятельной работы учащихся с текстом учебника
. 1. Все приемы работы с учебником должны соответствовать требованиям программы, предъявляемым к умениям учащихся данного класса
. 2. Инструктирование учащихся как работать с учебником на вводном уроке (как использовать справочный аппарат, как ориентироваться в оглавлении, найти страницу, абзац, вывод и т.д.). Например, первое знакомство с учебником начинаем с оглавления, поясняя, что будем изучать, каковы хронологические рамки учебника. Затем знакомим учащихся со структурой учебника: различными видами текста, иллюстрациями, картами, вопросами и заданиями (Y класс).
3. Объяснить название параграфов, к какой теме, разделу относятс
я. 4. Все виды работ с текстом учебника сначала демонстрируются в классе, а затем в качестве упражнений предусматриваются на последующих уроках и в домашнем задании. Эти виды работ не должны быть сложными и отнимать много времени.
5. Объяснительное чтение, комментирование текста и его анализ под руководством учителя. Перед чтением текста сформулировать познавательную задачу. Объяснительное чтение на уроках в Y классе складывается из следующих связанных между собой элементов чтения: выделяются абзацы и отдельные предложения их составляющие, определяется главная мысль абзаца, разъяснение и дополнение прочитанного, разбор иллюстраций (связь текста и иллюстраций).
6. Разбивать текст на смысловые части и озаглавливать их, то есть составлять план простой (Y-YI классы) и сложный, развернутый (с YIII класса).
7. Выделить главную мысль из прочитанного абзаца, параграфа в целом.
8. Объяснить вывод к параграфу, подтвердить его фактами из текста параграфа.
9. Найти в тексте ответы на поставленные вопросы, в том числе в заданиях к параграфу.
10. Исправить ошибку в ответе ученика по тексту учебника.
11. Словарная работа. Найти определение понятий и терминов в тексте параграфа или словаре терминов.
12. Чтение всего текста параграфа или его части без предварительного объяснения учителя – самостоятельное усвоение темы учащимися (с YIII класса). При этом учитель должен обязательно сформулировать вопросы плана изучения нового материала, вопросы и задания
. 13. Перед объяснением нового материала учитель может сформулировать учащимся задание на внимание: какие были приведены дополнительные сведения в объяснении учителя по сравнению с учебником; прочитать параграф и найти о чем не рассказал учитель.
14. Учить учащихся читать картосхемы, диаграммы, логические схемы, имеющиеся в учебнике. (Не забывать использовать на уроке эти виды условно графической наглядности).
15. Выполнять задания по тексту параграфа (составлять тематические таблицы, календарь хода событий, логические схемы). 16. Анализировать иллюстрации учебника. Например, составить описание по иллюстрации по следующему плану: 1) что изображено на рисунке (в центре, слева, справа)?; 2) чем занимаются люди?; 3) как они одеты?; 4) какие у них орудия труда?; 5) какие выводы можно сделать из содержания рисунка? (Y класс). 17. Работа с историческими картами учебника (реконструировать исторические события по картам). 18. Домашнее задание по тексту учебника. Усложнение заданий и форм деятельности учащихся от 5 до 11 классов.
4. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНЫМ ВИДАМ ЗАПИСЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕКСТОВ ДОКУМЕНТОВ. Критерии отбора документов к уроку.
Документ должен: 1) соответствовать целям и задачам изучения темы; 2) отражать наиболее типичные факты и события эпохи (типичность для изучения исторического периода); 3) обеспечивать альтернативное восприятие исторических событий, процессов; 4) содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было бы предложить учащимся познавательные вопросы и задания; 5)быть доступным ученикам по содержанию и объему, интересным, содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение; 6) обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.
Приемы работы с документами:
1) чтение и пересказ документа, составление по нему плана; 2) объяснительное чтение с предварительной и заключительной беседой; 3) самостоятельный разбор документа и ответы на вопросы к нему; 4) сравнительное сопоставление двух дополняющих друг друга документов, характеризующих одно и тоже событие; 5) критическая оценка документа.
Памятка по работе с источниками.
1. Выяснить, когда и в связи с чем написана данная работа, издан документ, в чем суть его названия. 2. Какие основные вопросы или проблемы освещены в данном тексте (о чем говорится?) 3.Прочитать текст в целом, сформулировать основные вопросы в логической взаимосвязи и последовательности под углом зрения изучаемой темы урока (составить план изучения документа). 4.Найти ответы на поставленные вопросы в документе, выделить главные идеи, теоретические положения (сформулировать тезисы, то есть выяснить, что утверждается по каждому вопросу составленного плана).
Тезисы – краткое письменное изложение основных положений источника без пояснений, иллюстраций и ссылок. (Можно кратко пересказать текст или процитировать его, заключая в кавычки). 5.Подтвердить теоретические выводы конкретными примерами (фактами, статистическими данными и другими) из материала параграфа изучаемой темы или из текста источника. 6.Сформулировать познавательное задание на использование текста источника, то есть для анализа общественных явлений прошлого и современности.
В 9-11 классах учителя формируют у учащихся умение составлять тезисы или конспект источника, оформлять его письменно. Конспектирование - сжатое письменное изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых его положений (факты и примеры). Автор (фамилия, инициалы), название документа (статьи), дата написания, где опубликован (место, год издания). I. Основные вопросы (узловые или главные) 1.Тезисы (цитаты): а) обоснование теоретических положений фактами и аргументами. При работе над конспектом использовать подчеркивания.
РАБОТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ: НАУЧНО- ПОППУЛЯРНОЙ , ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия) , с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
Научная литература — совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия. Как правило, научная работа не считается завершённой, если она не была опубликована.
Первые научные произведения создавались в различных жанрах: в виде трактатов, рассуждений, поучений, диалогов, путешествий, жизнеописаний и даже в стихотворных формах. В настоящее время формы научной литературы стандартизованы и состоят из монографий, обзоров, статей, докладов (в т. ч. их тезисов) , авторефератов, рефератов и рецензий.