Донбасс на пути созидания (1921-1941 гг.)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
К организации самостоятельной работы
по дисциплине «отечественная история»
(ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Заочной ФОРМы ОБУЧЕНИЯ)
20/01-2011-01
«РЕКОМЕНДОВАНО» Учебно-методическая комиссия факультета «Экономика и управление» Протокол № от г. | «РЕКОМЕНДОВАНО» Кафедра «Общественные науки» Протокол № 11 от 07.06.2016 г. |
Горловка – 2016
УДК 94 (477.6)
Учебно-методическое пособие к организации самостоятельной работы по дисциплине «Отечественная история» (для студентов всех направлений подготовки заочной формы обучения) [Электронный ресурс] / составитель: М.А. Шипович.– Электрон. данные – Горловка: ГВУЗ «ДонНТУ» АДИ, 2016. – 1 электрон.опт.диск (CD-R); 2 см. – Систем. Требования: Pentium; 32 RAM; WINDOWS 98/2000/NT/XP;MS Word 2000. – Название с титул. экрана.
Указания составлены в соответствии с программой дисциплины «Отечественная история» для подготовки бакалавров. Учебно-методическая разработка содержит организационно-методические указания по подготовке семинарских занятий, написания контрольной работы, подготовки к экзамену по дисциплине «Отечественная история», а также учебную и методическую литературу по курсу.
Составитель: М.А. Шипович, к.и.н., доц.
Ответственный
за выпуск: Е.В. Чубучная, к.э.н., доц.
Рецензент : В.П. Лукьяненко, к.и.н., доц.
©Государственное высшее учебное заведение
«Донецкий национальный технический
университет»
Автомобильно-дорожный институт, 2016.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение............................................................................................................. 4
Раздел 1 Рабочая учебная программа курса «Отечественная история»...... 6
Раздел 2 Основные задачи курса «Отечественная история»...................... 10
Раздел 3 Планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история»………………………………………………………………………11
Семинар №1 Приазовье и Подонцовье в древности (с древнейших времен до VIII в.н.э.)................................................................................................................. 11
Семинар № 4 Российская империя и Донбасс в эпоху капиталистической модернизации (XIX – начало ХХ в.).............................................................. 18
Семинар № 6 Донбасс на пути созидания (1921-1941 гг.)................ 22
Семинар № 7 Донбасс в годы Великой Отечественной войны и восстановления мирной жизни (1941-1952 гг.)........................................................................ 25
Семинар № 9 (конференция) Донбасс в независимой Украине (1991- 2014 гг.)............................................................................................................................ 29
Раздел 4. Методические рекомендации по подготовке рефератов по курсу «Отечественная история».................... Ошибка! Закладка не определена.
4.1 Темы рефератов..................... Ошибка! Закладка не определена.
Раздел 5 Методические рекомендации по подготовке к итоговому контролю знаний студентов.......................................................................................................... 31
5.1 Перечень вопросов к экзамену....................................................... 39
Список рекомендованной литературы.......................................................... 43
Приложение А................................................................................................. 46
ВВЕДЕНИЕ
Объектом изучения курса «Отечественная история» является формирование и развитие общества на территории Донецкого бассейна.
Территорию Донбасса составляют земли Подонцовья и Северного Приазовья; до недавнего времени большая их часть входила в состав Донецкой и Луганской областей.
В истории России Донбасс занимает особое место. По природно-климатическим условиям регион объединяет степную и лесостепную зоны. Тут преобладают плодородные почвы (чернозем), благоприятные для выращивания зерновых и технических культур. В степи хорошие условия для развития животноводства. Через этот регион издавна проходили важные торговые пути из Европы в Азию, с севера Европы на юг. Он и сейчас сохраняет высокий транзитный потенциал. Донбасс имеет выход в Азовское море. Главные реки – Северский Донец, Самара, Волчья, Кальмиус – принадлежат к бассейнам Черного и Азовского морей.
Донецкий бассейн богат полезными ископаемыми, ставшими основой бурного развития отечественного промышленного производства. До начала XXI века это был наиболее индустриально развитый регион Украины.
В силу исторических условий земли Подонцовья и Приазовья стали регионом межэтнического взаимодействия представителей многих народов – носителей различных культур, традиций, религий. В истории региона отражены периоды их сложных взаимоотношений (монголо-татарское нашествие и появление «Дикого поля», агрессия крымских татар и вытеснение ими православного, земледельческого населения).
В новое время Подонцовье и Приазовье являлись российско-украинским пограничьем. Речь Посполита, в состав которой входили украинские земли, не решала проблемы защиты этого региона от внешней агрессии. Российское государство проявляло заинтересованность в защите своих юго-восточных границ и выходе к Азовскому морю
Так земли Донецкого края приобрели геополитическое значение. К концу XVIII в. Донбасс стал частью Новороссии, нового макрорегиона Российской империи, сыгравшего в ХІХ-ХХ вв. роль локомотива модернизационных процессов.
Исторические условия, в которых происходили процессы становления Донецкого бассейна, способствовали формированию многонационального, многоконфессионального состава населения края. К настоящему времени в Донбассе сложилась устойчивая межэтническая общность.
В силу выше сказанного предмет изучение курса «Отечественная история»составляют закономерности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества на землях Донбасса в контексте истории России.
Предложенные методические указания подготовлены в соответствии с программой курса «Отечественная история», который изучают студенты всех специальностей АДИ ГВУЗ «ДонНТУ», и могут использоваться для организации самостоятельного получения знаний и овладения навыками по их применению.
По структуре указания состоят из 5 разделов, содержащих рабочую учебную программу курса «Отечественная история» и его основные задачи, планы семинарских занятий, раздел, включающий темы рефератов и правила их подготовки, написания и оформления, перечень рекомендованной литературы, методеские рекомендации по подготовке к итоговому контролю знаний студентов
Цель методических указаний – формирование у студентов навыков самостоятельной работы при выполнении индивидуальных заданий, подготовке к семинарским занятиям, изучении литературы, составлении конспектов и аннотаций.
РаЗДеЛ 1 РаБОЧАя учебная ПРОГРАМмА КУРСа «Отечественная история»
Введение. Восточная Европа в древности (с древнейших времен до VIII в.н.э.).
Объект и предмет изучения; методология; задачи курса. Периодизация истории. Первобытнообщинный строй. Памятники древней эпохи в нашем регионе. Наш край и античный мир. Великое переселение народов и историческая судьба Северного Приазовья и Подонцовья.
Восточная Европа в эпоху средневековья и наш край (IХ – XVI вв.).
Земли Подонцовья и Приазовья в составе Хазарского каганата и Древняя Русь. Наш край в ордынский период. Литовско-польское государство и наш край. Формирование Русского централизованного государства и усиление его юго-западных рубежей. Формирование трех восточнославянских народов – русского, украинского, белорусского.
Речь Посполитая и наш край в преддверии нового времени (конец XVI – XVII вв.).
Политика Речи Посполитой на юго-западных русских (украинских) землях. Украинское национально-освободительное движение и его последствия. Возникновение Слобожанщины и переселение украинцев на земли Подонцовья. Донское казачество. Совместная борьба запорожских и донских казаков с турецко-татарской агрессией.
Укрепление позиций Российского государства в Восточной Европе в новое время и Донецкий регион (конец XVII – XVIII вв.)
Борьба России за выход в Азовское и Черное моря. Государственная и народная колонизация земель нашего края. Роль Российского государства в становлении Донецкого бассейна как нового экономического региона. Формирование земель Новороссии. Административно-территориальное разграничение региона.
Российская империя и Донбасс в эпоху капиталистической модернизации и государственно-монополистического капитализма (XIX – начало ХХ в.)
Промышленный переворот в Российской империи и его социально-экономические последствия. Зарождение и развитие промышленного производства в нашем крае. Роль иностранного капитала. Отмена крепостного права в Российской империи. Капитализация сельского хозяйства региона. Изменение состава населения Донецкого бассейна. Формирование рабочего класса; особенности состава рабочих Донбасса. Условия их жизни. Попытки реформирования политической системы России. Политика Александра I. Внутренняя политика Николая I. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в. Общественно-политические движения против самодержавия: декабристы, народники и народовольцы, либералы, социал-демократы. Экономический кризис 1900-1903 гг., его причины и следствия. Монополизация промышленности, формирование финансового капитала и олигархии. Роль иностранного капитала. Аграрный вопрос в Российской империи. Столыпинская аграрная реформа: сущность, итоги, последствия. Первая российская революция 1905-1907 гг. Политические партии: классификация, программы, тактика. Первая мировая война и участие в ней России. Кризис власти и его истоки.
Донбасс в годы второй российской революции и гражданской войны (1917-1920 гг.)
Свержение самодержавия в России. Двоевластие. Борьба за власть в Украине: противостояние Украинской Центральной рады и Советов рабочих, солдатских и крестьян юго-востока Украины. Гражданская война в Украине. Провозглашение Республики Советов в Украине. Возникновение Одесской Советской Республики, Донецко-Криворожской Советской Республики, Советской Социалистической Республики Тавриды и Донской Советской Республики. Иностранная военная интервенция на Украине и в Донбассе. Роль большевистской России.
Донбасс на пути созидания (1921-1941 гг.)
Донбасс в годы новой экономической политики. Образование СССР и его историческое значение. Переход советского руководства к плановой экономике. Итоги индустриализации Донбасса. Массовая коллективизация крестьянских хозяйств. Трагедия села 1932-1933 годов. Преобразования в области культуры в Донбассе. Утверждения тоталитарного режима в СССР. Политические репрессии в донецком регионе.