Этнографический материал в краеведении
Дайте определение термину «этнография». Опишите хронологию развития этнографических знаний. Дайте краткую характеристику методов сбора полевых этнографических материалов, применяемых в краеведении. Каково, по вашему мнению, значение использования этнографических материалов в краеведении.
Этнография – это историческая наука, которая изучает народы, их культуру и быт. Термин «этнография» происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «графейн» (описывать) и означает народоописание, народоведение.
Первые этнографические сведения о древнем населении, проживавшем на территории Беларуси, содержатся в древнерусских источниках. В «Повести временных лет» упоминаются этнические общности, обитавшие в раннем средневековье, накануне образования Древнерусского государства в Полесье, верхнем Понеманье, Подвинье и Поднепровье (дреговичи, кривичи, радимичи). В период позднего средневековья этнографические сведения о населении Беларуси, которая находилась в это время в составе ВКЛ, а затем Речи Посполитой, сохранились в местных летописях, многочисленных инвентарях, записках путешественников, иностранных послов.
Интерес к этнографии Беларуси усилился после воссоединения Беларуси с Россией. В начале 19 в. в Беларуси побывала экспедиция В.Севергина, собравшая много ценных материалов о традиционных формах хозяйства и материальной культуре белорусов. На развитие этнографических исследований в Беларуси большое влияние оказало возникшее в 1845 г. Русское географическое общество. Оно составило программу по сбору этнографических сведений, которая была разослана во многие места России, в том числе и в Беларуси. Наиболее крупными этнографическими работами о Беларуси, выполненными по программе, были труды А. Киркора, сделавшего этнографический обзор Виленской губернии.Этнографический материал о быте белорусского народа были обобщены в дореволюционный период в труде выдающегося ученого Е.Ф.Карского «Белорусы», в котором сделан анализ развития белорусской этнографии, исследованы вопросы происхождения белорусского народа, дан анализ традиционной и духовной культуры белорусских крестьян.
После Великой Октябрьской революции в Беларуси создается научно-исследовательский центр по изучению народной культуры. В 1922 г. был открыт Институт белорусской культуры, в котором образована секция этнографии, которая потом переименована в кафедру этнографии. После реорганизации Института белорусской культуры в Академию наук БССР кафедра этнографии была преобразована в сектор этнографии. Была развернута работа по изучению материальной культуры, производственного, общественного и семейного быта, духовной культуры белорусского народа, проводилась большая собирательная работа, организовывались этнографические экспедиции.
Важное значение для краеведения имеют методы сбора полевых этнографических материалов. Для этого применяют стационарный и экспедиционный методы.Стационарный метод предполагает длительное изучение быта и культуры населенного пункта, это может быть несколько месяцев, год и даже несколько лет. Этот метод предполагает проживание исследователя в течение всего этого срока в населенном пункте, который он изучает. Сведения, собранные стационарным методом, очень надежны, так как исследователь имеет возможность в течение этого срока проверить свои наблюдения и навыки, собрать наиболее полные сведения о всех сторонах жизни местного населения, о явлениях быта, которые требуют длительного наблюдения.
Экспедиционный метод заключается в кратковременном пребывании исследователя в одном или нескольких населенных пунктах. При этом методе непосредственные контакты исследователя продолжаются несколько недель, месяц и гораздо реже несколько месяцев. Применение экспедиционного метода позволяет в более короткий срок изучить большую группу населения, обследовать большую территорию.