Этнографический аспект социальной политики

Этнос – социальная группа, проживающая на определенной территории, отличающаяся уникальным языком общения, признающая единое происхождение и обладающая культурным комплексом. Во взаимодействии сприродой этнос использует две основные формы деятельности. Первая – непосредственное потребление природных ресурсов естественным образом. Вторая – создание артефактов, отсутствующих в естественной природе в готовом виде.

Они призваны обеспечивать как биологические, так и социальные потребности личности. Этнические образы, понятия и стереотипы поведения воспринимаются членами общности как самый верный способ сосуществования с окружающим миром. Этническая идентичность обеспечивает историческую преемственность, служит исходной системой ориентации людей в мире.

В сущности каждого человека как биосоциокультурного существа имеются объективные этнические формы, складывающиеся тысячелетиями. Такими объективными закономерностями и формами жизнедеятельности этнических общностей выступают природно-географический, естественно-общественный, историко-культурный аспекты социального бытия.

Этносы тысячелетиями приспосабливались к природно-географическим условиям территории. Каждый этнос занимает определенную территорию на земном шаре, которой присущи свои природные свойства – почва, климат, рельеф, водные ресурсы, географическое расположение. Любая этническая культура формировалась в конкретных природно-антропологических условиях и приспособлена к ним.

Эти природно-географические условия диктуют этническим сообществам технологии производства, формы общественной жизни, в том числе характер социальной сферы. В процессе адаптации они создают самобытную культуру, добиваясь гармоничных отношений между природой и преобразовательной деятельностью.

Достижение равновесных отношений происходит за счет выработки органичных естественно-общественных условий. В них выражена оптимальная структура, механизмы, технологии труда и быта, социального общежития конкретного этноса. Социальная политика обязана рассматривать как объективную данность условия жизнедеятельности людей, учитывать специфику традиционного труда, быта, общежития. Она должна учитывать особенности естественно-общественных условий жизнедеятельности этноса, поскольку в ином подходе социальная политика будет иметь разрушающий характер.

Этнос, в процессе своей деятельности, вырабатывает то этническое сознание, которое оформляется как историко-культурное наследие. На каждой определенной территории исторически вырабатывалась производственная база со своей технологией, специализацией и кооперацией преобразовательной деятельности сообщества людей. Это историко-культурное наследие является творческой созидательной базой деятельности социальной общности. Оно призвано быть объективной жизненной опорой для людей, расселенных на конкретной территории среды обитания.

В КОНСПЕКТ:

· Этнос – социальная группа, проживающая на определенной территории, отличающаяся уникальным языком общения, признающая единое происхождение и обладающая единым культурным комплексом.

· Во взаимодействии сприродой этнос использует две формы: непосредственное потребление природных ресурсов естественным образом; создание артефактов, отсутствующих в естественной природе в готовом виде.

· В этнической сущности имеются объективные формы, складывающиеся тысячелетиями, которые призваны обеспечивать как биологические, так и социальные потребности человека.

· Такими объективными закономерностями и формами жизнедеятельности социальных общностей выступают природно-географический, естественно-общественный, историко-культурный аспекты социального бытия.

· Каждый этнос занимает определенную территорию на земном шаре, которой присущи свои природные свойства – почва, климат, рельеф, водные ресурсы, географическое расположение.

· Этнос тысячелетиями приспосабливается к природно-географическим условиям территории, результатом чего становится самобытная культура, отражающая гармонию отношений между природой и деятельностью.

· Эти природно-географические условия диктуют этническим сообществам технологии производства, формы общественной жизни, в том числе характер социальной сферы.

· Социальная политика обязана рассматривать как объективную данность географические условия жизнедеятельности людей, учитывать специфику традиционного труда, быта, общежития.

· Достижение равновесных отношений происходит за счет выработки органичных естественно-общественных условий, в которых выражена оптимальная структура, механизмы, технологии труда и быта этноса.

· Социальная политика должна учитывать особенности естественно-общественных условий жизнедеятельности этноса, поскольку в ином подходе социальная политика будет иметь разрушающий характер.

· Этнос, в процессе своей деятельности, также вырабатывает этническое сознание, оформляемое как историко-культурное наследие и призванное быть объективной опорой для людей, расселенных на данной территории.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какой смысл заложен в термин «демографический аспект социальной политики»?

2. Что такое демография как наука, какие объективные закономерности она исследует?

3. В чем смысл демографической ситуации?

4. Какими признаками наделена демографическая структура?

5. Какие уровни самоорганизации жизнедеятельности населения бывают?

Наши рекомендации