IV. Работа с текстом романа
Обсуждение в группах и выступление по вопросам домашнего задания по I части с зачитыванием и комментированием необходимого текста. (Вопросы № 1-6).
Задания:
1 ряд: Рассказать и проанализировать историю жизни И. И. Обломова по следующему плану:
а) образ главного героя: основные черты характера, формирование характера, его детство (коротко), день Обломова (коротко), роль деталей в обрисовке образа главного героя;
б) жизненные идеалы героя;
в) отношение автора к герою;
г) Захар и Обломов;
д) обломовские черты в Захаре.
— Почему обломовская лесть не производит на нас впечатления пошлости?
— Каковы основные факторы, оказавшие влияние на формирование характера Обломова?
— Что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным)?
— Можем ли мы сказать, что Обломов — характер типический. Ему подобные были до Обломова и после него? Прав ли Обломов, говоря: «Имя нам — легион»?
— Как же нам понять сочетания в Обломове такого противоречия: с одной стороны, стремление жить, с другой стороны, боязнь жить; с третьей стороны, «мне давно совестно жить на свете»? Выделить привлекательные черты характера героя, его слабости, символы.
(Привлекательные черты: мягкость, простота, великодушие, доброта... Слабости: апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни... Символы: большой диван, удобный халат, мягкие туфли).
2 ряд: Рассказать и проанализировать материал об Андрее Штольце по следующему плану:
а) характеристика Штольца;
б) деятельность Штольца, его идейная позиция;
в) отношение автора к Штольцу;
г) выявить — Штольц — антипод Обломова или его двойник;
д) выделить привлекательные черты и слабости этого героя.
— В чем видит Гончаров ограниченность Штольца?
— Почему Гончаров и критики считали, что образ А. Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?
— А. П. Чехов (1889 г.) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная...» Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания Чехова.
(Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущий дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперек). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, не имеет программы общественного служения. В нем нашли свое отражение определенные тенденции русской жизни — стремление к личной независимости, это буржуазный делец. К обломовщине относится снисходительно, считая ее временной болезнью общества).
Выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполнить таблицу:
Обломов | Штольц | |
Образ жизни | ||
Отношение к семье и родителям | ||
Отношение к образованию | ||
Поведение в обществе и на службе | ||
Восприятие любви |
После этого учащиеся должны обобщить данные и сделать выводы.
Примерный ответ-вывод учащихся:
Образы этих героев в романе противопоставлены по всем пунктам, но не строго. Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущения. Можно отметить несколько сходных черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери.
3 ряд: Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской, используя вопросы:
— Каков характер и идеалы Ольги?
— Почему Ольга полюбила Обломова?
— Является ли Ольга Ильинская положительной героиней?
Расскажите историю любви Ольги и Обломова. Заполните таблицу цитатами из романа:
Зарождение любви | Неоправдавшиеся надежды |
— Роман согрет двумя историями любви. Равная ли это любовь— любовь Агафьи Матвеевны и любовь Ольги?
— Брак Штольца и Ольги. Счастливый ли он?
(Привлекательные черты Ольги: неудовлетворенность собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками (добродушная насмешка над ленью, пение, чтение, беседа по прочитанному, прогулки). Деятельная, страстная натура, много сделала чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Образом этой женщины Гончаров решал проблему равенства женщины. Целеустремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы: стремится приносить пользу людям, обществу, свободна от личных стремлений.)
V. Обсуждение главы №9 «Сон Обломова»
Итак, все более полно предстает пред нами главный герой. И вдруг среди всего этого повествования автор нас переносит в «райский уголок». Роман «Обломов» — роман, родившийся из сна. Мы сталкиваемся с интересным явлением: перед нами не само сновидение, а произведение, написанное по мотивам сна.
I часть сна.
— Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край?
— Что же снится Илье Ильичу?
(Краткий пересказ 9 гл.).
— Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову. Каков полдень, вечер? Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?
— С какой целью автор использует пейзаж?
II часть сна. Чудесная страна.
— Каков переход от первой части сна ко второй?
(Он очень простой, на первый взгляд: «Потом Обломову приснилась другая пора…».)
— Каким предстает перед нами мальчик Илюша?
III часть сна. Обломову 13-14 лет.
— Каков здесь механизм связки частей?
(И снова мастерство Гончарова (внешняя простота перехода к следующей части): «Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет 13- 14».)
— Что происходит далее?
(Знакомство с новыми героями, событиями из жизни героя (Захарка, Штольц, учение, бесенок).
— Обломовка — родовое имение героя. Какими предстают пред нами Обломовка и ее жители?
(Зачитать).
— В чем корни «обломовщины»?
Просмотр фрагмента фильма «Несколько дней из жизни Обломова»
— Каким увидел маленького Илюшу режиссер Н. Михалков, снявший по мотивам романа Гончарова в 1980 г. фильм.
— Сравните ваш образ Илюши и образ, созданный Михалковым. В чем сходство и в чем принципиальные отличия?